Типы взаимодействий субъектов в информационно-образовательной среде



Скачать 78.04 Kb.
Дата22.04.2016
Размер78.04 Kb.
ТИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ СУБЪЕКТОВ В ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Э.Г. Сабирова, В.Г. Закирова
В статье рассматриваются возможности включения субъекта образовательной деятельности в исследовательскую деятельность. Раскрываются взаимодействия между учителем и учеником в информационно-образовательной среде.

Ключевые слова: информационно-образовательная среда, типы взаимодействий учителя и ученика, организация исследовательской деятельности.

In the article, there are considered possibilities of including the subject of educational process into exploratory activity. There are revealed interactions between teacher and pupil in the informational-educational environment.



Key words: informational-educational environment, types of interaction between teacher and pupil, organizing of exploratory activity.
Проблема формировании и развитии самостоятельной и саморазвивающейся личности приобретает исключительную актуальность в информационно-образовательной среде. Анализ психолого-педагогической литературы последнего десятилетия чётко указывает на пристальное внимание учёных, методистов, учителей к проблеме развития исследовательского потенциала школьников, который всё чаще связывают с успешной адаптацией личности в стремительно меняющемся социуме.

Исследователи 2,3 отмечают, что информационно-образовательная среда учебной деятельности формируется:



  • учителем (он определяет содержание программы курса, выбор учебной литературы, методы преподавания, стиль общения и т.д.);

  • педагогическим коллективом учебного заведения (он определяет общие требования к учащимся, сохраняемые традиции данного учебного заведения, форму взаимоотношений педагогического и ученического коллективов и пр.);

  • государством как общественным институтом (оно определяет материальное обеспечение образования в целом, социальный заказ на формирование той или иной системы знаний и взглядов).

Анализ множества определений понятия информационной образовательной среды позволяет сделать вывод, что это – совокупность информационной, технической и учебно-методической подсистем, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс, а также его участников.[1]

Информационно-образовательная среда как педагогическая система определяет новую роль преподавателя, на которого возлагаются функции: координирование познавательного процесса; корректировка преподаваемой дисциплины; консультирование при составлении индивидуального учебного плана; руководство учебными планами, учебными проектами.

Важным направлением использования возможностей информационно-образовательной среды является организация учебно-исследовательской работы учащихся, включающую следующие группы навыков и умений самостоятельной исследовательской работы. ( Навыки и умения планирования самообразования, навыки и умения ориентирования в научной и учебной информации, навыки и умения библиографической работы, навыки и умения рационального и правильного слушания и записи теоретического материала, навыки и умения работать с книгой, навыки и умения пользования ресурсами Интернет)

Активное использование информационно-образовательной среды начальной школы позволяет охватить межпредметными учебными активностями всю область начального образования и, тем самым, перевести обучение детей на новый качественный уровень активной познавательной деятельности. Необходимы доступные методики для учителей начального обучения, поскольку благодаря присутствию в начальном обучении одного педагога, работающего с детьми, важно вовлечь именно его в информационную активность совместно с учениками как проводника элементарной информационной грамоты, организатора исследовательской деятельности детей в соответствии с требованиями стандарта начальной школы и соучастника информационной деятельности во всех предметах начального обучения.

Такие методики в первую очередь опираются на межпредметные исследовательские практикумы в информационно-образовательной среде начальной школы, на соответствие кадрового потенциала учителей начального обучения таким методикам, а также на наличие соответствующих учебно-методических материалов, отражающих новый образовательный стандарт начальной ступени общего образования и органично включающий в себя информационные технологии.

Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Исследовательская деятельность младших школьников в информационно-образовательной среде начальной школы становится сферой формирования компетенций учеников, в т.ч. исследовательских, позволяющих им проявлять информационную активность в общеучебной деятельности и жизни.

Особенность формирования исследовательских умений, формирующихся во взаимодействии «учитель – ученик – информационно-образовательная среда» состоит в ее проблемной, поисковой деятельности, которая не исключает поиска собственных путей решения проблем, возможно нерациональных с позиций учителя, но верных с точки зрения компьютерной модели. Такая деятельность ребенка позволяет ему работать в режиме собственных открытий и анализировать его возможности, преобразовывать его. Очевидный вопрос об ошибочности действий важен, так как их допущение позволяет сформировать различные виды исследовательских умений.

Из вышесказанного следует вывод, что использование в обучении возможностей информационной среды начальной школы позволяет сделать процесс обучения младших школьников наиболее самостоятельным и информационно активным, повысить мотивацию в получении знаний, сформировать исследовательские умения, необходимые учащемуся в современном мире.

Проведенный анализ позволяет нам выявить различные типы взаимодействий учителя и ученика в информационно-образовательной среде начальной школы, которые определяют ее специфические особенности. Устойчивый комплекс взаимодействий, целенаправленно организованных субъектами деятельности (учителем и учеником) для решения различных типов исследовательских задач базируется на репродуктивном, алгоритмическом и творческом типах взаимодействия.



Репродуктивное взаимодействие в информационно-образовательной среде начальной школы – взаимодействие неравноправное и в плане обмена информацией, и ролевого социального взаимодействия, и межличностного взаимодействия учителя и ученика, доминирует во всех планах учитель. Он является источником информации, он задает вопросы, он контролирует и оценивает ответы. Ведущими является объяснительно-иллюстративный и эмпирические методы (конспектирование, реферирование, подготовка докладов и сообщений и др.). Роль ребенка сводится к усвоению предлагаемого ему материала и решению сформулированных для него познавательных задач, к достижению поставленных перед ним образовательных целей.

Особенность информационно-образовательной среды начальной школы при репродуктивном взаимодействии учителя и ученика проявляется в возможности ориентирования ее на работу с учащимися с низким и средним уровнем сформированности исследовательских умений и предоставления для обучения заданий для самостоятельной работы, контрольно-оценочных материалов (тестов, контрольных вопросов), методических рекомендаций к выполнению заданий итоговой и промежуточной аттестации с целью овладения учениками необходимых компетенций.

При алгоритмическом взаимодействии изменяются роли и функции учителя и учащегося в процессах воспитания и обучения. Педагог актуализирует, стимулирует тенденцию ребенка к личностному росту. Повышает исследовательскую активность самого ученика, создает условия для совершения ребенком исследовательских действий, для самостоятельного обнаружения и постановки им познавательных проблем и задач, предлагая ученику необходимый план действий. Ведущими методами обучения являются частично-поисковый и проблемного изложения. В обучении можно использовать такие виды заданий, как составление глоссария, презентация результатов самостоятельной работы в виде эссе, портфолио, докладов и др.

Особенность информационно-образовательной среды начальной школы при алгоритмическом взаимодействии проявляется в ее нацеленности на освоение технологий исследовательской деятельности и способов обработки эмпирических данных. Информационно-образовательная среда начальной школы предоставляет ученикам возможность приобретения навыков обработки информации, установления межпредметных связей.



Творческое взаимодействие в информационно-образовательной среде начальной школы – означает выявление и культивирование в каждом ребенке индивидуально специфичных элементов общей и специальной одаренности, построение такого содержания и методов обучения и воспитания, которые были бы адекватны возрастным (по уровню развития) и индивидуальным (личностным) особенностям и возможностям, способностям и склонностям всех учащихся, соответствовали сензитивным периодам их возрастного и индивидуального развития. Творческое взаимодействие учителя и ученика в информационно-образовательной среде начальной школы неравнодушно к разносторонним интересам и достижениям учащихся, к их самостоятельному творчеству. Ведущим является исследовательский метод учебной деятельности. В обучении можно использовать задания проектного типа, оценивания и самооценивания и др.

Особенность информационно-образовательной среды начальной школы при творческом взаимодействии учителя и ученика проявляется в ориентации младших школьников на рефлексию собственного опыта исследовательской деятельности для решения новых исследовательских задач, перенос известных способов решения в неизвестную область. Информационно-образовательная среда начальной школы позволяет ученикам проявлять творчество в отборе и интерпретации информации, в овладении новыми технологиями, в презентации результатов исследования, совершать на основе овладения алгоритмами исследовательской деятельности самостоятельные исследовательские действия.

Очевидна тесная взаимосвязь всех типов взаимодействия учителя и ученика в информационно-образовательной среде начальной школы. Все они служат актуализацией творческого потенциала учителей и учащихся, стимулируют познавательную деятельность ученика, влияют на формирование исследовательских умений младших школьников. Выявленные типы взаимодействия в информационно-образовательной среде начальной школы соответствуют четырем основным принципам педагогического взаимодействия: принципы диалогизации, проблематизации, персонализации и индивидуализации 4.

Список литературы:

1. Андреев А.А. Педагогика высшей школы: Новый курс: Учеб. пособие. – М.: МЭСИ, 2002 – 264 с.

2. Власова В.К Логистические основы управления информационными потоками в современной информационной образовательной среде // «Вестник казанского государственного энергетического университета», 2010. т. 5. № 2. с. 146-151.

3. Кирилова Г.И. Исследовательская компетентность специалиста информационного общества// «Образовательные технологии и общество», 2008. т. 11. № 4. с. 390-395.



4. Обухова Л.Ф., Бурменская Г.В. и др. Пиаже Ж.: теория, эксперименты, дискуссии./ Под ред. Л.Ф.Обуховой, Г.В.Бурменской. М., 2001


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница