Творческая работа опыт использования художественной литературы на уроках физики учителя физики Смольяниной Г. Н



Скачать 138.5 Kb.
Дата24.04.2016
Размер138.5 Kb.
ТипТворческая работа
Мытищинский детский дом-школа музыкального воспитания


ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Учителя физики

Смольяниной Г.Н.

Мытищи-2009

Содержание.
Введение.

Глава 1. Принципы гуманизации и гуманитаризации преподавания физики и

возможности их реализации

§ 1 Гуманизация и гуманитаризация образования и их основные

направления.

§ 2 Наука и искусство – две грани одного и того же процесса –

творчества.

Глава 2. Методика использования художественной литературы на уроках

физики.

§ 1 Систематизация материала по разделам и темам школьного курса физики.



§ 2 Использование отрывков из художественной литературы на различных этапах урока физики.

Глава 3. Учет психологических особенностей познавательных процессов.

§ 1 Внимание

§ 2 Восприятие

§ 3 Мышление

Глава 4. Результаты применения разработанной методики на уроках физики в

средней школе.

Заключение.

Литература.
Приложение:


  1. конспект урока с использованием отрывков из художественной литературы;

  2. фрагменты литературных произведений, используемых на уроках;

  3. результаты опроса учащихся;

  4. литература.



Введение.
Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического прогресса, физика показывает учащимся гуманистическую сущность научных знаний, подчеркивая их особую нравственную ценность. Физика формирует теоретические способности учащихся, их материалистическое восприятие мира и убеждения, то есть способствует восприятию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям, так как только в этом случае можно достигнуть эффекта сопереживания, пробуждающие определенные нравственные чувства и суждения учащихся.

Основной задачей данной работы является подбор и систематизация отрывков из художественной литературы по всем темам школьного курса физики; разработка методики их использования на различных этапах урока с учетом психологических особенностей познавательных процессов.

Резервы повышения познавательных интересов многочисленны и мы разработали свои методы, учитывая особенности своей школы, контингент учащихся.

Наша школа является малочисленной и нам предоставляется прекрасная возможность вникнуть до мельчайших деталей в жизнь каждого ученика, рассчитать обучение на каждого школьника, увлечь детей своим любимым предметом.

Наиболее важными проблемами оказались следующие:


  • отсутствие целеустремленности и самостоятельности у школьников

  • низкий культурный уровень детей

  • низкий уровень подготовленности к общению

  • отсутствие активности и инициативности.

Практика работы показала, что формирование устойчивого познавательного интереса, нравственное и эмоциональное развитие учащихся успешно осуществляется на уроках физики с использованием отрывков из художественной литературы.


Глава 1. Принципы гуманизации и гуманитаризации преподавания физики и возможности их реализации.
§ 1 Гуманизация и гуманитаризация образования их основные направления.
Среди основных базовых принципов школьной реформы были выделены гуманизация и гуманитаризации образования. Гуманитаризация - это создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей и дарований ребенка, для его самоопределения. Важнейшую роль в гуманизации образования играет искусство. Оно является по сути универсальным средством формирования и развития творческих способностей, образного мышления, эмоциональной сферы, эстетического формирования личности. На всех возрастных этапах оно выступает как особая форма духовно-практической деятельности, в которой происходит эмоционально-ценное самоопределение человека.

Гуманизация – поворот школы к ученику с ориентацией не только на подготовку к будущей жизни, но и на полноценность его школьной жизни. Основная идея гуманизации: науки существуют для человека, а не сами по себе. Суть гуманизации заключается в особой, собственно человеческой форме отношения человека к миру.

Гуманитаризация – это отказ от технократических представлений о мире как о неодушевленном механизме, расчленяемом в процессе познания; стремление преодолеть раскол культуры образования на гуманитарную и техническую составляющие, т.е. поворот образования к целостной картине мира, а не только к научно-техническому прогрессу.

Гуманитарное образование предполагает не только повышение удельного веса гуманитарных дисциплин в учебном процессе, сколько радикальное изменение самого типа этих дисциплин и дисциплин естественно научного цикла. Нужно отказаться от прежней их установки на описания, на полуобъяснение – полувнушение; их направленность в первую очередь должна быть на развитие творческого, критического, гуманитарного мышления. Естественно-научная культура, в нашем случае это физика, не должна быть «слепком» готового знания: необходимо, чтобы она разворачивалась перед учащимися как живой процесс поиска, открытий, изобретений, как историческая драма идей и людей, как взаимосвязь в взаимовлияние науки и техники, экономики и хозяйствования, как осознания глобальных проблем человеческого общества.


§ 2 Наука и искусство – две грани одного и того же процесса – творчества.
Великий гений, Иоганн Вольфганг Гёте, был убежден, что наука и искусство являются равноправными сторонами в процессе познания и творчества: и ученый, и художник наблюдают и изучают реальный мир во имя главной цели – постижения истины, добра и красоты. Гёте гениально предвидел проблему, ставшую как никогда актуальной сегодня: для того, чтобы наука осталась на позициях гуманизма, чтобы она приносила людям пользу и радость, а не вред и горе, она должна крепить связи с искусством, высшая цель которого – нести разуму добро и красоту. Сегодня, когда накоплены горы смертоносного ядерного оружия, когда о фантастических могучих силах, вызванных к жизни наукой, жестоко напомнили несколько трагедий: гибель экипажа космического корабля «Челленджер», авария на Чернобыльской АЭС, гибель подводной лодки «Комсомолец» - как никогда остро стоит проблема гуманизации науки. И в деле борьбы за торжество идеалов гуманизма наряду с политическими усилиями огромная роль принадлежит искусству, ибо искусство понятно всем, оно не нуждается в переводчиках.

Прежде всего, наука и искусство – две грани одного и того же процесса – творчества. Цель у науки и искусства одна – торжество человеческой культуры, хотя достигается она разными путями. «И в науке и в литературе творчество не просто радость, смешанная с риском, - это жестокая необходимость, - говорит американский писатель, физик по образованию Митчелл Уилсон, – И ученый, и писатель, в какой бы обстановке они не росли, в конце концов находят свое призвание, словно под влиянием той же силы, которая заставляет подсолнечник поворачиваться к солнцу».

Глубокая общность науки и искусства определяется и тем, что оба этих творческих процесса ведут к познанию истины. Стремление же к познанию генетически заложено в человеке. Известны два способа познания: первый основан на выявлении общих признаков познаваемого объекта с признаками других объектов; второй на определении индивидуальных отличий познавательного объекта от других объектов. Первый способ познания свойственен науке, второй – искусству.

Научное и художественное познание мира как бы дополняют друг друга, но не могут быть сведены одно к другому или выведены один из другого. Олицетворением проблемы взаимодействия науки и искусства в начале ХХ века стала тема «Эйнштейн и Достоевский» (4). Слова Эйнштейна: «Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс!» - вот уже более полувека будоражат умы и ученых, и художников. Сотни статей комментируют несколько слов великого физика, выдвигаются различные гипотезы, но в одном сходятся все: современная наука не может развиваться без способности ученых к образному мышлению. Воспитывается же образное мышление искусством (2).

Не только искусство притягивает науку, но и наука постоянно притягивает искусство. Замечательного русского поэта и ученого Валерия Брюсова можно назвать родоначальником «научной поэзии». В предисловии к своему сборнику стихов «Дали» Брюсов писал: «…поэт должен по возможности стоять на уровне современного научного знания и вправе мечтать о читателе с таким же миросозерцанием. Было бы неправильно, если бы поэзия навеки должна была ограничиться, с одной стороны, мотивами о любви и природе, с другой – гражданскими темами. Все, что интересует и волнует современного человека, имеет право на отражение в поэзии».

Взаимоотношение науки и искусства – сложный и трудный процесс. В науке, где требуется ум, нужна и фантазия, иначе наука становится сухой и вырождается в схоластику. В искусстве, где требуется фантазия, нужен и ум, ибо без систематического познания профессионального мастерства настоящее искусство невозможно. Наука и искусство проходят путь от нерасчлененного единства (античность и Возрождение) через противопоставление противоположностей (эпоха Просвещения) к высшему синтезу, контуры которого только проглядываются сегодня…

Для ликвидации разрыва между наукой и искусством нужно интегрировать научную и художественно-образную картину мира. Богатый материал физики и ее глубокая связь со всеми проявлениями жизни позволяют это сделать.


Глава 2. Методика использования отрывков из художественных произведений на уроках физики.
§ 1 Систематизация материала по разделам и темам школьного курса физики
По окончании института (1986 г.) нам выпускникам Читинского государственного педагогического института им. Чернышевского, подарили замечательную книгу В.Я.Лыкова «Эстетическое воспитание при обучении физике». Особенно интересна глава «Сколько лирики в физике?», где автор показывает на конкретных примерах связь физики и литературы, и предлагает учителям составить сборник физических задач из литературных источников (5). С того времени, уже больше десяти лет, по крупицам собирались разного рода отрывки из художественных произведений, стихи.

Опыт подобной работы описан в книгах К.В.Власовой, Л.А.Ивановой, И.Я.Ланиной, в них много полезных рекомендаций по использованию отрывков из художественных произведений на уроках (6, 8, 13). Еще несколько журнальных статей заслуживают внимания и могут быть использованы в практической работе (7). Чтобы выработать свою личностную методику, нужно знать опыт других учителей. Но нередко мы сталкиваемся с такими явлениями: рекомендуемый и описанный в литературе блестящий урок или прием при попытке использования его не всегда дает ожидаемые результаты. Нельзя дать хороший, полезный урок по шаблону, скопировав у кого-то. Причина проста: у каждого класса свой опыт познавательной деятельности и свой средний уровень развития. А ведь прием и метод учебной работы, в свою очередь, рассчитан на определенный уровень развития познавательных способностей учащихся. Например, беседа как наиболее доступный метод работы, с успехом применяемый в любом классе, а выполнение логико-поисковых заданий требует познавательных способностей учащихся достаточно высокого уровня. Поэтому приемы и методы работы, с успехом применяемые в одном классе, не могут быть механически перенесены в любой класс. В отношении методики проведения уроков с использованием отрывков из произведений художественной литературы должен быть творческий подход каждого учителя.

По всем темам школьного курса физики был собран необходимый материал. Для эффективного его использования все фрагменты были систематизированы по разделам и темам школьного курса физики:


  1. Механика:

а/ относительность движения

б/ явление инерции

в/ понятие инертности


  1. Силы в природе

  2. Невесомость. Реактивное движение. Импульс тела.

  3. Вечный двигатель

  4. Механическая работа

  5. Энергия

  6. Давление:

а/ в твердых телах

б/ в жидкостях

в/ атмосферное


  1. Движение жидкостей и газов (закон Бернулли)

  2. Звуковые явления (резонанс, эхо)

  3. Механический резонанс

  4. Скорость звука в различных средах

  5. Механические волны

  6. Диффузия.

  7. Броуновское движение

  8. Способы изменения внутренней энергии.

  9. Виды теплопередачи

  10. Взаимные превращения жидкостей и газов (испарение и конденсация)

  11. Плавание и отвердение кристаллических тел.

  12. Агрегатные состояния вещества:

а/ расширение при нагревании

б/ нелинейное расширение воды

в/ кристаллы


  1. Электрические явления:

а/электризация

б/ закон Ома для полной цепи

в/ электрический ток

г/ электрическое поле внутри проводников



  1. Электрический ток в различных средах

  2. Постоянные магниты

  3. Магнитные бури.

  4. Световые явления:

а/ прямолинейное распространение света

б/ солнечные лучи

в/ затмение

г/ отражение, преломление.


Отрывки из художественных произведений по разделам и темам школьного курса физики в приложении 2.

В своей работе из различных литературных жанров мы в основном используем поэзию и художественную литературу. С первых уроков физики внимание учащихся обращаем на то, что поэты часто пишут о природе, что природа – не только окружающая среда, но и огромная «лаборатория», где происходят различные физические процессы и явления. Изучение их на фоне фрагментов художественных произведений не только обогащает учебный процесс (он становится интересным, наглядно-образным, впечатляющим), но и расширяет кругозор учащихся.

Художественная литература всегда ставила перед собой высокие задачи, среди которых самая благородная – воспитание человека. Пробуждение его лучших качеств и осуждение пороков. Замечательные произведения художественной литературы показывает нам жизнь людей в общественно-историческом и лично-нравственном аспекте. Заставляя сопереживать. Испытывать глубокие чувства по поводу той или иной судьбы. Характеризуя прозаический стиль изложения, А.С.Пушкин писал: «Точность и краткость – вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ничему не служат». Мысль писателя, выраженная ярко, образно и глубоко, запоминается надолго и, оказывая эмоциональное воздействие, становится достоянием учащихся. Среди таких мыслей много таких, которые отражают природные закономерности, различные физические явления и поэтому использование их на уроках дает хорошие результаты. Например, явление звукового резонанса ученики поймут и запомнят лучше, если на уроке услышат фрагмент из рассказа А.П.Платонова «Никита» (приложение стр.48).

Практика показала, что не каждый отрывок из литературных произведений, имеющий отношение к физике, целесообразно цитировать на уроках, необходимо придерживаться определенных методических требований: цитированные тексты должны:



  • быть связаны с конкретными вопросами курса физики;

  • отражать основной, а не второстепенный или дополнительный учебный материал;

  • иметь высокие художественные достоинства: яркость и убедительность образов, выразительность;

  • быть краткими, лаконичными;

  • способствовать созданию положительной мотивации к изучению физики (показывать значимость знаний по физике для жизни каждого человека, раскрывать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством).


§ 2 Использование отрывков из художественной литературы на различных этапах урока физики.

  1. Иллюстрация теоретических положений при объяснении нового материала

Знакомя учащихся с диффузией в 7 классе мы зачитываем отрывок из рассказа Л.Н.Толстого «Черемуха»: «Черемуха эта росла не кустом, а деревом…кудрявая и вся обсыпанная яркими, белыми, душистыми цветами. Издалека слышен был ее запах».

У учащихся часто появляется желание проверить на опыте факты, приведенные в книгах любимых с детства писателей.

Например, в произведении Ж.Верна «Таинственный остров» описан пример изобретения линзы (8 кл.)

«Сайрес Смит…просто-напросто воспользовался двумя выпуклыми стеклами карманных часов… Налив в стекла воды, - он сложил их и слепил края глиной. У него получилось таким образом двояко-выпуклое зажигательное стекло; поймав в его фокусе пучок солнечных лучей, он направил их на горсточку сухого мха, и мох воспламенился». Этот отрывок мы зачитываем, а затем проверяем на опыте после объяснения новой темы, когда учащимся уже известны все основные характеристики линз.

Для урока в 8 классе об электризации тел интересным примером служит отрывок из книги К.Паустовского «Черное море»: «Воздух во время урагана так густо насытился электричеством, что я был свидетелем, как у негра ….искры сыпались из волос, как будто искры из паровой машины».

Нередко бывает так, что мы не имеем возможности провести эксперимент, подтверждающий действие изучаемого закона, в этом случае мы используем яркие, образные примеры из художественной литературы. Действие 3 закона Ньютона описывает А.Беляев в своей повести «Звезда КЭЦ». Один из героев повести попав на маленькую планету, обнаружил действие 3 закона Ньютона.

«Я начал раздеваться. И вдруг почувствовал, что физический закон – сила действия равна силе противодействия – обнаруживается здесь в чистом виде, не затемненный земным притяжением. Здесь все вещи и сам человек превращается в «реактивные приборы». Я отбросил костюм, говоря по земному «вниз», а сам, оттолкнувшись от него, подпрыгнул вверх. Получилось: не то я сбросил костюм, не то он меня подбросил».




  1. Опрос учащихся

Отрывки играют роль качественных задач или контрольных вопросов отвечающему, что позволяет определить глубину понимания учащимися пройденного материала. Повторение темы проходит более интересней и эмоциональней, если учащиеся, используя отрывок из художественных произведений, объясняют то или иное явление, закон или понятие. Так учащимся 8 класса необходимо объяснить деду Митрию (рассказ К.Паустовского «Подарок»), что такое электрический ток: «…А ты этот электрический ток видел? Как же ты его видел, когда он видимости не имеет, вроде как воздух?» При ответе учащиеся дают определение электрического тока, запоминают о направлении электрического тока, называют условия, необходимые для существования электрического тока и так далее.

Для определения глубины знания семиклассников по теме «Инерция» обсуждаем с ними отрывки из произведений Ф.Искандера «Святое озеро», Л.Кэррол «Алиса в зазеркалье», Г.Уэллса «Человек, который умеет творить чудеса». Особенно интересно идет на уроке объяснение таких отрывков, где имеется научная ошибка, неточность. Перед учениками ставится более сложная задача: найти ошибку и правильно объяснить описанное явление.

Например, сложный вопрос о невозможности изменить положение центра тяжести системы тел только за счет действия внутренних сил системы обсуждаем с учащимися, вспоминая Мюнхаузена (Э.Распе), а также героя белорусской сказки «Бортник»: «Человеку нужно достичь другого берега реки». Но как ее перейти? Глубоко и плавать он не умеет. Подумал, рассудил Бортник, ухватил себя за волосы, да как рванет – так и перебрался через реку».

Нахождение в художественных произведениях ошибок, неточностей автора или литературного персонажа имеет дидактическое значение, поскольку, как известно, «на ошибках учатся». Мы стараемся пояснить ученикам, что замеченные неточности не снижают художественных достоинств цитируемых произведений – ведь у художественной литературы свои цели.


  1. Решение задач (качественных, количественных, оценочных, графических)

После изучения в 9 классе темы «Движение тела под действием силы тяжести» (V направлена под углом к горизонту) ученики с интересом отвечают на вопросы к отрывку из повести А.П.Чехова «Степь», вспоминая при этом еще об одной силе и ее особенностях. «Егорушка…разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и …опять нырнул…опять та же сила, не давая ему коснуться дна и побывать в прохладе, понесла его наверх».

О какой силе идет речь в этом отрывке?

Как называется линия – траектория полета Егорушки в воздухе?

Напиши ее уравнение.

Докажи, что это действительно так.

Решение: Если тело движется в воздухе так, что его начальная скорость V направлена горизонтально или под углом к горизонту, то тело движется под действием силы тяжести. Линия траектории полета Егорушки в воздухе называется параболой (или баллистической кривой). Докажем, что траектория представляет собой параболу.

С девятиклассниками при повторении темы «Мощность» рассматриваем отрывок из произведения А.Платонова «Ямская слобода». «Посредине слободы стоял двухэтажный дом. Около него колодезь, а у колодца круглый сарай – темница для лошади. В той темнице целый день лошадь кружилась на месте, таская деревянное водило. На водиле закручивались и раскручивались веревки, которыми таскали бадьями воду из колодца. Вода сливалась в большой чан, а из чана набиралась в корыта. Из корыта крестьяне поили лошадей по копейке с головы, а люди пили бесплатно».

- Вычислите мощность, при которой была совершена работа по подъему из колодца бадьи с водой массой 30 кг, глубина колодца 30 м, время затраченное на подъем 0.5 мин., каждый метр веревки имеет массу 1 кг.

С интересом учащиеся решают задачи, в которых необходимо сделать рисунок, поясняющий ответ. В 8 классе рассматриваем отрывок из произведения А.Беляева «Последний человек из Атлантиды». «Как только жар усиливался, он (жрец – Хранитель Высших Тайн) спускался в свои подземные комнаты. Здесь всегда стояла ровная прохладная температура. Хорошая вентиляция освежала воздух. Дневной свет проникал, преломленный шлифованными зеркалами. Зеркала вращались по ходу солнца».

- Нарисуйте систему из трех плоских зеркал, позволяющих повернуть луч света на 90.

Решение: Учащиеся, используя закон отражения света делают вывод о том, что при отражении от зеркала луч поворачивается на угол, равный двум углам падения (рис.1а). Исходя из этого на (рис.1 б, в) показаны комбинации зеркал, позволяющие повернуть луч на 90.




  1. Постановка проблемы

При проблемном обучении познавательную деятельность учащихся стремимся организовать по логике развертывания творческого познавательного процесса, а именно:

а/ создаем проблемную ситуацию, анализируем ее и в ходе анализа подводим учащихся к необходимости изучения определенной проблемы. Например,

б/ Включаем учащихся в активный поиск решения проблемы на основе имеющихся знаний и мобилизации познавательных способностей.

После изучения в 8 классе темы «Магнитное поле Земли», когда учащиеся уже знают, где находятся магнитные полюсы Земли и как это определить, урок начинается с чтения отрывка из стихотворения М.А.Дунина «Ах, как играет этот Север!»

Ах, как играет этот Север!

Ах, как пылает надо мной

Разнообразных радуг веер

В его короне ледяной!

Ему, наверно, по натуре

Холодной страсти красота,

Усилием магнитной бури

Преображенная в цвета…


В стихотворении упоминается магнитная буря. Чем объясняют появление магнитных бурь?


  1. Уроки закрепления, обобщения и систематизации знаний.

На такие уроки в качестве разминки выносятся отрывки из художественных произведений по изученной теме (приложение стр.28)

Предлагаемая нами практическая работа базируется на научных основах познавательных процессов. При этом в процессе планирования и построения уроков мы опираемся на индивидуальные особенности и способности учащихся, направляя процесс обучения в сторону развития этих способностей.

Глава 3. Учет психологических особенностей познавательного процесса при использовании художественной литературы.
Все способности человека развиваются в процессе деятельности. Это утверждение – ведущий принцип психологии. Нет другого пути развития познавательных способностей учащихся, кроме организации их активной деятельности (2).


Познавательные процессы учащихся





внимание

память

мышление

восприятие

Представление и воображение

Деятельное начало – основной фактор развития ученика. Нужно раскрыть в нем способность самостоятельно обретать, усваивать и использовать знания. Деятельное начало пробуждает в ребенке то, что более ста лет назад К.Д.Ушинский назвал «врожденным стремлением человека к деятельности» (2).


§ 1 Внимание
Необходимым условием успешного осуществления любой практической деятельности человека является внимание. Почти каждый из нас может вспомнить те счастливые минуты урока, западающие в память на всю жизнь, когда стоит взволнованная тишина и класс с напряженным вниманием ловит каждое наше слово. Нельзя сохранить внимание учеников, держа класс в напряжении все сорок пять минут урока. Это невозможно, да и не нужно. Как показывают исследования процесса утомления, наблюдаются малые и большие циклы снижения уровня внимания – в начале и конце урока. В эти моменты я часто обращаюсь к литературным произведениям для привлечения внимания. Например, в начале урока «Инерция тел» (7 кл.) напоминаю ученикам один из эпизодов знакомой сказки В.Гаршина «Лягушка-путешественница»: «Лягушка, дрыгая своими всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше». Все занятие направлено на объяснение непонятного для героини сказки явления. В конце урока можно снова вернуться к приведенному отрывку, и вместе с учениками убедиться, что поставленная задача полностью решена. А также, если остается время. Рассмотреть еще ряд отрывков из художественных произведений (приложение, стр.33).

Чередование напряжения и расслабления – обязательные условия устойчивости внимания. После объяснения нового материала, особенно, если он не сопровождался показом опытов и демонстраций, психологически важно и интересно показать ученикам яркую иллюстрацию явления или закона. Например, проявление законов гидродинамики (9кл) в стихотворении М.Лермонтова «Дары Терека»:

Терек воет дик и злобен

Меж утесистых громад.

Буре плач его подобен,

Слезы брызгами летят.

Но по степи разбегаясь,

Он лукавый принял вид

И, приветливо ласкаясь,

Морю Каспию журчит…


Особую сложность для нас представляет повторение и закрепление изученного: нелегко привлечь внимание к тому, что уже знакомо. В практике обучения ведется постоянный поиск приемов и методов, повышающих эффективность этой ответственной части учебной работы. Существующие методы и приемы повторения и закрепления изученного, которые позволяют повысить интерес к работе, можно свести в три группы.

Во-первых, это введение нового материала и новых учебных задач. В дополнение к изученному ученикам приводятся новые данные, примеры, иллюстрации. При изучении реактивного двигателя (9 кл.) на втором уроке зачитывается отрывок А.Беляева «Звезда КЭЦ»: …Я увидел длинный, обтекаемой формы вагон без колес…воздух накачивается под днище вагона и по особым щелям прогоняется назад. Таким образом, вагон лети на тончайшем слое воздуха. Трение сведено до минимума. Движение достигается отбрасыванием назад воздушной струи, и вагон развивает такую скорость, что с разгона без мостов перепрыгивает небольшие реки.

Во-вторых, это использование приемов и методов, включающих в активную работу максимальное количество учащихся (в идеале – всех). Старая педагогическая мудрость гласит: нельзя работать с одним учеником, нужно работать со всем классом. Но на практике это требование реализовать непросто. Включить в работу всех удается при фронтальной письменной проверке знаний, при введении программированного обучения с проверкой каждого шага в обучении и т.д. Справедливости ради нужно отметить, что такие способы проверки знаний создают иллюзию обучения, создавая калейдоскопическое мелькание вопросов и ответов. Высокая активность, внимание вроде налицо, а в головах учеников не остается ничего цельного и упорядоченного. Высокая активность достигается при создании соревновательных ситуаций, введения игровых моментов, а также на семинарских занятиях.

Как показывает практика, традиционные формы построения семинара не вызывают у учащихся особого внимания к обсуждаемой теме: их ответы нередко дублируют содержание излагаемых в учебниках вопросов, не просматривается при этом четкая позиция участников семинара, наблюдается боязнь учащихся выйти за рамки текста, проявить самостоятельность суждений. Поэтому тема семинара и выносимые на обсуждение вопросы, а также список произведений литературы, в которых можно найти ответы на вопросы семинара, становятся достоянием всех учащихся на несколько недель до его проведения. Готовясь к семинару, старшеклассники советуются с учителем, просят помощи. Примером таких семинаров могут служить тем «Электрический ток в различных средах», «Насыщенные и ненасыщенные пары».

В-третьих, это привлечение к оценке и контролю результатов повторения самих учеников. Существуют различные варианты такого подхода. Например, опрашиваемые ученики получают карточки-задания с отрывками из произведений, они должны ответить на поставленные вопросы, а остальные учащиеся дополняют и уточняют ответы товарищей. При повторении темы «Электрический ток» (8 кл.) учащимся можно предложить объяснить деду Митрию (рассказ К.Паустовского «Подарок»), что такое электрический ток (приложение, стр.63). Особенно интересно выбрать такие отрывки, где имеется научная ошибка, неточность. Учащимся ставится более сложная задача: найти ошибку и правильно объяснить описанное явление. Например, после изучения темы «Закон сохранения импульса» предлагается оценить проект Сирано де Бержерака, как достичь Луны (Э.Ростан «Сирано де Бержерак»):

Я изобрел шесть средств

Подняться в мир планет!

… Сесть на железный круг

И, взяв большой магнит

Его забросить вверх высоко,

докуда будет видеть око;

Он за собой железо приманит, -

Вот средство верное!

А лишь он вас притянет,

Схватить и бросить вверх опять, -

Так поднимать он бесконечно станет!


Придумывая цель и план урока, мы не можем быть их рабом. Очень важно своевременно реагировать на неожиданные обстоятельства урока. Непредсказуемые изменения учебной ситуации и уровня внимания учеников обязывает нас внести изменения в намеченный план, проявить гибкость педагогического мышления. Если, к примеру, в классе чувствуется пассивность, усталость, перевозбуждение и другие эмоциональные всплески, то заинтересовать учащихся можно отрывком, иллюстрирующем изучаемое явление, привлечь и сконцентрировать их внимание на этом примере.
§ Восприятие
Деятельность других психических функций – памяти, мышления, воображения возможна на основе восприятия. Восприятие представляет собой отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств.

Важной характеристикой восприятия является его мотивационная сторона. В зависимости от того, есть ли у ученика потребность воспринимать то, что говорится или демонстрируется на уроке, желание и интерес к предмету, различны будут и результаты восприятия (его скорость, точность образов, полнота отображения признаков и т.д.) (9).

Важным регулятором процесса восприятия является установка, которую в данном случае можно рассматривать как готовность к восприятию нужного материала. Установка оказывает огромное влияние как на процесс, так и на результаты восприятия. От нее зависит, какие объекты, детали будут восприниматься, а на какие человек не обратит внимания; настолько ясным и ярким будет восприятие объектов. Если, например, ученику дан отрывок из художественного произведения, для определения глубины понимания изучаемого материала, то хорошим средством формирования установки на восприятие будет являться словесная инструкция или вопросы к заданию. В 9 классе после изучения темы «Силы в природе» учащимся можно предложить отрывок из стихотворения А.И.Бунина «Отлив».

В кипящей пене валуны,

Волна, блистая заходила –

Ее уж тянет, тянет Сила

Всходящей за морем Луны.

Во тьме кокосовых лесов

Горят стволы, дробятся тени –

Луна глядит – и, в блеске, в пене,

Спешит волна на тайный зов.
- О какой силе идет речь в стихотворении?

Назовите основные особенности этой силы.

Результаты восприятия во многом определяются прошлым опытом, интересами, занятиями ученика. Поэтому, излагая новый материал, целесообразно напомнить ученикам о художественном произведении, с которым они знакомились раньше и предложить им проанализировать отрывок из произведения глазами физики. Так, в 9 классе при изучении законов Ньютона можно вспомнить отрывок из басни И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука» (приложение, стр. 34).

С возрастом у школьников существенно обогащается запас пространственных образов. Возрастной особенностью старших школьников является позиция «над текстом», т.е. они не ограничиваются простым восприятием сюжета, а пытаются осознать причины описываемых событий, пытаются полнее раскрыть действие тех или иных закономерностей. Например, в разделе «Механика» (7 и 9 кл.) учащиеся знакомятся с инерцией только твердых тел, что сужает формируемое понятие. Ведь жидкости и газы тоже обладают этим свойством, и яркую картину проявления их инерции учащиеся воспроизведут при чтении отрывка из рассказа Г.Уэлса «Человек, который мог творить чудеса». Герой этого рассказа был недоволен тем, что ночь, когда он совершал благие дела, быстро шла к концу, и он решил ее задержать. Пользуясь своей волшебной силой, он приказал Земле: «Перестань-ка вращаться, слышишь!» И Земля остановилась. Автор очень живо описывает последствия столь опрометчивого шага своего героя, и учащиеся, объясняя их причины, легко распространяют закон инерции на жидкости и газы, благодаря чему у них формируется более правильное обобщение. Одним из основных принципов эффективности восприятия на уроке является обязательное сочетание восприятия с пониманием. Разрывать два этих процесса во времени совершенно недопустимо, так как в противном случае восприятие утрачивает одно из своих главных свойств – осмысленность. Для адекватного восприятия художественных текстов полезно введение образного компонента в восприятие вербального (словесного) текста в виде рисунков учащихся или учителя (при изучении темы «Силы в природе»), в старших классах учащиеся используют словесное рисование и прямое цитирование. Для выявления понимания темы учащимся предлагается решить задачи самостоятельно. Чем больше загружен ученик самостоятельной работой на уроке, чем больше проблем он успевает решить, больше открытий сделать, тем меньше он замечает, сколько времени длится урок. Нам, учителям, надо учитывать индивидуальные различия в восприятии и оценке времени на уроке.



§ 3 Мышление.
Как известно, психика человека целостна, поэтому выделение отдельных психических процессов в известной степени условно. Трудно провести четкую границу между восприятием, памятью и мышлением. Тем не менее, эти процессы имеют свои характерные особенности, что и позволяет вычленить их внутри познавательной деятельности. Процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты называется мышлением. (9). Функции мышления достаточно разнообразны, мы учитываем их в реализации учебного процесса (схема 2)

Функции мышления

Понимание



Решение проблем и задач

Целеобразования

Рефлексия

Понимание представляет собой раскрытие существенного в предметах и явлениях действительности, постижение смысла значения чего-либо, достигаемое на основе связывания понимаемого с уже известным человеку из прошлого опыта.

Человеческое мышление стремится отразить изучаемые объекты или явления прежде всего путем соотнесения их с более широким кругом явлений, включая их в систему уже изученных закономерностей, связей и отношений действительности. (9)

Рассказывая в 7 (9)классе об относительности механического движения, мы приводим стихотворение А.С.Пушкина «Движение»

Движенья нет, сказал мудрец брадатый,

Другой смолчал и стал пред ним ходить.

Сильнее бы не мог он возразить;

Хвалили все ответ замысловатый,

Но, господа, забавный случай сей.

Другой пример на память мне приходит:

Ведь каждый день пред нами Солнце ходит,

Однако ж прав упрямый Галилей.


После изучения в 9 классе темы «Относительность движения» зачитываем отрывок из стихотворения З.Ю.Кузнецова «Отцепленный вагон» и просим объяснить ощущение пассажиров в этом вагоне, тем самым выясняя насколько глубоко понят изученный материал.

Усыпил нас большой перегон

Проводник и кондуктор исчезли

Говорят, отцепили вагон

На каком-то безвестном разъезде.

Мы, не зная, из окон глядим

Только поезд пройдет вдоль разъезда

Нам покажется – мы не стоим,

А безмолвно срываемся с места.

Только он промелькнет – обнажится

То же зданище, поле окрест,

То умчится, то снова примчится

Наш вагон на пустынный разъезд.
Хорошо известно, что ученик начинает активно мыслить в тех ситуациях, когда средства и способы деятельности, которыми он располагает, оказываются недостаточными для достижения целей. Таким образом, в деятельности ученика возникает затруднение, разрыв, невозможность осуществлять ее известными способами. Такая ситуация представляет собой проблему. Принцип проблемности обучения предполагает в целях активизации мыслительной деятельности учащихся постоянное выдвижение перед ними все новых и новых проблем, решение которых помогает усвоению сущности изучаемых понятий или закономерностей.

При изучении в 7 классе темы «Воздухоплавание» нам помогает эпизод из произведения А.Толстого «Гиперболоид инженера Гарина» (приложение, стр.43). Все занятие будет направлено на объяснение данного эпизода.

Художественная литература, в частности научная фантастика служит материалом для составления проблемных задач. Так, по рассказу С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова-внука» (приложение, стр.37) в 7 классе, учащимся предлагаем оценить минимальные размеры льдины, толщину льда. При изучении в 8 классе темы «Виды теплопередачи» в качестве проблемных задач берем отрывки из произведений Л.Н.Толстого «Тепло» (приложение, стр.56), «Союз пяти» (приложение, стр.560, М.М.Пришвина «Кладовая солнца» (приложение, стр.56)

В своей работе мы стремимся, чтобы деятельность учащихся была направлена на осмысление знания (рефлексия), анализ его содержания и методов познания, своих действий, самопознания.

Художественная, фантастическая литература используется нами для развития творческого, образного и критического мышления. Например, учащиеся 9 класса после изучения темы «Движение жидкостей и газов по трубам. Закон Бернулли» творчески, с большим азартом решают задачу из стихотворения Ю.Кузнецова «Бумажный змей» (приложение, стр.47). Решая задачу о том, как Барон Мюнхаузен вытащил сам себя из болота за волосы, учащиеся легко обосновывают невозможность этого, критически относятся к прочитанному, но применяя те или иные методы или приемы активизации, мы всегда стараемся учитывать имеющийся уровень развития познавательных способностей учащихся. Сложные познавательные задачи предлагаем лишь ученикам, обладающим высоким уровнем развития познавательных способностей, так как задачи, не соотнесенные с уровнем развития сил учащихся, превышающие возможности ученика, не могут сыграть положительной роли в обучении. Они подрывают у учащихся веру в свои силы и способности.

Это еще раз убеждает нас в том, что при подготовке к уроку мы обязаны учитывать психологические особенности познавательного процесса учащихся.


Глава 4. Апробация разработанной методики на уроках физики в средней школе.
Основной задачей нашей работы является: привлечение и развитие интереса учащихся к своему предмету: активизация работы детей на уроке; повышение эмоционального уровня урока; развитие логического, творческого, образного и критического мышления; учить умению аргументировано высказывать свое мнение, суждение по отрывкам из литературных произведений с физической точки зрения; развитие речи учащихся.

Исходным моментом в нашей работе есть обеспечение глубокого понимания учащимися учебного материала. Интерес к уроку физики при использовании отрывков из художественных произведений на различных этапах урока заметно повышается, в этом мы убеждались не раз, так как за время своей работы пришлось поменять несколько школ (средняя школа № 7 г.Экибастуза Павлодарской области Казахстана, средняя школа № 4 г. Переславля Ярославской области, средняя школа п.Дубки Переславского района Ярославской области).

Наши наблюдения показывают, что городские школьники более активны (особенно в старших классах), они с большим увлечением сами становятся соучастниками процесса обучения, для них достаточно было составить список литературы, и они старались прочитать все предложенные им произведения и самостоятельно найти примеры, содержащие физический материал. Учащимся городских школ более доступны библиотеки, музеи, театры. Учащиеся сельских школ более скованы, инертны.

Практика показала, что использование физических задач из литературных источников повышает у ребят эмоциональность восприятия, формирует чувство прекрасного, развивает речь, учит их внимательному прочтению произведений. Заметно улучшилась речь школьников, что немаловажно для сельских ребят.

Многие отрывки из произведений художественной литературы в нашем приложении были предложены ребятами. Активное участие самих ребят в этой работе ориентирует их на развитие творческой мысли, побуждает к выражению своих суждений, защите своего мнения. Учащиеся стали более критически относиться к прочитанному, даже не самые лучшие по успеваемости ученики стараются найти различные неточности в текстах. Чтение отрывках из художественных произведений активизирует «лириков». Физика перестает быть для них сухой и отвлеченной наукой, так как помогает увидеть вокруг разнообразные физические явления, ранее не замеченные, помогает им быть более наблюдательными, помогает осознать и лучше запомнить пройденное. Очень важно, что в нашей школе такую работу мы проводили совместно с учителями биологии и литературы.

Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, пути исканий активных форм преподавания физики не ограничены, тем более, что во многом нам помогают ученики. По сути дела они являются соавторами нашей работы.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
На основании изучения методической и психолого-педагогической литературы можно сделать выводы о том, что связь обучения физике с литературой создает условия для повышения интереса школьников к изучению предмета, улучшения качества из знания и развития способностей, формирования положительных мотивов учения, активной жизненной позиции.

На наш взгляд правильное использование связи науки и искусства позволяют решить некоторые вопросы гуманизации и гуманитаризации учебного процесса. Речь ни в коей мере не идет об отказе от полноценного приобретения знаний, а лишь об изменении педагогического подхода. Нужно ориентироваться не только на усвоение знаний, но и на способы его усвоения, на развитие познавательных способностей и творческого потенциала ребенка. Здесь, как и в любом деле, противопоказаны крайности: плохо, когда на занятиях царствует голый прагматизм, но и не лучше, если урок превращается в спектакль, где слишком много стихов-излишних эмоций. Нужна гармония. Учебные занятия, на которых физика и искусство идут рука об руку, показывают, что истинная красота и красота истины в гармоническом единстве рационального и эмоционального.

Нами разработана методика использования отрывков из художественных произведений по всем темам курса физики. По каждой теме курса физики имеются карточки с изложением интересных опытов, задач, фактов, описанием различных физических явлений. Этот материал используется на различных этапах урока.

Предложенный нами опыт использования художественной литературы на уроках физики базируется на научных основах познавательных процессов, с учетом психологических особенностей этих процессов.



Нами проведена апробация разработанной методики как в городских так и в сельской школе. Целенаправленные наблюдения и результаты анкетирования учащихся положительные. Использование отрывков из художественных текстов на уроках вызывают интерес учащихся к предмету, стимулируют их познавательную деятельность, помогают формировать у учащихся чувство прекрасного, обогащают их образное мышление, учит их внимательному прочтению произведений, развивает речь.
ЛИТЕРАТУРА.


  1. Днепров Э.Д. Четвертая школьная реформа в России. – М.Интерпракс, 1994

  2. Волошинов А.В. Математика и искусство. – М. Просвещение 1992

  3. Наука и жизнь (ж/л) – статья Б.Г.Кузнецова «Эйнштейн и Достоевский» № 6 1965

  4. Лыков В.Я. Эстетическое воспитание при обучении физике. М.Просвещение 1986

  5. Власова К.В. Мир научной фантастики на уроках физики – М. Издательство Академии педагогических наук РСФСР 1963

  6. Физика в школе, журналы - № 2, № 6 1995, № 6 1996

  7. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физике.- М.Просвещение, 1983

  8. Педагогика / Под редакцией Ю.К.Бабанского.- М. Просвещение, 1988

  9. Урок физики в современной школе /Под редакцией В.Г.Разумовского, Л.С.Хижняковой. – М.Просвещение, 1993

  10. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.Педагогика, 1971

  11. Мощанский В.Н. Формирование мировоззрения учащихся при изучении физики. М.Просвещение, 1976

  12. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. – М.Просвещение. 1985

  13. Романова В.И. Развитие логического мышления учащихся при обучении физике. – М.: Просвещение, 1985

  14. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986

  15. Фридман Л.М. Педагогический опыт глазами психолога. – М.:Просвещение, 1987

  16. Особенности педагогического процесса в малокомплектной школе/Под редакцией П.Т.Фролова. М.Просвещение, 1991.



Каталог: fizika
fizika -> Использование дистанционных технологий в очном обучении
fizika -> В помощь юному исследователю Примерная тематика научно- исследовательских работ Физика
fizika -> Условия реализации индивидуальной образовательной траектории
fizika -> Педагогическая поддержка учащихся с низким уровнем учебных возможностей
fizika -> Рабочая программа по физике (углубленное изучение) за курс основного общего образования
fizika -> Муниципальное общеобразовательноеучреждени е
fizika -> Программы по физике


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница