Требования к программам прикладного бакалавриата в среднем профессиональном образовании и в высшем профессиональном образовании



Скачать 306,66 Kb.
страница1/37
Дата01.04.2021
Размер306,66 Kb.
#110449
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37

Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет

"Высшая школа экономики"

Институт образования

Магистерская программа «Управление образованием»

МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ

На тему Требования к программам прикладного бакалавриата в среднем профессиональном образовании и в высшем профессиональном образовании



________________

(подпись)

________________

(подпись)



Студент группы № 803

Никитин И.М.

Научный руководитель

к.п.н., доцент

Дерзкова Н.П.


Москва, 2013 г.

Содержание

Введение 3

Актуальность темы 3

Гипотеза 5

Цель исследования 5

Объект исследования 5

Предмет исследования 5

Задачи исследования 5

Глава 1. Исследования запросов рынка труда 6

1.1Обзор зарубежного опыта в реализации программ прикладного

бакалавриата 6

1.2 Сравнительная оценка организации производственной

практики в зарубежных программах прикладного бакалавриата и России 10

1.3 Исследование запросов рынка труда 12

1.4 Перспективы освоения прикладного (практикоориентированного) бакалавриата 13

Глава 2. Методология исследования 16

2.1 Определение требований работодателя к специалисту 16

2.2 Исследование нормативно-правовой базы в области

прикладного бакалавриата 17

2.3 Анализ результатов конкурса по созданию прикладного

бакалавриата в образовательных учреждениях 25

2.4 Сравнительные особенности прикладного и академического 26

бакалавриата

2.5 Этапы перехода к прикладному бакалавриату 30

2.6 Исследование требований работодателей и рынка труда 31

к выпускнику бакалавриата

2.7 Индикаторы оценки результатов исследования 42

2.8 Организационные требования по обеспечению реализации

программ прикладного бакалавриата 43

2.9 Сравнительный анализ требований программ прикладного

бакалавриата в зависимости от уровня подготовки 44

Заключение 53

Список использованной литературы 55

Приложения 59



Введение

Актуальность темы

Современное развитие экономики постоянно изменяет спрос на структуру и содержание рынка труда и занятости населения. Это является следствием формирования новых индустрий и появления новых профессий, расширения сектора услуг в условиях сокращения занятости в производстве. На рынке труда проявляется востребованность в высококвалифицированных кадрах.

В настоящее время определены ключевые изменения в структуре и системе занятости населения — это реструктуризация отраслей и создание новых профессий; существенное расширение сектора услуг, сокращение занятости в промышленности и сельском хозяйстве; перераспределение труда от низкоквалифицированных профессий в пользу высококвалифицированных, востребованных в высокотехнологичных производствах; увеличение мобильности трудовых ресурсов. Во всех сферах экономики механический ручной труд заменяется автоматизированным. На российском рынке труда за последние годы образовался значительный недостаток высококвалифицированных специалистов технических профессий.

Развитие приоритетных технологий и технических решений по направлениям «Информационно-коммуникационные технологии», «Машиностроение», «Металлургия», «Силовая электроника», «Автоматизированные системы», «Энергоэффективность», «Робототехника», «Мехатроника» требует нового подхода в методике подготовки специалистов. Требуются многоуровневые учебные программы, интегрированные в систему профессионального образования в сфере высоких технологий, развивающие научно-технические прикладные навыки, эффективно реализующие профессиональный, инновационный и научный потенциал системы профессионального образования (среднего и высшего) и высокотехнологичного производителя.

Высшая школа не может организовать объемную практическую подготовку обучающихся, там есть системная проблема – высокая доля теоретических занятий. Учреждения СПО для подготовки высококвалифицированных специалистов не способны обеспечить теоретическую подготовку, для этого у них не имеется необходимого профессорско-преподавательского состава. Бакалавр не хочет быть высококвалифицированным рабочим, рабочий не может быть бакалавром.

Необходимость внедрения программ прикладного бакалавриата (далее ПБ) обусловлена растущим спросом со стороны работодателей на синтез практических навыков и теоретических знаний у выпускников учреждений профессионального образования.

В отечественной системе образования на современном этапе появился квалификационный разрыв: в профессиональном обучении оказалось недостаточно образовательных институтов, осуществляющих подготовку по специальностям, объединяющим освоение практических навыков и теоретическое обучение. Формально эта ниша занята средним профессиональным образованием.

Современный специалист должен уметь управлять высокотехнологичным оборудованием, разбираться в чертежах, уметь читать инструкции на иностранных языках и работать с информационными системами. Это должен быть высококвалифицированный специалист со знаниями инженера и навыками рабочего. Таким компетенциям смогут удовлетворять выпускники программ прикладного бакалавриата.

Для того, чтобы организовать подготовку требуемого специалиста по программам прикладного бакалавриата, необходимо определить их место в российской системе профессионального образования: среднее профессиональное образование (базовый и повышенный уровни) - высшее профессиональное образование (академический бакалавриат и специалитет).

В настоящее время предложены две модели к реализации программ по подготовке прикладных бакалавров в России: осуществление ее в вузах или в учреждениях среднего профессионального образования. Необходимо определить наиболее целесообразный подход к прикладному бакалавриату: подготовка высококвалифицированных рабочих с высшим образованием на базе СПО или полноценный бакалавриат с расширенной прикладной частью, которая ориентирована на требования и ожидания работодателя.



Гипотеза

Программы прикладного бакалавриата будут востребованы и смогут реализоваться в том случае, если содержание и организационная модель этих программ будут соответствовать требованиям работодателя и рынка труда.

Цель исследования: определить требования работодателя к результатам освоения программ прикладного бакалавриата и условия для их освоения в учреждениях среднего профессионального образования и высшего профессионального образования.

Объект исследования: программы прикладного бакалавриата в среднем профессиональном образовании и высшем профессиональном образовании, квалификационные требования к выпускнику.

Предмет исследования: соответствие содержания профессиональных программ прикладного бакалавриата требованиям работодателя и квалификационным требованиям к выпускнику.

Задачи исследования: определить целесообразность освоения программ прикладного бакалавриата на базе среднего профессионального образования и высшего профессионального образования за счет сравнения их с программами внутрифирменного обучения. Сформировать предложения по использованию зарубежного опыта в России. Разработать индикаторы оценки результатов программ ПБ. Обобщить результаты.

Методы исследования: теоретический анализ, изучение опыта, метод сравнения, оценка и обобщение результатов исследования.


Каталог: data -> 2014
2014 -> Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
2014 -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
2014 -> Программа «Управление образованием»
2014 -> Кадровая политика вуза
2014 -> Баврина Анна Петровна профессиональная мотивация преподавателей вуза (на примере нгма) Выпускная квалификационная работа по направлению 080200. 68 «Менеджмент» магистранта группы №12учр
2014 -> «Российское общество эпохи реформ Александра ii»
2014 -> «Корпоративная культура средств массовой информации на примере телеканала рен тв»
2014 -> Начиная с восьмидесятых годов двадцатого века тема корпоративной или организационной культуры стала одной из центральных в управленческой литературе. Все больше исследователей посвящают этому феномену свои научные труды
2014 -> Система методического сопровождения педагогов по формированию метапредметных результатов в условиях подготовки и введения Федеральных государственных образовательных стандартов

Скачать 306,66 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   37




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница