Требование к устной и письменной речи



Дата24.04.2016
Размер71.5 Kb.

МОУ Чухломская средняя общеобразовательная школа имени А.А. Яковлева


Утверждаю:

Директор школы Г.Н. Климова


ТРЕБОВАНИЯ К УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ, К ПРОВЕДЕНИЮ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ И ПРОВЕРКЕ ТЕТРАДЕЙ
ТРЕБОВАНИЕ К УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Ведущая роль в овладении учениками культурной устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуационными навыками принадлежит преподавателям русского языка и литературы. Однако родной язык в общеобразовательной школе не только предмет изучения, но и средство обучения основам всех наук. В связи с этим необходима такая постановка преподавания всех предметов в школе, при которой воспитание речевой культуры учащихся осуществляется в единстве, общими силами всех учителей; требования, предъявляемые на уроках русского языка, должны поддерживаться учителями всех предметов как на уроках, так и во время внеклассных занятий. Администрации школы необходимо направлять, координировать и контролировать работу по осуществлению единого речевого режима в школе.

Успех работы по повышению культуры речи и общей культуры учебного труда учащихся зависит от сложенной деятельности всего педагогического коллектива школы, от того, как проводятся в жизнь единые требования к устной и письменной речи учащихся всеми учителями и другими работниками школы.


  1. Требования к речи учащихся.

Любое высказывание учащихся в устной и письменной форме (развернутый ответ на определенную тему, доклад, описание физического или химического опыта, рецензия на ответ товарища и т.д.) следует оценивать, учитывая содержание высказывания, логическое построение и речевое оформление.

Учащиеся должны уметь:



  • говорить или писать на тему, соблюдая ее границы;

  • отбирать наиболее существенные факты и сведения для раскрытия основной цели высказывания;

  • излагать материал логично и последовательно (устанавливать причинно-следственные связи между фактами и явлениями, делать необходимые обобщения и выводы);

  • правильно и точно пользоваться языковыми средствами для оформления высказывания;

  • строить высказывание в определенном стиле (разговорном, научном, публицистическом и др.) в зависимости от цели и ситуации общения (на уроке, собрании, на экскурсии, в походе и т.д.);

  • отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударений, пауз и правильной интонации;

  • оформлять любые письменные высказывания с соблюдением орфографических и пунктуационных норм, чисто и аккуратно.

Грамотно оформленным следует считать взыскания, в котором соблюдаются:

  • правила произношения и ударения;

  • правила употребления слов в соответствии с их значением, закрепленным в словарях, и особенностями использования в различных стилях речи;

  • правила образования и изменения слов, а также образования словосочетаний и предложений в соответствии с требованиями грамматики;

  • правила орфографии и пунктуации, не допускаются ошибки в написании изученных терминов, заглавных букв в географических названиях, в названиях исторических событий, в собственных именах писателей, ученых, исторических деятелей и др.

Речь учащихся должна быть выразительной, что достигается разнообразием словаря, богатством грамматического строя, умственным использованием эмоционально окрашенных средств речи.

Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и т.д.




  1. Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся.

    1. Каждому учителю при подготовке к уроку тщательно продумывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок; грамотно оформлять все виды записей (на классной доске, в школьном журнале, в дневниках учащихся, в рабочих планах и т.п.), писать разборчиво почерком. Не допускать в своей речи неправильно построенных предложений и оборотов, нарушения норм произношения, небрежности в выборе слов и неточности в формулировках определений.

    2. Учителям начальных классов постоянно формировать представление у учащихся о богатстве русской речи, регулярно проводить обучение нормам литературного языка, особое внимание уделять новой и более трудной для школьников форме речи - письменной, всем формам ее проявления, записям решения задач в тетради по всем формам ее проявления, записям решения задач в тетради по математике, записям наблюдения за природой по природоведению. При планировании работы предусматривать развитие навыков связной речи и обучение выразительному чтению на всех уроках; учителям-предметникам, ведущим в начальных классах уроки музыки, изобразительного искусства, физической культуры, усилить внимание к вопросам повышения культуры речи младших школьников, учитывая, что в 1-4 классах закладываются основы грамоты и речевой культуры.

    3. Учителям-предметникам:

  • больше внимания уделять формированию на всех уроках умений систематизировать, сравнивать, сопоставлять изученный материал, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения.

  • На уроках проводить специальную работу, направленную на полноценное восприятие учащимися учебного текста и слова учителя, которые являются не только основными источниками учебной информации, но и образцами правильно оформленной речи. В ходе этой работы учащимся целесообразно предлагать такие задания, как например, сформулировать тему и основную мысль сообщения учителя, составить план.

  • Шире использовать выразительное чтение вслух, как один из важнейших приемов формирования культуры устной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмысления текста.

  • Настойчиво учить школьников работать с книгой, пользоваться разнообразной справочной литературой по предметам, каталогом и картотекой, подбирать литературу по определенной теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, обучать составлению тезисов, конспектов, списков литературы и т.д.

  • Систематически проводить работу по обогащению словарного запаса учащихся, по ознакомлению с терминологией изучаемого предмета. При объяснении такие слова произносить четко, записывать на доске и в тетрадях, постоянно проверять усвоение их значения и правильное употребление в речи. Использовать таблицы с трудными по написанию и произношению словами, относящимися к данной учебной дисциплине. Содержание таких таблиц обновлять по мере необходимости.

  • Следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным оформлением всех записей в них. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуационные ошибки.

    1. Всем работникам школы:

  • добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт, бороться с употреблением жаргонных, вульгарных, а также диалектных слов и выражений как на уроке, так и вне урока.

  • Шире использовать все формы внеклассной работы (олимпиады, конкурсы, факультативные и кружковые занятия, диспуты, собрания и т.п.) для совершенствования речевой культуры учащихся.

  • Тщательно проверять грамотность лозунгов и плакатов, стенных школьных газет, объявлений, а также документов, выдаваемых на руки учащимся.

При планировании общешкольных мероприятий и работы классного руководителя необходимо предусматривать беседы с родителями по выполнению единых требований к речи учащихся в школе и дома.
О ПИСЬМЕННЫХ РАБОТАХ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

  1. Виды письменных работ учащихся.

    1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы, к которым относятся:

  • упражнения по русскому и родному языкам, математике;

  • планы статей и других материалов из учебников;

  • сочинения и письменные ответы на вопросы по русскому языку;

    1. По русскому и родному языкам, иностранным языкам, литературе, математике, физике, химии проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы. Текущие контрольные работы имеют целью проверку усвоения изучаемого и проверяемого программой материала; их содержание и частотность определяются учителем с учетом специфики предмета, степени сложности изучаемого материала, а также особенностей учащихся каждого класса. Для проведения текущих контрольных работ учитель может отводить весь урок или только часть его.

Итоговые контрольные работы проводятся:

  • после изучения наиболее значительных тем программ;

  • в конце учебной четверти, полугодия.

В один рабочий день следует давать в классе только одну письменную итоговую контрольную работу, а в течение недели - не более двух. При планировании контрольных работ в каждом классе необходимо предусмотреть равномерное их распределение в течение всей четверти, не допуская скопления письменных контрольных работ к концу четверти, полугодия. Не рекомендуется проводить контрольные работы в первый день четверти, в первый день после праздника, в понедельник.


  1. Количество и назначение ученических тетрадей

    1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:

  • по русскому языку в 1-4 классах - по 2 тетради, в 5-9 классах - по 3 тетради, в том числе одна тетрадь для изложений и сочинений;

  • по литературе - 1 тетрадь;

  • по математике в 1-6 классах - по 2 тетради (в начальной школе, кроме того, тетрадь на печатной основе).в 7-9 классах - 3 тетради, из них 2 по алгебре и началам анализа и 1 - по геометрии; в 10-11 классах - 2 тетради, из них 1 - по алгебре и началам анализа и 1 - по геометрии.

  • По иностранным языкам - по 2 тетради в 5-9 классах и 1 - в 10-11 классах, по 1 тетради-словарю для записи иностранных слов в 5-11 классах;

  • По физике, химии - 2 тетради, одна - для выполнения классных и домашних обучающих работ, решения задач, вторая - для оформления лабораторных, практических, экспериментальных работ, работ практикума (она хранится в кабинете в течение года);

  • По биологии, географии, природоведению (5 класс), истории, обществоведению, основам государства и права, факультативам, трудовому обучению в 5-11 классах - по 1 тетради;

  • По изобразительному искусству - 1 тетрадь по рисованию.

    1. Для контрольных работ по русскому, родному языкам, литературе, математике, физике, химии выделяются специальные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками в классе.

  • В тетрадях по русскому языку записывается вид работ, выполняемых в обычных тетрадях.

  • В тетрадях для контрольных работ по математике слова "контрольная работа" не пишутся.




  1. Порядок ведения тетрадей учащимися.

Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблюдением следующих требований:

    1. Писать аккуратным, разборчивым почерком;

    2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради: указывать, для чего предназначается тетрадь (для работ по русскому языку, для работ по развитию речи и т.п.), класс, номер и название школы, местонахождение школы, фамилию и имя ученика.

Тетради учащихся 1-4 классов рекомендуется подписывать по следующему образцу:

Тетрадь


для работ

по русскому языку (или математике)

ученика 2 класса

средней школы имени А.А. Яковлева

Смирнова Андрея

Тетради для учащихся 1 класса подписываются только учителем.



    1. Соблюдать поля с внешней стороны.

    2. В 1 классе в первом полугодии дата работ по русскому языку и математике не пишется. Со второго полугодия первого класса, а также во 2-4 классах обозначается время выполнения работы: число арабской цифрой, а название месяца - прописью.

В 5-11 классах в тетрадях по математике дату выполнения работы указывать цифрами на полях (10.09.09).

В тетрадях по русскому и иностранному языку число и месяц записываются словами в форме именительного падежа. (Десятое сентября).



    1. Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ (изложений, сочинений, практических и др. работ).

    2. Обозначить номер упражнения, задачи или указывать вид выполняемой работы (план, ответы на вопросы и т.д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя).

    3. Соблюдать красную строку.

    4. Для учащихся 1-4 классов текст каждой новой работы начинать с красной строки на той же странице тетради, на которой написаны дата и наименование работы.

Между датой и заголовком, наименованием вида работы и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях по математике во всех этих случаях пропускать только две клеточки.

Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименование вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать 2 линейки, в тетрадях по математике - 4 клеточки (для отделения одной работы от другой и для выставления оценки за работу).



    1. Выполнять аккуратно подчеркивания, чертежи, условные обозначения карандашом или ручкой (в начальных классах только карандашом), в случае необходимости - с применением линейки и циркуля.

    2. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение - тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.




  1. Порядок проверки письменных работ учителями

    1. Тетради учащихся, в которых выполняются классные и домашние работы, проверяются:

по русскому языку и математике:

в 1-5 и в первом полугодии 6 класса - после каждого урока у всех учеников;

во 2 полугодии 6 класса и в 7-9 классах - после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных - не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности не менее 1 раза в неделю;

в 10-11 классах - после каждого урока у слабых учащихся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись тетради всех учащихся;

по иностранным языкам в 5-6 классах - после каждого урока; в 7-11 классах - после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных - не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы раз в две недели проверялись тетради 7-9 классов и не реже одного раза в учебную четверть - тетради учащихся 9-11 классов, а тетради-словари - не реже одного раза в месяц;

по литературе в 5-9 классах - не реже 2 раз в месяц; в 10-11 классах - не реже одного раза в месяц;

по истории, общество знании, географии, биологии, физике, химии, трудовому обучению - выборочно, однако каждая тетрадь должна проверяться не реже одного-двух раз в учебную четверть.


    1. Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных работ по предметам проверяются у всех учащихся.

    2. Проверка контрольных работ учителями осуществляется в следующие сроки:

контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 1-9 классах проверяются и возвращаются учащимися к следующему уроку; изложения и сочинения в начальных классах проверяются и возвращаются не позже чем через 2 дня;

контрольные работы по математике в 10-11 классах по физике, химии и иностранному языку в 5-11 классах проверяются, как правило, к следующему уроку, а при большом количестве работ (более 70) - через один-два урока.



    1. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим:

  • при проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку и математике учащихся 1-4 классов учитель зачеркивает орфографическую ошибку, цифру, математический знак и надписывает вверху нужную букву или верный результат математических действий. При пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом случае знак препинания; на полях учитель обозначает ошибку определенным условным знаком (1 - орфографическая ошибка, 5 - пунктуационная).

При проверке изложений и сочинений в 5-11 классах как контрольных, так и обучающих, отмечаются (а в необходимых случаях и исправляются не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчеркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетради учитель обозначает фактические ошибки знаком Ф, логические знаком Л, речевые - знаком Р, грамматические - знаком Г;

при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся 5-11 классов по русскому языку и математике учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, которую исправляет сам ученик;

подчеркивание и исправление ошибок производится учителем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом);

проверив диктант, изложение или сочинение, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам, в диктантах дробью указывается количество орфографических (числительных) и пунктуационных (знаменатель) ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактических, логических, речевых и грамматических ошибок;

после подсчета ошибок в установленном порядке выставляется оценка работы.


    1. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в классный журнал.

Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя.

Классные и домашние письменные работы по русскому языку и математике, начиная со 2 полугодия 2 класса и включая 1 полугодие 6 класса оцениваются. Оценки в журнал могут быть выставлены за наиболее значимые работы по усмотрению учителя.

По остальным предметам все проверяемые работы по усмотрению учителя оцениваются, и оценки могут быть выставлены в журнал.

По иностранным языкам в 5-6 классах оцениваются все работы, в журнал выставляются оценки за наиболее значимые. В 7-11 классах оцениваются все проверяемые работы, в том числе и работы в тетрадях-словарях; в журнал выставляются оценки за наиболее значимые.

По остальным предметам все проверяемые работы по усмотрению учителя оцениваются, и оценки могут быть выставлены в журнал.

При оценке письменных работ учащихся учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков школьников.



    1. После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письменные работы.




Каталог: chuhloma -> shoolchuh
chuhloma -> Методика работы социального педагога по организации свободного времени детей и подростков
chuhloma -> Классный час и его характерные особенности воспитательные цели и задачи классного часа
chuhloma -> Методы социального воспитания, их характеристика
chuhloma -> Роль семьи в духовно- нравственном воспитании детей
chuhloma -> Задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса
chuhloma -> Я работаю воспитателем в Чухломском детском саду «Родничок». По образованию я Учитель начальных классов. Сейчас я получаю высшее образование по профилю Учитель Истории
chuhloma -> Урок медиабезопасности 09. 2011 год) Тема. Правила ответственного и безопасного поведения в современной информационной среде, способы защиты от противоправных посягательств в Интернете и мобильной связи
chuhloma -> Работа над выразительностью речи на уроках чтения в начальных классах
shoolchuh -> Методика определения уровня дезадаптации учеников 1 классов


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница