Тесты для самостоятельной работы. Для студентов заочной формы работы в пособии представлены варианты контрольных работ, вопросы для подготовки к зачету и приложения с образцами оформления титульного листа "библиографического списка"



страница1/6
Дата16.02.2016
Размер1.75 Mb.
  1   2   3   4   5   6


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Тюменский государственный архитектурно-строительный университет

Кафедра гуманитарных и социальных наук

Соколов А.Р.

ЛОГИКА И РИТОРИКА

Методические указания к семинарским занятиям, практикум, контрольные работы и задания для студентов всех специальностей очной, заочной и заочной ускоренной формы обучения

Тюмень, 2009

УДК


ББК 701

А - 77


Соколов А.Р. Логика и риторика: методические указания к семинарским занятиям, практикум, контрольные работы и задания. - Тюмень: РИЦ ГОУ ВПО Тюм ГАСУ, 2009. -…с.
Методические указания разработаны на основании рабочих программ ГОУ ВПО Тюм ГАСУ дисциплин "Логика" и "Риторика" и требований Государственного стандарта для студентов всех специальностей очной, заочной и заочной ускоренной форм обучения.

Данное пособие содержит вопросы для обсуждения по темам семинарских занятий, список основных терминов в каждой теме, основную и дополнительную литературу, упражнения и задачи и тесты для самостоятельной работы. Для студентов заочной формы работы в пособии представлены варианты контрольных работ, вопросы для подготовки к зачету и приложения с образцами оформления титульного листа "библиографического списка"

Автор: к. ф. н., доцент А.Р. Соколов.

Рецензент: д. ф. н., член Академии социальных наук, заслуженный деятель науки РФ, профессор Тюменского государственного нефтегазового университета Ф.А. Селиванов.

Тираж 100 экз.

© ГОУ ВПО "Тюменский государственный архитектурно-строительный университет"

© Соколов А.Р.

Редакционно-издательский центр ГОУ ВПО "Тюменский государственный архитектурно-строительный университет "



Содержание

Введение


Новые социально-экономические условия развития России, как никогда раньше, предъявляют высокие требования к подготовке специалиста и его профессиональной культуре. Проблема качества повышения профессиональной подготовки специалиста занимает доминирующее положение в ряду задач высшей школы. Очевидно, что на современном этапе конечной целью профессиональной подготовки студентов является деятельность выпускника, его способность к адаптации и эволюции в быстро меняющемся профессиональном мире, личностные качества, определяющие уже не только сугубо профессиональные характеристики человека, но и образ его жизни, уровень его культуры, интеллектуальное развитие.

Складывающиеся стандарты и нормы профессиональной деятельности специалистов требуют высокого уровня общефилософской, логической, этической и эстетической образованности, умения высококультурного общения, навыков убедительной, красивой и выразительной речи.

Освоение курсов "Логика и риторика" предполагает прослушивание лекций, участие на практических занятиях и самостоятельную работу студента. В силу ограничения количества аудиторных часов основным способом формирования познавательных потребностей и ценностных ориентаций у студентов заочной формы обучения является самостоятельное освоение материала и в частности написание контрольной работы. Это определяет необходимость подготовки студентов к самостоятельной творческой деятельности, формирования у них умений и навыков ведения учебно-исследовательской и научно-исследовательской работы, является важнейшим стратегическим направлением совершенствования качества профессиональной подготовки в вузе. В процессе подготовки контрольной работы происходит осознание необходимости непрерывного профессионального самообразования и самосовершенствования.

Цель логического и риторического познания - формирование поколения профессионалов, обладающих умением и навыками правильного мышления, ведущего к истине, навыками кратко и красочно выражать свои мысли, владения профессиональным ораторским языком.

Задачи логического и риторического познания:

формировать систему знаний о законах и формах правильного мышления;

формировать у студентов навыки правильно строить свои умозаключения и верно их выражать;

вырабатывать мастерство убеждать других людей и лучше их понимать, формировать умение объяснять и отстаивать свою точку зрения, избегать ошибок в условиях дискуссии, спора;

формировать языковую личность - контактную, обладающую не только умением, но и потребностями общения;

формировать умение выбора средств дискурса, навыков изобретения содержания речи, расположения идей в речи, словесного их выражения, вызывания интереса к ним аудитории.

Цель семинарских занятий - формировать логическую и риторическую культуру творческого мышления студентов, развивать критичность самосознания, вырабатывать умение аргументированно вести дискуссию, прививать навыки устного выступления, научить применять общенаучные принципы к анализу общественных явлений и данных специальных наук. Семинарские занятия проводятся в различных формах: диспута, коллоквиума, творческой дискуссии с использованием индивидуальных заданий, конференции. Поскольку в образовательном процессе развиваются не только познавательные способности, но и формируется устойчивая учебно-профессиональная мотивация, социальные и профессионально-значимые качества, то построение семинарского занятия осуществляется с учетом следующих требований:

диалогичность;

предоставление студенту необходимого пространства, свободы для выбора и принятия самостоятельных решений;

деятельностно-творческий характер обучения;

направленность на поддержку индивидуального развития, формирование знаний и опыта обучаемых.

Задачи и упражнения для самостоятельной работы позволят студенту упрочить приобретенные знания и навыки, расширят видение спектра приложений норм логики и риторики для анализа феноменов общественных отношений и культуры.

Контрольные тесты, охватывающие все разделы и темы курса, выступают как объективная форма контроля и оценки знания, основанного на обязательном минимуме требований. Понимание теста как инструмента стандартизированной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов позволяет выделить следующие подтверждения его эффективности:

Качество и объективность оценивания, которая достигается в результате процедуры проведения тестирования и проверки показателей качества в целом;

Стандартизованная форма оценки, используемая в тестах, позволяет соотнести уровень достижений студентов по дисциплине в целом и по отдельным его разделам с определенными, фиксируемыми программой, требованиями к усвоению дисциплины;

Каждый ответ оценивается на основе его сопоставления с заранее заложенной шкалой, исключая сравнение ответов студентов. Студенты находятся в равных условиях, к ним предъявляются одинаковые требования;

Студент выполняет задание, охватывающее все темы и разделы курса;

Оценка основывается на обязательном минимуме требований к знаниям, умениям и навыкам студентов;

Критерии оценки прописаны в инструкции к заданиям, таим образом, студенты четко знают, что и в каком объеме требуется выполнить.

Часть I. Логика


Семинарские занятия:
Тема 1. Предмет и значение логики. Основные этапы истории логики. Основные законы логики
Вопросы для обсуждения:

1. Специфика логики как науки. Роль логики в формировании логической культуры человека.

2. Логические учения античности, вклад Аристотеля в становление логики; логические учения Нового времени; становление современной логики в XIX-XX вв.

3. Содержание и форма мышления; связь мыслей; понятие о законе мышления.

4. Закон тождества. Софизмы и паралогизмы.

5. Законы противоречия и исключенного третьего.

6. Закон достаточного основания.

Термины:


Абстрактное мышление, алогизм, восприятие, закон мышления, истина, истинность мышления, культура абстрактно-логического мышления, логическая культура личности, логическая форма, мышление, непротиворечивость, обоснованность мышления, ощущение, последовательность мышления, правильность мышления, существенные признаки, формальная логика, формально-логический закон, язык.

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ

Блажевич Н.В. Селиванов Ф.А. Лекции по эристике. - Тюмень, 2002.

Бочаров В.А. Маркин В.И. Основы логики: учебник. - М., 2000.

Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. - М., 2007.

Демидов И.В. Логика: вопросы и ответы. - М., 2000.

Ивин А.А. Логика: учебник для вузов. - М., 2001.

Ивлев Ю.В. Логика: учебник. - М., 2004.

Кириллов В.И. Старченко А.А. Логика: учебник для юридич. вузов. - М., 2002.

Солодухин О.А. Логика. - Ростов н/Д, 2000.

Вопросы для самоконтроля:

Что значит определить предмет логики?

В чем различие "содержательной" и "формальной" логики?

Что означает термин "формальная логика"?

Совпадает ли предмет логики с предметом формальной логики?

В каком аспекте мышление является предметом изучения логики?

Какое значение имеет язык в изучении мышления?

Какие основные этапы и одновременно разделы логики следует выделить?

Каково значение термина "закон мышления"?

Чем законы логики, отличаются от законов естествознания?

Как формулируется закон тождества? Какие предписания для правильного мышления содержит в себе этот закон?

Что означает закон противоречия? Какие предписания содержит в себе этот закон?

Как формулируется закон исключенного третьего? Чем этот закон отличается от закона противоречия?

Как формулируется закон достаточного основания? Какие предписания содержит этот закон?


Тема 2. Понятие
Вопросы для обсуждения

Понятие как элемент (клеточка) мышления. Понятие и предмет, понятие и слово.

Содержание и объем понятия. Виды понятий по их объему и содержанию.

Отношения понятий.

Операции с понятиями: обобщение и ограничение, деление.

Определение понятия, его виды. Правила определения понятия через ближайший род и видовое отличие.

Уяснение и разъяснение понятий как необходимый компонент культуры диалога.

Термины


Абстрагирование, антонимы, дихотомия, класс (в логике), классификация, круг в определении, обобщение (как логический прием), омонимы, операции с классами, понятие, род и вид (в логике), тождество, абстрактное понятие, безотносительное понятие, деление понятия, единичное понятие, конкретное понятие, несобирательное понятие, несовместимые понятия, несущественные признаки, нулевое понятие, общее понятие, объем понятия, ограничение понятия, определение понятия, относительные понятия, отрицательное понятие, паронимы, пересекающиеся понятия, подчиненные понятия, положительное понятие, признак предмета, противоположные понятия, противоречащие понятия, собирательное понятие, совместимые понятия, содержание понятия, соподчиненные понятия.

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ

Блажевич Н.В. Селиванов Ф.А. Лекции по эристике. - Тюмень, 2002.

Бочаров В.А. Маркин В.И. Основы логики: учебник. - М., 2000.

Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. - М., 2007.

Демидов И.В. Логика: вопросы и ответы. - М., 2000.

Ивин А.А. Логика: учебник для вузов. - М., 2001.

Ивлев Ю.В. Логика: учебник. - М., 2004.

Кириллов В.И. Старченко А.А. Логика: учебник для юридич. вузов. - М., 2002.

Солодухин О.А. Логика. - Ростов н/Д, 2000.

Вопросы для самоконтроля

Что означает утверждение, что понятие отражает существенные признаки предмета?

Каковы основные логические характеристики понятия?

Как образуются понятия?

Чем различаются пустые и не пустые понятия?

В чем состоит различие между абсолютными и относительными понятиями?

Что можно сказать о конкретных и абстрактных понятиях?

Чем характеризуются положительные и отрицательные понятия?

Как различаются понятия нулевые, единичные и общие?

Как можно соотносить понятия по объему?

Какие отношения между понятиями существуют по их содержанию?

Каковы языковые формы выражения понятий?

Чем определение понятия отличается от сравнения и характеристики?

Какие бывают ошибки при определении понятия?

Какие бывают ошибки при делении понятия?

Что такое плеоназм?

Как отличается деление понятия от операции мысленного разделения целого на части?

Каково логическое основание процедуры научной классификации?


Тема 3. Суждение
Вопросы для обсуждения

Что есть суждение? Суждение и предложение (высказывание) языка.

Термины и структура суждения. Виды суждений.

Классификация суждений по субъекту, связке и предикату. Что такое кванторное слово?

Отношения между суждениями.

Распределенность терминов в категорическом суждении.

Отношение суждений по значениям истинности в логическом квадрате.

Модальность суждений, ее виды.

Термины

Высказывание, дизъюнкция (строгая и нестрогая), импликация, качество суждения, кванторное слово, количество суждения, конъюнкция, логический квадрат, модальность суждений (алетическая, деонтоническая, логическая, фактическая, эпистемическая), предикат, распределение терминов в суждении, связка, субъект суждения, суждение, суждение категорическое, суждение с отношениями, суждение существования, эквивалентность, термин



Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ

Блажевич Н.В. Селиванов Ф.А. Лекции по эристике. - Тюмень, 2002.

Бочаров В.А. Маркин В.И. Основы логики: учебник. - М., 2000.

Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. - М., 2007.

Демидов И.В. Логика: вопросы и ответы. - М., 2000.

Ивин А.А. Логика: учебник для вузов. - М., 2001.

Ивлев Ю.В. Логика: учебник. - М., 2004.

Кириллов В.И. Старченко А.А. Логика: учебник для юридич. вузов. - М., 2002.

Солодухин О.А. Логика. - Ростов н/Д, 2000.

Вопросы для самоконтроля

В чем выражается суждение? Чем суждение отличается от предложения?

Какова логическая форма суждения?

Как суждения можно подразделить по качеству?

Как суждения делятся по количеству?

Какая есть объединенная по количеству и качеству классификация суждений?

Что подразумевается под логической совместимостью суждений?

Что означает "логическая несовместимость" суждений?

Какой логический смысл имеют понятия контрарности, субконтрарности, конрадикторности?

Что означает деление суждений по модальности?

Какие суждения называются сложными?

Какие суждения называются соединительными?

Какие суждения называются разделительными?

Что называется условными суждениями?

Какова природа суждений эквивалентности?

Что такое распределенность терминов в категорическом суждении?

Как выражаются связки (логические постоянные) в естественном языке?


Тема 4. Умозаключение
Вопросы для обсуждения

Что такое умозаключение? Какова его структура?

Виды умозаключений.

Выводы из категорических суждений путем их преобразования.

Простой категорический силлогизм, его фигуры и модусы.

Энтимема, полисиллогизм, сорит, эпихейрема.

Условные умозаключения, их правила.

Разделительные умозаключения, их модусы и правила.

Условно-разделительные (лемматические) умозаключения.

Индуктивные умозаключения, их виды.

Умозаключения по аналогии, их виды.

Термины


Аналогия, дедукция, дилемма, индукция, модусы силлогизма, обращение, полисиллогизм, превращение, простой категорический силлогизм, сорит, умозаключение, фигуры силлогизма, энтимема, эпихейрема.

Антецедент, вывод, импликация, консеквент, методы научной индукции, противопоставление предикату, термин категорического силлогизма, посылка, традукция.

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ

Блажевич Н.В. Селиванов Ф.А. Лекции по эристике. - Тюмень, 2002.

Бочаров В.А. Маркин В.И. Основы логики: учебник. - М., 2000.

Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. - М., 2007.

Демидов И.В. Логика: вопросы и ответы. - М., 2000.

Ивин А.А. Логика: учебник для вузов. - М., 2001.

Ивлев Ю.В. Логика: учебник. - М., 2004.

Кириллов В.И. Старченко А.А. Логика: учебник для юридич. вузов. - М., 2002.

Солодухин О.А. Логика. - Ростов н/Д, 2000.

Дополнительная литература

Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. - М., 2006.

Курбатов В.И. Логика в вопросах и ответах. - Ростов н/Д, 1997.

Шадрин Д.А. Логика: конспект лекций. - М., 2008.

Вопросы для самоконтроля

Что называется умозаключением в логике?

Каковы условия истинности умозаключений?

Какие есть виды непосредственных умозаключений?

Суждения какого вида не подлежат обращению? Противопоставлению предикату? Почему?

Что из себя представляет опосредованное умозаключение?

Что называется дедуктивным умозаключением?

Что называется простым категорическим силлогизмом?

Какие есть правила терминов силлогизма? Какие правила посылок?

Что называется фигурой простого категорического силлогизма? Как различаются 4 фигуры?

Что называется модусом простого категорического силлогизма?

Какие есть правильные модусы первой фигуры?

Что называется энтимемой, полисиллогизмом?

Что называется соритом, эпихейремой?

Что называется разделительным умозаключением?

Что называется условным умозаключением?

Что такое индуктивное умозаключение? Какие есть виды индукции?

Какие есть методы научной индукции?

Что такое умозаключение по аналогии? Каковы его разновидности?


Тема 5. Логические основы аргументации
Логика вопросов и ответов

Вопросы для обсуждения

Понятие об аргументации. Аргументативный процесс и аргументирование. Тезис, аргумент, демонстрация.

Доказательство и опровержение, их виды.

Правила доказательного рассуждения. Логические ошибки, встречающиеся в доказательстве и опровержении.

Вопрос как логическая форма. Виды вопросов и ответов на них. Корректные и некорректные вопросы и ответы.

Термины

Антитезис, аргумент, аудитория, вопрос, демонстрация, довод, доказательство, критика, обоснование тезиса, оппонент, поле аргументации, порочный круг, пропонент, семантика, тезис.



Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ

Блажевич Н.В. Селиванов Ф.А. Лекции по эристике. - Тюмень, 2002.

Бочаров В.А. Маркин В.И. Основы логики: учебник. - М., 2000.

Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. - М., 2007.

Демидов И.В. Логика: вопросы и ответы. - М., 2000.

Ивин А.А. Логика: учебник для вузов. - М., 2001.

Ивлев Ю.В. Логика: учебник. - М., 2004.

Кириллов В.И. Старченко А.А. Логика: учебник для юридич. вузов. - М., 2002.

Солодухин О.А. Логика. - Ростов н/Д, 2000.

Дополнительная литература

Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. - М., 1991.

Войшвилло Е.К., Дегтярев М.Г. Логика. - М., 2001.

Гусев Д.А. Логика: конспект лекций с задачами. - М., 2001.

Кириллов В.И., Орлов Г.А., Фокина Н.И. Упражнения по логике. - М., 2006.

Курбатов В.И. Логика для юристов. - М., 2007.

Рузавин Г.И. Логика и аргументация. - М., 2007.

Вопросы для самоконтроля

Что такое вопрос? Какова его логическая структура?

Что такое ответ на вопрос?

Какова роль вопросно-ответных комплексов в познавательных процессах?

Какие есть виды вопросов и ответов?

На каких основаниях различаются корректные и некорректные вопросы и ответы?

Что такое доказательство? Какова его роль в познании?

Что такое аргументация? В чем ее отличие от доказательства?

Какие внелогические приемы убеждения применяются в аргументации?

Кто является участниками (субъектами) аргументации?

Что такое тезис, аргументы, демонстрация?

Какое обоснование тезиса называется прямым?

На какие виды делится косвенное доказательство? Как они строятся?

Что такое критика как логическая операция?

Какая критика называется деструктивной? На какие виды она делится?

Какая критика называется конструктивной? Что такое смешанная критика?

Какие правила относятся к тезису аргументации и какие ошибки возникают в случае их нарушения?

Какие правила относятся к аргументам и демонстрации? Какие ошибки возникают при нарушении этих правил?

Тема 6. Диалог, его виды. Логика дискуссии и спора.

Вопросы для обсуждения

Диалог как вид общения. Соотношение понятий о беседе, дискуссии и споре.

Что такое эристика? Спор как вид мыслительной и речевой деятельности.

Общие и частные правила спора. Допустимые приемы спора.

Грубые и "утонченные" непозволительные приемы и уловки в споре.

Софизмы и логические парадоксы как эристические приемы и уловки.

Термины


Аргумент (к авторитету, к выгоде, к невежеству, к состраданию, к личности, к тщеславию) как эристический прием, аудитория, оппонент, паралогизм, поле аргументации, пропонент, софизм, эристика, логический парадокс, осведомление в споре, "логическая диверсия", некорректные приемы, непозволительные уловки, позволительные уловки, принципиальный спор, убедительный довод, беседа, дискуссия, дебаты, эристический спор.

Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ

Блажевич Н.В. Селиванов Ф.А. Лекции по эристике. - Тюмень, 2002.

Бочаров В.А. Маркин В.И. Основы логики: учебник. - М., 2000.

Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. - М., 2007.

Демидов И.В. Логика: вопросы и ответы. - М., 2000.

Ивин А.А. Логика: учебник для вузов. - М., 2001.

Ивлев Ю.В. Логика: учебник. - М., 2004.

Кириллов В.И. Старченко А.А. Логика: учебник для юридич. вузов. - М., 2002.

Солодухин О.А. Логика. - Ростов н/Д, 2000.

Дополнительная литература

Алексеев А.П. Аргументация. Познание. Общение. - М., 1991.

Ивин А.А. Практическая логика. - М., 1996.

Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. - Псков, 1994.

Рузавин Г.И. Логика и аргументация. - М., 2007.

Филиппов А.В., Романова Н.Н. Публичная речь в понятиях и упражнениях. - М., 2002.

Вопросы для самоконтроля

Что такое общение, деловое общение?

Каковы сходство и различие беседы, дискуссии, спора?

Что является предметом эристики?

Почему полезно обучение искусству ведения спора?

Классификация споров

Каковы этические правила ведения спора?

Что такое стратегия и тактика эриста?

Общие тактические приемы спора.

Как различаются позволительные и непозволительные уловки в споре?

Почему спор нельзя свести к доказательству?

Чем характеризуется софистический спор?

Чем отличаются логические ошибки от психологических уловок?
Тема 7 Логика и риторика: взаимодополняемость в искусстве общения
Вопросы для обсуждения

Что такое риторика? Классический риторический канон.

Общая структура публичной речи.

Основной закон неориторики. Доводы к пафосу, логосу, этосу.

Риторические тропы и фигуры.

Цицерон об идеальном ораторе. Логика и риторика в их единстве.

Термины

Вербальное и невербальное общение, внешняя и внутренняя речь, дискурс, здравый смысл, идеал риторический, импровизация, инвенция, интуиция, классическая риторика, контакт (в общении), неориторика, обаяние, пафос, понимание, речевая коммуникация, традиция, тропы риторические, убеждение и доказательство, логос (как средство убеждения), фигуры речи, элоквенция, элокуция, этос, языковая личность.



Основная литература из фондов библиотеки ТюмГАСУ

Блажевич Н.В. Селиванов Ф.А. Лекции по эристике. - Тюмень, 2002.

Бочаров В.А. Маркин В.И. Основы логики: учебник. - М., 2000.

Гетманова А.Д. Логика: Учебник умо. - М., 2007.

Демидов И.В. Логика: вопросы и ответы. - М., 2000.

Ивин А.А. Логика: учебник для вузов. - М., 2001.

Ивлев Ю.В. Логика: учебник. - М., 2004.

Кириллов В.И. Старченко А.А. Логика: учебник для юридич. вузов. - М., 2002.

Солодухин О.А. Логика. - Ростов н/Д, 2000.

Дополнительная литература

Александров Д.Н. Риторика. - М., 1999.

Апрелева В.А. Ширманов И.А. Риторика. Учебное пособие. - Курган, 2006.

Введенская Н.В. Павлова Л.Г. Деловая риторика. - Ростов н/Дону, 2001.

Курбатов В.И. Логика для юристов. - М., 2007.

Львов М.Р. Риторика. Культура речи. - М., 2002.

Петров О.В. Риторика: Учебник. - М., 2007.

Риторика: Учебное пособие/Авт. - сост. И.Н. Кузнецов. - М., 2007.

Вопросы для самоконтроля

Что такое риторика? Каковы основные этапы развития риторики?

Структура риторического канона. Из каких этапов складывается подготовка и исполнение публичной речи?

Планы выступления и их виды. Как разработать план выступления?

Что такое риторические тропы? Какие виды тропов вы знаете?

Что такое риторические фигуры? Какие виды риторических фигур вы знаете?

Как говорить, чтобы вас слушали? В чем специфика риторической аргументации?

Топосы речи. Почему важно знать и использовать топосы, готовясь к выступлению?

Какие есть три "золотых" правила риторики?


  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница