Требования к оборудованию помещений для детей дошкольного и школьного возраста



Скачать 312.24 Kb.
Дата21.05.2016
Размер312.24 Kb.
2.4. Требования к оборудованию помещений для детей дошкольного и школьного возраста

2.4.1. Приемные и раздевальные оборудуют шкафами для верхней одежды детей, персонала и сушильными шкафами для одежды и обуви. Шкафы для одежды обязательно закрепляют и оборудуют индивидуальными ячейками - полками для головных уборов и крючками для верхней одежды.

2.4.2. В групповых помещениях столы и стулья устанавливают по числу детей в группах: 4-местные столы в первой, второй младшей и средней группах, 2-местные столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 град. - для детей старшей и подготовительной групп.

Размеры столов и стульев должны соответствовать требованиям, предъявляемым к функциональным размерам детской дошкольной мебели для каждой возрастной группы.

Стулья составляют комплект со столами одной группы и маркировки (Приложение 4).

2.4.3. При расстановке столов для занятий необходимо соблюдать следующие требования:

- столы устанавливают у светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении;

- 4-местные столы устанавливают не более чем в 2 ряда;

- 2-местные столы устанавливают не более чем в 3 ряда;

- расстояние между рядами столов должно быть не менее 0,5 м;

- расстояние первого ряда столов от светонесущей стены - 1 м;

- расстояние от первых столов до доски 2,5 - 3 м, угол рассматривания должен составлять не менее 45 град.;

- высота подвеса нижнего края настенной доски - 0,7 - 0,8 м;

- размер настенной доски должен быть 0,75 - 1,5 м.

2.4.4. В групповых помещениях для хранения игрушек и пособий устанавливают специальные шкафы.

2.4.5. Для показа диафильмов следует применять стандартные диапроекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м.

Не проводить показ диафильмов непосредственно на стене.

2.4.6. Спальни для детей 3 - 7 лет оборудуют стационарными кроватями. Длина кровати - 140 см, ширина - 60 см.

В спальне не используют стационарные двухъярусные кровати.

В туалетных детских групп устанавливают настенные или навесные вешалки с индивидуальными ячейками для детских полотенец (личных и ножных), предметов личной гигиены, хозяйственные шкафы.

Все стационарное оборудование для детей плотно закрепляют.

2.4.7. Буфетные оборудуют 2-гнездными мойками (с обязательным устройством воздушных разрывов). Для сушки и хранения посуды устанавливают подвесные сушилки и шкафы.

2.4.8. Комнату ручного труда оборудуют в соответствии с гигиеническими требованиями к детским дошкольным учреждениям.

2.4.9 Спальные комнаты для детей школьного возраста обеспечивают твердым и мягким инвентарем в соответствии с требованиями, предъявляемыми к мебели.

Кровати в спальных комнатах расставляют с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей - 0,65 м, от наружных стен - не менее 0,6 м, от отопительных приборов - 0,2 м, между изголовьями двух кроватей - 0,3 - 0,4 м, ширина центрального прохода между кроватями - не менее 1,1 м.

Спальные комнаты оборудуют пристроенными или встроенными шкафами для одежды и обуви. Количество отделений во встроенных шкафах соответствует количеству спальных мест в комнате.

Количество тумбочек и стульев в спальных комнатах соответствует числу проживающих.

Покрытия столов, тумбочек, спинок кроватей, полок и другой мебели должны быть гладкими, легко доступными для влажной уборки и дезинфекции.

2.4.10. Оконные проемы учебных, спальных и других помещений оборудуют карнизами для штор.

2.4.11. Комнаты для отдыха и приготовления уроков оборудуют в соответствии с требованиями, предъявляемыми к столам и стульям ученическим.

2.4.12. В учебных помещениях школ - интернатов окрашивают: классные доски - в темно - коричневый или темно - зеленый цвета; мебель - в светлые тона желто - зеленой гаммы или цвета натурального дерева; стены - в светлые тона (светло - желтый, бежевый, розовый, светло - зеленый и др.).
2.5. Требования к естественному и искусственному освещению

2.5.1. Основные помещения интернатных учреждений имеют непосредственное естественное освещение.

Допускается проектировать без естественного света:

- снарядные, умывальные, душевые, уборные при гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; комнаты для личной гигиены;

- помещения для сушки одежды и обуви;

- кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легко воспламеняющихся и горючих жидкостей);

- помещения для хранения дезсредств;

- радиоузлы, кинофотолаборатории;

- книгохранилища;

- бойлерные, насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и технологическим оборудованием зданий.

2.5.2. Естественное освещение в помещениях для занятий детей осуществляется через боковые светопроемы, преимущественно с левосторонней направленностью света на рабочее место. Направление светового потока на рабочее место спереди и сзади недопустимо.

2.5.3. Допустимый коэффициент естественной освещенности (КЕО) в помещениях: не ниже 1,0% - в раздевальной, 1,5% - в групповой, комнате заболевшего ребенка, спальных комнатах, изоляторе, комнатах для приготовления уроков. Указанные значения нормируются для зданий, расположенных в I группе административных районов по ресурсам светового климата; для других районов проводятся расчеты в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

2.5.4. Неравномерность естественного освещения учебных помещений не должна превышать 3:1.

2.5.5. Светопроемы в учебных помещениях, в спальных комнатах оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающимися с цветом стен.

2.5.6. Помещения для учебных занятий, отдыха детей, спальные помещения, палаты изолятора следует ориентировать преимущественно на южные румбы горизонта.

2.5.7. В помещениях, ориентированных на южную сторону, следует применять отделочные материалы и краски неярких холодных тонов (бледно - голубой, бледно - зеленый); в помещениях, ориентированных на север, следует применять теплые светлые тона (бледно - розовый, бледно - желтый, бежевый). Отдельные элементы интерьера можно окрашивать в более яркие цвета.

2.5.8. Для отделки помещений используют диффузно отражающие материалы, краски с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7 - 0,8; стен и оборудования - 0,5 - 0,6; пола - 0,3 - 0,5.

2.5.9. Цветы рекомендуется размещать в простенках в подвесных или напольных цветочницах на высоте 65 - 70 см от пола, и в уголках природы.

2.5.10. Источники искусственного освещения должны обеспечивать достаточное и равномерное освещение помещений. Преимущество имеет люминесцентное освещение. Нормируемые уровни искусственной освещенности в основных помещениях интернатных учреждений представлены в таблице 2.3.

При использовании ламп накаливания норму освещенности понижают на две ступени шкалы освещенности.

Таблица 2.3
НОРМИРУЕМАЯ ОСВЕЩЕННОСТЬ В ОСНОВНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

┌───┬──────────────────────┬─────────────────────┬───────────────┐

│ N │Наименование помещений│Освещенность в лк <*>│ Поверхности, │

│ │ │ │ к которым │

│ │ │ │ относятся │

│ │ │ │нормы освещения│

├───┼──────────────────────┼─────────────────────┼───────────────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │

├───┼──────────────────────┼─────────────────────┼───────────────┤

│ I│Помещения для дошколь-│ │ │

│ │ных групп детских до- │ │ │

│ │мов: │ │ │

│ │раздевальная │ 200 │На полу │

│ │групповая │ 300 <*> │Горизонтальные │

│ │ │ │поверхности на │

│ │ │ │уровне 0,5 м │

│ │спальня, веранда │ 75 │ - │

│ │туалетная │ 75 │На полу │

│ │буфетная │ 200 │На уровне 0,8 м│

├───┼──────────────────────┼─────────────────────┼───────────────┤

│ II│Помещения для школьных│ │ │

│ │групп детских домов и │ │ │

│ │школ - интернатов: │ │ │

│ │комната для отдыха и │ │ │

│ │приготовления уроков │ 300 │Горизонт. - │

│ │ │ │0,8 м │

│ │спальные комнаты │ 75 │ - │

│ │комната дежурных вос- │ │ │

│ │питателей │ 200 │ - │

│ │уборные, умывальные │ 75 │На полу │

│ │комнаты личной гигиены│ │ │

│ │девочек, душевые │ 75 │На полу │

│ │обеденный зал │ 200 │Горизонт. - │

│ │ │ │0,8 м │

│ │раздаточные │ 300 │ - │

│ │холодные и горячие це-│ │ │

│ │хи, доготовочные и за-│ │ │

│ │готовочные │ 200 │ - │

│ │моечные │ 200 │ - │

│ │вестибюли и гардероб- │ │ │

│ │ные │ 150 │На полу │

│ │лестницы главные │ 100 │На полу на сту-│

│ │ │ │пен. │

│ │остальные лестничные │ │ - │

│ │клетки │ 50 │ │

│ │библиотека │ 300 │Горизонт. - │

│ │ │ │0,8 м │

├───┼──────────────────────┼─────────────────────┼───────────────┤

│III│Общие помещения для │ │ │

│ │всех видов учреждений:│ │ │

│ │кабинет врача │ 300 │Горизонт. - │

│ │ │ │0,8 м │

│ │комната заболевшего │ 150 │Горизонт. - │

│ │ребенка │ │0,5 м │

│ │изолятор │ 150 │Горизонт. - │

│ │ │ │0,5 м │

└───┴──────────────────────┴─────────────────────┴───────────────┘

--------------------------------



<*> Условия освещения приравниваются к нормам освещения подготовительных классов общеобразовательных школ.
2.5.11. Выбор светильников для основных помещений интернатных учреждений осуществляется согласно таблице 2.4.

Таблица 2.4

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСКУССТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ ОСНОВНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


Помещения

Система
освещения

Тип и мощность
светильников

Тип ламп
(люминес-
центных)

Размещение
светильников

Раздевальные,
групповые,
комнаты для
отдыха и
приготовления
уроков

Общее
равно-
мерное

ЛСО02-2 x 40
ЛПО28-2 x 40
ЛПО34-4 x 36
ЛПО02-2 x 40
УСП-5-2 x 40

ЛБ, ЛХБ

Вдоль преиму-
щественного
расположения
рядов, сто-
лов, парал-
лельно длин-
ной стороне
помещения

Спальные
помещения,
веранды

Общее
равномер-
ное +
дежурное
(ночное)

НПО-20
НПО-8
ПЛ-11
ЛПО28-2 x 40
МО36-25

ЛН, ЛБ

Вдоль преиму-
щественного
размещения
оборудования

Изолятор,
комната
заболевшего
ребенка

Общее
равномер-
ное

ЛПО02-2 x 40

ЛЕЦ,
ЛХЕ,
ЛТБЦ

Вдоль прохода
и шкафов

Зал для
музыкальных и
гимнастических
занятий

Общее
равномер-
ное

ЛПО02-2 x 40

ЛЕЦ,
ЛБ,
ЛТБЦ

-

Могут использоваться и другие светильники по типу приведенных с аналогичными характеристиками и конструктивным исполнением. Для помещений, предусмотренных для занятий учащихся различными видами деятельности, выбор светильников следует проводить с учетом их светотехнических параметров, конструктивного исполнения и в соответствии с условиями среды (нормальные, наличие пыли, повышенная влажность, химически активные вещества).

В комнатах отдыха, приготовления уроков могут использоваться светильники с лампами накаливания, например, типа ПКР-300, НСО-12-300; для освещения спален и палат изоляторов - светильники, например, типа НП020-1 x 100, ПЛ-11-1 x 100, НП010-1 x 100, НП016-1 x 100, НП07-1 x 100, НП006-1 x 100, НС002-1 x 100, НС011, НС008 и другие.

2.5.12. В помещениях с постоянным пребыванием детей штепсельные розетки и выключатели устанавливают на высоте 1,8 м от пола. В спортивных залах светильники и окна защищаются решетками.

2.5.13. В спальнях и палатах изолятора следует предусматривать устройства для дежурного (ночного) освещения, присоединенные к сети эвакуационного освещения.

2.5.14. Чистку стекол следует производить не реже 2 раз в год, осветительной арматуры светильников - не реже 3-х раз в год, и своевременно заменять перегоревшие лампы. К этой работе учащиеся не привлекаются.

Неисправные и перегоревшие люминесцентные лампы собирают и хранят до сдачи в местах, недоступных детям.

2.5.15. Профилактическое ультрафиолетовое облучение детей следует проводить в районах севернее 57,5 град. с.ш. и в районах с загрязненной атмосферой. Для профилактического ультрафиолетового облучения рекомендуется использовать облучательные установки длительного действия или кратковременного (фотарии) в соответствии с действующими нормами и рекомендациями.


2.6. Требования к отоплению и вентиляции

2.6.1. Здания интернатных учреждений оборудуют системами центрального отопления и вентиляции в соответствии с требованиями, предъявляемыми к отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха в общественных зданиях и сооружениях.

2.6.2. Теплоснабжение зданий обеспечивается от ТЭЦ или районных и местных котельных.

2.6.3. Воздухозаборная шахта размещается в изолированных помещениях технических этажей.

2.6.4. Система отопления и вентиляции воздуха обеспечивает благоприятные микроклиматические условия среды помещений с равномерным прогревом ее в течение всего отопительного периода.

2.6.5. Температура воздуха в помещениях - дифференцирована в зависимости от назначения помещений и возраста детей и принимается согласно табл. 2.5.

В угловых помещениях расчетная температура воздуха принимается на 2 град. C выше.

Относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть 50 - 60%, в кухне и постирочной - до 60 - 70%. Таблица 2.5

РАСЧЕТНЫЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ВОЗДУХА И КРАТНОСТЬ ВОЗДУХООБМЕНА В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

┌───────────┬──────────────────────┬─────────────────────────────┐

│ Помещения │Расчетная температура │ Кратность обмена воздуха │

│ │ воздуха │ в 1 час │

│ ├───────────┬──────────┼──────────────┬──────────────┤

│ │в IА, Б, Г │в IВ, Д во│ в IА, Б, Г │ в других, за │

│ │климатичес-│ II, III │ │ исключением │

│ │ких подрай-│ районах │ │ IА, Б, Г │

│ │онах │ ├──────┬───────┼──────┬───────┤

│ │ │ │приток│вытяжка│приток│вытяжка│

├───────────┼───────────┼──────────┼──────┼───────┼──────┼───────┤

│ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │

├───────────┼───────────┼──────────┼──────┼───────┼──────┼───────┤

│Групповые, │ │ │ │ │ │ │

│раздеваль- │ │ │ │ │ │ │

│ные: │ │ │ │ │ │ │

│2-й младшей│ │ │ │ │ │ │

│группы │ 22 │ 21 │ 2,5 │ 1,5 │ - │ 1,5 │

│средней и │ │ │ │ │ │ │

│старшей │ │ │ │ │ │ │

│группы │ 21 │ 20 │ 2,5 │ 1,5 │ - │ 1,5 │

├───────────┼───────────┼──────────┼──────┼───────┼──────┼───────┤

│Спальня │ │ │ │ │ │ │

│дошкольной │ │ │ │ │ │ │

│группы │ 20 │ 19 │ 2,5 │ 1,5 │ - │ 1,5 │

├───────────┼───────────┼──────────┼──────┼───────┼──────┼───────┤

│Туалетные │ │ │ │ │ │ │

│дошкольной │ │ │ │ │ │ │

│группы │ 21 │ 20 │ - │ 1,5 │ - │ 1,5 │

├───────────┼───────────┼──────────┼──────┼───────┼──────┼───────┤

│Буфетные │ 16 │ 16 │ - │ 1,5 │ - │ 1,5 │

├───────────┼───────────┼──────────┼──────┼───────┼──────┼───────┤

│Залы для │ │ │ │ │ │ │

│музыкальных│ │ │ │ │ │ │

│и гимнасти-│ │ │ │ │ │ │

│ческих за- │ │ │ │ │ │ │

│нятий │ 20 │ 19 │ 2,5 │ 1,5 │ - │ 1,5 │

├───────────┼───────────┼──────────┼──────┼───────┴──────┴───────┤

│Прогулочные│ │ │ │по расчету, но не ме- │

│веранды │ 12 │ - │ │нее 20 куб. м на 1 ре-│

│ │ │ │ │бенка │

├───────────┼───────────┼──────────┼──────┼───────┬──────┬───────┤

│Помещения │ │ │ │ │ │ │

│бассейна │ │ │ │ │ │ │

│для обуче- │ │ │ │ │ │ │

│ния детей │ │ │ │ │ │ │

│плаванию │ 30 │ 30 │ - │ - │ - │ - │

├───────────┼───────────┼──────────┼──────┼───────┼──────┼───────┤

│Спальные │ │ │ │ │ │ │

│комнаты │ │ │ │ │ │ │

│школы - │ │ │ │ │ │ │

│интерната │ 18 │ 16 │ - │ 1,5 │ - │ - │

├───────────┼───────────┼──────────┼──────┼───────┼──────┼───────┤

│Кружковые │ │ │ │ │ │ │

│помещения │ 21 │ 18 │ - │ - │ - │ - │

└───────────┴───────────┴──────────┴──────┴───────┴──────┴───────┘


2.6.6. В качестве нагревательных приборов могут применяться радиаторы, трубчатые нагревательные элементы, встроенные в бетонные панели, а также допускается использование конвекторов с кожухами.

2.6.7. Нагревательные приборы (радиаторы, конвекторы) в помещениях должны располагаться, как правило, под оконными проемами и иметь регуляторы температуры. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80 град. C.

В случаях необходимости устройства двойных тамбуров с тройными дверями (при расчетной температуре - 30 град. C) нагревательные приборы следует располагать во внутреннем тамбуре.

2.6.8. Отопительные приборы ограждаются съемными деревянными решетками. Не следует устраивать ограждения из древесно - стружечных плит и других полимерных материалов.

2.6.9. Все помещения ежедневно и неоднократно проветриваются. Наиболее эффективным считается сквозное и угловое проветривание помещений.

Не следует проветривать помещения через туалетные комнаты, мастерские и другие помещения, которые могут служить источником пыли, запахов, загазованности.

Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Сквозное проветривание проводят не менее 10 мин. через каждые 1,5 ч. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с прогулки или занятий; в спальнях - за 30 мин. до отхода ко сну. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении не более чем на 2 - 4 град. C (с учетом возраста детей).

В теплое время года необходима широкая односторонняя аэрация всех помещений в присутствии детей (во время занятий и во время сна).

Профилактический осмотр, ремонт и испытания систем отопления и вентиляции осуществляют 1 раз в год, при необходимости - чаще, с обязательным оформлением акта приемки.

2.6.10. Каждое учреждение должно иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным нормам и правилам.



2.8. Требования к режиму дня и организации учебно-воспитательного процесса

2.8.1. Программы, методики и режимы воспитания и обучения допускаются к использованию при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.

2.8.2. Режим дня и организация учебно - воспитательного процесса воспитанников интернатных учреждений строится с учетом особенностей учебно - воспитательной и оздоровительной работы данного учреждения дифференцированно для дошкольников и школьников различных возрастных групп.

Количество учебных занятий дошкольников в первой половине дня в младшей и средней группе не превышает двух, а в старшей и подготовительной - трех. Их продолжительность в младшей и средней группах - не более 15 мин., в старшей - не более 25 мин., а в подготовительной - не более 30 мин.

Длительность перерывов между занятиями должна составлять не менее 10 мин. Их следует проводить в форме подвижных игр умеренной интенсивности. Для профилактики утомления в середине занятия необходимо проводить физкультминутки продолжительностью 1,5 - 2 мин.

Для предупреждения утомления и сохранения оптимального уровня работоспособности при составлении расписания занятий во всех группах следует:

- планировать равномерное распределение учебной нагрузки в течение дня, недели и года;

- в начале и конце недели отдавать предпочтение занятиям более легким по содержанию и сложности учебного материала.

В летний период учебные занятия (кроме музыкальных и спортивных) не проводятся. Спортивные и подвижные игры, физические упражнения, спортивные праздники следует проводить на открытом воздухе.

Длительность просмотра телепередач и диафильмов в младшей и средней группах - не более 20 мин., в старшей и подготовительной - не более 30 мин. Просмотр детских кинофильмов следует проводить не чаще одного раза в неделю.

2.8.3. Применение компьютеров в игровой и учебной деятельности воспитанников должно соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам, персональным электронно - вычислительным машинам и организации работы.

2.8.4. Общественно полезный труд детей старшей и подготовительной групп проводится в форме самообслуживания (дежурства по столовой, помощь в подготовке к занятиям и др.). Его продолжительность не должна быть больше 20 мин.

2.8.5. В режиме дня дошкольников следует выделить не менее 1,5 ч для занятий и игр по интересам и желанию.

2.8.6. Дневная прогулка детей составляет не менее 2 ч в младших группах, 1,5 ч - в средней, старшей и подготовительной группах.

Длительность вечерней прогулки - не менее 2 ч в младшей и средней группах и 2,5 ч - в старшей и подготовительной.

2.8.7. Продолжительность дневного сна в младшей группе должна составлять не менее 2,5 ч, в средней и старшей - 2 ч, в подготовительной - 1,5 ч. Длительность ночного сна составляет не менее 11 ч в младших группах, 10 ч - в средней и подготовительной группах.

2.8.8. В первые классы принимаются дети 8-го или 7-го года жизни. Обязательным условием приема детей является достижение ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 мес. Прием детей в первые классы осуществляется на основании заключения психолого - медико - педагогической комиссии о готовности ребенка к обучению.

Систематическое школьное обучение для воспитанников детских домов целесообразно начинать с 7-летнего возраста.

За год до поступления в школу проводится медицинский осмотр детей с определением их функциональной готовности к обучению в соответствии с действующими нормативными документами. Для детей с отклонениями в состоянии здоровья необходимо предусматривать проведение лечебных и оздоровительных мероприятий; с детьми, имеющими дефекты звукопроизношения или недостаточное развитие двигательных навыков, должна проводиться коррекционно - развивающая работа.

2.8.9. Допустимое количество учебных часов устанавливается в зависимости от продолжительности учебной недели.

Таблица 2.6

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ РЕГЛАМЕНТЫ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ (В ЧАСАХ) В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ УЧЕБНОЙ НЕДЕЛИ


┌────────────┬───────────────────────────────────────────────────┐

│ Классы │Максимально допустимая недельная нагрузка (в часах)│

│ ├───────────────────────┬───────────────────────────┤

│ │ при 6-дневной неделе │ при 5-дневной неделе │

├────────────┴───────────────────────┴───────────────────────────┤

│ 3-летняя начальная школа: │

├────────────┬───────────────────────┬───────────────────────────┤

│ 1 - 3 │ 25 │ 22 │

├────────────┴───────────────────────┴───────────────────────────┤

│ 4-летняя начальная школа: │

├────────────┬───────────────────────┬───────────────────────────┤

│ 1 │ 22 │ 20 │

│ 2 - 4 │ 25 │ 22 │

│ 5 │ 31 │ 28 │

│ 6 │ 32 │ 29 │

│ 7 │ 34 │ 31 │

│ 8 - 9 │ 35 │ 32 │

│ 10 - 11 │ 36 │ 33 │

└────────────┴───────────────────────┴───────────────────────────┘
Примечание. При введении 12-летнего обучения 3-летняя начальная школа исключается.
Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах должны входить в объем максимально допустимой нагрузки учащихся.

2.8.10. Продолжительность урока не превышает 45 мин. Продолжительность малых перемен - не менее 10 мин., большой перемены (после второго или третьего уроков) - 30 мин. (вместо одной большой допускается проведение 2 перемен не менее 20 мин. каждая). В 1-х классах в целях облегчения процесса адаптации детей к обучению в школе следует применять "ступенчатый" режим учебных занятий с постепенным нарастанием учебной нагрузки:

- в сентябре - октябре - 3 урока по 35 мин. каждый;

- со II четверти - 4 урока по 35 мин. каждый;

- со II полугодия - согласно п. 2.8.9.

Для обучающихся в 1 классах в течение года устанавливаются (в середине III четверти) дополнительные недельные каникулы.

2.8.11. В начальной школе не проводятся сдвоенные уроки.

Для учащихся 5 - 9 классов сдвоенные уроки допускаются для проведения лабораторных, контрольных работ, уроков труда, физкультуры (плавание, лыжи).

Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам допускаются при условии их проведения следом за уроком физкультуры или динамической паузой продолжительностью не менее 30 мин.

В 10 - 11 классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

2.8.12. В классах компенсирующего обучения количество учащихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность урока в таких классах составляет не более 40 мин. В соответствии с табл. 2.6, дневная учебная нагрузка учащихся классов компенсирующего обучения составляет 5 уроков в начальной школе и 6 уроков в средней ступени школы. Коррекционно - развивающие занятия в этих классах входят в объем предельно допустимой нагрузки, установленной для каждого возраста.

Для сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели учащиеся компенсирующих классов должны иметь облегченный учебный день в середине недели (среда).

Учащиеся классов компенсирующего обучения должны быть обеспечены необходимой медико - психологической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами.

2.8.13. Построение учебного процесса проводится с учетом биоритмологических закономерностей умственной работоспособности детей и подростков. Им соответствует:

- проведение школьных занятий в первую смену;

- преподавание наиболее трудных предметов на 2 - 3 уроках;

- приготовление домашних уроков в интервале 16 - 18 ч;

- организация в середине школьных занятий или после них спортивного часа;

- частичное ограничение учебной нагрузки в четверг за счет проведения вместо самоподготовки экскурсий, зрелищных мероприятий, занятий общественно полезным трудом;

- планирование контрольных работ, изложение нового материала с учетом того, что наиболее высокий уровень функционального состояния центральной нервной системы учащихся приходится на вторник и среду.

Контрольные работы следует проводить в соответствии с графиком, утвержденным директором образовательного учреждения, не более чем по одному предмету в день в одном классе в часы наивысшей работоспособности. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый и последний день учебной недели. Запрещается проведение контрольных работ на последних уроках.

2.8.14. В учебно - воспитательном процессе двигательная активность должна составлять для дошкольников и младших школьников - до 50% дневного бюджета времени, а для старших школьников - до 30%.

Организацию двигательного режима см. в разделе 2.10.

2.8.15. Во второй половине дня организуется самоподготовка учащихся, а также различные виды активной деятельности и отдыха: прогулка на пришкольном участке в сочетании с подвижными играми, экскурсии на природу, общественно полезный труд на пришкольном участке - от 1 до 1,5 ч, производительный труд - в определенные дни учебной недели (таблице 2.7).

2.8.16. Самоподготовку следует начинать не раньше 16 ч после проведения мероприятий по восстановлению необходимого уровня работоспособности учащихся (спортивный час). Длительность выполнения домашних заданий не должна превышать: в 1 классе со второго полугодия - 1 ч (в I полугодии домашние задания не задаются), для учащихся 2-х классов - 1,5 ч, 3 - 4-х - 2,0 ч, 5 - 6-х - 2,5 ч, 7 - 8-х - 3 ч, 9 - 11-х классов - 4,0 ч.

Учащимся разрешается выбирать порядок выполнения домашних заданий по собственному усмотрению. По завершению отдельных этапов работы учащимся следует предоставлять возможность индивидуальных перерывов, поскольку общий для всех перерыв может нарушать рабочую установку отдельных школьников. Учащимся, заканчивающим подготовку уроков раньше остальных, разрешается приступать к занятиям по интересам. Необходимо учитывать индивидуальные привычки учащихся при подготовке устных заданий (только "вслух" или только сосредоточенно "про себя"). Для этих целей учащимся (особенно старших классов) следует использовать читальный зал или другие свободные помещения.

Домашние задания не задаются учащимся первого класса в первом полугодии, учащимся начальных классов - на выходные дни, всем учащимся - на каникулярное время.

2.8.17. После окончания самоподготовки и пребывания детей на воздухе внеучебное время заполняется видами деятельности эмоционального характера: зрелищные мероприятия, занятия в кружках, чтение, репетиции, тихие игры и т.д., общей продолжительностью не более 1,5 ч.

Виды деятельности эмоционального характера равномерно распределяются на протяжении учебной недели и сбалансированы с двигательно-активными мероприятиями в течение учебного дня согласно примерной схеме (таблице 2.7).

2.8.18. Занятия в кружках и секциях проводятся не чаще двух раз в неделю длительностью до 1 ч для младших школьников и 1,5 ч - для старших.

Допускается участие одного воспитанника не более чем в 2 различных кружках, предпочтительно, чтобы один из них был с физической нагрузкой (спортивный, танцевальный и т.п.).

При проведении кружковых занятий с использованием компьютеров необходимо учитывать возрастные регламенты непрерывной работы с ними:

- для учащихся 1-х классов 6-летнего возраста не более 10 мин.;

- для учащихся 1 - 5 классов - не более 15 мин.;

- для учащихся 6 - 7 классов - не более 20 мин.;

- для учащихся 8 - 9 классов - не более 25 мин.;

- для учащихся 10 - 11 классов - не более 30 мин.

Для профилактики зрительного утомления после работы с компьютером проводится комплекс упражнений гимнастики для глаз - 1 - 2 мин., а в середине занятия - перерыв для организации подвижного отдыха длительностью 10 мин.

Таблица 2.7

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА РЕКОМЕНДУЕМЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВЫЙ И ВО ВТОРОЙ ПЕРИОДЫ ВНЕУЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ НА ПРОТЯЖЕНИИ НЕДЕЛИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ <*>

--------------------------------

<*> Продолжительность видов деятельности приводится для учащихся среднего и старшего школьного возраста.
┌────────────┬─────────────────────────┬─────────────────────────┐

│ Дни недели │Первый период внеучебного│Второй период внеучебного│

│ │времени (перед приготов- │времени (после приготов- │

│ │лением уроков) │ления уроков) │

│ ├────────────┬────────────┼────────────┬────────────┤

│ │ виды │продолжи- │ виды │продолжи- │

│ │деятельности│тельность │деятельности│тельность │

│ │ │(ч) │ │(ч) │

├────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│Понедельник │Подвижные │ 1,5 │Занятия в │ 1,5 │

│ │игры на │ │кружках │ │

│ │воздухе │ │ │ │

├────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│Вторник │Одна из │ │Просмотр │ 1,0 - 1,5 │

│ │спортивных │ │телепередач,│ │

│ │игр │ │диафильмов │ │

│ │весной - │ │или тихие │ │

│ │осенью: │ │игры, руко- │ │

│ │волейбол │ 1,5 │делие, │ │

│ │бадминтон │ 1,5 │чтение, │ │

│ │футбол │ 1,0 │просмотр │ │

│ │зимой: │ │кинофильмов │ │

│ │катание │ 1,5 │ │ │

│ │на коньках │ │ │ │

│ │или │ │ │ │

│ │ходьба на │ 2,0 │ │ │

│ │лыжах │ │ │ │

├────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│Среда │Экскурсия │ 2,0 │Общешкольный│1,5 (не чаще│

│ │на природу │ │вечер само- │1 - 2 раз в │

│ │ │ │деятельнос- │месяц) │

│ │ │ │ти, концерт,│ │

│ │ │ │посещение │ │

│ │ │ │театра, об- │ │

│ │ │ │щешкольное │ │

│ │ │ │мероприятие │ │

│ │ │ │и т.д. │ │

├────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│Четверг │Общественно │ 1,5 │Внеклассное │ 1 - 1,5 │

│ │полезный │ │мероприятие │ │

│ │труд на │ │(литератур- │ │

│ │пришкольном │ │ный диспут │ │

│ │участке или │ 2 - 4 │или сбор │ │

│ │производст- │ │класса) │ │

│ │венный труд │ │ │ │

├────────────┼────────────┼────────────┼────────────┼────────────┤

│Пятница │Прогулка │ 1,5 │Занятия в │ 1,5 │

│ │ │ │кружках │ │

└────────────┴────────────┴────────────┴────────────┴────────────┘

Не используется время всего занятия для проведения компьютерных игр с навязанным ритмом. Разрешается их проводить в конце занятия длительностью до 10 мин. для учащихся 2 - 5 классов и 15 мин. - для более старших.

Не используется компьютер одновременно для занятий двух и более детей, независимо от их возраста.

Просмотр телевизионных передач, сопряженный со значительной зрительно - психической нагрузкой, не должен превышать в день для младших школьников 1 ч, для более старших - 1,5 ч и не чаще 2 раз в неделю.

Массовые общешкольные вечера, концерты, посещение театров, кино, экскурсии лучше проводить в середине недели (среда, четверг), а также в субботу или воскресенье.

Мероприятия эмоционального и двигательного характера проводятся до ужина.

2.8.19. Трудовое обучение и воспитание организуется в соответствии с содержанием программ трудового обучения и интересами воспитанников на базе мастерских школ - интернатов и детских домов, учебно - производственных мастерских, учебно - производственных комбинатов, а также может включать в себя работы по самообслуживанию. При организации трудового обучения на базе других учреждений и организаций их выбор согласуется с территориальными ЦГСЭН. Сырье и материалы, с которыми будут работать подростки, должны иметь санитарно - эпидемиологическое заключение.

2.8.20. Трудовое обучение выполняется воспитанниками только в специальной одежде (халаты, фартуки, косынки).

2.8.21. Перед выполнением тех или иных работ педагоги проводят обязательный инструктаж и обучают детей рациональным приемам и безопасным правилам при их выполнении.

2.8.22. Весь инвентарь для работы в здании и на земельном участке должен соответствовать росту и возрастным возможностям воспитанников (Прилож. 5).

2.8.23. К трудовому обучению в полном объеме привлекаются только здоровые воспитанники. Дети, имеющие отклонения в состоянии здоровья, допускаются к участию в труде согласно заключению врача.

2.8.24. При организации профессиональной подготовки воспитанников необходимо руководствоваться гигиеническими критериями допустимых условий и видов работ для профессионального обучения и труда подростков и "Перечнем тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе 18 лет", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 163 от 25.02.00.

2.8.25. При организации сна воспитанников учитываются возрастные нормы суточной потребности в сне: для учащихся 6 - 7 лет - 11 ч, 8 - 9 лет - 11 - 10 ч 30 мин., 10 лет - 10 ч 30 мин. - 10 ч, 11 - 12 лет - 10 - 9 ч, 13 - 14 лет - 9 ч 30 мин. - 9 ч, 15 лет и старше - 9 ч - 8 ч 30 мин.

Для младших школьников с отклонениями в состоянии здоровья, выздоравливающих после инфекционных заболеваний, быстро утомляющихся, необходимо организовать дневной сон продолжительностью 1,5 - 2 ч.

2.8.26. Для воспитанников детских домов и школ - интернатов в режиме дня предусматривается свободное время.

Для организации рационального режима дня воспитанников школ - интернатов и детских домов рекомендуются следующие примерные варианты (Приложение 6).

2.8.27. В каникулярное время проводится оздоровление детей: увеличивается время пребывания на воздухе, организовываются спортивные соревнования, туристические походы и т.п. Лечебно - профилактические процедуры следует проводить с учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья детей.

2.10. Требования к организации физического воспитания

2.10.1. Физическое воспитание в интернатных учреждениях осуществляется в соответствии с типовыми программами воспитания и обучения.

2.10.2. Дети с отклонениями в состоянии здоровья занимаются по индивидуальным программам, составленным врачом и педагогом по физическому воспитанию с учетом рекомендаций врачей - специалистов.

По показаниям дети занимаются под наблюдением медицинского персонала учреждения лечебной физкультурой.

2.10.3. Реконвалесценты после острых заболеваний освобождаются врачом учреждения от физкультурных занятий на 5 - 7 дней или занимаются по щадящей программе (ограничения в беге, прыжках).

2.10.4. Работа по физическому воспитанию дошкольников осуществляется педагогом по физическому воспитанию при регулярном контроле со стороны медицинского персонала.

2.10.4.1. Физкультурные занятия детей 3 - 7 лет проводятся не менее трех раз в неделю, имеют четкую организационную структуру и состоят из вводной, основной и заключительной частей.

2.10.5. Физическое воспитание детей школьного возраста проводят на основе комплексной программы физического воспитания учащихся I - XI классов общеобразовательной школы. Она включает различные формы двигательной активности детей: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, спортивный час, физкультурные минутки, подвижные игры и физические упражнения во время перемен и на прогулке, занятия в спортивных секциях, спортивные соревнования, по медицинским показаниям - лечебную физкультуру (ЛФК).

2.10.5.1. Основной формой физического воспитания школьников являются уроки физкультуры, которые проводят не реже 2 раз в неделю. Сдвоенные уроки допускаются только по лыжной подготовке.

2.10.5.2. Структура уроков физкультуры включает вводную часть продолжительностью 5 - 10 мин., основную - 25 - 30 мин., заключительную - 3 - 5 мин.

2.10.5.3. Медицинский персонал на основании данных о состоянии здоровья и физической подготовленности распределяет всех школьников для занятий физической культурой и спортом на группы: основную, подготовительную и специальную.

2.10.5.4. Дети, освобожденные по состоянию здоровья от занятий физической культурой, систематически занимаются лечебной физкультурой. Эти занятия проводят как индивидуально, так и малыми группами в залах лечебной физкультуры (ЛФК). Комплексы ЛФК назначает врач в соответствии с основным заболеванием ребенка.

2.10.5.5. Ежедневно в режиме учебного дня следует проводить спортивный час на открытом воздухе. Наиболее приемлемой формой его проведения являются подвижные игры, проводимые под наблюдением воспитателя или учителя физкультуры.

Во время большой перемены учащиеся проводят игры на открытом воздухе, при неблагоприятных погодных условиях игры следует проводить в хорошо проветренных за время уроков рекреациях, спортивных, актовых, тренажерных залах.

2.10.5.6. Обязательны прогулки на открытом воздухе для детей всех возрастных групп: в зимнее время - прогулки на лыжах, катание на санках и коньках, в летнее время - катание на велосипедах, самокатах и др.

2.10.5.7. Дни здоровья следует проводить не реже 1 раза в месяц и включать: подвижные и спортивные игры, туристические походы, массовые соревнования. Перед их проведением необходимо проводить медосмотр учащихся.

2.10.6. Для детей школьного возраста закаливающие мероприятия включают: воздушные ванны, солнечные ванны, водные процедуры, обучение плаванию.

2.10.6.1. Летом купания проводят ежедневно один раз, а при температуре воздуха выше 25 град. C разрешается повторное купание.

Продолжительность купания в первый день составляет 5 - 7 мин. Время пребывания в воде ежедневно увеличивается и может достигать 25 - 30 мин.

Для проведения занятий по плаванию следует руководствоваться следующими нормами температуры воды:

- в открытых бассейнах для плавания - не ниже 25 град. C;

- для обучения плаванию - не ниже 30 град. C;

- в закрытых бассейнах: для плавания - 25 град. C, для обучения - 29 град. C.

Раздевалки бассейнов следует оборудовать сушилками для волос.

В открытых водоемах (по согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора) следует начинать занятия при температуре не ниже 20 град. C воды и 24 град. C воздуха. Через 8 - 10 дней занятия можно проводить и при более низкой температуре, но не ниже 17 град. C. Для не умеющих плавать температура воды должна быть на 1 - 2 град. C выше.

2.10.7. Контроль за физическим воспитанием детей осуществляется медицинскими работниками и воспитателями.



2.12. Требования к санитарному содержанию помещений и дезинфекционные мероприятия

2.12.1. В эпидемически благополучный период в учреждении необходимо проводить санитарно - гигиенические мероприятия и профилактическую дезинфекцию.

При проведении профилактической дезинфекции обязательной обработке с применением дезинфицирующих средств подлежат места общего пользования: туалеты, ванные комнаты, душевые, буфет, столовая, а также санитарный пропускник, медицинский кабинет, изолятор.

В помещениях пищеблока (кухни, кладовые и пр.) проводится борьба с мухами, тараканами и грызунами (Приложения 11, 12). На территории участка необходимо дезинфицировать площадки для сбора мусора и мусоросборники. Необходимо проводить также дезинсекционные (борьба с мухами, вшами и др.) и дератизационные (борьба с грызунами) мероприятия (Приложения 11, 12, 13, 14).

2.12.2. Уборку помещения проводят ежедневно 2 раза в день при открытых фрамугах или окнах с применением моющих средств (мыло, кальцинированная сода). Особо тщательно следует мыть часто загрязняющиеся поверхности (ручки дверей, шкафов, подоконники, выключатели, жесткую мебель и др.) и места скопления пыли (полы у плинтусов и под мебелью, радиаторы, арматуру осветительных приборов, вентиляционные решетки и др.).

В спальнях влажную уборку проводят после ночного и дневного сна; в столовых - после каждого приема пищи.

Ковры ежедневно необходимо пылесосить и чистить влажной щеткой.

Генеральную уборку помещений с применением не только моющих, но и дезинфицирующих средств необходимо проводить один раз в месяц (таблица 2.11, Приложение 9).

Окна снаружи, изнутри и оконные проемы необходимо мыть не реже 2 раз в год (весной и осенью).

В теплое время года с целью предупреждения залета в помещение мух засетчивают окна. Механические методы борьбы с мухами: липкие ленты, мухоловки и наиболее безопасные химические средства (Приложение 12).

При проведении текущей дезинфекции, после освобождения столовой и чайной посуды от остатков пищи, ее погружают в один из дезинфицирующих растворов, указанных в табл. 2.11, или кипятят в 2%-ном растворе соды 15 мин. После этого посуду моют, ополаскивают горячей водой и высушивают.

Белье больного инфекционным заболеванием обрабатывается средствами, указанными в Приложении 15.

2.12.3. Санитарно - техническое оборудование подлежит ежедневному обеззараживанию независимо от эпидситуации. Сидения на унитазах, ручки сливных бачков и ручки дверей необходимо мыть теплой водой с мылом. Ванны, раковины, унитазы следует чистить квачами или щетками чистяще - дезинфицирующими средствами (Приложение 15).

2.12.4. В медицинском кабинете подлежат дезинфекции медицинские инструменты многоразового пользования способом погружения в один из растворов, указанных в приложении, или используются физические методы обеззараживания (кипячение, сухой горячий воздух). Подлежат дезинфекции и предметы ухода за больными (протирание или погружение их в дезраствор).

Для проведения процедур, требующих стерильности, необходимо пользоваться изделиями разового пользования с последующей их утилизацией в установленном порядке.

2.12.5. Правила мытья посуды изложены в п. 2.11.22.

2.12.6. На территории участка проводится ежедневная уборка. Очистку мусоросборников следует производить при их заполнении на 2/3 объема. После опорожнения мусоросборники следует дезинфицировать. Дезинфекцию мусоросборников, помойных ям, мусорных ящиков следует проводить орошением 10%-ным раствором хлорной извести (или извести белильной термостойкой), 5%-ным раствором нейтрального гипохлорита кальция (НГК) или 7%-ным раствором водорастворимого гипохлорита кальция (ВГК) при времени обеззараживания 60 мин. Мусор необходимо залить одним из растворов: 10%-ным раствором хлорной извести в соотношении 2:1 на 120 мин., 20%-ным хлорно - известковым молоком 2:1 на 60 мин., 5%-ным раствором НГК 2:1 на 120 мин.

С целью предупреждения выплода мух и уничтожения личинок 1 раз в 5 - 10 дней места сбора отходов необходимо обработать одним из средств по борьбе с мухами (Приложение 12).

Песочницы на ночь закрывают крышками, 1 раз в месяц проводят в них смену песка. В летние месяцы не реже 1 раза в месяц необходимо проверить песок на содержание яиц глистов.

2.12.7. Не реже 1 раза в 7 дней следует проводить банные дни и одновременно менять постельное, нательное белье и полотенца. При необходимости белье меняют чаще. Грязное белье собирается и сортируется в отдельном помещении для сбора грязного белья. Разбор грязного белья следует проводить в спецодежде. Грязное белье необходимо сложить в двойной мешок из материи, клеенки или пластика и отправить в прачечную. Матерчатые мешки потом необходимо выстирать, клеенчатые и пластиковые - протереть горячим мыльным или содовым раствором (Приложение 14).

Чистое белье из прачечной должно поступать в двух мешках. Перед поступлением белья в группу верхний мешок следует снять. Чистое белье необходимо хранить в шкафах или стеллажах в специальном помещении для хранения чистого белья.

2.12.8. При возникновении у ребенка инфекционного заболевания его помещают в изолятор до госпитализации или до выздоровления. В учреждении устанавливается карантин; у постели больного проводится текущая дезинфекция. В период карантина обеззараживанию подлежат все объекты, имеющие эпидемиологическое значение при том инфекционном заболевании, по которому установлен карантин (Приложение 15).

Остатки пищи в изоляторе обеззараживают кипячением в течение 15 мин. или засыпают хлорной известью.

2.12.9. После госпитализации инфекционного больного или его выздоровления и окончания карантина проводится заключительная дезинфекция. Заключительная дезинфекция проводится юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на этот вид деятельности.

Во время генеральных уборок постельные принадлежности и ковры проветривают и выколачивают на улице.

Профилактическую и текущую дезинфекцию осуществляет медицинский персонал и сотрудники учреждений.

Для проведения дезинфекции необходимо использовать наиболее доступные и простые в употреблении, а также безопасные для окружающих физические и химические средства обеззараживания.

2.12.10. С целью выявления и санации детей, пораженных педикулезом, медицинский персонал учреждения с привлечением воспитателей должен проводить регулярные (1 раз в неделю) осмотры детей. В случае обнаружения пораженных педикулезом детей необходимо провести истребительные противопедикулезные мероприятия (Приложение 14).

ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Режимные моменты

Время суток (ч)

I - III классы

IV - XI классы

Подъем

7.00

7.00

Зарядка

7.05 - 7.20

7.05 - 7.20

Уборка спален, утренний туалет

7.20 - 7.40

7.20 - 7.40

Завтрак

7.40 - 8.00

7.40 - 8.00

Прогулка

8.00 - 8.30

8.00 - 8.30

Учебные занятия <*>

8.30 - 12.30

8.30 - 11.20

Спортивный час

12.30 - 13.30

11.20 - 12.20

Учебные занятия

-

12.20 - 14.00

Обед

13.30 - 14.00

14.00 - 14.30

Дневной сон

14.00 - 15.30

-

Полдник

15.30 - 16.00

-

Прогулка, общественно полезный
труд на воздухе

-

14.30 - 16.00


Самоподготовка <**>

16.00 - 16.45

16.00 - 18.00

Внеклассные занятия, производи-
тельный труд

16.45 - 17.45


18.00 - 19.30



Прогулка, свободное время

17.45 - 19.00

-

Ужин

19.00 - 19.30

19.30 - 20.00

Свободное время, прогулка, уход
за одеждой, вечерний туалет

19.30 - 20.30


20.00 - 22.00



Сон

20.30 - 7.00

22.00 - 7.00

--------------------------------



<*> Второй завтрак проводится после второго урока.

<**> Полдник для учащихся IV - XI классов проводится в период самоподготовки.
Каталог: data -> documents
documents -> Акмеология. №3. 2015 (юбилейный выпуск). Колонка главного редактора
documents -> Экологический проект «Юные огородники»
documents -> Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Нижний Тагил
documents -> Дюсш г. Пыть Ях Обучение индивидуальным тактическим действиям в нападении
documents -> «Особенности оборонительных действий в мини-футболе»
documents -> Инновационный образовательный проект


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница