Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Национальный исследовательский университет
"Высшая школа экономики"
Институт образования
Магистерская программа «Управление образованием»
МАГИСТЕРСКАЯ ДИССЕРТАЦИЯ
На тему Требования к программам прикладного бакалавриата в среднем профессиональном образовании и в высшем профессиональном образовании
________________
(подпись)
________________
(подпись)
|
Студент группы № 803
Никитин И.М.
Научный руководитель
к.п.н., доцент
Дерзкова Н.П.
|
Москва, 2013 г.
Содержание
Введение 3
Актуальность темы 3
Гипотеза 5
Цель исследования 5
Объект исследования 5
Предмет исследования 5
Задачи исследования 5
Глава 1. Исследования запросов рынка труда 6
1.1Обзор зарубежного опыта в реализации программ прикладного
бакалавриата 6
1.2 Сравнительная оценка организации производственной
практики в зарубежных программах прикладного бакалавриата и России 10
1.3 Исследование запросов рынка труда 12
1.4 Перспективы освоения прикладного (практикоориентированного) бакалавриата 13
Глава 2. Методология исследования 16
2.1 Определение требований работодателя к специалисту 16
2.2 Исследование нормативно-правовой базы в области
прикладного бакалавриата 17
2.3 Анализ результатов конкурса по созданию прикладного
бакалавриата в образовательных учреждениях 25
2.4 Сравнительные особенности прикладного и академического 26
бакалавриата
2.5 Этапы перехода к прикладному бакалавриату 30
2.6 Исследование требований работодателей и рынка труда 31
к выпускнику бакалавриата
2.7 Индикаторы оценки результатов исследования 42
2.8 Организационные требования по обеспечению реализации
программ прикладного бакалавриата 43
2.9 Сравнительный анализ требований программ прикладного
бакалавриата в зависимости от уровня подготовки 44
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложения 59
Введение
Актуальность темы
Современное развитие экономики постоянно изменяет спрос на структуру и содержание рынка труда и занятости населения. Это является следствием формирования новых индустрий и появления новых профессий, расширения сектора услуг в условиях сокращения занятости в производстве. На рынке труда проявляется востребованность в высококвалифицированных кадрах.
В настоящее время определены ключевые изменения в структуре и системе занятости населения — это реструктуризация отраслей и создание новых профессий; существенное расширение сектора услуг, сокращение занятости в промышленности и сельском хозяйстве; перераспределение труда от низкоквалифицированных профессий в пользу высококвалифицированных, востребованных в высокотехнологичных производствах; увеличение мобильности трудовых ресурсов. Во всех сферах экономики механический ручной труд заменяется автоматизированным. На российском рынке труда за последние годы образовался значительный недостаток высококвалифицированных специалистов технических профессий.
Развитие приоритетных технологий и технических решений по направлениям «Информационно-коммуникационные технологии», «Машиностроение», «Металлургия», «Силовая электроника», «Автоматизированные системы», «Энергоэффективность», «Робототехника», «Мехатроника» требует нового подхода в методике подготовки специалистов. Требуются многоуровневые учебные программы, интегрированные в систему профессионального образования в сфере высоких технологий, развивающие научно-технические прикладные навыки, эффективно реализующие профессиональный, инновационный и научный потенциал системы профессионального образования (среднего и высшего) и высокотехнологичного производителя.
Высшая школа не может организовать объемную практическую подготовку обучающихся, там есть системная проблема – высокая доля теоретических занятий. Учреждения СПО для подготовки высококвалифицированных специалистов не способны обеспечить теоретическую подготовку, для этого у них не имеется необходимого профессорско-преподавательского состава. Бакалавр не хочет быть высококвалифицированным рабочим, рабочий не может быть бакалавром.
Необходимость внедрения программ прикладного бакалавриата (далее ПБ) обусловлена растущим спросом со стороны работодателей на синтез практических навыков и теоретических знаний у выпускников учреждений профессионального образования.
В отечественной системе образования на современном этапе появился квалификационный разрыв: в профессиональном обучении оказалось недостаточно образовательных институтов, осуществляющих подготовку по специальностям, объединяющим освоение практических навыков и теоретическое обучение. Формально эта ниша занята средним профессиональным образованием.
Современный специалист должен уметь управлять высокотехнологичным оборудованием, разбираться в чертежах, уметь читать инструкции на иностранных языках и работать с информационными системами. Это должен быть высококвалифицированный специалист со знаниями инженера и навыками рабочего. Таким компетенциям смогут удовлетворять выпускники программ прикладного бакалавриата.
Для того, чтобы организовать подготовку требуемого специалиста по программам прикладного бакалавриата, необходимо определить их место в российской системе профессионального образования: среднее профессиональное образование (базовый и повышенный уровни) - высшее профессиональное образование (академический бакалавриат и специалитет).
В настоящее время предложены две модели к реализации программ по подготовке прикладных бакалавров в России: осуществление ее в вузах или в учреждениях среднего профессионального образования. Необходимо определить наиболее целесообразный подход к прикладному бакалавриату: подготовка высококвалифицированных рабочих с высшим образованием на базе СПО или полноценный бакалавриат с расширенной прикладной частью, которая ориентирована на требования и ожидания работодателя.
Гипотеза
Программы прикладного бакалавриата будут востребованы и смогут реализоваться в том случае, если содержание и организационная модель этих программ будут соответствовать требованиям работодателя и рынка труда.
Цель исследования: определить требования работодателя к результатам освоения программ прикладного бакалавриата и условия для их освоения в учреждениях среднего профессионального образования и высшего профессионального образования.
Объект исследования: программы прикладного бакалавриата в среднем профессиональном образовании и высшем профессиональном образовании, квалификационные требования к выпускнику.
Предмет исследования: соответствие содержания профессиональных программ прикладного бакалавриата требованиям работодателя и квалификационным требованиям к выпускнику.
Задачи исследования: определить целесообразность освоения программ прикладного бакалавриата на базе среднего профессионального образования и высшего профессионального образования за счет сравнения их с программами внутрифирменного обучения. Сформировать предложения по использованию зарубежного опыта в России. Разработать индикаторы оценки результатов программ ПБ. Обобщить результаты.
Методы исследования: теоретический анализ, изучение опыта, метод сравнения, оценка и обобщение результатов исследования.
Поделитесь с Вашими друзьями: |