Термин «дизонтогенез» dys- греч приставка, означающая «отклонение от нормы»



страница1/5
Дата06.10.2019
Размер58,5 Kb.
#79225
  1   2   3   4   5

ВВЕДЕНИЕ

Термин «дизонтогенез» (dys- греч. приставка, означающая «отклонение от нормы» + греч. ontos -сущее, существо + греч. genesis - развитие) впервые был употреблен Й. Швальбе в 1927 г. для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального хода развития. В отечественной дефектологии данные состояния объединяются в группу нарушений (отклонений) развития.

В настоящее время понятие дизонтогенез включает в себя также постнатальный дизонтогенез, преимущественно ранний, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости. В широком смысле слова термин дизонтогенез - отклоняющееся от условно принятой нормы индивидуальное развитие. Психический дизонтогенез - нарушение психики в целом или ее отдельных составляющих, а также нарушение соотношения темпов и сроков развития отдельных сфер и различных компонентов внутри отдельных сфер (Н. В. Римашевская, 1999, с. 292). Данные состояния сравнительно хорошо исследованы и представлены в ряде работ отечественных ученых (Т. А. Власова, М. С. Певзнер, 1973; Б. В. Зейгарник, 1999; В. В. Лебединский, 1985; Л. И. Переслени, Е. М. Мастюкова, Л. Ф. Чупров, 1990; Г. Е. Сухарева, 1960; С. Я. Рубинштейн, 1999), изучавших клинико-психологические и психодиагностические аспекты этой проблемы.

Основными проявлениями психического дизонтогенеза являются ретардация, акселерация и асинхрония развития.



Ретардация - незавершенность отдельных этапов развития, при которой не происходит смены более ранних форм развития более прогрессивными. Характерна для олигофрении и ЗПР. Например, Р. Е. Левиной в 1936 году описаны примеры общего речевого недоразвития, когда происходит не своевременный переход от автономной речи к обычной, а расширение самой автономной речи (Словарь по коррекционной…, с. 89).

Акселерация - ускорение роста и развития детей и подростков, а также наступление половой зрелости в более раннем возрасте (Словарь по коррекционной…, с. 12).

Асинхрония развития. С асинхронным развитием мы встречаемся относительно чаще в случаях соматических и ментальных дефектов. Довольно часто одним из первых симптомов асинхронии развития является изменение успеваемости в школе. К. Вагнер (1970) доказал, что синхронность развития обеспечивает относительно хорошую успеваемость в школе у ускоренных и замедленных (ретардированных) индивидов, в то время как асинхронное протекание созревания бывает сопряжено с понижением успеваемости в школе (Й. Шванцара и колл., 1978, с. 22). Неравномерность в развитии проявляется не только в области учения, но и создает условия нейропсихологической неустойчивости, которая может в это время проявляться в повышенной тенденции к невротическим реакциям. Также и процесс социализации поведения может быть временно нарушен при состояниях асинхронии.


Каталог: images -> attach
attach -> Дипломных работ студентов "Клиническая и специальная психология". в 2008/2009 учебном году 5 курс (год приема 2004) Специальность "
attach -> 1. Психосоматические и соматопсихические отношения как предмет клинической психологии
attach -> Дмитрий Леушкин Как прекратить грузить свой мозг и начать жить
attach -> -
attach -> Лекции по таким темам, как: создание и изменение культуры и идеологии предприятия, вопросы управления персоналом, подбор кадров в высшее управление
attach -> Сьюзен КоллинзИ вспыхнет пламяГолодные игры — 2ocr: Индиль; Spellcheck: ilinaСьюзен Коллинз «И вспыхнет пламя»
attach -> Свойства ощущений: 1) адаптация 2) контраст 3) пороги ощущений (нижний, верхний разностный) 4) сенсабилизация 5)последовательные образ Виды ощущений: 1) экстрорецептивные ощущения
attach -> Бог родился в России
attach -> Бог родился в России
attach -> Е. Н. Федорович история музыкального образования учебное пособие


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница