«Терапевтический контакт, как он организуется?»



Скачать 20,26 Kb.
Дата02.11.2019
Размер20,26 Kb.

Министерство науки и высшего образования Российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова»

Кафедра дошкольного и начального общего образования

Эссе

на тему : «Терапевтический контакт, как он организуется?»

Выполнила:

студентка 4 курса

факультета педагогики и психологии

группы НОЗу-16

Овсянникова Татьяна Сергеевна

Ульяновск, 2019
Терапевтический контакт, как он организуется?

Терапевтический контакт – это отношения, которые складываются между психологом и клиентом. Если он есть – работа будет глубокой, а продвижение к цели - ощутимым. Если его нет – то результат будет поверхностным и вы будете постоянно сталкиваться с сопротивлением друг друга, и в какой-то момент решите прервать терапию.

Считается, что создать хороший терапевтический контакт – задача консультанта. Это ошибка. Контакт не может быть односторонним, над ним работают оба.

При первой встрече контакт только начинает зарождаться. Кстати, он может не возникнуть. Здесь очень важна чувствительность потенциального клиента и потенциального терапевта. На то она и первая встреча, чтобы интуитивно распознать: это мой психолог? Мне хочется с ним делиться и слушать его? И со стороны психолога, тоже приглядка: это мой клиент? Моя тема? Мне хочется ему помогать? И не всегда ответ – «да».

Допустим, вы чувствуете, что это ваш психолог. Теперь наступает этап развития терапевтических отношений. Здесь можно столкнуться со второй ошибкой: считается что хорошие отношения между психологом и клиентом – это когда рядом со специалистом чувствуешь себя тепло и комфортно, можешь обо всем поговорить, ты слушаешь и все используешь, после консультации находишься на подъеме. То есть все хорошо.

На самом деле, это не всегда полезно. Без конфликта, без выхода из рамки своего привычного восприятия себя и своей жизни – развития не будет! Психолог нужен не только для того, чтобы постоянно успокаивать и поддерживать, он еще и для того, чтобы показывать вам ваши проблемы, стимулировать к действиям, помогать смотреть на мир по-другому, чтобы изменить ситуацию и вас в ней. Здесь возможны конфликты, сопротивления, ощущение непонимания. Это признак того, что работа идет – вы меняетесь, двигаясь к своей цели.

Но здесь очень важно, чтобы оба участника контакта – и психолог и клиент – могли говорить обо всем, что вызывает сопротивление. Иначе непонимание, злость на психолога, страх его реакций и предложений – становятся содержанием работы.

Вы получите драгоценный опыт и сможете перенести его в свою жизнь, если пройдете длительный период работы с терапевтом (не менее года по разу в неделю). Это формат работы называется – личная терапия. При этом вы будете в контакте с терапевтом в самые разные периоды своей жизни: в боли, в апатии, в лени, в агрессии, в спокойствии, в праздники, каникулы, в отпуске, в рутине работы, в достижениях и т.д. Конечно, за этот период у вас с психологом будут самые разные переживания. Вам придется проявлять всё это в отношениях, иначе вместе не остаться. Но! В таком длительном контакте с психологам, вы научитесь понимать себя разного, идущего к разным жизненным целям, использовать все свои имеющиеся внутренние силы и открывать новые.

В психотерапевтический контакт входят следующие лечебные компоненты: удовлетворение ожиданий и потребностей, выслушивание (отреагирование или «вентиляция» эмоционального напряжения), эмоциональная поддержка, обратная связь при раскрытии своих мыслей, переживаний и поведения. Такой контакт формирует на основе развития взаимопонимания коммуникации между психотерапевтом и пациентом. Важнейшей задачей врача при этом является создание устойчивых доверительных отношений с пациентом. Психотерапевт проявляет уважение к пациенту как личности, принимает его без морального осуждения и критики, проявляет желание помочь ему.

Взаимопонимание между психотерапевтом и пациентом, необходимое для оптимального терапевтического контакта, достигается обоюдными вербальными и невербальными средствами коммуникации. Психотерапевт эмпатическим подходом создает безопасную атмосферу общения, в которой пациент может свободно говорить о тягостных переживаниях и выражать свои чувства.



Таким образом, доверительный контакт консультанта и клиента, основанный на безусловном уважении, эмпатии, теплоте и искренности консультанта по отношению к клиенту, является неотъемлемой, а по мнению многих профессионалов — существенной составляющей психологического консультирования и психотерапии.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница