Трудности поведения. Вопросы дисциплины



Скачать 112.58 Kb.
Дата24.04.2016
Размер112.58 Kb.
Трудности поведения. Вопросы дисциплины

Рипинская С. А.,

педагог- психолог ГУО

«Средняя школа №22 г. Гомеля»

(8-0232) 42-23-27 sh22gomel@yandex.by
Многие исследователи и практикующие специалисты говорят о том, что воспитание в интернатных учреждениях приводит к многочисленным негативным последствиям.

В связи с этим, одной из приоритетных форм воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является устройство их в замещающую семью - приёмную семью.

Главная цель замещающей семьи - создание оптимальных условий для формирования и всестороннего развития личности ребёнка, расширение круга его социальных отношений, создание предпосылок для вступления в самостоятельную жизнь.

С момента помещения ребёнка в семью учреждением образования ведётся психолого-педагогическое сопровождение, изучение адаптации и динамики развития на протяжении всего времени пребывания ребёнка в приёмной семье.

Одним из важных компонентов психолого-педагогического сопровождения является диагностика. Сущность диагностирования состоит в том, чтобы обнаружить изменения существенных характеристик, признаков личности, воспитательного процесса. По окончанию диагностики предоставляются рекомендации педагога-психолога приёмным родителям, учителям-предметникам.

В большинстве случаев, ребёнок, поступающий в новую семью на воспитание - это ребёнок из семьи, злоупотребляющей алкоголем. Повседневная жизнь таких детей постоянно сопровождается эмоциональным стрессом и не проходит бесследно, отражаясь на психике ребёнка.

В процессе изучения адаптации приёмного ребёнка в семье выявляются проблемные области. Это могут быть и взаимоотношения между приёмным ребёнком и родителем, взаимоотношения между биологическими детьми и приёмными, проблемы психосоматического, неврологического, психиатрического характера, трудности в усвоении школьной программы.

Поэтому одной из форм работы с замещающей семьёй в нашем учреждении образования выбрана такая форма работы, как, «Родительский университет для приёмных родителей», который проводится 1-2раза в год. Тематика таких занятий: «Этапы адаптации ребёнка в приёмной семье», «Умственное и эмоциональное развитие приёмного ребёнка», «Трудности поведения, вопросы дисциплины». На занятия также приглашаются опекуны.

Одно из таких занятий мы предлагаем вашему вниманию.
Занятие для приёмных родителей по теме «Трудности поведения. Вопросы дисциплины»

Цели и задачи занятия:



  • предоставить информацию о возможных трудностях поведения детей, оставшихся без попечения родителей;

  • способствовать пониманию родителями причин трудного поведения детей:

  • предоставить информацию об эффективных способах преодоления трудностей в поведении детей;

  • сформировать представления о том, что такое дисциплина и для чего она нужна;

  • предоставить информацию о допустимых и недопустимых способах поддержания дисциплины.

План занятия

1.Приветствие и разминка

2. Мозговой штурм «Трудности поведения»

3.Упражнение «Что делать родителю?»

4.Сообщение «Что нужно знать родителю о «трудном» поведении ребёнка»

5.Дискуссия «Что такое дисциплина?»

6.Упражнение «Поощрения и наказания»

7. Подведение итогов и обратная связь.
- Приветствие и разминка.

Цель: включить слушателей в работу

Материалы:


  • небольшой предмет, который можно передавать по кругу (мяч, игрушка)

Содержание.

Ведущий приветствует участников и предлагает провести небольшую разминку: передавая по кругу какой-либо предмет, назвать своё настроение в данный момент. Затем, ведущий кратко рассказывает о целях и содержании занятия.


- Мозговой штурм «Трудности поведения».

Цель: расширить представление о возможных трудностях детей


Форма проведения: мозговой штурм
Материалы: чистый лист бумаги, маркер
Содержание.

Ведущий предлагает участникам составить список трудностей поведения детей. Участники могут называть примеры из своего опыта, или подумать о своих опасениях в отношении приёмного ребёнка. Чаще всего в список попадают следующие примеры «трудного» поведения ребёнка: воровство, ложь, агрессия, отказ ходить в школу, вспышки раздражения и гнева, использование нецензурных выражений, уходы из дома и т.д. Подведя итог, ведущий говорит, что есть много трудностей поведения, которые могут поставить родителя в тупик или даже рассердить его.

На занятии мы не успеем разобрать все возможные трудности, но на примере некоторых попробуем понять общие принципы того, что делать родителю в подобных ситуациях.

- Упражнение «Что делать родителю?»

Цель и задачи:

способствовать пониманию родителями причин трудного поведения детей;

предоставить информацию о причинах и эффективных способах справиться с такими трудностями как детские истерики, агрессивное поведение, воровство

Форма проведения: работа в группах


Материалы:

три карточки с кратким описанием ситуаций трудного поведения детей; чистые листы бумаги, маркеры (по количеству подгрупп)

Содержание

Группа делится на три команды. Разделить участников можно, предложив им рассчитаться на цвета светофора: красный, жёлтый, зелёный. Каждой команде ведущий даёт по одной карточке с описанием ситуации. Задание для команд: обсудить и сформулировать возможные действия родителей, чтобы справиться с трудным поведением ребёнка. На работу в группах даётся 10 минут.


Ситуация 1. Маше 6 лет. Девочку взяли на воспитание из детского дома 6 месяцев назад. Первое время в семье всё шло хорошо, но примерно через месяц Маша начала негативно реагировать на простые требования и ограничения взрослых (просьбу убрать за собой игрушки, ограничение сладостей, отказ купить дорогую игрушку и т.д.) Девочка начинает плакать, кричать, устраивать «сцены». Ей бывает трудно успокоиться. Иногда она настолько себя не контролирует, что может ударить взрослого, или удариться сама. А недавно к этим трудностям добавились истерики по утрам, во время сборов в детский сад.

Ситуация 2. Пете 9 лет, он учиться во втором классе. В приёмной семье Петя совсем недавно. Петя почти год жил в приюте, после того, как его забрали из родной семьи, в которой мальчик повергался физическому насилию.

На прошлой неделе приёмных родителей вызвали в школу и сказали, что мальчик ведёт себя агрессивно по отношению к одноклассникам. Он может ударить другого ребёнка, когда тот не делает того, что хочет Петя. А накануне Петя устроил серьёзную драку с мальчиком, который его обозвал.



Ситуация 3. Ане 8 лет она живёт в приёмной семье вместе со своей младшей сестрёнкой Катей (3года) уже год. Приёмная мама воспитывает девочек одна, и почти всё свободное время уделяет младшей, поскольку у Кати есть трудности со здоровьем. Аня вполне самостоятельная девочка, однако, она очень нуждается во внимании. Также, Ане никак не удаётся наладить отношения с ребятами в школе: с ней никто не хочет дружить.

Некоторое время назад приёмная мама заметила, что у неё стали исчезать небольшие суммы денег. Она не придавала этому значения, т.к. думала, что не помнит, как потратила. Но вчера у неё пропало несколько украшений, среди которых была как бижутерия, так и несколько ювелирных изделий. Сразу же выяснилось, что украшения взяла Аня. Почти всё она раздала своим одноклассницам в школе.

Обсуждение.

Обсуждение организуется поочерёдно для каждой из ситуаций. Сначала группа представляет результаты своего обсуждения. Другие участники могут также высказывать свои идеи. Затем ведущий делает короткое сообщение, в котором важно поставить акцент на причинах трудного поведения ребёнка. Затем можно спросить у родителей, изменился ли их взгляд на ситуацию. При необходимости, можно вместе с родителями продумать новый план действий для преодоления трудностей.

Методические рекомендации.

Ниже приведены ключевые моменты, которые важно сообщить родителям, говоря о причинах и о том, что помогает справляться с трудным поведением ребёнка.



Ситуация 1: истерика.

Истерика - это ответ ребёнка на трудности, с которыми он сталкивается, в частности, на запреты, ограничения, неудачи, невозможность получить что-то прямо сейчас и пр. В основе истерики лежит гнев, который появляется в ответ на запреты и ограничения. Реагируя сильным протестом, ребёнок пытается получить то, что он хочет. Чаще всего истерики встречаются у детей в возрасте от 18 месяцев до 3 лет, но бывают и у детей постарше. Дети, которые воспитывались в детском доме, и затем оказались в семье, также часто прибегают к истерикам в ответ на новые правила, ограничения и запреты. С истериками помогают справиться такие действия взрослых:



  • отразите чувства ребёнка, можете связать их с ситуацией: «Ты рассердился, потому, что я не даю тебе конфету»;

  • старайтесь сохранять спокойствие, даже если ребёнок сильно возбуждён;

  • маленького ребёнка можно взять на руки и крепко обнять, ограничив таким образом его движения; в это время продолжайте отражать чувства ребёнка;

  • когда истерика носит ярко выраженный демонстративный характер, может помочь тактика «сознательного игнорирования». Отойдите на несколько шагов от ребёнка и не реагируйте никак на его поведение, или уйдите в другую комнату; делая это, вы должны сначала убедиться в безопасности ребёнка; однако не злоупотребляйте этим приёмом, поскольку подобное поведение взрослого может быть сигналом ребёнку о том, что Вам безразличны его чувства;

  • не эффективно объяснять что-либо, читать «нотации» или наказывать ребёнка, который находится в состоянии истерики;

  • когда ребёнок успокоился с ним можно обсудить существующие правила: «сначала надо съесть второе, потом я дам тебе конфету» и пр;

  • помните, что неуверенная позиция взрослого, непоследовательность и несогласованные действия разных членов семьи стремление в ответ на истерику предоставить ребёнку всё, что он хочет - провоцируют дальнейшие истерики ребёнка.

Ситуация 2: агрессивное поведение.

Причин агрессивного поведения ребёнка существует много. Наиболее распространёнными являются: неумение по-другому выражать свой гнев; реакция ребёнка на жестокость среды, в которой он жил (включая физическое насилие, унижение, отвержение, пренебрежение нуждами); «выученный» способ поведения (если ребёнок жил в среде, где насилие считалось нормой); способ привлечения внимания вследствие недостатка эмоционального тепла; самозащита. В зависимости от причин, могут быть разные стратегии реагирования на такое поведение ребёнка:



  • если агрессивное поведение ребёнка – последствие пережитой травмы, то нужно помочь ребёнку справиться с трудным переживанием. Поговорите с ним о его чувствах, в том числе чувствах гнева, злости и т.д.; позвольте выражать свои чувства безопасным для других людей способом. Вы чувствуете, что не справляетесь сами – обращайтесь за профессиональной помощью.

  • Научите ребёнка приемлемым и безопасным способам выражения своего гнева и других негативных чувств; объясните ему, почему нельзя использовать физическое насилие, будьте тверды в запрете на физическую силу. Будьте примером ребёнку во всём этом.

  • Уделяйте ребёнку достаточно внимания, теплоты, заботы. Любви; убедитесь, что ребёнок не чувствует себя одиноким, ненужным, заброшенным.

  • Помните, что если ребёнок находится в агрессивной по отношению к нему среде (например, подвергается физическим наказаниям или эмоциональному насилию в семье) – агрессивное поведение ребёнка будет агрессивной реакцией. Пока не будут устранены причины, ничего не удастся сделать с последствиями.

Ситуация 3: воровство.

У детского воровства также существует множество причин. Чаще всего встречаются:

- недостаток внимания и эмоционального тепла со стороны родителей; «выученный» способ поведения (если воровство было способом выживания и поощряемым поведением);

- несформированные представления о том, что такое «своё» и «чужое», отсутствие своих личных вещей (особенно часто это встречается у воспитанников интернатных учреждений);

- неуважение со стороны взрослых к «собственности» ребёнка (например, взрослые свободно распоряжаются личными вещами и игрушками ребёнка); отсутствие собственных карманных денег; иногда причиной воровства ребёнка становится на него и вымогательство со стороны других детей.

- Сообщение «Что нужно знать родителю о «трудном» поведении ребёнка»

Цель и задачи:


  • способствовать пониманию родителями причин трудного поведения детей;

  • предоставить информацию об эффективных способах преодоления трудностей в поведении детей;

  • обобщить информацию, полученную в предыдущем упражнении;

Форма проведения: сообщение ведущего


Материалы: не требуются
Содержание.

Ведущий делает небольшое сообщение, которое обобщает информацию, полученную в предыдущем упражнении.


- Дискуссия «Что такое дисциплина?»

Цель: сформировать представления о том, что такое дисциплина и для чего она нужна


Форма проведения: дискуссия
Материалы: не требуются
Содержание.

Ведущий просит участников ответить на вопрос: «На ваш взгляд, что такое дисциплина, нужна ли она, что она в себя включает?». В процессе обсуждения, ведущий дополняет и комментирует ответы участников. Дискуссия должна подвести слушателей к таким выводам:

Разумная дисциплина – это одно из необходимых условий развития ребёнка; для ребёнка одинаковый вред наносят как чрезмерно жёсткие требования и меры воспитания, так и вседозволенность. Т.е. отсутствие всяческих правил, запретов и ограничений.

Способы дисциплины включают в себя установление правил, поощрения, наказания. Но помните о том, что очень многие модели поведения ребёнок усваивает в общении с родителями и наблюдая за их поведением.

Основной задачей дисциплины не может являться добиться от ребёнка беспрекословного подчинения взрослому; если вы ставите такую цель, рано или поздно вы столкнётесь с серьёзными негативными последствиями.

Дисциплина должна способствовать тому, чтобы ребёнок сам учился понимать границы дозволенного и принимать решения. С возрастом возможности родителей контролировать поведение ребёнка уменьшаются, и ребёнок начинает сам решать, что можно, а что нельзя. Поэтому важно, чтобы усвоение норм происходило путём их «включения» в структуру личности. Обсуждайте с ребёнком правила и ограничения; объясняйте, для чего они нужны; не требуйте невыполнимого; хвалите за поведение, которое считаете правильным; соблюдайте правила сами.

- Упражнение «Поощрения и наказания»

Цель и задачи:

расширить представления о возможных способах поддержания дисциплины;

предоставить информацию о допустимых и недопустимых способах поощрения и наказания ребёнка

Форма проведения: мозговой штурм (работа в небольших группах)
Материалы: чистые листы бумаги, маркеры
Содержание.

Участники делятся на две команды. Одна команда получает задание придумать как можно больше способов поощрения ребёнка, вторая – как можно способов наказания. На работу в группах даётся 5-7 минут. Затем каждая команда представляет результаты своей работы.

Обсуждение.

В ходе обсуждения важно затронуть следующие моменты:



  • Преимущества поощрений по сравнению с наказаниями;

  • Соотношения поощрений и наказаний в пользу первых;

  • Соответствие мер воспитания поступку ребёнка, а также его возрасту и способностям понять произошедшее;

  • Использование принципа «логически вытекающие из поступка негативные последствия»;

  • Недопустимость применения любых форм физических наказаний и наказаний, унижающих личность ребёнка.

- Подведение итогов и обратная связь.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница