Труд, его виды, стороны труда (объект и субъект труда)



Скачать 70.69 Kb.
Дата24.04.2016
Размер70.69 Kb.
Труд, его виды, стороны труда (объект и субъект труда)

Труд – это процесс преобразования человеком предметов окружающей действительности (и изменение в ходе этого самого себя) с целью удовлетворения общественных и личных, материальных и духовных потребностей. Специфически человеческими особенностями труда считают: наличие осознавания цели до начала труда (чем человек отличается от пчелы, по К. Марксу), осознанное использование средств и «орудий», замена «орудиями» функций другого участника труда и др.


Труд – разновидность деятельности человека. Как и во всякой другой деятельности, человек в труде взаимодействует с окружающей действительностью, в ходе чего у него складывается образ, ориентирующий человека в предметном мире, ставится и достигается сознательно поставленная цель, реализуются мотивы и отношения человека к окружающему миру. Вместе с тем трудовая деятельность отличается от других видов деятельности тем, что она всегда имеет направленность на создание продукта (материального или идеального), нужного людям, тем самым на достижение социально значимого результата. Это отличает труд от других видов деятельности. Так, в учебной деятельности, в учении главным содержанием является овладение обучающимся способами познания мира; игровая деятельность, игра направлена на усвоение человеком в символическом плане способов поведения, управления другими людьми; в деятельности общения осуществляется обмен «продуктами» ранее осуществленной деятельности. Труд использует все виды деятельностей (учение, игру, общение) для наиболее эффективного получения продукта, нужного людям (обществу, себе).


Виды труда человека могут анализироваться по разным основаниям.
Различают виды труда по продукту – создающие материальные блага (производственная сфера) и конструирующие новые идеальные продукты-идеи, новые технологии, новые системы управления, обслуживания населения (непроизводственная сфера). Каждый вид труда вносит свой важный вклад в общественный прогресс, хотя их соотношение может со временем меняться. Так, раньше узко производственная сфера играла главную роль в общественном прогрессе; производство зависело от затрат физической и нервной энергии рабочих, продукт был непосредственным результатом технологических операций, в структуре кадров преобладали непосредственные работники – исполнители, так называемый производственный персонал («синие воротнички»). Удельный вес непроизводственного персонала («белых воротничков») был невелик.
Сейчас в экономическом развитии общества происходят новые процессы: расширение роли интеллектуального компонента в труде, вымывание машинного труда, возрастание роли наукоемких производств, новых компьютерных технологий, усиление значимости накопления информации, усложнение организационной структуры предприятий, необходимость услуг по донесению уже изготовленного продукта до потребителя в удобной для него форме на основе рекламы. В этих условиях представители так называемой непроизводственной сферы могут вносить большой вклад в общую производительность труда, экономичность, эффективность. Производительность труда – это взаимосвязь между использованием ресурсов и его результатами. «Белые воротнички» (инфраструктурный персонал) за счет сбора и обработки информации, поиска новых идей и технологий могут внести и вносят существенный вклад в производственную сферу. В особой мере это относят к новым видам труда в производстве будущего – программисты управляемых производственных вычислительных комплексов, операторы роботизированных производств, специалисты по сверхновым материалам (так называемые «золотые воротнички»).
По содержанию труда различают труд простой и сложный, ручной и автоматизированный, строго регламентированный и свободный творческий, а также требующий высокой, средней, низкой квалификации. При частичной автоматизации механизации и труда требуется средняя квалификация, при комплексной механизации и автоматизации – высокая квалификация работников.
Сопоставим виды труда по степени включенности в него активного творческого человека.
– Каждому человеку приходится выполнять труд по самообслуживанию. Здесь человек выступает как индивид.
– Каждому человеку требуется также осуществлять потребительный труд, направленный на удовлетворение собственных потребностей. Здесь человек – работник, создающий (обычно опосредованно) продукт для поддержания своей жизни. Человек здесь на несколько шагов может опережать ситуацию, но не отрывается от текущей деятельности и насущной потребности. Человек осуществляет такого рода труд, чтобы заработать себе на хлеб насущный.
– Люди так или иначе участвуют в общественно-полезном труде, выступают как социальные индивиды, добровольно выполняя труд для общества.
– Подавляющее большинство людей включено в исполнительный производительный труд (в производственной и непроизводственной сфере). Здесь человек – деятель, производящий реальный продукт (деятель широкого или узкого профиля, то есть он выполняет широкий или узкий круг исполнительных трудовых действий). В этом труде человек осуществляет требуемые от него и заданные обществом обязательные трудовые действия, где образец достаточно жестко задан, а оригинальное выполнение может привести к браку (9) В этом виде труда пока отсутствуют условия для выражения («опредмечивания») человеком в продукте труда своей индивидуальности. Труд в минимальной степени несет печать индивидуальности человека. Всякому человеку приходится участвовать в таком исполнительном стандартизованном рутинном труде. Главное – не сводить к нему всю свою трудовую деятельность.
– Значительная часть людей осуществляет квалифицированный производительный труд, используя при этом специальную подготовку, совокупность знаний и умений. Здесь человек выступает как специалист (с высокой, средней, низкой квалификацией). Квалифицированный труд также может включать в себя элементы исполнительного труда по образцу.
Подавляющее большинство людей осуществляет свою работу, сопрягая свои усилия с другими людьми, тем самым включаясь в совместный организованный труд.
– Многие люди стремятся участвовать в свободном самостоятельном производительном труде, где человек сознательно ставит себе цели, выбирает средства, достигает и оценивает результат. Здесь человек – субъект труда, в своих целях он начинает реализовывать («опредмечивать») свои индивидуальные потребности, цели, задачи, средства.
– Зрелая личность стремится участвовать в профессиональном производительном труде, где человек, освоив нормы профессии, выполняет их на высоком уровне, превращая тем самым труд в профессиональную деятельность, стремится развивать себя средствами профессии. Здесь человек выступает как профессионал, компетентный деятель, при этом его компетентность распространяется на собственно профессиональную деятельность, на профессиональное общение, на развитие личности, индивидуальности.
– Относительно небольшая часть работающего населения участвует в творческом производительном труде, где наиболее полно выявляются («опредмечиваются») характерные для данной личности и значимые для общества цели и результаты труда. Здесь человек – творец, новатор, изобретатель, суперпрофессионал. Его профессиональная деятельность тесно не связна с образцами, он сам намечает планы, его задачи и способы нестандартны, оригинальны. Человек устремлен в будущее, иногда опережает свое время и может быть не понят современниками.
– В отдельных случаях общество включает человека в принудительный исполнительный труд (например, в местах лишения свободы, что не мешает некоторым отдельным людям сочетать этот труд с мастерством и даже творчеством).
Человек в своей жизни осуществляет разные виды труда – от простого труда по самообслуживанию до сложных видов творчества. Каждый из этих видов труда вносит свой вклад в общечеловеческий опыт, хотя разные виды труда в различной степени развивают самого работника.
Труд может стать для человека или только средством поддержания существования, или кроме того еще и средством самовыражения, самореализации, поиска и достижения смысла жизни (он понимается людьми по-разному – выполнить свое предназначение, наилучшим образом распорядиться своей жизнью, выполнить задание свыше – трудиться это значит выполнять промысел божий, оставить добрый след в памяти человечества и др.). Чем более профессионален труд человека, тем больший вклад он вносит в общественный прогресс, способствуя благу других людей, и в то же время тем более реализует себя, обогащая своим только ему присущим способом кладовую общественного опыта и разума.
Перейдем к изложению сторон труда. В каждом из названных видов труда присутствуют две стороны, называемые объектом и субъектом труда.
Во-первых, имеется нормативная структура трудовой деятельности, не зависящая от субъективных намерений и оценок человека. Это объективно существующая и выработанная обществом структура трудовой деятельности, включающая относительно жестко фиксированный по времени и пространстве целесообразный ряд операций и функций. Эту сторону называют: «объект труда», «нормативные показатели операционально-технологической структуры профессии», «структура профессии». Этот объективный, не зависящий от конкретного человека состав трудовой деятельности включает следующие характеристики: предмет труда (с чем работает человек), профессиональные задачи, действия и операции, средства, условия, результат труда. Все эти объективные реальности сложились в обществе и существуют до начала их освоения конкретным человеком. Вместе с тем в разных видах труда человек имеет различную возможность варьировать, видоизменять состав труда.
Другая сторона труда, называемая «субъект труда», «психограмма», определяется с учетом объективного анализа труда, но не сводится к нему. Субъект труда – это те психологические характеристики, которые необходимы конкретному человеку для усвоения и эффективного выполнения труда. Сюда относится ряд профессионально-важных качеств (ПВК): направленность личности, мотивы и цели включения человека в данную трудовую деятельность, потребности в творчестве в ходе труда, профессиональные притязания, удовлетворенность трудом, а также профессиональное самосознание, необходимые для осуществления труда профессиональные способности, профессиональный тип мышления. Эти психологические качества являются как предпосылкой труда, так и его результатом, ибо они меняются местами, шлифуются у человека в ходе труда.
Объективный состав трудовой деятельности (объект труда - его предмет, задачи, условия, результаты) определяется специалистами в данной области и выражается в системе правил и нормативных документов, квалификационных требований, в функциональных обязанностях, в должностных инструкциях, где указывается, какие задачи ставятся в данном виде труда, какими способами труда следует и не следует пользоваться, каков должен быть результат труда и каким не должен быть результат труда. Психологическая сторона труда (субъект труда, психограмма – мотивы, способности, мышление и т.д.) может устанавливаться только с участием психолога.
Источник: Маркова А.К. Психология профессионализма

|


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница