Типология неблагополучных семей у понятия «неблагополучная семья»



Скачать 26,89 Kb.
Дата25.04.2016
Размер26,89 Kb.
#34847
Типология неблагополучных семей

У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: деструктивная семья, дисфункциональная семья, семьи группы риска, негармоничная семья.

Проблемы, с которыми сталкивается подобная семья, касаются разных сторон жизни: социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и др.

При этом только один вид проблем у семьи встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. (Например, социальная неустроенность приводит к психологическому напряжению, что порождает семейные конфликты; материальная ограниченность не позволяет удовлетворять насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей).



Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы:

  • семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:

  • конфликтные семьи;

  • проблемные семьи;

  • асоциальные семьи;

  • аморально-криминальные семьи;

  • семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи).

  • семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.

Семьи с открытой формой неблагополучия:

  • формы семейного неблагополучия имеют ярко выраженный характер;

  • проявляются одновременно в нескольких сферах жизнедеятельности семьи (например, на социальном и материальном уровне);

  • проявляются в неблагополучном психологическом климате в семье;

  • ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей, у него появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх за свое настоящее и будущее.

Семьи с алкогольной зависимостью.

Признаки семьи:



  • Размытость, нечеткость границ своего Я. Жизнь семьи не упорядочена, непредсказуема, дети не знают, какие чувства нормальны, какие – нет, это приводит к нечеткости границ личности ребенка.

  • Отрицание. Многое в жизни алкогольной семьи построено на лжи, на сокрытии правды, взрослые отрицают негативный характер происходящего, ребенок не понимает, что происходит вокруг.

  • Непостоянство. Потребности ребенка удовлетворяются от случая к случаю, он испытывает дефицит внимания, старается привлечь внимание со стороны взрослых любыми способами, включая девиантные формы поведения.

  • Низкая самооценка. Ребенок думает, что он виноват в происходящем, переносит на себя вину взрослых.

  • Недостаток информации о том, как функционируют нормальные семьи.

Индикатором психологического климата в такой семье является эмоционально состояние и поведение матери (жены). Совместная жизнь с алкоголиком приводит к характерологическим сдвигам, что называется специалистами «созависимостью».

Возможны следующие варианты созависимости:

  • вся жизнь вертится вокруг алкоголика, и семья обеспокоена впечатлением, которое она производит на окружающих;

  • в ущерб детям матери тратят много энергии на заботу о пьющем муже, сами ведут хозяйство, прячут алкоголь, стараются контролировать мужа;

  • все поступки жены мотивированы страхом, тревожным предчувствием, ожиданием плохого.

Дети в алкогольной семье:

  • оказываются жертвами двойного стандарта: видят и понимают, что происходит в семье, но боятся об этом говорить с окружающими, становятся замкнутыми («Этот ужасный секрет семьи»);

  • живут в состоянии секретности, уверток, обмана («жизнь в укрытии»);

  • ощущают бессилие и отсутствие выхода из создавшейся ситуации («Что же реально?»);

  • испытывают амбивалентное отношение к отцу ( внимательный, ласковый, заботливый в трезвом состоянии и злой, агрессивный, жестокий – в пьяном);

  • наблюдают борьбу, конфликты, ссоры родителей – это вызывает неприязнь детей к пьющим и скандалящим родителям;

  • испытывают страхи и тревожные предчувствия – страх перед возвращением родителей домой, стремятся уйти из дому;

  • испытывают разочарования – родители не выполняют своих обещаний, дети знают о несбыточности обещанного, не доверяют им;

  • слишком быстро взрослеют – старшие дети вынуждены брать на себя родительские функции, заботу о младших детях и о пьющих родителях. Дети вырастают и могут мстить родителям за свое поруганное детство. Жестокость родителей порождает жестокость детей;

  • испытывают оскорбления и унижения, насилие – пьющие родители теряют контроль над своим поведением;

  • испытывают заброшенность – дети предоставлены сами себе – что приводит к неусвоению элементарных семейных обязанностей и проблемам в будущей семье ребенка;

  • пониженная самооценка, недостаток самоуважения;

  • жизнь в мире фантазий, мифов, позволяющих выжить – («Что, если б мой отец был всегда трезвым?») – вплоть до мыслей о смерти родителей.

Конфликтные семьи.

Признаки семьи:

  • в семье постоянно имеются сферы, где сталкиваются интересы, намерения, желания всех или нескольких членов семьи, порождая сильные и продолжительные отрицательные эмоциональные состояния, непрекращающуюся неприязнь членов семьи;

  • конфликтные семьи могут быть шумными, скандальными, где повышение тона, раздраженность – норма взаимоотношений супругов или тихими, где присутствует отчужденность, стремление избегать взаимодействия;

  • конфликтная семья отрицательно влияет на формирование личности ребенка, на его поведение.

Дети в конфликтной семье.

Возможны 3 модели:

Ребенок – свидетель семейных конфликтов



  • испытывает чувство незащищенности, нестабильности, приводящее к патологическому страху, постоянному напряжению, тяжелым кошмарным снам, замыканию в себе, неумению общаться со сверстниками;

  • необходимость скрывать свои сильные эмоции – запрет в семье выражать свои чувства, что свойственно детской непосредственности;

  • душевная травматизация детей, нарастание отчуждения, неприязнь к сорящимся родителям;

  • агрессивность по отношению к «неправому», по мнению ребенка, родителю и принятие стороны другого из родителей;

  • капризность, неадекватные эмоциональные реакции из-за ломки детской психики.

Ребенок – объект эмоциональной разрядки конфликтующих родителей

  • напряжение родителей, раздражение, досада выплескивается на детей (особенно, когда ребенок внешне или характером похож на одного из родителей) – обращаясь с резкими замечаниями, обвинениями к ребенку, родитель продолжает конфликт с супругом

  • и наоборот – родитель пытается устранить свою эмоциональную неудовлетворенность усиленной заботой о ребенке, изолируя его от общества другого родителя.

  • Если конфликт в семье по вопросам воспитания – непоследовательность требований родителей к ребенку.

Ребенок – орудие разрешения семейных споров

  • мать, неудовлетворенная своими отношениями с отцом, компенсирует нервное напряжение на детях, провоцируя появление у них эмоциональных и поведенческих нарушений, а отец ужесточает свои требования к ребенку;

  • ребенок оказывается перед выбором – мама или папа, приспосабливается, лицемерит, извлекает из конфликта выгоду;

  • у некоторых детей развивается склонность к доносам, цинизм, недоверие к взрослым;

  • проявляются симптомы эмоциональных расстройств, повышенная возбудимость, беспокойство, снижение тона настроения, нарушения сна и аппетита.

Внутренне неблагополучные семьи.

Недоверчивая семья:

  • повышенная настороженность по отношению к окружающим (соседям, знакомым, педагогам), ожидание враждебности;

  • слабые контакты с окружающими;

  • нередки длительные конфликты с родственниками;

  • в любых конфликтах (со сверстниками, с педагогами) родители считают правым только своего ребенка;

Дети в недоверчивой семье:

  • у детей формируется недоверчиво-враждебное отношение к людям;

  • подозрительность, агрессивность, нарушение контактов со сверстниками;

  • конфликты с учителями и воспитателями;

  • непризнание детьми ошибок и собственной вины;

  • трудно идут на контакт с педагогами, не верят в искренность и ждут подвоха.

Легкомысленная семья:

  • отличается беззаботным отношением к будущему, стремится жить сегодняшним днем;

  • склонна к сиюминутным удовольствиям, планы на будущее у нее неопределенны;

  • семья живет по инерции, не предпринимая попыток что-нибудь изменить (старая мебель, отсутствие нужных в доме вещей, неумение организовать досуг кроме просмотра ТВ, застолий);

  • семья постоянно находится в состоянии внутреннего разлада, по малейшему пустяковому поводу возникают конфликты.

Дети в легкомысленной семье:

  • вырастают слабовольными, неорганизованными, с несформированными волевыми качествами.

Хитрая семья:

  • ценит предприимчивость, удачливость, ловкость в достижении жизненных целей, умение добиться успеха с минимальными затратами, обмануть всех;

  • часто обходит законы и нравственные нормы, склонна к авантюрам;

  • стремится использовать окружающих для достижения собственных целей, создает широкий круг полезных знакомых;

  • к таким качествам, как трудолюбие, терпение, настойчивость проявляет пренебрежительное отношение.

Дети в хитрой семье:

  • полностью перенимают взгляды взрослых;

  • у них формируется установка – нарушай, но главное - не попадайся!

Семьи, ориентированные на успех ребенка:

  • ребенок чувствует, что все его положительные связи с родителями зависят от его успехов (его любят, пока он все делает хорошо);

  • упреки, назидания, наказания в случае невозможности достичь желаемых успехов;

  • у ребенка состояние повышенного эмоционального напряжения, ожидания неудачи,срывы в виде неадекватных реакций на неудачу (суицид, уход из дома).

Псевдовзаимные семьи:

  • поощряют выражение только теплых, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев скрывают, подавляют.

Псевдовраждебные семьи:

  • наоборот, скрывают, отвергают теплые чувства, проявляют враждебные.

Дети в псевдовзаимной и псевдовраждебной семье:

  • ребенок учится не чувствовать, а играть в чувства, остается эмоционально холодным,

  • проявляет в дальнейшем невмешательство, дистанцирование.

Семьи известных людей:

  • семья постоянно находится в поле зрения общественности;

  • недостаточность проявлений заботы, ласки, внимания к детям.

Дети в семьях известных людей:

Первый тип поведения -

  • многие дети считают с детства себя исключительными, предполагая, что родительские заслуги должны перейти к ним по наследству;

  • испытывают разочарование, огорчение, обиду и злость на окружающих и собственных родителей, если не получают признания;

  • эгоистичны, высокомерны, настраивают сверстников против себя;

  • ведут праздный образ жизни.

Второй тип поведения –

  • тяжело переживают бремя родительской славы;

  • тяготятся повышенным интересом окружающих;

  • стремятся превзойти своих знаменитых родителей;

  • страдают от одиночества и недостатка внимания со стороны родителей.

Семьи состоятельных людей:

  • семья живет в состоянии запредельного и хронического стресса;

  • тяжелые семейные сцены и разбирательства тщательно скрываются всеми, включая детей и родственников;

  • родители, делая карьеру, не уделяют времени и внимания детям, перепоручают воспитание детей другим лицам (гувернерам, родственникам).

Пограничные семьи.

Эта категория семей из категории благополучных в свой антипод переходит постепенно, незаметно.



Семьи с недееспособными членами:

  • испытывают материальную недостаточность, часто дети остаются без присмотра

Семьи с детьми-инвалидами:

  • типичная первоначальная реакция – отрицание дефекта ребенка, неверие в наличие болезни, надежда на ошибочность диагноза;

  • вторичная реакция – чувство гнева, беспомощности, безысходности;

  • часто семья сохраняется лишь формально из чувства долга перед больным ребенком;

  • родители испытывают необоснованное чувство вины, муки, переживания;

  • чувство стыда из-за рождения больного ребенка, боятся осуждения окружающих, иногда - обвинение врачей, педагогов;

  • проявляют к ребенку гиперопеку;

  • заключительная реакция – эмоциональная адаптация;

  • в подобных семьях часто бывают разводы.

Семьи с нарушением структуры семейных ролей:

  • семья-крепость (все вокруг против нас, члены семьи – соратники в борьбе);

  • семья-театр;

  • семья-санаторий;

  • семья с антисексуальной идеологией.

Неполные семьи и их типы.

Неполной называется семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Есть категория функционально неполных семей – профессиональные причины заставляют одного из родителей часто отсутствовать в семье.



Можно выделить несколько разновидностей неполных семей:

  • Разведенная семья

  • Осиротевшая семья

  • Мать-одиночка с ребенком

Для любого типа неполной семьи характерны из-за дефицита мужского влияния:

· нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития вербальных способностей (для полноценного интеллектуального развития на ребенка должны влиять два типа мышления: мужское и женское);

· менее четким становится процесс половой идентификации мальчиков и девочек (развитие женских черт характера у мальчиков или «компенсаторной мужественности» у девочек);

· затрудняется обучение подростков навыкам общения с представителями противоположного пола;

· становится возможным формирование избыточной привязанности к матери.

Ребенок в семье разведенных родителей:

Статистика (в период и после развода родителей):



  • у 37,7% снижается успеваемость в школе,

  • у 19,6% страдает дисциплина дома,

  • 17,4% детей требуют особого внимания,

  • 8,7% детей убегают из дома,

  • у 6,5% возникают конфликты с друзьями,

  • каждый пятый ребенок с логоневрозом пережил развод родителей

В семейном воспитании детей без отца можно выделить три типа отношения матери к этой проблеме:

  • мать не упоминает об отце и строит воспитание так, словно его никогда не было;

  • мать пытается обесценить отца в глазах ребенка, убедить в том, что отец был плохой;

  • мать пытается увидеть в отце союзника в воспитании, у которого есть определенные достоинства.

Психологи отмечают несколько соблазнов, подстерегающих мать, оставшуюся без мужа:

  • Жизнь для ребенка – женщина видит смысл своей жизни в воспитании ребенка, для нее не существует личной жизни.

  • Борьба с образом мужа – женщина утрирует отрицательные черты бывшего супруга.

  • Наследственность – женщина ищет в ребенке отрицательные черты бывшего супруга, объясняет наследственностью неудачи в воспитании.

  • Попытка купить любовь ребенка – поток подарков, вседозволенность.

Ребенок в осиротевшей семье - проходит несколько последовательных реакций:

  • шок – молчаливый уход в себя или взрыв слез, чувство дискомфорта;

  • отрицание смерти;

  • поиски;

  • отчаяние – осознание невозможности вернуть умершего;

  • гнев – ребенок сердится на родителя, который его покинул – истерики, отказ от общения, грубость;

  • тревога и чувство вины – ведут к депрессии;

  • боязнь повторного брака родителя.

Ребенок из семьи матери-одиночки:

  • внебрачный ребенок находится в самом невыгодном социальном положении по сравнению с детьми из других типов неполных семей – социальная дискриминация будет сопровождать его всю жизнь;

  • ребенок становится нервным, закомплексованным, имеет низкую самооценку;

  • нарушается процесс поло-ролевой идентефикации (гомосексуализм у мальчиков, усвоение стандартов поведения матери-одиночки девочками);

  • слепая материнская любовь делает ребенка инфантильным.

По мнению психологов, воспитывать своих детей современным семьям мешают:

  • загруженность на работе;

  • неорганизованный быт – родители решают бытовые проблемы и мало занимаются детьми;

  • недостаточный уровень педагогической подготовки родителей.

Каталог: sites -> default -> files
files -> Рабочая программа дисциплины
files -> Выпускных квалификационных работ
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»

Скачать 26,89 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница