Труд как фактор народного воспитания



Скачать 114,93 Kb.
Дата21.04.2016
Размер114,93 Kb.
Труд как фактор народного воспитания

Евразийский Национальный

Университет им.Л.Н.Гумилева

Д.п.н., профессор Шалгынбаева К.К.

К.п.н., дойент Жиентаева Б.Ж.

Конституции Республики Казахстан написано: «Забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей», в программе «Казахстан – 2030» отмечается: «Мы должны ежедневно помнить, что помимо задач нынешнего периода на нашем поколении лежит огромная ответственность перед будущими поколениями: ответственность отцов и матерей, дедушек и бабушек перед своими детьми и внуками. Какими мы хотим видеть своих детей и внуков в том далеком будущем, когда они достигнут нашего возраста?» тем самым в этих основополагающих государственных актах особое внимание уделяется к судьбе подрастающего поколения.

Взять в основу современного воспитания учащихся опыт традиционного трудового воспитания казахов – цель и задача народной педагогики. В процессе организации разнообразных взаимоотношений и действий учащихся в социальной среде впитание в них народного опыта и хороших черт характера издавна является благим намерением. Наряду с этими народная педагогика призвана учить подрастающее поколение, которое сможет приумножить общественное богатство, широко использовать ценности духовной культуры нашего народа, приспособленного к правилам рыночной экономики. Она же ставит цель освоить виды традиционного труда народа, чтобы формировать многогранную активную, деловую, конкурентоспособную, одаренную, творческую личность с пробужденным национальным сознанием.

Все это подтверждает мысль о том, что трудовое воспитание – это привлечение человека к активной трудовой деятельности и ее организации, воспитание к трудолюбию, стойкости и верности путем формирования сознательного взгляда, признающего труд основной жизненной потребностью.

Семья играет особую роль в трудовом воспитании. Ее не заменит никакая отрасль общественного воспитания. Потому что цель семьи не только рождение ребенка, это и привитие ему ценностей традиционного труда в социально-культурной среде, мыслей и советов мудрецов о трудовом воспитании, воспитание его полезным гражданином для общества. Трудовой опыт, образцовый пример старшего поколения, беспрекословное выполнение ими своих обязанностей – большая школа трудового воспитания.

Есть и много поучительного в казахской семье по опыту формирования у детей рассудительного мировоззрения к труду. Это начинается с простейших видов труда, переплетаясь с общественно важными делами. В казахской семье мальчиков учили присматривать за ягнятами и козлятами, готовить дрова, делать орудие труда из продукции скота (плетение узды, плети, шидер, выделывание кожи, изготовление оружия и т.д.), строить кошару, также приучили к кузнечному и ювелирному искусству, а девочек воспитывали убирать дом, мыть посуду, готовить пищу, шить кружева, ткать узоры, ухаживать за детьми, обслуживать гостей. В процессе трудового воспитания родители учили детей трудиться не только для себя, но и ради благополучия народа, почетного отношения к труду, понимания радости и наслаждения трудовой деятельности.

Традиционные виды труда казахского народа, формировавшиеся с древнейших времен по природным и географическим особенностям: сельскохозяйственные, ремесленные и бытовые виды труда. Раннее привлечение детей к труду помогло формированию их человеческих достоинств, совершенствованию их художественно-эстетического вкуса, развитию их телосложения, а также повышению бережного отношения к культурному наследию народа. Все это казахский народ осуществил не методом наказания, а самыми эффективными, простыми путями метода объяснения, различными способами агитации, поощрения, внушения, обучения, разучивания и т.д. В этих целях широко использовали сказки, пословицы и поговорки, загадки и скороговорки, ораторские речи и благословения, лирические и богатырские песни, легенды и притчи и др. жанры устного народного творчества. Значит, в казахском народе с древнейших времен бытует большой опыт систематизированного трудового воспитания, дополненный и обработанный по требованию каждой эпохи. И сегодня в период вступления человеческой цивилизации в третье тысячелетие, когда уже освоили космос и вошли в мировую информационную систему, без определенного изменения продолжается преемственность трудовой технологии нашего народа. Теперь же самой актуальной проблемой является воспитание молодого поколения к труду на основе национальных традиций, сохраняя эту преемственность.

Дети, помогая взрослым и принимая их поучительные дела, а также навыки мастерства, постоянно находились на лоне природы, любовались ее красотой, сызмала слушали пение птиц, стрекот кузнечика, рассказы о былом, песни и кюи, сказки пастухов. Такое раннее трудовое участие детей способствовали формированию их человеческих качеств, совершенствованию художественно-эстетических склонностей их физическому развитию, бережному отношению к культурным ценностям народа. Познавательные нормы народной педагогики, в первую очередь, основаны на освоение детьми природу и богатств родной земли, разновидностей труда, связанные с традиционным хозяйством. Эти же нормы осуществлялись казахским народом не методом каких-либо наказаний, а простейшим методом объяснения детям благих намерений трудового общения, путем наставления, увлечения, разучивания и др. методами и способами народной педагогики. В этих же целях широко были использованы жанры устного народного творчества как лирические, исторические песни, сказки, предания, пословицы и поговорки, загадки и скороговорки, ораторские слова и слова благословения и др. Этому свидетельствуют такие пословицы как «Хороший ребенок – опора, плохой ребенок – досада», «Дождями поле зеленеет, благодарностью человек процветает», «Хорошее слово – половина счастья». Выше названные методы – могучие способы, воспитывающие молодое поколение к человечности и трудолюбию, внушающие к добрым, деловым и трудолюбивым качествам.

Следовательно, казахский народ с давних времен имеет большой опыт трудового воспитания, о чем красноречиво свидетельствует народная педагогика. Хотя человеческая цивилизация на пороге третьего тысячелетия новой эры продолжает удивлять новыми достижениями научно-технического прогресса, все равно продлевает свое существование трудовое воспитание народа. И поэтому нынешнее воспитание молодого поколения к труду на основе народных традиций остается злободневной проблемой современной педагогики.

Одна из самых актуальных задач трудового воспитания подрастающего поколения в многоотраслевых школах нашей республики на основе богатого этнопедагогического наследия – это воспитание к традиционному труду, организация обучения по менеджменту, маркетингу, технологии, бизнесу и др. отраслям, связанным по будущей профессии через программу профессионального обучения, перерастание этого воспитания к производительному труду и деловому бизнесу. Наряду с этим следует привить у молодежи любви к труду и почетного отношения к людям труда, формировать их навыки и деловые качества в процессе трудовой деятельности.

а) Ручной труд – казахский народ с древнейших времен в своей ежедневной трудовой деятельности, развивал прикладное искусство. Казахи готовили самые нужные вещи племени, семьи, отдельной личности соответственно художественного вкуса и требования. Шерсть, кожа, кости и рога, т.е. продукции скотоводства служили материалами для изготовления произведений прикладного искусства. С младенства увидевшие все это дети постепенно осваивали тайны и секреты искусства и накапливали значительный опыт до взросления. Ремесленной профессии их учили родители, опытные старцы и мастера аула, которые в своих воспитательных целях использовали методы объяснения, внушения, консультации, упражнения, одобрения, поощрения и т.д.

Известно, обычно воспитанием мальчиков занимались отцы, воспитанию девочек много внимания уделяли матери. Этому свидетельствуют такие пословицы как «Сын берет пример с отца, дочь с матери», «Воспитанный у отца обстругает пулю, у матери - кроит шубу». Родители считали долгом, чтобы их дети освоили какую-нибудь сферу ремесла. Поэтому они старались привить у детей все хорошие достоинства своих характеров.

Учитывая все это, народ в целях раннего приучения мальчиков к ремеслу особое внимание уделяли искусству обработки дерева. Мастеров, занимающихся обработкой дерева, народ выделял особо, называв их по мере изготовления изделий – «үйші» («мастер изготовления юрт»), «ерші» (мастер изготовления седла), «арбашы» (мастер изготовления телеги), «ұста» (кузнец). Эти мастера кроме основной профессии могли готовить и другие изделия. Например, кузнецы наряду с изготовлением домашней утвари, принимали участие и в обработке изделий из металла и кости.

Работа юртостроителя, мастера по изготовлению деревянных частей юрты требует большого кропотливого труда. Мастера при учении детей к этому ремеслу, в первую очередь знакомят их с удобными для остова юрты (кереге – деревянная решетка, образующая круглые стены юрты и уық – унины, вогнутые жерди, на которых держится верхний купол юрты), разновидностями дерева (верба, голубая ива, белая ива,светло-желтая ива, береза и т.д.), секретами обработки дерева, учат как правильно работать с инструментами обработки дерева. Например, обрезание дерева в каком-то конкретном периода года, ее сушка, отбор, обстругивание, разукрашивание и т.д. Мастера особо контролируют за освоением изготовления частей юрты – шаңырақ, деревянного круга на верхушке юрты, кереге, унины, перекрестных реечек, рогулей, «скрипучей» деревянной двери (состоит из двустворчатой двери, притолоки, двух боковых стоек и порога, все они готовятся раздельно). В целях формирования навыков самостоятельной работы ученикам дали волю творческой фантазии, чтобы они сами делали узорчатые украшения в поверхности двери. В связи с этим мастера строго требовали с них, чтобы изготовленные ими работы были эстетически красивыми, изящными и качественными, настоящими произведениями искусства.

Работа юртостроителей была очень сложной, которая требовала большой привередливости, психологических взаимоотношений с людьми. Потому что юрты изготавливались по заказу и согласию конкретных людей. И объем юрт (юрта в 4,6,8,10 и т.п. полотнищ), и узорчатость юрт были разными. Все это требовало от мастеров и от их учеников искусного знания своего дела.

Жизнь казахского народа протекала в кочевой, полукочевой и оседлой обстановке. И поэтому были своеобразные особенности их домашней мебели и посуды, сделанные из дерева. Домашней мебели, изготовленной из дерева, относятся деревянная подставка на ножках для постельных принадлежностей в юрте, деревянное корыто, мутовка для кумыса, деревянное блюдо, деревянная чаша, деревянная чашка для кумыса, тостаган – небольшая круглая чашка из дерева, деревянный черпак (ожау), деревянная ложка, куби (высокий деревянный сосуд с мутовкой для взбалтывания кумыса и шубата), деревянное ведро, деревянный пест и др. изделия. Искусные мастера поверхности этих изделий украшали орнаментом, красиво раскрашивали их узорами, при этом обделывали их костью, различными металлами, камнями и стеклами. Так например, деревянные кровати по своим художественным особенностям назывались крашеной кроватью, узорчатой кроватью, простой кроватью. Эти кровати окрашивались узорчатым орнаментом, «по середине лицевой части вырезается большой круглый цветок. Узоры вырезанных орнаментов, в основном похожи на растения и дополняются стилизованным бараньим рогом, одним рогом и разными геометрическими фигурами. Узорчатые орнаменты окрашены красными, черными красками».

И в других видах домашней мебели большое обилие узоров стилизованного бараньего рога, одного рога, орнаментов, похожих на растения и летающую птицу, встречаются и нежные орнаменты, вырезанные из кости. Среди казахов мастера на все руки никогда не уставали учить молодежь своему ремеслу. Одного из них учили обделывать дерево, второго – ковать металл, третьего – делать изделия из серебра. Таким способом объясняли, как повысить качество работы и продуктивность труда, доверяли детям, постепенно осложняя требования, проводили испытания, чтобы дети на деле удостоверились на свои возможности. В этом отношении были усовершенствованы навыки и склонности казахского ребенка, сформулированы его отношение и интересы к труду, трудолюбие, выносливость, коллективизм и др. качества.

б) Бытовой труд – казахский народ, имеющий многовековую историю, в своем социальном быте занимался постройкой жилища, шитьем одежды, производством продуктов, необходимых для существования, и уместно использовал их в процессе повседневной жизни. Любой вид народного быта был тесно связан с жизнью, общественной историей, ремеслом народа.

В бытовое оборудование народа входят инструменты и снаряжения, необходимые для охоты, скотоводства и земледелия. Взрослые ткали ковер, алашу (домотканый грубошерстной полосатый ковер без ворса), чий, баскур (шерстяная тесьма), вили аркан, нитку, разрезали полосками кожу, тесьму из выделанной шкуры и дубленой кожи, плетали плетки, своими руками изготавливали разную посуду, колыбель, домашнюю утварь, остов юрты, деревянную кровать, кебеже (деревянный сундук для хранения продуктов и посуды), сундук и др. принадлежности, показывая при этом пример подрастающему поколению. И молодое поколение, увидев все это, в будущем тоже превращали их в свое ремесло.

Одна группа имуществ, необходимых быту народа, это домашняя утварь, другая же группа – снаряжения для изготовления сыромятины, оружия, оборудование для кочевки и похода. Мастера занимались и тяжелыми видами таких ремесел, как обработка камня, резьба кости, сгибание дерева, сплав рога, чеканка металла. Поэтому-то ручной труд до сих пор делится на две группы: «ремесло, свойственное мужчине» и «ремесло свойственное женщине». Например, тяжелые работы как изготовление изделий из камня, глины, кости и рога, металла и дерева выполняли мужчины, им же помогали мальчики, осваивая трудовой процесс. В свою очередь, женщины занимались нежными работами: вышиванием, тканием, плетением кружева, стеганием кошмы, шитьем кожаной одежды. Им помогали девочки, которые полностью осваивали процесс труда благодаря своим стремлениям.

В народной педагогике молодое поколение принимало участие и в других видах труда. Национальный образ жизни казахов основан на охотническом, сельскохозяйственном, ручном и бытовом труде. Поэтому дети первые свои сознательные поступки начинали с самообслуживания и услуг другим, позже стали участвовать в сельскохозяйственном труде. Вот таким образом формируются и совершенствуются деловитость и навык ребенка в соответствии его возраста, достигая намеченной цели в период его возмужания и становления как личность. И приблизительно в это время подрастания накапливаются его навыки и деловые качества, необходимые для его жизнедеятельности.

Дети в семейной обстановке осваивают следующие направления самообслуживания и обслуживания других:

а) Внимательное отношение к себе и своей одежде, содержание дома в чистом и теплом виде, стирка своей одежды и т.д.;

б) приготовление пищи (завтрак, обед, ужин), приготовление пищи из муки и др. еды, хранение продовольствия и т.д.;

в) шитье одежды, ткание, вязание, вышивание, кройка и т.д.;

г) ухаживание за младшими, их кормление, укладывание, чтение им рассказов и др. развлечения;

д) содержание двора в чистом виде, ремонт ограды, сарая и др. хозяйственные заботы;

е) заготовка дров, перевозка и укладка их и т.д.;

ж) формирование трудолюбия, воспитание трудовой культуры и т.д.

Осваивание детьми этих задач осуществляется в процессе совместного проживания с родителями, которые могут давать советы на все вопросы связанные с обслуживающим трудом, а также в процессе прямого участия в семейном быте.

Подытоживая все это, можно сказать, что в момент мирового кризиса экономики народ сделал перелом в национальном трудовом воспитании, стали заметными в стране любовь и забота общественности к национальным истокам – истории и культуре, искусству. Этот поворот проявляется в стремлении людей использовать народные ценности как способ существования. Впоследствии этого швейные фабрики советских времен стали специализироваться на национальном направлении, появились национальные мастерские разного направления. Таким образом, национальная гордость казахского народа – традиционные виды художественного труда (шитье и изготовление одежды ежедневного пользования начиная с чапана и камзола, внутренней и внешней остнастки юрты, одеяла, подушки, вышивки, ковра, кошмы, войлочных сумок и других изделий и подарков, а также головных уборов, украшенных национальными узорами).
Использованная литература:

1. Материалы международной научно-практической конференции «Этнопедагогика и проблемы одаренных детей в системе образования. Алматы, 2000г.



2. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. Алматы, «Ғылым»,1998.

3. Дайрабаева А.Е. Нравственное воспитание девушек в казахской народной педагогике, 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования, этнопедагогика, дис. ... канд.пед.н. – Алматы, 1993. – 125 с.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница