Тезисы к дипломной работе



Дата04.06.2016
Размер1,25 Mb.
ТипТезисы

Тезисы к дипломной работе



Александров И.В.,

студент факультета журналистики ЧГУ

РОЛЬ ИНТЕРНЕТ - ПОРТАЛА АДМИНИСТРАЦИИ ПРЕЗИДЕНТА ЧУВАШИИ В УКРЕПЛЕНИИ ИМИДЖА РЕСПУБЛИКИ

Введение
Интернет включил Россию в глобальную информационную сре­ду. При этом для России Интернет как важнейшая часть, основа развития информационного общества является ключевым элементом будущих прорывов в современную элиту государств. Доступ к Ин­тернету делит государства на информационно богатые и информаци­онно бедные. Россия - не самая бедная, но отнюдь и не самая богатая.

Сейчас границы легко пересекаются глобальными сетями; одновременно возникают возможности для создания различных вир­туальных объединений. Все это создает новую реальность, которую считают виртуальной, но которая оказывает серьезнейшее влияние на реальную экономику и реальную информационную сферу.

В мире происходят три важных процесса в обмене информацией: во-первых, глобализация, т.е. быстрый обмен информацией со всем миром; во-вторых, развитие малых местных структур: современные информационно-коммуникационные сети дают возможность малым группам, в том числе этническим, таким как чуваши, присутствовать в виртуальном пространстве, объединяя своих представителей вне зависимости от государственных границ и географических расстояний

Что же касается российского сегмента Интернета, то он является прежде всего связующим звеном нашей страны с мировым информа­ционным и экономическим пространством, что особенно необходимо, поскольку сегодня развивать экономику без информационной ин­фраструктуры, вне глобальных систем практически невозможно. В большинстве российских обла­стей, краев и республик действуют местные Интернет-агентства.

Интернет и связанные с ним информационные структуры создают и развивают общероссийское информа­ционное пространство, невзирая на то, что выход в сеть доступен относительно неболь­шому числу людей. Интернет осуществляет связь между всем миром и территорией России, между общероссийским информационным пространством и местными информационными структурами. В этом смысле Интернет в российском информацион­ном пространстве играет жизненно важную роль, является не частной, а одной из формообразующих структур в плане доступа к информации, к новостям, знаниям, различного рода документам. Это очень важный и серьезный аспект, так как информационное обще­ство предполагает использование информационного пространства для развития экономики и культуры.

Глава 1. PR в Интернете

1.1 Краткое определение PR

В значительной мере росту популярности организации способствует использование системы Паблик Рилейшнз, или, как еще говорят, "технологии популярности", широко практикуемой за рубежом. Само понятие PR (public relations) принято дословно переводить как "связи с общественностью". Профессионалы вкладывают в это понятие так много, что порой легко запутаться в истинном назначении этого способа коммуникации. Если коротко, Паблик Рилейшнз - это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и общественностью. Такое определение было принято еще в 1948 г. Институтом Общественных Отношений Великобритании.

Причем речь не идет о продаже каких-либо услуг или товаров. Услугами PR могут пользоваться даже больницы, спортивные организации и церковь. В нашем случае речь идет о государственной администрации и о республике в целом.

Учитывая специфику курсовой работы, следует подчеркнуть цели PR в государственной сфере: 1) установление отношений; 2) их улучшение; 3) информирование общественности о чем-либо; 4) выражение мнения; 5) изменение ситуации в лучшую сторону...



1.2 Рост популярности Интернета как средства доступа к информации

Аудитория российского Интернета достигла 10,2 млн. пользователей, половина из них - владельцы домашних компьютеров. Согласно отчету экспертов J`son&Partners и SpyLOG, только за август 2004года число пользователей Рунета увеличилось на 2,7%. Кроме того, эксперты J`son&Partners и SpyLOG совместно с Российским научно-исследовательским институтом развития общественных сетей (РосНИИРОС) подготовили комплексную оценку основных показателей российского сегмента интернета. Число его пользователей, согласно данным Минсвязи, за прошлый год выросло на 39%, а сейчас регулярно к Сети подключаются не менее 6 млн. человек, то есть около 4% населения страны.




По данным службы Monitoring.ru, доля мужчин по отношению ко всей российской интернет-аудитории составляет 61,5%. Почти каждый десятый мужчина (от 20 до 29 лет), проживающий в городе, пользуется Интернетом. Как показывают исследования, большинство пользователей Рунета имеют весьма достойный в российских условиях доход и являют собой социально активного представителя в основном мужского пола в возрасте от 25 до 45 лет.

Согласно общественному статусу, аудиторию Рунета можно условно разделить на следующие группы:



  • руководители высшего звена

  • квалифицированные специалисты

  • руководители среднего звена

  • технический и обслуживающий персонал

  • студенты и учащиеся

  • пенсионеры и другие неработающие

Интересы этих групп значительно различаются. Далее их интересы выражены в ключевых словах поиска. Руководители высшего звена ищут все то же "строительство, "компании" и "недвижимость". Сеть для них - способ решения деловых вопросов, среда бизнес-контактов. Квалифицированные специалисты озабочены поисками "провайдеров", "электроники" и "истории", в своих запросах, как ни странно, весьма напоминая пенсионеров, интересующихся практически тем же самым. Аналитика увлекает как технический персонал, так и руководителей среднего звена, - только, в отличие от серьезных руководителей, в сферу интересов которых входят также электронная коммерция и компании, работники обслуживающих сервисов в основном ищут театры и места для отдыха. Студенты и учащиеся ищут, как всегда, игры и музыку, а неработающие - театры и рецепты, не забывая при этом интересоваться религией.

1.3 PR в Интернете: характерные особенности

PR в Интернете - особая составляющая PR: наиболее молодая и, как следствие, одна из наиболее перспективных. Секрет успеха скрывается в обширных возможностях Интернета как коммуникационного инструмента. В PR очень важно отслеживать обратную связь. В простом плане она может выражаться количеством и характером полученных писем (в наше время электронных писем), телефонных звонков, виртуальных и реальных визитов. В сложном плане - изменением объема продаж, количества голосов избирателей, принятием или отменой решений. По уровню интерактивности и взаимодействия с потребителем PR в Сети намного эффективнее, чем на других медиа-площадках.

Вот какие основные отличия PR в Сети от его оффлайнового "собрата" выделяют в компании Promo Interactive:


  1. Стоимость. Онлайновые акции пока обходятся дешевле. Низкая стоимость при быстром и высоком отклике.
    2. Степень доверия ЦА. По данным некоторых исследований, до 2/3 опрошенных доверяют сетевой информации.
    3. Таргетированность и возможность дифференциации ЦА. Практически всегда можно описать аудиторию ("чужие здесь не ходят").
    4. Уровень интерактивности. Вы никогда не получите такую включенность в печатных СМИ или на ТВ.
    5. Степень политической свободы. Конечно, рамки "свободы слова" устанавливаются политикой владельцев, администраторами сайта, но ее степень несравнимо выше, чем в печати и на ТВ.
    6. Возможность измерить результаты PR-акции. В некоторых случаях для этого не нужны диагностические исследования, всегда необходимые для оффлайна.
    7. Большой потенциал рынка. Рунет еще очень молодой.
    8. Оперативность, меньшая зависимость от форматов. Не нужно ждать выхода номера газеты или передачи на ТВ, "подгонять" себя под очень строгие форматы.
    9. Real-time management (управляемость в режиме реального времени). Скорректировать PR-кампанию в Интернете можно практически в любой момент.
    10. Креативность, незашоренность. Известен случай, когда президент Казахстана произнес инаугурационную речь, а потом выяснилось, что она полностью списана с такой же речи президента Якутии, которую он произнес пятью годами ранее. PR-щики все друг у друга безбожно сдирают. В Интернете такой номер не пройдет, т.к. сообщество небольшое, будет стыдно. Это открывает поле для креатива. Этому способствует и развитие рынка PR в Сети.
    11. Глобальность. Запускаешь в России – доступно на Багамах.
    12. Создание прямого коммуникационного канала с ЦА. Это практически всегда диалог, обратная связь с потребителем (что дает информацию о личности, пристрастиях, доходах и географических данных).
    13. Возможность получения конкурентных преимуществ. Еще не все, кто мог бы воспользоваться впечатляющими ресурсами Интернета, ими пользуется.
    14. Низкая ресурсоемкость. Быстрота подготовки и реализации кампаний.


Глава 2

Для чего власти необходимо присутствие в Интернете?
2.1 Программа «Электронная Россия»

Граждане России ежегодно тратят на обращения в государственные службы 3-4 миллиарда человеко-часов – это 1,5 млн человека-лет. При этом каждый третий акт взаимодействия гражданина с госслужбами заканчивается нулевым результатом. Такая ситуация увеличивает количество «очных» обращений к чиновникам в геометрической прогрессии и способствует развитию бумажной волокиты, которая тяжким бременем виснет, в частности, на предпринимательстве.

Решить проблему волокиты и бумагооборота призвана федеральная целевая программа «Электронная Россия». Суть ее в том, чтобы ввести четкий электронный регламент работы чиновников, по максимуму автоматизировать их деятельность. Программа предусматривает полную информационную открытость органов власти для населения.

Практические шаги для ее внедрения уже предприняты. В 2003 году в Чувашии на основе двухсторонних соглашений (Чувашии и двух федеральных министерств – Минсвязи РФ и Минэкономразвития РФ) начата реализация пилотных проектов в рамках ФЦП «Электронная Россия». Один из пилотных проектов – разработка Официального портала органов власти Чувашской Республики. Заполнение и обновление информации на сайтах федеральных органов государственной власти в Чувашской Республике должно осуществляться в соответствии с Постановлением Правительства российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти», которым утвержден перечень сведений о деятельности федеральных органов власти, обязательных для размещения в информационных системах общего пользования.

Постановление обязывает государственные органы публиковать на своих сайтах каждый документ, выходящий из под пера чиновников и обращенный во внешнюю среду, кроме документов с грифами ограничения доступа, сведения о порядке деятельности федерального органа, о реализации федеральных программ, о визитах и рабочих поездках, официальных мероприятиях, тексты официальных выступлений, аналитические доклады и обзоры, основные показатели, характеризующие ситуацию в отрасли, обзоры обращений граждан, прогнозы, статистику, сведения о конкурсах, тендерах, экспертизах, сведения об исполнении бюджета, результаты проверок, сведения о гос.службе и другое.

В январе 2004 года Госкомсвязьинформ Чувашии осуществил переход на новый конструктор управления контентом Портала, который позволяет заполнять и обновлять информацию на сайтах в соответствии с перечнем.

Мониторинг сайтов федеральных органов государственной власти в Чувашской Республики показал, что они оставляют желать лучшего в первую очередь с точки зрения информационной насыщенности и соответствия содержимого запросам населения (предпринимательства, потенциальных инвесторов, СМИ и т.д.). Между тем эти интернет-ресурсы должны в соответствии с «Электронной Россией» превратиться сначала в интерактивные информационные, а затем в административно-управленческие порталы.

В большинстве случаев структура федеральных органов «выложена» на всеобщее обозрение, но информация чаще всего охватывает лишь руководителей первого-второго эшелона. Проблемы начинаются на стадии поиска конкретных чиновников. Контактная информация неполная – нет телефонов, номеров кабинета, электронных адресов. Пользователю, решившему обратиться к конкретному чиновнику, информации будет недостаточно, придется обратиться к другому источнику. Таким образом, раздел теряет смысл. Сфера деятельности чиновников и график их работы также не представлены. Львиная доля вопросов, по которым население контактирует с чиновниками, обращена не к первым лицам, даже не к замам, а к специалистам отделов. Но вот о них на сайтах ни слова, на сайте ГФИ – только А.Д.Муратов, на сайтах ГУ природных ресурсов МПР РФ по Чувашской Республике, Департамента ФГСЗН по Чувашской Республике, Контрольно-ревизионного управления МФ РФ в ЧР, Отделения Пенсионного фонда РФ по Чувашской Республике, Управления МЮ РФ по ЧР - лишь перечни Ф.И.О., на сайте Госкомстата общее количество сотрудников - «всего в отделе 8 человек». Как выяснить пользователю, к кому, когда и каким образом обратиться с вопросом? Как угодно, но только не с помощью информационного ресурса, который, казалось бы, для этого и предназначен.

Еще более плачевная ситуация с информацией по госзакупкам и конкурсам. Эта информация есть лишь на сайте Департамента ФГС занятости населения по ЧР.

В то время как во всем мире интернет-рекрутинг становится одним из наиболее эффективных инструментов поиска новых кадров, на большинстве сайтов раздела «Вакансии» нет.

Есть и положительные примеры – сайты Управления МНС России по ЧР, Департамента ФГС занятости населения по ЧР, Комстата по ЧР, ФГУ Центр госсанэпиднадзора в ЧР. Приятно было прочитать в гостевой книге сайта Департамента ФГС занятости населения по ЧР отзыв жителя Уфы: «Сайт добротно оформлен, понятен».

Кроме информационной насыщенности, для рядового пользователя важна такая характеристика как «удобство пользования». Даже если сетевой ресурс располагает необходимой информацией, но ее сложно найти, пользователь предпочтет более удобный путь. Идеальна ситуация, когда человек, зашедший на сайт, безошибочно определяет раздел, в котором может находиться нужная ему информация.

С этой целью и создан унифицированный конструктор сайтов портала www.cap.ru. Оригинальность для правительственного ресурса – не главное: логика построения у всех разная, из разнообразных названий рубрик не всегда можно уловить, где какую информацию искать. Например, на сайте МЮ РФ по ЧР раздел «Вакансии» (не заполненный) находиться в рубрике «Направления деятельности», а на сайтах Чувашской лаборатории судебной медицины Минюста РФ и Контрольно-ревизионного управления МФ РФ в ЧР дни приема граждан «спрятаны» в раздел «Положение», на сайте Фонда соц.страхования РФ по ЧР тарифы и другая интересная для пользователя информация – в разделе «Объявления».

Заполнение унифицированных рубрик портала позволяет организовать поиск по ключевым словам. Поэтому размещение, например, нормативно-правовых актов в произвольно заполняемой дополнительной рубрике затрудняет поиск информации.


Важнейшая для сайта органов власти функция – предоставление пользователю возможности задать вопрос – также предусмотрена конструктором портала. Но не налажена «обратная связь». Ни на одном из сайтов федеральных органов власти в Чувашии нет обзора обращений граждан, на многих сайтах нет рубрики «Вопросы-ответы». Именно наличие многофункциональной обратной связи позволит правительственному порталу превратиться в информационный портал. Когда подобные коммуникации будут налажены, появятся административно-управленческие порталы, те самые региональные «электронные правительства», создать которые надеются разработчики «Электронной России». К информационной составляющей добавится управленческая: чиновники смогут вести деловую переписку с населением, бизнесмены – регистрировать предприятия, не выходя из кабинета.

На сбор 4 справок гражданин России тратит в среднем 16 часов, госслужащие на их выдачу – 1,5 часа. При использовании интернет-портала на это уйдет примерно по 20 минут с каждой стороны. В действительности такая перспектива выглядит фантастично именно по причине отсутствия у органов власти даже такого заурядного актива, как качественный сайт. Те самые 3-4 млрд человеко-часов, которые тратятся на оформление бумаг – не виртуальная условность. Это реальные миллиарды рублей, ежегодно изымаемые из экономики и исчезающие в никуда.



2.2 www.cap.ru: краткая история, достоинства и недостатки
Интернет-портал Администрации Президента Чувашии www.cap.ru,

созданный в ноябре 1996 года и входящий в число самых посещаемых серверов органов власти России (по рейтингу Рамблера), в общей сложности содержит десятки тысяч страниц – от ленты новостей в режиме реального времени и банка данных нормативных документов до электронной версии Чувашской энциклопедии и всеобъемлющей электронной библиотеки чувашской литературы. За восемь лет функционирования портала число его посещений достигло 6,5 млн., причем эта цифра неуклонно растет: только в ноябре 2004 года портал посетило почти 20 тысяч пользователей, причем в среднем 30% посещений осуществляются с компьютеров, находящихся вне Чувашской Республики. Этот процент увеличивается еще и благодаря тому, что наряду с русскоязычной версией, практически все ресурсы переведены на английский и немецкий языки. Еще одна отличительная черта cap.ru — не только огромная база данных и публикация актуальной информации, но и гипертекстовые ссылки на другие Интернет-ресурсы (страница Главного федерального инспектора по Чувашии, chuvashia.com, Ассоциация «Развитие», информационные агенства «Regnum», РИА Новости, «ВолгаИнформ», сайт депутата ГД РФ А. Аксакова и др.), что, безусловно, расширяет информаци­онное поле вширь. Несколько дополнительных "кликов" — и экс­клюзивная информация может пополниться информацией из других источников, таким образом, у читателя появляется возможность узнать другие точки зрения, сравнить позиции. Предоставляются для прочтения материалы всех изданий, архивы новостей с 1997 года, поисковую систему, новости пресс-центра.


Если анализировать организацию работы портала, то можно выделить несколько объективных причин высокого рейтинга (портал занимает ведущее место по посещаемости и контенту среди сетевых ресурсов государственных учреждений России).

  1. Интернет-пользователей привлекает оперативность подачи информации.

  2. Сосредоточение ссылок на многие полезные источники информации делает портал незаменимым помощником для тех, кто часто работает с информацией по Чувашии (автору работы известны факты, когда в редакциях республиканских газет www.cap.ru установлен в качестве homepage).

Трудно переоценить реализацию такого масштабного проекта, как перевод в цифровую форму и публикация на портале «Краткой чувашской энциклопедии». Вот что сказал по этому поводу Президент Чувашии Н.Федоров:

«Презентация "Краткой чувашской энциклопедии", безо всякого преувеличения, историческое событие, значение которого нам пока еще трудно оценить по достоинству. Это не просто книга. Это книга о прошлом и настоящем многонационального народа Чувашии, потому она важна и для его будущего - того, как он будет развиваться, совершенствоваться, интегрироваться в федеральную и мировую этническую мозаику. Издание массовым тиражом энциклопедии, сконцентрировавшей в единый концепт массу изданных книг и сведений о них, об исторических личностях и событиях, означает, что в народе в буквальном смысле никто не забыт и ничто не забыто. Выпуск энциклопедии как бы подтверждает, что чуваши - это народ, имеющий свою сформулированную историю, родословную, имеющий свою элиту, свое лицо. Выпуск этой грандиозной книги переводит чувашскую нацию на другой уровень самооценки».

Несмотря на это, www.cap.ru может завоевать большую популярность в Интернете, организовав ежедневное и даже более частое обновление новостей (на данный момент обновление происходит один раз в 2-3 дня) и предоставить пользователю дополнительные сервисы.


Глава 3.

"Электронная Россия" в регионах - дитя многих нянек

Успех многих федеральных программ в России зависит от того, насколько они будут поддержаны регионами, иначе дальше планов и выступлений на столичных совещаниях дело не пойдет. Касается это и ФЦП "Электронная Россия". Федеральный центр хорошо понимает, что решить проблему информатизации страны с такой территорией, как Россия, усилиями только московских министерств и ведомств невозможно, и декларирует активную поддержку усилий по информатизации в регионах. Речь идет о формировании и реализации государственной политики в сфере региональной информатизации.

По словам первого заместителя министра РФ по связи и информатизации Андрея Короткова, в настоящее время Минсвязи (одно из двух ведомств, координирующих реализацию ФЦП, второе — Минэкономразвития России) осуществляет поддержку регионов по трем направлениям — выполнению федеральных проектов, координации работ по информатизации регионов и разработке нормативно-методологического обеспечения для создания и использования региональных информационных ресурсов.

Результаты мониторинга состояния информатизации в субъектах Российской Федерации, который был проведен ВНИИ проблем вычислительной техники и информатизации (ВНИИПВТИ) за 2002 г. и в котором приняли участие 66 регионов (из 89), позволяют подвести первые итоги работ по информатизации регионов.

Итак, в 97% региональных администраций работают подразделения, занимающиеся проблемами информатизации, в 82% регионов разработаны и официально утверждены программы развития информатизации, все эти программы касаются функционирования самих администраций.

Около 80% разработок в области информатизации касаются регулирования финансовой и экономической сферы, 76% — налоговых органов, 62% — системы здравоохранения, 52% — системы образования.

Одной из наиболее важных задач ФЦП является создание автоматизированных информационных ресурсов, таких, например, как БД по населению. Ресурсы, содержащие сведения о проживающем на территории региона населении, созданы в 74% субъектов федерации. Кроме того, 68% регионов имеют БД по земельным ресурсам, недвижимости и правовым вопросам.

Бюджетные расходы субъектов РФ на информатизацию в расчете на душу населения выросли за последний год с 9 до 12,9 руб. в год.

По словам начальника управления по координации ФЦП "Электронная  Россия" Минсвязи России Олега Бяхова, по уровню развития ИКТ лидируют Чувашия, Ханты-Мансийский АО, Новосибирская область, Татарстан, Московская область и, конечно же, Москва и Санкт-Петербург. В этих регионах хорошо развита инфраструктура доступа, граждане и бизнес уже начали получать услуги от государства с помощью ИТ. Однако каждый из этих субъектов лидирует в своей области: например, Чувашская Республика и Ханты-Мансийский АО — в создании порталов, Новосибирская область и Татарстан — в области электронных госзакупок.

К числу наиболее успешных мероприятий в рамках ФЦП, по мнению Минсвязи, можно отнести создание пунктов коллективного доступа в Интернет на базе управлений Федеральной почтовой связи федеральных округов (на 1 июля 2003 г. было создано более 2700 пунктов коллективного доступа на базе почтовых отделений), а также апробацию электронных систем госзакупок в некоторых регионах. Почти все администрации субъектов РФ имеют свои сайты, на которых представлена информация о регионах, структуре органов власти и др. Внедряется портальная архитектура. Во многих региональных администрациях применяется (в том или ином объеме) электронный документооборот, но пока с ограниченными возможностями использования безбумажной технологии.

Да, практически во всех регионах создаются или уже функционируют определенные информационные ресурсы, различные базы данных. Но, как выясняется, в отсутствие внятного регулирования федеральным центром многих организационных и правовых вопросов такие системы, как правило, несовместимы, отсутствуют стандарты представления данных, применяются совершенно разные архитектуры и т. д. Так, все еще не существует единой автоматизированной системы государственной регистрации населения, а значит, все базы данных по населению разрозненны и не могут использоваться вместе.

Вопросы стандартизации БД решены лишь в ряде ведомственных систем, например Министерства по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, ЗАГС, но и здесь мы видим разрозненные ведомственные системы, хотя и федерального масштаба. Для создания совместимых ИС всех территорий России нужны четкая методология построения этих ресурсов, различные классификаторы, справочники. Особенно это касается систем управления регионами — электронных административных регламентов. Руководитель информационно-компьютерного отдела администрации Владимирской области Аркадий Петров говорит: "Необходимо как можно скорее на федеральном уровне определить систему единых классификаторов и требований по всем мероприятиям ФЦП, чтобы регионы могли строить свои ИС, не боясь за сохранность инвестиций".

Ирина Макаренкова, заместитель начальника управления информатики и телекоммуникаций аппарата администрации Смоленской области, уверена, что одна из основных проблем сегодня — недостаточно проработанная федеральная правовая база информатизации.

"Есть вопросы, решение которых возможно только централизованно. Например, разработка форматов передачи данных от федеральных служб на региональный уровень", — отмечает Марина Иванцова, директор департамента информационно-аналитического обеспечения и организационного развития Минэкономики Нижегородской области.

Помимо региональной разобщенности, налицо и разобщенность среди министерств, ответственных за реализацию ФЦП. До недавнего времени не удавалось создать даже межведомственную комиссию (МВК), которая могла бы заниматься координацией действий этих ведомств в рамках ФЦП — первое ее заседание состоялось только в июле 2003 г. До 1 декабря МВК должна представить среднесрочную концепцию развития ИКТ в России и критерии отбора проектов, финансируемых из бюджета. Ее экспертный совет должен стать "ситом", через которое будут пропускаться все наиболее значимые проекты ФЦП. Численность МВК составляет в данное время 120 человек.

Первый заместитель министра экономического развития и торговли Андрей Шаронов предлагал уже с 1 августа выносить защиту всех проектов по ведомственной информатизации на МВК. Причем в этой комиссии МЭРТ собирается курировать вопросы методологии, а Минсвязи отводит вопросы, связанные с инфраструктурой. Однако, как говорит Андрей Коротков, "инфраструктура — сегодня гораздо более широкое понятие, чем провода". Минсвязи предлагает ввести временный порядок финансирования госпрограмм информатизации на уровне правительства и вывести расходы на государственные ИКТ-проекты в отдельную строку бюджета.

Несогласованность в действиях МЭРТ и Минсвязи касается не только планов, но и уже реализуемых проектов ФЦП. Так, "Парламентская газета" (№ 55 от 22 августа 2003 г.) обращает внимание на то, что при решении безусловно важной проблемы ОГИР (открытые государственные информационные ресурсы) налицо дублирование со стороны МЭРТ усилий Минсвязи. Но и МЭРТ уже провело конкурс на объединение государственных информационных ресурсов учреждений ЗАГС, паспортно-визовой службы и ЖКХ.

В то же время в своем выступлении на выставке "ИНФОКОМ" Андрей Шаронов подчеркнул, что дублирование различного рода БД, имеющее место сегодня в системах ЖКХ, ЗАГС и социальной защиты населения, — проблема № 1. Правительством уже принято решение о необходимости получения разрешения на создание подобных информационных ресурсов и БД, и заниматься этим вопросом должно Минсвязи.

"Если сейчас ведомства самодостаточны и расходуют на создание подобных систем суммы, многократно превышающие предусмотренные для этих целей в ФЦП, мы, тем не менее, не должны впасть в крайность и создавать игольное ушко, в которое не пролезет ни одна ведомственная программа. Нужно найти компромисс, т. е. сформулировать определенное количество параметров, по которым оценивались бы проекты ведомств по созданию такого ресурса", — считает Андрей Шаронов.

И критикуя сегодня неэффективную работу ведомств и ведомственных систем, рассказывая о планах по реформированию, координаторы программы — Минсвязи и МЭРТ — по сути, занимаются таким же дублированием. МЭРТ и Минсвязи сами признают отсутствие координации центром региональных и ведомственных ИКТ-инициатив.

"Если в одном регионе еще удается создавать совместимые, основанные на одних платформах системы информатизации, то на межрегиональном уровне они уже не могут работать вместе. А это ведет к расходованию средств на доработку решений, в некоторых случаях даже к полной замене некоторых из них", — говорит Шаронов.

Признают координаторы ФЦП и отсутствие единой архитектуры для организации систем госуправления регионами — электронных административных регламентов. По словам Олега Бяхова, все подобные работы необходимо координировать, чтобы не сложилась ситуация, когда 89 субъектов построят 89 ИС, а объединить их будет нельзя. В настоящее время в Минсвязи прорабатывается вопрос о стандартизации системных требований к различным приложениям. В соответствии с федеральным законом о техническом регулировании подобные стандарты могут применяться только на добровольной основе. Это, скорее всего, будет принятый уже многими странами XML.

Сейчас министерство согласно с тем, что при рассмотрении этих проектов вопросам комплексности решений уделялось недостаточное внимание. "Мы шли от частного к общему, а сейчас ситуация противоположная", — говорит Шаронов, рассказывая об объявленном МЭРТ и Минсвязи в начале сентября конкурсе по отбору заявок на реализацию проектов с участием органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в рамках ФЦП "Электронная Россия (2002—2010 гг)" по созданию ИС поддержки принятия управленческих решений. Лучшие проекты будут профинансированы в 2004 г. Обязательное условие — вложение регионом в проект не менее 50% средств из своего бюджета.

Но не получается ли так, что министерства поощряют создание региональных ИС без выработки единого методологического решения на федеральном уровне? "Если сегодня взять и зарубить на корню все местные инициативы по развитию ИКТ, то мы получим отрицательный эффект, — считает Олег Бяхов. — Программа "Электронная Россия", наоборот, повысила интерес к ИТ на всех уровнях власти. А руководители региональных и местных администраций поняли, как за счет применения ИТ можно снизить издержки, повысить эффективность своей деятельности и наладить эффективное взаимодействие между органами государственной власти, бизнесом и гражданами".


Глава 3

Перспективы развития

3.1 Электронное общество

Рядовые граждане также не обойдены вниманием «Электронной России». В рамках программы для них предполагается создать инфраструктуру новых технологий и образовательные программы, призванные научить этими технологиями пользоваться. Для этих целей предполагается создать по всей стране широкую сеть пунктов доступа в Интернет. В частности, так называемые коллективные центры доступа в Сеть появятся в каждом населенном пункте, где население превышает 10 тыс. человек. Располагаться такие центры будут в почтовых отделениях, библиотеках, школах, вузах и других государственных и муниципальных учреждениях. На образование и переподготовку кадров "Электронная Россия" потратит 26 млрд. рублей, т.е. треть всего своего бюджета. Предполагается значительно усовершенствовать методическую и материально-техническую базу учебных заведений. К 2010 году оснащенность учебных заведений достигнет такого уровня, что на четырех учащихся будет приходиться один компьютер. Революционные изменения произойдут и в сфере дистанционного обучения, что особенно актуально для столь протяженной страны. Будет увеличен госзаказ на дистанционное образование, доля открытых форм обучения возрастет до 20-30 %%, каждое профессиональное учебное заведение должно будет опубликовать в Интернете свои учебные программы. Программа также не обойдет вниманием вопросы здравоохранения, социальной помощи, науки и культуры.



концепция «РИАС»
В настоящее время в Чувашской Республике выполняется масштабный проект по созданию Республиканской информационно-аналитической системы (РИАС), реализующей на уровне субъекта федерации ключевые направления Федеральной целевой программы «Электронная Россия на 2002-2010 годы» и закладывающей фундамент «электронного правительства». РИАС предоставляет собой целостную технологическую, программную и информационную среду создания, хранения, анализа и распространения информации в области финансов, экономики и хозяйственной деятельности в интересах органов государственной власти и местного самоуправления, организаций и граждан Чувашской Республики. Проект РИАС является составной частью Программы реформирования системы управления общественными финансами. Данная программа реализуется с начала 2001 года в пяти регионах России, выигравших в федеральном конкурсе, проводившимся под эгидой Минфина России. В результате отбора Чувашия заняла в этом конкурсе первое место. Средства на реализацию Программы в Чувашии в размере 7,3 млн. долларов США предоставляет в течение 2001-2002 гг. Фонд развития региональных финансов, формируемый из средств Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Целью Программы является активизация процесса финансового оздоровления Чувашской Республики через создание законодательных, кадровых и технологических возможностей республиканских и местных властей для выработки и проведения ответственной и эффективной бюджетной политики, повышения контроля и ответственности за расходованием бюджетных средств. Направления программы охватывают практически всю систему общественных финансов: стандартизацию бюджетных услуг и повышение их качества, развитие доходной базы республиканского и муниципальных бюджетов, межбюджетные отношения, совершенствование системы расходов на бюджетные услуги, разработку и внедрение казначейской системы исполнения бюджета.
Ключевым инструментом реализации Программы реформирования и призвана стать Республиканская информационно-аналитическая система. Общая стоимость проекта РИАС – 2,5 млн. долларов. Проект разработан в конце 2000 г., его реализация начата в середине 2001 г. На данный момент профинансировано порядка $800.000.
Cоздается система сбора детализированной информации, в которой экономические и натуральные показатели «привязаны» к объектам (предприятиям, недвижимости). Изменения показателей и параметров объектов отражаются в первичных учетных массивах немедленно, в момент их регистрации, а в течение нескольких часов эти изменения распространяются на все базы данных, что придает новое качество собираемой информации.
В технологическом плане осуществляется полная модернизация информационной инфраструктуры органов власти Чувашской Республики, в т.ч. построение современной коммуникационной сети, оснащение органов власти современными компьютерами, объединенными в сетевые комплексы, разработка и внедрение единой программной системы и комплексной системы защиты информации.
Модернизируется республиканская коммуникационная инфраструктура общего доступа. Во всех районных узлах связи (их всего 21) установлены многопортовые маршрутизаторы Cisco, которые по выделенным каналам на скорости 64К - 128К соединены с центром сети в г. Чебоксары и Интернет. Районные администрации, налоговые инспекции, отделения пенсионного фонда и другие органы власти подключены к узлам доступа по выделенным каналам.

В течение 2002 г. осуществлен ряд мероприятий по повышению доступности информационных ресурсов и сервисов для широкого круга пользователей (государственных органов, коммерческих предприятий,):


· организация при администрациях районов и городов пунктов общественного доступа (всего 29), оснащенных 5-7 компьютерами, на базе которых муниципальным служащим и населению оказываются услуги доступа к информационным ресурсам и сервисам;
· подключение около 500 государственных организаций (школ, библиотек, больниц и пр.) к телекоммуникационной сети;
· установка специальных «информационных киосков» в зданиях республиканских органов власти для доступа посетителей к ресурсам.
В ходе реализации проекта РИАС развернуты современные информационные комплексы органов власти, в состав которых к настоящему моменту интегрированы как имевшиеся ранее компьютеры, так и поставленные в рамках программы более 400 компьютеров (всего по проекту планируется поставка около 1000 компьютеров):
- Администрация Президента Чувашской Республики эксплуатирует Центр обработки данных, обеспечивающий поддержку информационных ресурсов, функциональных задач и сервисов на базе серверной фермы из десятка современных серверов Hewlett-Packard и Compaq. Так, поддерживается единая система электронной почты Microsoft Exchange, к которой подключены практически все органы власти и местного самоуправления (более 400 абонентов), причем более 80% документооборота в органах власти уже осуществляется в электронном виде;
- развернуты и подключены к высокоскоростной городской сети столицы республики на базе оптоволоконных, DSL- и радиоканалов информационные комплексы министерств, госкомитетов и территориальных органов федеральных органов власти;
· в районных и городских администрациях республики созданы и в настоящее время расширяются муниципальные информационные системы, объединяющие информационные комплексы в подразделениях администраций – отделах соцзащиты, здравоохранения, финансов, имущества и пр. Ядром типовой муниципальной информационной системы является сервер, подключенный по выделенному каналу к районному узлу коммуникационной сети. Сервер обеспечивает поддержку муниципальных информационных ресурсов и сервисов, а также информационный обмен с республиканским Центром обработки данных по технологии виртуальных частных сетей.
В ходе реализации проекта РИАС оснащаются компьютерами и подключаются к единой сети все отраслевые подразделения муниципальных органов власти. Таким образом, создается единая технологическая инфраструктура сбора и обработки информации, сочетающая в себе ведомственный и территориальный принципы построения.
На этой платформе функционирует распределенный интегрированный банк данных. Посредством программного обеспечения клиент-серверной и Интранет-архитектуры на программной платформе Microsoft Windows 2000 и SQL Server 2000, пользователи в режиме реального времени из любой территориально удаленной точки республики получают доступ как к муниципальным банкам данных, так и к центральному республиканскому банку данных. Основным принципом построения системы является актуализация и обработка информации в месте ее первичного получения силами специалистов органов власти и местного самоуправления, непосредственно задействованных в сборе информации. Формирование центрального республиканского банка данных осуществляется на основе объединения информации из первичных источников путем репликации.
Интегрированный банк данных включает два крупных предметных раздела: экономический регистр и регистр населения.
Экономический регистр содержит всеобъемлющую информацию об экономике, финансах, организациях различных отраслей хозяйства и бюджетной сферы на республиканском и муниципальном уровнях (подсистемы «Мониторинг бюджетных отраслей», «Финансы», «Закупки», «Предприятия», «Собственность», «Лицензирование», «Банкротство», «ЖКХ»). К данному моменту внедрены информационные системы «Регистр собственности», «Государственные закупки», «Мониторинг ЖКХ», «Образование» и пр., исчерпывающе полно реализующие ведомственный и межведомственный электронный документооборот по данным направлениям деятельности органов власти и их подразделений. В рамках подсистемы «Предприятия» организуется сбор информации о деятельности ведущих предприятий республики, а подсистемы «Экономический мониторинг» - информации о разнообразных параметрах муниципальных образований.

Регистр населения представляет собой совокупность персональных регистрационных данных граждан и информации ведомственных систем учета граждан (подсистемы «Паспорт», «ЗАГС», «Пенсии», «Пособия», «Медицина», «Налоги»). Работы по реализации отдельных проектов в рамках регистра населения ведутся в республике с 1994 года. Так, на базе современных клиент-серверных технологий создан и успешно эксплуатируется банк данных паспортного учета Адресно-справочного бюро МВД, включающий более 3 млн. записей о движении населения республики. В органах ЗАГС эксплуатируется программное обеспечение по учету актов гражданского состояния. Значительное внимание уделяется кадровому обеспечению программы: во всех муниципальных органах власти созданы отделы информатизации численностью не менее 4 человек, в обязанности которых входит внедрение, эксплуатация и информационное наполнение. В штат республиканских органов власти также введены специалисты по информатизации. Проводятся курсы по обучению и повышению квалификации специалистов. Все закупки товаров и услуг в рамках проекта осуществляются на конкурсной основе, отработаны типовые пакеты документации как по закупке оборудования, так и сложных высокотехнологичных работ и услуг. Организован постоянный мониторинг реализации проекта на основании разработанных количественных критериев и оценок.


Следует отметить еще один аспект проекта – развитие отечественных информационных технологий. Так, используемое каналообразующее оборудование российского производства превосходит западные аналоги по качеству и устойчивости канала, адаптивности к линиям связи и значительно дешевле. Принципиальной позицией является использование средств информационной безопасности только российской разработки, причем имеющих все необходимые сертификаты. Следует отметить, что все прикладное программное обеспечение разрабатывается в республике (Региональный вычислительный центр МНС РФ в Чувашии является одним из ведущих российских центров разработки программного обеспечения для органов власти), что позволяет весьма оперативно и с минимальными накладными расходами осуществлять постановку, разработку, внедрение и сопровождение ПО. Все это способствует становлению и развитию отечественного рынка информационных технологий и повышению их конкурентоспособности. Проект является тиражируемым, поскольку использованные методические и технологические решения базируются на общепринятой отечественной практике и учитывают современные реалии. В результате внедрения системы происходит постоянное снижение трудозатрат управленческого персонала на рутинные операции, повышение и унификация среднего качества управления, уменьшение ошибок управления и снижение операционных потерь, повышение прозрачности деятельности государственного аппарата, минимизация коррупции и злоупотреблений.
Главный эффект заключается в том, что информационные системы всех органов власти интегрируются в единое информационное пространство, объединяющее информацию из различных источников и позволяющее выявить взаимосвязи и тенденции социально-экономических процессов, дать прогноз их развития в целях решения экономических, социальных и административных вопросов. На принципиально новый уровень также выходят способы взаимодействия власти и бизнеса, власти и общества. Открытость и эффективность – вот основные характеристики этих складывающихся в условиях новой реальности взаимоотношений.

Заключение
Официальный Интернет-портал Администрации Президента Чувашии www.cap.ru, созданный в ноябре 1996 года и входящий в число самых посещаемых серверов органов власти России (по рейтингу Рамблера), в общей сложности содержит десятки тысяч страниц – от ленты новостей в режиме реального времени и банка данных нормативных документов до электронной версии Чувашской энциклопедии и всеобъемлющей электронной библиотеки чувашской литературы. Хранение, навигацию и актуализацию информации обеспечивает программная Интранет-система: весь процесс информационного наполнения и поддержания контента реализуется только через наглядный и простой в использовании Web-интерфейс. Благодаря этому над информационным наполнением портала сейчас работают десятки специалистов из различных органов власти, зачастую обладающих только начальными навыками компьютерной грамотности. Например, информационное обновление сайтов районов республики выполняют работники администраций этих районов дистанционно.
За восемь лет функционирования портала число его посещений достигло 6,5 млн., причем эта цифра неуклонно растет: только в ноябре 2004 года портал посетило почти 20 тысяч пользователей, причем в среднем 30% посещений осуществляются с компьютеров, находящихся вне Чувашской Республики.

Таким образом, сегодня о www.cap.ru можно уверенно говорить как о главном имиджеобразующем Интернет-ресурсе Чувашии


Литература





  1. Монахов В. СМИ и Интернет. М.: «Экопринт», 2003

  2. Семенова В. Жизнь как зеркало сети. Журналист №10, 2000

  3. Сиырбаев А. Сначала было слово. Паблик Рилейшнз, №4, 2003

  4. Новиков А. Станет ли Интернет СМИ? http://zavtra.ru/cgi/veil/data/denlit/052/32.html

  5. PR для Интернета, Интернет для PR. http://propr.com.ua/

  6. Реализация принципов «Электронного правительства» в Чувашской Республике. http://www.chuvashia.info/rias_new.ppt

  7. Статистика SpyLOG, www.spylog.ru

  8. Данные Rambler Top 100, top100.rambler.ru



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница