Типичные ошибки учащихся при подготовке к егэ по русскому языку в части С. Их решение. Подготовка к написанию сочинения – рассуждения по исходному тексту«От анализа текста к сочинению»



Скачать 34.76 Kb.
Дата27.05.2016
Размер34.76 Kb.
ТипРеферат
Типичные ошибки учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в части С. Их решение.

Подготовка к написанию сочинения – рассуждения по исходному тексту«От анализа текста к сочинению».

На современном этапе модернизации школьной образовательной системы особенно актуальны вопросы оценки уровня подготовки выпускников средней (полной) школы, задача которой – предоставить возможность учащимся получить качественное образование.

Переход современной отечественной школы на новые, более свободные формы организации учебного процесса, введение новых учебных планов, введение альтернативных учебников по русскому языку, учитель в праве сам выбирать содержание учебного материала и методов его преподавания, наличие многоуровневого и дифференцированного обучения, введение профильного обучения, использование инновационных технологий.

В течение нескольких лет мы вместе с нашими учениками сдаём единый государственный экзамен.

ЕГЭ по русскому языку внес значительные изменения в процесс обучения предмету и стал серьезным испытанием для учителей, учащихся и родителей.

Третью часть ЕГЭ образно называют «коридором», по которому можно войти в желаемый вуз. А чтобы проход по этому «коридору» был свободным и широким, необходимо хорошо подготовить выпускников к выполнению нелегкой задачи – написанию сочинения.

Ученики должны четко знать, что от них требуется на экзамене при написании сочинения. Для этого в самом начале я знакомлю их с критериями и добиваюсь того, чтобы они знали их, как таблицу умножения. Тогда выпускники хорошо представляют себе, что в сочинении им необходимо отразить 4 момента: сформулировать основную проблему исходного текста, прокомментировать её, определить авторскую позицию, изложить свое собственное мнение по этой проблеме, аргументировать свою точку зрения, используя читательский и жизненный опыты.

Именно поэтому, сегодня решила выбрать тему «От анализа текста к сочинению».

Я хочу остановиться именно на этих четырёх моментах.

Первое, что должны уметь учащиеся – это формулировать основную проблему. Любой анализ текста, после его внимательного прочтения, следует начинать с определения темы и проблемы, их чёткой формулировки. Чаще всего учащиеся путают понятия «тема» и «проблема», заменяя формулировку проблемы формулировкой темы, либо вообще просто пересказывая текст. Очевидно, что причина появления таких ошибок кроется в непонимании ими того, что такое проблема текста. Даём определение проблемы.

Проблема исходного текста – это основной вопрос, поставленный в тексте, требующий изучения, разрешения. Задача учителя – сформировать умение находить основной вопрос, который исследует автор, так как неверно сформулированная проблема (потерянные баллы по критерию 1) приведёт к фактическим ошибкам в комментарии (К2).

Опыт показывает, что очень часто комментарий также заменяется пересказом фрагментов текста либо пространным цитированием, а иногда и вообще отсутствует. Даём толкование понятия «комментарий». Комментарий проблемы – толкование, изъяснение основного вопроса исходного текста.

Как помочь учащимся набрать максимальное количество баллов по этим двум критериям?

Можно начать работу с исходным текстом по следующему плану.

Текст

Тема -----взаимосвязаны--------------------------------------- проблема



( их может быть несколько)

Основная проблема - это та,

- что стала объектом раздумий автора;

- над которой он в основном размышляет;

- к которой он неоднократно возвращается;

- по которой отчётливо заявлена авторская позиция.

Автором проблема может быть

- поставлена

- изложена

- рассмотрена

- выдвинута

- затронута

- поднята

- сформулирована

- исследована

- проанализирована

Также предлагаю учащимся перечень проблем текстов, которые могут быть использованы для анализа выпускниками на ЕГЭ по русскому языку. Вот некоторые из них:

Проблемы семьи:

- проблема памяти о своих истоках, о своём детстве ( Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего детства, с миром своего детства?);

- проблема роли детства в жизни человека ( Почему детство – важнейший этап жизни человека?);

- проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?);

- проблема отчего дома (Почему нельзя забывать отчий дом?);

- проблема нравственной прочности человека (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека? и др.

Проблемы экологии:

- проблема развития и сохранения русского языка (Обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);

- проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на природу и в чём заключаются возможные последствия этого влияния?);

Человек и общество:

- проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?);

- проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (Могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилием и не озлобиться?);

- проблема выбора профессии с учётом личных и общественных интересов (Могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?);

- проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом (Может ли человек быть свободным от общества, других людей. Ограничивает ли общество свободу человека?).

Сформулировать проблему исходного текста можно либо в виде вопроса, либо в виде чёткого и лаконичного предложения: проблема (чего?) поднимается в данном тексте.

Например, в тексте исследуется проблема (чего?) развития и сохранения русского языка; обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям? Над этой проблемой предлагает нам задуматься Д.С.Лихачёв.

Проблема определена, теперь необходимо её прокомментировать. Значит, следует изложить собственные мысли по данной проблеме. С учётом аспектов, намеченных самим автором, так как комментарий должен объяснять авторский взгляд на поставленный вопрос.

Почему важно уметь комментировать основную проблему текста?

-Это позволяет увидеть, что интересует автора.

-Рассуждая по поводу сформулированной проблемы, т.к. комментируя её, мы показываем и своё восприятие того, что волновало автора.

-Комментарий помогает увидеть основные аспекты, которые автор считает важными.

-Глубокое изъяснение основной проблемы помогает увидеть авторскую позицию.

-Комментарий позволяет гораздо глубже посмотреть на поставленную проблему.

Какие вопросы следует осветить в комментарии?

1. Почему автор предпочёл именно эту проблему?

2. Актуальна ли она?

3. Можно ли говорить о типичности этой проблемы?

4. Какие факты приводит автор, исследуя данную проблему? Что особо подчёркивает?

5. Поднималась ли до автора подобная проблема в художественной литературе и как авторы её решали?

6. К каким вывода автор приходит?

В комментарии не должно быть;

- пересказа исходного текста или любой его части;

- рассуждений по поводу всех проблем текста;

- комментариев о действиях героев текста;

- общих рассуждений о тексте: вам нужно прокомментировать одну из проблем!

Итак, проблема сформулирована и прокомментирована. Теперь следует изложить авторскую позицию; позиция автора – это отношение создателя текста к поднятой теме, проблемам, героям и т. д.

Автор может

- посвящать свою статью…;

- ставить ряд нравственных вопросов, требующих незамедлительного ответа;

- ставить перед читателем цель – найти решение сложных жизненных проблем;

- показать злободневность рассматриваемой им проблемы:

- заставить переоценить отношение к….

При всём этом автор стремится реализовать в тексте следующие основные цели:

1. Поделиться с читателем своими размышлениями, передав ему свою заинтересованность данной проблемой;

2. Эмоционально воздействовать на читателя;

3. Найти в нём единомышленников и убедить в правоте своей точки зрения.

Задача ученика понять:

1. С какой целью создавался данный текст?

2. Как относится автор к поднятой проблеме?

3. Какие он видит варианты её решения?

Если учащиеся затрудняются при изложении авторской позиции, то можно предложить языковые клише:

- Автору важно убедить читателя в том, что…

- Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…

- Автор подводит читателя к мысли о том, что…

- Решая проблему, автор приходит к следующему выводу…и т.д.

Можно также предложить ученикам правило – подсказку:

Известно, что если основная проблема сформулирована в форме вопроса, то ответ на него – не что иное, как авторская позиция.

Работая над критерием 3 (отражение позиции автора исходного текста), можно предложить учащимся такие задания:

-Найдите в данном тексте ключевые слова, помогающие увидеть автору позицию.

- Дайте характеристику авторской позиции, составив для этого языковые клише.

- На основании проблем, поднятых автором, сформулируйте его позицию.

Четвёртым этапом работы над сочинением – рассуждением является изложение личностного отношения к поставленной проблеме и её аргументация.

Этот вид работы самый сложный, так как далеко не у всех учащихся сформировано умение излагать и аргументировать свою точку зрения, последовательно выстраивать доказательства.

Чаще всего выпускники, пытаясь изложить и доказать свою точку зрения, допускают следующие ошибки:

· Нечётко формулируют собственную позицию;

· Не соотносят её с проблематикой исходного текста;

· Пересказывают авторские аргументы;

· Приводят доказательства, пустые в содержательном плане;

· Аргументы не согласуются с заявленной позицией;

· Пересказывают фрагменты текста;

· Пытаются развивать авторскую мыль;

· Не аргументируют свою точку зрения, а передают восприятие текста;

· Ссылаются на авторов, поднимающих подобные проблемы, но данные ссылки не являются аргументами к высказанной точке зрения;

· Вместо аргументации излагают своё отношение к автору.

В большинстве работ отсутствует самостоятельность мышления: ученики просто боятся или не умет формулировать свою, отличную от авторской, точку зрения на проблему. Обычно они пишут: «Автор, безусловно, прав…», «Я полностью согласен с автором…», «Моя точка зрения совпадает с авторской». Однако в этом случае должно быть сказано самое главное: почему согласен или не согласен с автором, почему он прав или не прав. Без этих рассуждений выстроить аргументацию невозможно.

Многие учащиеся просто соглашаются с автором, своими словами передав идею текста, и полагают, что это и есть изложение личностной позиции. Однако без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, вряд ли можно считать её сформулированной:

· с удовольствием прочитал…

· нельзя остаться равнодушным…

· к сожалению

· к немалому удивлению, узнал, что…

· убеждённость автора в правильности данных им оценок не может вызвать симпатии читателя…

· разделяя негодование автора, хочу сказать…

· оригинальность авторского решения данной проблемы вызывает восхищение…

· возмущает ( радует, восхищает, огорчает) то, что…

· интересно то, как автор…

Даже согласие с автором можно изложить по-иному:

· следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений

· автор убедительно доказывает, что…

· в правоте авторских оценок не приходится сомневаться

· не думаю, что у кого-то вызовет возражение авторское мнение о том, что…

· убеждённость автора в правильности данных им оценок передаётся и читателю…

Такие таблицы есть у учащихся и при написании сочинения они могут ими пользоваться. Иногда с точкой зрения автора трудно согласиться. Тогда следует аргументировано поспорить, изложить свои собственные размышления и выводы:

Например, так

- Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…

- автор, несомненно, прав, утверждаю, что…, но я убеждён, что его мнение

о… вызовет читательскую дискуссию, так как…

- По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что…

- Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что…

Согласившись или не согласившись с точкой зрения автора, необходимо доказать свою точку зрения, подтверждая её двумя аргументами, опираясь на знания, жизненный или читательский опыты.

Что можно считать жизненным опытом, а что – читательским?

1. Жизненный опыт

-реальные факты из жизни окружающих

- собственные наблюдения и выводы

- традиционно – исторический опыт

2. Читательский опыт

- художественная литература

- историческая литература

- научно-популярная литература

Требования к аргументам:

· истинность аргументов должна быть доказана

· должно быть два аргумента

· аргументы должны быть развёрнутыми и убедительными

· аргументы должны доказывать заявленную точку зрения

Иногда в доказательстве возникают различные логические ошибки. Наиболее распространённой ошибкой считается «подмена тезиса». Суть её заключается в том, что доказывается или опровергается не тот тезис, который был выдвинут первоначально. Ученик не замечает, как от одного тезиса переходит к другому.

Ещё одной из типичных логических ошибок в доказательстве тезиса является ошибка, которая называется «не вытекает, не следует». Она заключается в том, что между аргументами доказательства и его тезисом отсутствует логическая связь, вследствие чего аргументы не обосновывают истинности доказываемого тезиса. Ученики полагают, что если они связали свои суждения словами «таким образом», «итак», «следовательно» и т.п., то они тем самым задали логическую связь между ними, т.е. построили последовательное рассуждение. Однако часто в таких рассуждениях вместо подлинной логической связи есть просто грамматическая связь предложений. Всякая ошибка в демонстрации доказательства, связанная с нарушением логических правил, приводит к ошибке «не следует». Например:

Я разделяю точку зрения автора, и в доказательство хочу привести следующее. Во-первых, если человека любят с детства, он растёт беззаботным и счастливым, во-вторых, надо с детства приучать ребёнка к труду. Разве может человек прожить без трудовых навыков? Конечно, нет! В-третьих, он не вырастет эгоистом. Таким образом, «нужно работать» над любовью к себе»: именно к такому выводу можно прийти.

Подобные ошибки в рассуждениях учащихся приводят к потере баллов по критерию 4. Поэтому ученик не должен забывать о том, что его задача не только доказать выдвинутый тезис, но и убедить оппонента в его истинности.

Можно предложить учащимся некоторые виды заданий, связанных с аргументацией личностного мнения, которые помогут избежать досадных ошибок в сочинении.

Задание1.

В предложенных фрагментах текстов определите тезис, аргументы, вывод.

Фрагмент 1.

Не может быть художник холодным, когда он творит! С рыбьей кровью и лежачим от ожирения сердцем настоящего произведения не создашь и никогда не найдёшь путей к сердцу читателя.

Я за то, чтобы у писателя клокотала горячая кровь, когда он пишет, я за то, чтобы лицо его белело от сдерживаемой ненависти к врагу, когда он пишет о нём, и чтобы писатель смеялся и плакал вместе с героем, которого он любит и который ему дорог.

(М.Шолохов)

Фрагмент 2.

Насколько легко ограбить, обмануть культурного человека в жизни, насколько трудней его ограбить в духовном отношении. Потеряв многое, почти всё, культурный человек, по сравнению с обычным, крепче в сопротивлении жизненным обстоятельствам. Богатства его хранятся не в кубышке, а в банке мирового духа. И, многое потеряв, он может сказать себе и говорит себе: я ведь могу ещё слушать Бетховена, перечитать «Казаков» и «Войну и мир» Толстого. Далеко не всё потеряно.

(Ф.Искандер)

Задание 2.

Напишите рассуждение о том, как вы понимаете изречение римского императора Марка Аврелия «Люди существуют друг для друга». Аргументируйте свою точку зрения.

Задание 3.

Руководствуясь требованиями критерия 4, определите, какие фрагменты сочинений оценены 2,1 и 0 баллов соответственно. Аргументируйте свою точку зрения.

Это далеко не все виды заданий, которые можно использовать при проведении уроков русского языка.

Зная уровень подготовленности своих учащихся, учитель предлагает им те, которые, на его взгляд, помогут ученикам научиться излагать и аргументировать собственную позицию.

Исходный текст.

Кто такой хам.

Словарные и библейское определения

Библия: Ной начал возделывать землю и насадил виноградник; и выпил он вина, и опьянел, и лежал обнаженным в шатре своём. И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим. Сим же и Иафет взяли одежду и, положив её на плечи свои, пошли задом и покрыли наготу отца своего; лица их были обращены назад, и они не видали наготы отца своего. Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его, и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.

(Бытие, 9:18-29)

В.И.Даль: Хамуга, хамовщина, хамово колено, отродье – бранное прозвище лакеев, холопов или слуг; крепостной.

Д.Н.Ушаков: В языке дворян: человек, принадлежащий к низшим классам и лишённый потому всякого человеческого достоинства; грубый, наглый и невоспитанный человек, готовый на подлости.

С.И.Ожегов: Грубый, наглый человек

1.Самостоятельное чтение текста.

Это непереводимое слово «хамство».

(1) Рассказывают, что писатель Владимир Набоков, годами читая лекции в Корнельском университете юным американским славистам, бился в попытках объяснить им «своими словами» суть непереводимых русских понятий - «интеллигенция», «пошлость», «мещанство» и «хамство». (2) Говорят, с «интеллигенцией», «пошлостью» и «мещанством» он в конце концов справился, а вот растолковать, что означает слово «хамство», так и не смог.

(3) Обращение к синонимам ему не помогло, потому что синонимы – это слова с одинаковым значением, а слова «наглость», «грубость» и «нахальство», которыми пытался воспользоваться Набоков, решительным образом от «хамства» по своему значению отличаются.

(4) Наглость – это в общем-то способ действия, то есть напор без моральных и законных на то оснований, нахальство – это та же наглость плюс отсутствие стыда, что же касается грубости, то это скорее форма поведения, нечто внешнее, не затрагивающее основ; грубо можно даже в любви объясняться, и вообще действовать с самыми лучшими намерениями, но грубо, грубо по форме – резко, крикливо и претенциозно.

(5) Как легко заметить, грубость, наглость и нахальство, не украшая никого и даже заслуживая всяческого осуждения, при этом всё-таки не убивают наповал, не опрокидывают навзничь и не побуждают лишний раз задуматься о безнадёжно плачевном состоянии человечества в целом. (6) Грубость, наглость и нахальство травмируют окружающих, но всё же оставляют им какой – то шанс, какую – то надежду справиться с этим злом и что – то ему противопоставить.

(7) Помню, еду в ленинградском трамвае, и напротив меня сидит пожилой человек, и заходит какая – то шпана на остановке, и начинают они этого старика грубо, нагло и нахально задевать, и тот им что – то возражает, и кто – то из наглецов говорит: «Тебе, дед, в могилу давно пора!» (8) А старик отвечает:»Боюсь, что ты с твоей наглостью и туда раньше меня успеешь!» (9) Тут раздался общий смех, и хулиганы как – то стушевались. (10) То есть имела место грубость, наглость, но старик оказался острый на язык и что – то противопоставил этой наглости.

(11) С хамством же всё иначе. (12) Хамство тем и отличается от грубости, наглости и нахальства, что оно непобедимо, что с ним невозможно бороться, что перед ним можно только отступить. (13) И вот я долго думал над всем этим и, в отличие от Набокова, сформулировал, то такое хамство, а именно: хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом умноженные на безнаказанность. (14) Именно в безнаказанности всё дело, в заведомом ощущении ненаказуемости, неподсудности деяний, в том чувстве полнейшей беспомощности, которое охватывает жертву. (15) Именно безнаказанностью своей хамство и убивает вас наповал, вам нечего ему противопоставить, кроме собственного унижения, потому что хамство – это всегда «сверху вниз», это всегда «от сильного – слабому», потому что хамство – это беспомощность одного и безнаказанностью другого, потому что хамство – это неравенство.

( По С.Довлатову)

2. Беседа на выявление восприятия.

В Новом Завете Иисус сказал фразу: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека».

- Как вы понимаете это высказывание?

- Можно ли утверждать, что хамство также оскверняет человека? Почему?

- Давайте прочтём словарные и библейское определения, кто такой хам.


- Как формулирует С.Довлатов это понятие? Запишите эту формулировку.

Грубый, наглый, нахальный человек, чувствующий свою безнаказанность)

- Чем порождается хамство?

· желанием выплеснуть свои негативные эмоции

· ритмом жизни

· суетой


· безнаказанностью

- Хамство, как правило, многолико. Что это может быть?

· словесное оскорбление

· нецензурная брань

· оскорбительные жесты и мимика

· едкая ирония

- Что обычно старается задеть хам?

· внешность

· национальность

· умственные способности

· возраст

· достоинство

· честь

- Зачем он это делает, ради чего?



· показать своё превосходство, обычно мнимое

· получить эмоциональное удовлетворение от нашей реакции униженного человека

- Каковы, по мнению автора, отличительные черты хамства?

· убивает наповал

· опрокидывает навзничь

· побуждает лишний раз задуматься о безнадёжно плачевном состоянии человечества в целом

· оно непобедимо

· с ним невозможно бороться

· перед ним можно только отступить

- Итак, какая проблема волнует автора? Запишите её либо в форме вопроса, либо сочетанием слов «проблема (чего?)» поднимается в тексте.

· Можно ли дать определение хамству, которому мы не в состоянии противостоять? Над этим вопросом рассуждает С.Довлатов в своей статье…

· Почему хамство непобедимо и сложно поддаётся точному определению? Эта проблема исследуется С.Довлатовым в его статье «Это непереводимое слово «хамство».

· В своей статье автор рассматривает проблему живучести и неискоренимости такого отвратительного явления, как хамство, которое сложно поддаётся точному определению)

После того, как проблема сформулирована, скорректирована, задание:

-Найдите в таблице 1 формулировку проблемы без грамматических ошибок.

Таблица 1.

1. Автор рассматривает проблему того, что хамство неистребимо.

2. В тексте излагается проблема о хамстве.

3.Автор анализирует проблему о живучести хамства.

4. Проблема, о которой затронул автор, очень актуальна.

5. В тексте поднимается проблема неискоренимости хамства.

6. Проблема о том, что хамство неискоренимо, волнует С.Довлатова.

7. Проблема того, что слово «хамство» является непереводимым, поднимает в своей статье автор.

( Ответ – 5-е предложение)

Теперь предстоит прокомментировать сформулированную проблему.

- Какие проблемы чаще всего рассматриваются в художественных и публицистических текстах?

· нравственные

· экологические

· социальные

· психологические

· философские

· морально – этические и т.п.

- К какой категории можно отнести нашу проблему?

( Нравственной, этической)

- Проблема, рассматриваемая автором,

может быть:

· злободневной

· актуальной

· острой

· важной


· серьёзной

· спорной

· назревшей

· неразрешимой

· наболевшей

· мучительной

· жгучей

· сложной и т.п.

Выберите определение данной проблемы.

- Как можно изложить в сочинении комментарий проблемы?

1-й вариант

От комментария к формулировке проблемы

2-й вариант.

От формулировки проблемы к её комментарию

Проблема неискоренимости хамства, его многоликости – это злободневнейшая морально – этическая проблема нашего времени: подобное явление, к сожалению, давно и прочно укоренилось в манере поведения многих из нас и с каждым днём набирает силу. Технический и общественный прогрессы, которыми мы гордимся, лишь увеличивают количество хамов: чаты и форумы в Интернете переполнены всякой гнусностью, а наши государственные чиновники часто становятся «образцом» этого неприглядного явления…

- Напишите первый вариант комментария, не забыв о том, что в нём не должно быть

1.Пересказа исходного текста или любой его части;

2. Рассуждений по поводу всех проблем текста;

3. Комментариев о действиях героев текста;

4.Общих рассуждений о тексте: вам нужно прокомментировать одну из проблем!

- Итак, проблема сформулирована и прокомментирована. Теперь следует изложить авторскую позицию; можно использовать языковые клише.

· Автор считает, что…

· Автор утверждает, что…

· Автор убеждён, что…, и подобная уверенность небезосновательна.

· Автору важно убедить читателя в том, что…

· Бесспорно мнение автора о том, что…

· Автору важно убедить читателя в том, что…

· Цель автора – заставить читателя обратить внимание на…

· Автор подводит читателя к мысли о том, что…

· Решая проблему, автор приходит к следующему выводу…и т.д.

· «…» - в этих словах, по-моему, отражена идея текста.

· «…» - это высказывание точно отражает позицию автора.

· «…» - именно эта мысль отражает авторскую позицию.

· …всё это позволило автору выразить мысль о том, что…

-Какие авторские утверждения в исходном тексте, на ваш взгляд, спорны?

- Последние три:

· хамство непобедимо

· с ним невозможно бороться

· перед ним можно только отступить

- Что можно оспорить в авторской позиции?

· С хамством можно и нужно бороться.

- Есть даже профессиональные советы психологов, как противостоять хамству. Вот они:

Представьте хама в таком виде, в такой ситуации, в которой он не очень бы хотел оказаться и совершенно не желал бы, чтобы вы его видели.… Представьте, например, как хам внезапно уменьшается в росте несколько раз, а галстук у него наоборот – увеличился. Теперь представьте, как он, опаздывая, бежит в таком виде на работу. Если ваше воображение будет живым и ярким, то вы, безусловно, улыбнётесь или даже засмеётесь. После этого ничего делать не нужно – улыбка в этой ситуации будет сильнее пулемёта.

Л.Куликов

Высшее мастерство в общении – это умение без личного ущерба помогать агрессору освобождаться от раздирающих его отрицательных эмоций.

Р.Гнатюк


- А теперь, используя жизненный и читательский опыт, изложите и докажите личностное мнение по поставленной автором проблеме. Какие произведения помогут вам аргументировать вашу точку зрения?

Проверка выполненной работы, обсуждение предложенных вариантов.

Обсуждение вариантов вступлений и заключений. ( памятки №4,5)

Написать сочинение по тексту С.Довлатова.

Дополнительный материал

Афоризмы об этике общения

Наглость – не что иное, как ложный признак величия.

Сенека


Напрасно думать, будто резкий тон есть признак прямодушия и силы.

Шекспир


Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение.

Дж.Свифт


Чтобы заклеймить негодяя, нужно ещё выяснить, есть ли на нём место, свободное от клейма.

Н.Акимов


Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. И я готов платить за это умение больше, чем за какой – либо другой товар в этом мире.

Дж.Рокфеллер

Как это сделать? Можно предложить учащимся некоторые варианты планов.

План 1.


O К какой категории относится избранная автором проблема?

O Интересна ли она читателю и почему?

O Насколько она злободневна ?

O Что делает её злободневной?

O Типична она или нет?

O Каково её место среди актуальных проблем времени?

O Традиционна эта проблема или нова?

O Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?

O Если нова, то что стало причиной её появления?

O Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?

O О чём заставляет задуматься эта проблема?

O К каким выводам приходит читатель?

План 2.

O Почему автор предпочёл именно эту проблему?



O Актуальна ли она?

O Можно ли говорить о типичности этой проблемы?

O Какие факты приводит автор, исследуя данную проблему? Что особо подчёркивает?

O Поднималась ли до автора подобная проблема в художественной литературе и как авторы её решали?



O К каким вывода автор приходит?

Необходимо напомнить учащимся, что нельзя комментировать проблему в отрыве от текста, т.е. рассуждать о ней вне связи с содержанием прочитанного!
Каталог: documenti
documenti -> Методическое пособие Саморазрушающее (аддиктивное) поведение детей и подростков
documenti -> Основная образовательная программа дошкольного образования москва, 2015
documenti -> Фгбоу впо «пгу» концепция к 151 01─2013 концепция воспитательной работы 2013
documenti -> Наркотики и подростки
documenti -> Викторина "пдд" в начальной школе цель:* проверить и закрепить знания правил дорожного движения
documenti -> Сведения о разработчике
documenti -> Ес и Япония: отношения без конфликтов
documenti -> О деятельности классного руководителя в мкоу оськинская сш общие положения
documenti -> Результаты основного государственного


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница