Теория взаимоотношения личность- коллектив



Дата28.04.2016
Размер63 Kb.

Теория взаимоотношения личность- коллектив



Основной принцип человеческого общения
Отношения в группах по мере их превращения в коллективы закономерно изменяются. Сначала они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга,не могут определённо относится друг к другу), затем могут становится конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. всё это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды,составляющие группу, не могут измениться как личности. У каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои особые достоинства и недостатки. То, какой своей стороной, положительной или отрицательной, он выступит во взаимоотношениях с людьми, зависит от этих людей и социального окружения, от особенностей группы, в которую он включён в данный момент времени.

Согласно интеракционистской теории личность, будучи внутренне относительно устойчивой в своих базовых свойствах, внешне может проявлять себя по-разному в зависимости от складывающихся обстоятельств. Замечена закономерность: чем ближе по

уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создаёт для проявления лучших сторон в личности и торможения того,что в ней есть худшего.И напротив,чем дальше группа по уровню своего развития отличается от коллектива и чем ближе она находится к корпорации, тем большие возможности она предоставляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших личностных устремлений.
Личность и группа. Проблема взаимоотношений.
В самом общем виде развитие личности можно представить как процесс её вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней. Этапы развития личности в относительно стабильной общности называются фазами развития личности: 1. _Фаза становления личности. . Предполагает активное усвоение действующих в общности норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся с собой в новую группу всё, что составляет его индивидуальность, субъект не может осуществить потребность проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы(нравственные, учебные, производственные) и овладеет теми приёмами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы. 2. Порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации - тем, что субъект стал таким, "как все" в группе и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. На этой фазе нарастает поиск средств и способов для обозначения своей индивидуальности, её фиксации. 3.Детерминируется противоречиями междусложившимися на предыдущей фазе стремлением субъекта быть идеально представленным в других своими особенностями и значимыми для него отличиями - с одной стороны, и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те демонстрируемые им индивидуальные особенности, которые ей импонируют, соответствуют её ценностям, стандартам, способствуют успеху совместной деятельности с другой стороны.
Проблема общности в социальной психологии.
Для индивида, входящего в группу, осознание того, принадлежности к ней осуществляется прежде всего через принятие этих характеристик, т.есть через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной

группы. Можно сказать, что "граница" группы воспринимается

как граница этой психической общности. Главной чисто психо-

логической характеристикой группы является наличие так назы-

ваемого "мы-чувства". Это означает, что универсальным прин-

ципом психического оформления общности является различение

для индивидов, входящих в группу, некоторого образования

"мы", в отличие от другого образования "они". "Мы-чувство"

выражает потребность отдифференцировать одну общность от

другой и является своеобразным индикатором осознания принад-

лежности к некоторой группе. Специфика социально-психологи-

ческого анализа группы именно здесь и проявляется: рассмат-

риваются выделенные средствами социологии реальные социаль-

ные группы, но в них, далее, определяются те их черты, кото-

рые в совокупности делают группу психологической общностью,

т.есть позволяют каждому её члену идентифицировать себя с

группой.

Проблемы социальной психологии.
Социальная психология пользуется определением личности, ко-

торое даёт общая психология, выясняет, каким образом, т.есть

прежде всего в каких конкретных группах, личность, с одной

стороны, усваивает социальные влияния и, с другой стороны,

каким образом, в каких конкретных группах она реализует свою

социальную сущность. Отличие такого подхода от социологичес-

кого заключается в том, что она выявляет, каким образом

сформировались эти социально-типические черты, почему в од-

них условиях формирования личности они проявились в полной

мере, а в других возникли какие-то иные социально-типические

черты вопреки принадлежности личности к определённой соци-

альной группе. В большей мере, чем в социологическом подхо-

де, здесь принимаются в расчёт такие регуляторы поведения и

деятельности личности, как вся система межличностных отноше-

ний, внутри которой наряду с их деятельностной опосредован-

ностью изучается и их эмоциональная регуляция. От общепсихо-

логического отличается тем, что социальная психология расс-

матривает поведение и деятельность "социально-детерминиро-

ванной личности" в конкретных реальных социальных группах,

индивидуальный вклад каждой личности в деятельность группы,

причины, от которых зависит величина этого вклада в общую

деятельность. Для социальной психологии главным ориентиром в

исследовании личности является взаимоотношение личности с

группой.
Понятие единства развития личности и психики человека.


В жизни конкретного человека как индивида, как отдельного

представителя человеческой общности его личность и психика

представлены в неразрывном единстве. Индивид обладает психи-

кой, но в то же время индивид выступает как личность, явля-

ясь субъектом межчеловеческих, общественных по своей природе

отношений. Детерминантой развития личности является деятель-

ностно-опосредствованный тип взаимоотношений, которые скла-

дываются у человека с наиболее значимой для него груп-

пой(группами) в этот период. Эти взаимоотношения опосредс-

твуются содержанием и характером деятельностей, которые за-

даёт эта референтная группа, и общения, которое в ней скла-

дывается. Исходя из этого можно сделать вывод, что развитие

группы выступает как фактор развития личности в группе. В

соответствии с концепцией персонализации индивид характери-

зуется потребностью быть личностью, т.е. оказаться и оста-

ваться в максимальной степени представленным значимыми для

него качествами в жизнедеятельности других людей, осущест-

влять своею деятельностью преобразования их смысловой сферы,

и способностью быть личностью, т.е. совокупностью индивиду-

альных особенностей и средств, позволяющих совершать деяния,

обеспечивающие удовлетворение потребности быть личностью.
Понятие и структура малых групп в психологии.
Малая группа - это немногочисленные по составу объединения

людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с

другом в непосредственных личных контактах. Малую группу ха-

рактеризует психологическая и поведенческая общность её чле-

нов, которая выделяет и обособляет её, придаёт её относи-

тельную социально-психологическую автономию, отличает данную

группу от остальных. Малые группы могут быть разными по ко-

личественному составу: от 2-3 до 30-40 человек; различными

по структуре отношений, существующих между их членами; нео-

динаковыми по индивидуальному составу, характеру ценностей,

норм и правил, которых придерживаются их члены, межличност-

ным отношениям, целям и содержанию деятельности. Условными

или номинальными называются группы, которые объединяют лю-

дей, не входящих в состав ни одной малой группы. В противо-

положность им выделяются реальные группы. Они представляют

собой действительно существующие объединения людей, пол-

ностью отвечающие определению малой группы. Естественными

называют такие группы, которые складываются сами по себе,

независимо от желания экспериментатора. Они возникают и су-

ществуют исходя из потребностей общества или включённых в

эти группы людей. Естественные группы бывают формальными и

неформальными.Формальные создаются и существуют лишь в рам-

ках официально признанных организаций.Также все естественные

группы можно разделить на слаборазви тые и высокоразви-

тые.Слаборазвитые малые группы характеризуются тем, что в

них нет достаточной психологической общности,налаженных де-

ловых и личных отношений, сложившейся структуры взаимодейс-

твия,чёткого распределения обязанностей,приз нанных лиде-

ров,эффективной совместной работы.

Дело в том, что каждый человек склонен выбирать общество себе подобных,



к примеру, по мировоззрению, образованию, интересам и т, д. Руководитель неосознанно выделяет тех, кто похож на него, И если шеф - человек импульсивный и терпеть не может педантичных и скрупулезных людей, то хорошего главбуха он может и не заметить,

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница