Трансформация государственного управления в информационном обществе



Скачать 108.54 Kb.
Дата28.04.2016
Размер108.54 Kb.
Журавлёва Е.А.
Трансформация государственного управления в информационном обществе

Одной из доминант современного развития государств и общества в целом, является повышение роли информационных и коммуникационных технологий, оказывающих существенное влияние на состояние социальной системы и развитие её институтов. Коммерческие организации, для которых эффективность функционирования и уровень удовлетворения клиентов являются ключевыми факторами конкурентоспособности, уже давно осознали огромное значение ИКТ в условиях современной конкуренции. Государственные же организации пришли к такому пониманию существенно позднее, однако на сегодняшний день очевидно, что без полномасштабного использования ИКТ деятельность государства в информационном обществе не будет соответствовать требованиям, предъявляемым со стороны общества.

С конца 1990-х годов концепция информационного общества начала активно применяться в мировой социальной практике и проектах, направленных на внедрение ИКТ в различные сферы жизни общества, что особенно проявилось в программах Европейского Союза. Так проблематика информационного общества начала обсуждаться в середины 1990-х годов на совещаниях и конференциях, организованных Советом Европы, Европейской Комиссией, ЮНЕСКО и многими другими международными и межправительственными организациями. Параллельно осуществлялась аналогичная деятельность в рамках Группы Восьми (G8), которая завершилась подписанием в 2000 г. «Окинавской хартии глобального информационного общества», где лидеры государств, входящих в «Восьмерку» обозначили готовность к реализации в своих странах программ, направленных на развитие информационного общества и ликвидации информационного неравенства. В «Окинавской хартии» отмечается, что «информационно-коммуникационные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества» [8, 3].

Существенный вклад в развитие институтов информационного общества внёс Всемирный Саммит по информационному обществу ( 10-12 декабря 2003г. в Женеве и 16-18 ноября 2005г. в Тунисе). В работе Саммита приняли участие делегации высокого уровня из 175 стран, в том числе почти 50 глав государств и правительств и вице-президентов. По итогам саммита в Женеве была принята декларация «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии» и План действий.

Всеобъемлющий характер информационно-коммуникационных технологий, скорость их распространения способствовали тому, что в первой половине 1990-х гг. правительства развитых стран мира приняли национальные программы развития информационного общества. Основой научных исследований ИКТ являются более общие теории, в которых разрабатывалось само понятие информационного общества и новое место государства в таком обществе. В работах Д. Белла, М. Кастельса, Ф. Уэбстера, Э. Тоффлера и ряда других ученых заложены основы теории информационного общества, а также подробно рассмотрены предпосылки его возникновения и новое место политических институтов в информационном обществе [4, 6, 7].

Внедрение современных ИКТ в работу органов государственной власти представляет собой одно из направлений масштабной модернизации социально- политических систем. Основной потенциал повышения эффективности государственного управления связан, прежде всего, с преобразованиями государственного сектора посредством внедрения новых информационно-коммуникационных технологий. Внедрение ИКТ в сферу государственного управления, в первую очередь, связано с концепцией «электронного правительства» или «электронного государства».

Термин «электронное правительство» появился в русском языке в результате прямого перевода английского слова «electronic government» или «e-government». Впервые об «электронном правительстве» заговорили в США в 1991 году, во время нахождения у власти Билла Клинтона, придававшего развитию интернета и информационных технологий особое значение. С 1999 года упоминание об «электронном правительстве» стало регулярно встречаться в ведущих газетах США. Однако, общепризнанного научного определения термина «электронное правительство» на сегодняшний день не существует. Исследователи рассматривают данный термин с разных сторон, выдвигая экономические, технические, прикладные и описательные трактовки.

В российской практике, государственного управления, начиная с 2000 г. в официальных документах «электронное правительство» понимается как «государство в сети» (наличие инетрнет-порталов государственных органов) [9, 42-43].

В это же время М.С. Вершинин предложил понимать под «электронным правительством» «систему интерактивного взаимодействия государства и граждан при помощи сети интернет», охарактеризовав данное понятие как новую модель государственного управления, преобразующую отношения государства с гражданским обществом на основе ИКТ [1, 89].

Со временем в отечественной теории и практике государственного управления сформировалось как «узкое», так и «широкое» понимание «электронного правительства», отражающих существование «умеренной» и «радикальной» школ в интерпретации данного термина. В «умеренной» школе «электронное правительство» отражает совершенствование деятельности государственного управления посредством использования новых информационных технологий, что позволяет в конечном итоге повысить его эффективность в предоставлении услуг населению. В «радикальной» оно выражает не только новый характер внутриорганизационных отношений, но и трансформацию всего комплекса отношений государственного управления с обществом. В частности М.Ю. Павлютенкова и А.А. Сваруп утверждали, что «только в узком смысле «электронное правительство» можно рассматривать как концепцию государственного управления, характерную для информационного общества. Она базируется на возможностях ИКТ и ценностях открытого гражданского общества, характеризуется направленностью на потребности граждан, экономической эффективностью, открытостью для общественного контроля и инициативы. По сути, это новая модель государственного управления, явившаяся результатом преобразования традиционных отношений граждан и власти» [5, 193-195].

По итогам анализа отечественных публикаций, выпущенных почти на протяжении десяти лет, можно выделить несколько характерных трактовок понятия «электронного правительства», различающихся по степени зрелости и широты подхода, а именно:


  • оказание услуг организациям и населению с использованием ИКТ, в том числе через создание сайтов государственных органов;

  • внедрение ИКТ во всех сферах государственной деятельности, включая взаимодействие государственных органов между собой, с организациями и гражданами для повышения эффективности, экономичности и прозрачности правительства и возможности общественного контроля над ним;

  • под «электронным правительством» понимается трансформация государственного управления, причем ИКТ являются одним из основных катализаторов преобразований государственного сектора.

Если обратиться к западным определениям понятия «электронного правительства», то, например, в США и Великобритании исследователи понимают под «e-government» концепцию, направленную на повышение эффективности государства в целом. Данный подход предполагает трансформацию всего комплекса отношений государственного сектора с обществом. Согласно трактовке Комитета по публичному менеджменту ОЭСР, «электронное правительство» (или e-government project) означает использование ИКТ как инструмента для достижения лучшего правления. Его основная цель – с помощью технологий трансформировать структуры, операции и культуру управления. При этом подчеркивается, что «электронное правительство» обладает потенциалом для того, чтобы стать главным инструментом адаптации практики «хорошего управления». Акцент делается не на технической или технологической стороне вопроса, а на том, как новые ИКТ изменяют публичное управление, его внутреннюю структуру и отношения с обществом.

Обобщив все вышеназванные трактовки, можно дать следующее определение понятию «e-government» - «электронное правительство» — способ предоставления информации и оказания государственных услуг гражданам, бизнесу, а также другим ветвям государственной власти, при котором максимально возможно используются информационные технологии.

В модели «электронного правительства» выделяются четыре сферы взаимоотношений:


  • между государственными службами и гражданами (G2C - government-to-citizen);

  • между государством и частными компаниями (G2B - government-to-business);

  • между государственными организациями и их сотрудниками (G2E - government-to-employee);

  • между различными государственными органами и уровнями государственного управления (G2G - government-to-government).

Цель создания «электронного правительства» состоит не в том, что «электронное правительство» является дополнением или аналогом традиционного правительства, а в том, что оно определяет новый способ взаимодействия органов власти и населения на основе активного использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в целях повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг.

Реализация сервисной структуры «электронного правительства» влечет необходимость использования одной и той же информации различными ведомствами, для чего необходима выработка механизмов межведомственного информационного взаимодействия и стандартов обмена или совместного использования информации.

Система межведомственного электронного взаимодействия - федеральная государственная информационная система, включающая информационные базы данных, в том числе содержащие сведения об используемых органами и организациями программных и технических средствах, обеспечивающих возможность доступа через систему взаимодействия к их информационным системам, сведения об истории движения в системе взаимодействия электронных сообщений при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в электронной форме.

Действительно, полноценная работа «электронного правительства» немыслима без налаженных механизмов межведомственного электронного взаимодействия. Ведь если в случае с «обычным» правительством получатели государственных услуг, граждане и юридические лица, вынуждены лично собирать все необходимые документы, обходя многочисленные учреждения и кабинеты, то «электронное правительство» должно их избавить от любых проблем подобного рода. Но для этого необходимо, чтобы сами ведомства, их информационные системы взаимодействовали между собой, обмениваясь всей необходимой информацией в автоматическом режиме.


Таким образом, реализация проекта «электронного правительства» сталкивается с необходимостью создания интегрированной информационной системы масштаба государства или, по крайней мере, выработки общих подходов к представлению, описанию, передаче и обработке правительственной информации и информационных ресурсов.

Важно отметить, что концепция «электронного правительства» основывается на принципе предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам в режиме «одного окна».

Данный принцип означает исключение или максимально возможное ограничение участия заявителей (граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в процессах сбора из разных инстанций и предоставления в разные инстанции различных документов и справок, подтверждающих права заявителей на получение государственных услуг.

Основными целями реализации принципа «одного окна» являются:



  • упрощение процедур получения гражданами и юридическими лицами государственных услуг, и сокращение сроков их предоставления;

  • повышение комфортности получения гражданами и юридическими лицами государственных услуг;

  • исключение личных контактов заявителей с должностными лицами, принимающими решение о предоставлении (отказе в предоставлении) государственных услуг;

  • противодействие коррупции и ликвидация рынка посреднических услуг, оказываемых в рамках предоставления государственных услуг коммерческими организациями на возмездной основе;

  • повышение прозрачности и подконтрольности деятельности должностных лиц исполнительных органов государственной власти и подведомственных им организаций при выполнении государственных функций и административных процедур в процессе предоставления государственных услуг.

Приоритетным направлением взаимодействия при реализации принципа «одного окна» является организация электронного обмена документами и сведениями, касающимися заявителей, которые формируются, хранятся, обрабатываются и используются в ведомственных информационных системах исполнительных органов государственной власти по предметам их ведения.

Создание «электронного правительства» предусматривает организацию трех единых каналов взаимодействия граждан со всеми органами власти, т.е. организацию системы, когда гражданин взаимодействует не с отдельным государственным или муниципальным органом, а с государственной системой в целом. Данная трехканальная модель включает в себя:



  • центры телефонного обслуживания граждан;

  • федеральные и региональные порталы государственных и муниципальных услуг в сети Интернет;

  • сеть единых офисов, в которых оказываются услуги различных ведомств, то есть Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

Согласно Федеральному Закону №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»: портал государственных и муниципальных услуг - государственная информационная система, обеспечивающая предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, а также доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров государственных и муниципальных услуг [ 9].

Среди главных причин, обуславливающих актуальность создания «электронного правительства» можно назвать следующие:

1. Связь «Электронного правительства» с решением конкретных проблем, существующих сегодня в практике публичного управления (повышение эффективности государственного управления на всех уровнях, предотвращение коррупции, необходимость повышения уровня прозрачности государственных услуг).

2. «Электронное правительство» открывает новые каналы политической коммуникации для государства и общества. Способствует повышению уровня доверия граждан к власти.



Подчеркнем, что «электронное правительство» не является временным проектом, направленным на достижение последней стадии своего развития, а подразумевает постоянное совершенствование государственного управления на основе новых информационно-коммуникационных технологий. «Электронное правительство» делает систему государственного управления более прозрачной и подотчетной, открывает для граждан доступ к процессу принятия политических решений. Развитие новых технологий приводит к увеличению степени участия граждан в политической жизни страны и в процессе принятия политических решений, к развитию идеалов гражданского общества.

Литература


  1. 25 Вершинин М.С.. Политическая коммуникация в информационном обществе / М.С. Вершинин. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2001. – 253 с.

  2. Дрожжинов В.И. Мониторинг услуг электронного правительства /В.И, Дрожжинов// Социс. – 2008. - № 5. – С. 62-66.

  3. Иванов В.Е. Правительство-население: диалог в виртуальном пространстве / В.Е. Иванов// Информационное общество. – 2000. - вып. 6. С. 42 - 43.

  4. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / М. Кстельс. - М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 248 с.

  5. Павлютенкова М.Ю., Сваруп А.А. Социально-политические аспекты концепции «Электронное правительство» / М.Ю. Павлютенкова, А.А. Сваруп// Технологии информационного общества — Интернет и современное общество: труды VII Всероссийской объединенной конференции. Санкт-Петербург, 10 – 12 ноября 2004 г. — СПб.: Изд-во Филологического ф-та СПбГУ, 2004. - С. 193 – 195.

  6. Тоффлер Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. – М.: АСТ, 2001. – 560 с

  7. 14Уэбстер Ф. Теории информационного общества / Ф. Уэбстер. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 380 с.

  8. Окинавская Хартия глобального информационного общества: принята на о. Окинава 22 июля 2000г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.html (дата обращения 15.01.2015).

  9. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер. закон от 27 июля 2010г. № 210-ФЗ // Рос. газ. - №5247. – 2010. – 30 июля.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница