Теория систем и системный анализ



Скачать 296.47 Kb.
Дата13.02.2016
Размер296.47 Kb.
ТипРабочая программа
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования



«Калининградский государственный технический университет»


Утверждаю

Проректор по учебно-

методической работе

п\п А.Л. Гудков

«12» апреля 2013 г.
Рабочая программа дисциплины
ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ
Математический и естественнонаучный цикл, вариативная часть
Направление подготовки

230100 – Информатика и вычислительная техника


Квалификация (степень) выпускника –

бакалавр


Форма обучения – очная

Факультет автоматизации производства и управления


Разработчик – кафедра систем управления и вычислительной техники
Калининград – 2013
1. Цели и задачи дисциплины

Цели освоения дисциплины – формирование знаний и умений в области теоретических и методологических основ системного анализа, а также навыков разработки методики и использования технологии системного анализа.


Данные цели достигаются при решении следующих основных задач:

  • ознакомление с методологией системных исследований;

  • изучение законов и закономерностей строения, функционирования и развития систем,

  • изучение моделей и методов описания, анализа и синтеза систем;

  • освоение схем системного анализа и приобретение навыков разработки и использования методики системного анализа сложных и не полностью определенных объектов (процессов, проблемных ситуаций).


2. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы

Дисциплина «Теория систем и системный анализ» входит в состав вариативной части математического и естественнонаучного цикла дисциплин основной образовательной программы (ООП) направления подготовки бакалавров 230100 – Информатика и вычислительная техника.

При изучении дисциплины «Теория систем и системный анализ» используются знания, полученные при предшествующем освоении дисциплин:


  • «Математический анализ» (1, 2 семестры),

  • «Дискретная математика» (3 семестр),

  • «Теория вероятностей и математическая статистика» (3 семестр),

  • «Математическое и имитационное моделирование» (4 семестр),

  • «Математическая логика и теория алгоритмов» (4 семестр),

Полученные при освоении дисциплины «Теория систем и системный анализ» знания, умения и навыки используются в дальнейшем при изучении профессиональных дисциплин ООП данного направления подготовки бакалавров: «Надежность и качество АСОИУ» (7 семестр), «Человеко-машинное взаимодействие» (7, 8 семестры), а также при выполнении выпускных квалификационных работ и в дальнейшей профессиональной деятельности.

3. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «Теория систем и системный анализ» у обучающихся формируются следующие общекультурные (ОК) и профессиональные (ПК) компетенции (или их элементы), предусмотренные ФГОС ВПО:



  • владение культурой мышления способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  • способность использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

  • способность обосновывать принимаемые проектные решений, осуществлять проверку их корректности и эффективности (ПК-6),

а также таких дополнительных компетенций, как:

  • владение методами анализа и синтеза сложных, не полностью определенных объектов (процессов),

  • навыки целеполагания, постановки задач и формирования системы достижения целей в условиях неопределенности (неполной информации).

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

  • системные принципы и парадигмы,

  • законы, закономерности и модели систем,

  • методы и методологические регулятивы системного анализа;

  • схемы и общие методики системного анализа;

уметь:

  • ориентироваться в современных направлениях системных исследований,

  • использовать системную парадигму и принципы;

  • строить модель системного объекта (процесса);

  • разрабатывать и использовать методику системного анализа объекта (проблемной ситуации, возникшей в объекте и окружающей среде) для выработки системы предварительных решений по его созданию, функционированию, развитию (по устранению проблемной ситуации).

владеть навыками системного анализа объекта (процесса, проблемной ситуации):

  • выявления и правильного анализа проблем объекта и формирования системы целей для их решения,

  • разработки эффективной системы достижения целей.


4. Структура и содержание дисциплины

4.1. Структура дисциплины

Дисциплина изучается в пятом семестре. Общая трудоемкость дисциплины «Теория систем и системный анализ» составляет 4 зачетные единицы (зет), т. е. 144 академических часа, в том числе 60 часов аудиторных занятий (АЗ), а именно, 28 лекционных и 32 практических (ПЗ), и 84 часа самостоятельной работы студента (СРС). Итоговая аттестация по дисциплине – экзамен. Сведения о структуре дисциплины, видах, трудоемкости и формах контроля учебной работы студентов приведены в табл. 1.



Таблица 1




п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Трудоемкость учебной работы, час



Формы текущего

контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине

АЗ

СРС

Всего




Лекции

ПЗ




I

ОСНОВЫ ТЕОРИИ СИСТЕМ

1

Понятие «система»

и его семантическое поле.

Признаки системы


5

1

2

2

4

8

Тест

2

Характеристики систем



2, 3

4

4

4

12

Тест

3

Классы систем.

Дескриптивное и конструктивное определения системы



4

2



2

4

Тест

4

Системные принципы и парадигма

4

2



4

6

Тест

5

Законы и закономерности систем

5

2

2

2

6

Тест

6

Систематизация моделей и методов моделирования систем.

Формальные модели и методы моделирования систем



6,7

2

6

2

10

Тест


7

Частично формальные модели

и методы моделирования систем



8–11

6

10

10

26

Контроль на ПЗ

II

ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА

8

Методологические регулятивы, схемы и этапы системного анализа

5

12

2



2

4



9

Общие методики системного

анализа



12

2



2

4

Тест


III

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ

10

Методика автоматизированного
системного анализа
организационно-технического комплекса

5

13 – 15

2

8

8

18

Контроль на ПЗ



11

Технология автоматизированного системного анализа организационно-технического комплекса

15

2



2

4

Контроль на ПЗ

12

Выполнение индивидуального задания

13 – 17





6

6

Проверка

индивидуального задания






Подготовка к экзамену и его сдача

в период экзаменационной сессии










36

36

Экзамен




Итого по дисциплине




28

32

84

144

Экзамен


60


4.2. Теоретические занятия (лекции)
Объем лекционных занятий – 28 часов. Сведения о содержании дисциплины приведены в табл. 2.

Таблица 2



п/п

Разделы и темы

дисциплины

Содержание

Кол-во

часов

I

ОСНОВЫ ТЕОРИИ СИСТЕМ




1

Понятие «система»

и его семантическое

поле.

Признаки системы



Понятия: «целое», «часть», «элемент», свойство, «отношение», «связь», «структура», «организация», «окружающая среда», «целостность», «единство». Соотношение понятий «часть» и «элемент», «отношение» и «связь», «структура» и «организация».

Соотношение понятий «система» и «окружающая среда», «система» и «надсистема», «система» и «целое», «система» и подсистема, «системность» и «целостность». Понятия: «состояние», «поведение», «функционирование», «развитие» системы. Понятия: «адаптация и «самоорганизация». Понятие организационной системы



2

2

Характеристики

системы




Виды характеристик системы: cтатические, динамические, синтетические. Каузальные отношения между свойствами системы: надежность→помехоустойчивость→устойчивость→результативность; (результативность, ресурсоемкость)→эффективность; целосность→наб-людаемость→управляемость.

Основные типы структур системы.

Отношение древесного порядка и понятие иерархической структуры. Виды иерархических структур и их свойства. Понятие строгой и нестрогой иерархии. Страты, слои, эшелоны.

Сетевые структуры в представлении систем. Сетевой график работ по целедостижению



4

3

Классы систем.

Дескриптивное

и конструктивное

определения системы



Классы систем: естественные – искусственные; физические, биологически, социальные; замкнутые – открытые; гомогенные – гетерогенные; простые – сложные; статические – динамические; детерминированные и вероятностные; целеподобные/целенаправленные/целеустремленные;

адаптивные и самоорганизующиеся.

Дескриптивное и конструктивное определения системы.


2

4

Системные принципы

и парадигма




Современная системная парадигма.

Системные принципы



2

5

Законы и закономерности систем


Основной системный закон и другие законы.

Закономерности осуществимости, строения, функционирования и развития систем.

Закономерности целеобразования и целедостижения, анализа и синтеза целей


2

6

Систематизация

моделей и методов

моделирования систем.

Формальные модели

и методы моделирования

систем


Модели системы: «входы–выходы», «черный ящик», «серый ящик», «прозрачный ящик».

Принцип обратной связи (ОС). Положительная и отрицательная ОС.

Модель системы с управлением. Динамические модели системы.

Систематизация методов моделирования системных объектов: аналитические, статистические, теоретико-множественные, теоретико-графовые, лингвистические, логические, семиотические




2

7

Частично формальные модели и методы

моделирования

систем


Характеристика и сравнительный анализ методов описания систем, активизирующих интуицию и опыт специалистов: морфологических, структуризации, выработки групповых решений, экспертных оценок

6




Продолжение табл. 2


II

ОСНОВЫ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА




8

Методологические

регулятивы, схемы и этапы системного анализа



Основные подходы, принципы, схемы и этапы системного анализа. Проблемы качества результатов, эффективности системного анализа и пути их решения

2

9

Общие методики

системного анализа



Методика ПАТТЕРН. Авторские методики: Р. Акоффа и Ф. Эмери, Ф.И. Перегудов и Ф.П. Тарасенко

2

III

СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ СФЕРЫ ЭКОНОМИКИ




10

Методика

автоматизированного

системного анализа

организационно-технического комплекса



Проблема обоснованности предварительных решений по системному объекту. Принцип системности и его использование для обоснования полноты и непротиворечивости решений по организационно-техническому комплексу производственной сферы. Типы проблем и целей комплекса. Классы целей комплекса. Лингвистические, графосемантические и логико-лингвистические средства описания, анализа и синтеза целей и представления системы целей комплекса.

2

11

Технология

автоматизированного

системного анализа

организационно-технического комплекса



Процедуры создания тезаурусной базы знаний об организационной системе производственной сферы экономики.

Процедуры построения канона структуры целей сегмента производственной сферы экономики. Процедуры выявления и анализа проблем комплекса и формирования системы его целей.

Процедуры анализа и синтеза системы целедостижения, планирования и управления мероприятиями по достижению целей и решению проблем комплекса


2

ИТОГО

28


4.3. Практические занятия (семинары)

Объем практических занятий – 32 часа. Сведения о наименовании ПЗ, его содержании, определяемом номером соответствующей темы дисциплины (см. табл. 2), и количестве часов для его проведения приведены в табл. 3.



Таблица 3



п/п

Номер

темы

дисциплины

Наименование практического занятия

Кол-во
часов ПЗ


1

2

3

4

1–3

1,2,7

Решение задач системного анализа методами организации сложных экспертиз: методы выработки групповых решений
и экспертных оценок


6

4,5

2,7

Решение задач системного анализа методами организации сложных экспертиз: метод решающих матриц

4

6–8

7

Решение задач системного анализа методами организации сложных экспертиз: метод анализа иерархий

6

9

6

Графосемантическое представление структур проблем и целей

2

10,11

5,6

Анализ и синтез проблем и целей производственного комплекса

4

12

6

Формирование целевых структурных схем и планов целедостижения

2

13–16

10

Разработка методики системного анализа регионального рыбопромышленного комплекса

8

ИТОГО

32

4.4. Лабораторные занятия (работы).

Учебным планом не предусмотрены.


4.5. Самостоятельная работа студента

В дисциплине предусмотрены такие виды самостоятельной работы студента, как:



  • освоение тем дисциплины;

  • подготовка к тестовому контролю;

  • подготовка к практическим занятиям;

  • выполнение и оформление индивидуального задания по разработке и использованию методики системного анализа объекта (/процесса/проблемной ситуации);

  • подготовка к итоговой аттестации по дисциплине (экзамену).

В ходе самостоятельной работы преподаватель организует индивидуальные занятия с целью углубленного изучения студентами отдельных вопросов дисциплины и расширения номенклатуры задач, решаемых на практических занятиях, контролирует степень усвоения изученного и приобретенных навыков, ход выполнения индивидуального задания, анализирует получаемые студентами результаты. Сведения о виде, содержании, объеме часов СРС и форме контроля приведены в табл. 4.

Таблица 4


п/п


Вид (содержание) СРС

Кол-во

часов

Форма контроля

1

Освоение теоретического учебного материала, подготовка к практическим занятиям

42

Тест, контроль на ПЗ




2

Выполнение индивидуального задания



6

Проверка результатов выполнения

индивидуального задания



3

Подготовка к экзамену, сдача его (в период

экзаменационной сессии)



36

Экзамен

Итого

84





5. Образовательные технологии

Для повышения уровня приобретаемых знаний и улучшения их структуры, обеспечения устойчивости приобретаемых навыков в процессе преподавания применяются следующие виды образовательных технологий:



  • адаптивные (изменение форм обучения, стилей проведения занятий и представления знаний в зависимости от уровня общей подготовленности обучаемых,

уровня освоения ими предшествующих дисциплин учебного плана и т. д.),



  • креативные (использование творческого потенциала личности, способностей к неординарному восприятию материала и т. д.),

  • самообразование (развитие способностей к самостоятельному углубленному изучению предмета дисциплины при консультационной роли преподавателя).

5.1. На лекционных занятиях с использованием соответствующих видеоматериалов (презентаций, слайдов с иллюстрациями различных видов и т. п.) определяются ключевые понятия дисциплины и ее понятийный базис, адаптируемый к решению слабоструктурированных проблем, возникающих при создании, функционировании и развитии системных объектов, изучаются системные принципы, законы и закономерности систем, закономерности целеполагания и целедостижения, анализа и синтеза целей. Таким же образом изучаются остальные темы дисциплины. Причем все визуальные информационные модели разработаны с учетом требований инженерной психологии по эффективному (быстрому, точному и надежному) восприятию и переработке обучающимся соответствующего лекционного материала. Видеоматериалы подготовлены на русском языке. Вместе с тем для общепринятых, стандартизованных и наиболее важных терминов приводятся их англоязычные эквиваленты, определения, примеры контекстного использования из мировой учебной литературы по теории систем и методологии системного анализа. Это способствует правильной и быстрой ориентации в предметной области дисциплины, в частности, при поиске необходимой информации в сети Internet.

Для быстрой активизации учебной работы в начале каждой лекции первого месяца пятого семестра проводится пяти-десятиминутное устное тестирование обучаемых с оцениванием ответов по пятибалльной шкале. На пятой и седьмой неделях осуществляется двадцати-тридцатиминутное письменное тестирование обучаемых, оцениваемое таким же образом. Оценки за тестовые опросы учитываются при итоговой аттестации по дисциплине.

5.2. На 16-ти практических занятиях приобретаются навыки использования специфических методов для решения отдельных и комплексных задач системного анализа объектов и разработки соответствующих методик. Уровень приобретенных навыков, оцениваемый как минимальный (3 балла), средний (4 балла) или высокий (5 баллов), определяет уровень сложности конкретного объекта, выбираемого для выполнения индивидуального задания по разработке и использованию обучающимся методики системного анализа (см. п. 4.5). Содержание индивидуального задания, выдаваемого на девятой неделе пятого семестра, согласовывается с обучаемым и зависит не только от уровня приобретенных им к этому времени знаний по дисциплине, но и от его творческого потенциала (креативность). Варианты индивидуального задания и правила его оформления приведены в составе учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД) «Теория систем и системный анализ». Оценки за решенные на практических занятиях задачи и за индивидуальное задание учитываются при итоговой аттестации по дисциплине.

Таким образом, внутрисеместровый контроль указанных знаний, умений и навыков студента, осуществляемый путем оценивания результатов устных тестовых опросов (2–4 недели), двух письменных тестовых опросов (5, 7 недели), решения задач на ПЗ и выполнения домашнего индивидуального задания (14 неделя) по пятибалльной шкале, позволяет как преподавателю, так и студенту прогнозировать экзаменационную оценку по дисциплине и заранее предпринять меры по повышению уровня знаний, умений и навыков в случае низкого среднего балла текущей успеваемости.


6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине, учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

6.1. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации по дисциплине

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости студентов (задания для тестирования, варианты индивидуальные задания) и итоговой аттестации по дисциплине (экзаменационные вопросы и задания) приводятся в качестве отдельных материалов УМКД данной дисциплины.

Промежуточная аттестация по дисциплине учебным планом не предусмотрена.
6.2. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов определено в разделе 7.
7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1. Основная литература


  1. Антонов А.В. Системный анализ: Учебник для вузов. М.: ВШ., 2004. 454 с.

  2. Волкова В.Н. Теория систем: Учебное пособие / В.Н. Волкова, А.А. Денисов. М.: Высш. шк., 2006. 511 с.

  3. Анфилатов В.С., Емельянов А.А., Кукушкин А.А. Системный анализ в управлении: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика. 2002. 367 с.


7.2. Дополнительная литература

  1. Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Волковой В. Н., Козлова В. Н. М.: Высш. шк., 2004. 616 с.

  2. Лукьянова Л.М. Теоретико-методологические основы структурно-целевого анализа и синтеза организационно-технических комплексов: Монография. СПб., Наука, 2006. 276 с.

  3. Лукьянова Л.М.  Теоретико-методологические основы формирования системы целей организационно-технического комплекса производственной сферы: Монография. Калининград, КГТУ, 2013. 230 с. (в печати)

  4. Лукьянова Л.М. Структурно-целевой анализ и синтез организационно-технических комплексов (на примере рыбохозяйственных комплексов): Монография. Калининград, КГТУ, 2005. 180 с.


7.3. Методические указания и материалы по видам учебной работы

  • Лукьянова Л.М. Теория систем и системный анализ: учеб. пособие. Ч. 1. Теория систем. Калининград, КГТУ, 2013. 180 с. (в печати)

  • Лукьянова Л.М. Теория систем и системный анализ: учеб. пособие. Ч. 2. Системный анализ. Калининград, КГТУ, 2013. 200 с. (электронный вариант)

  • Лукьянова Л.М. Теория систем и системный анализ: МУ к практическим занятиям. Калининград, КГТУ, 2013 (электронный вариант).

  • Лукьянова Л.М. Системный анализ: структурно-целевой подход [Допущен управлением кадров и учеб. заведений Госкомитета РФ по рыболовству в качестве учеб. пособия для студентов вузов]. Калининград, КГТУ, 2004. 234 с.

  • Лукьянова Л.М. Системы отображения информации: Методические рекомендации по элементам системного анализа. Калининград, 1988. 27 с.



7.4. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

1. Программные средства MS Office, в частности MS PowerPoint.

2. Интернет-ресурсы (ссылки на учебники и учебно-методические пособия):


  • Антонов А.В. Системный анализ: Учебник для вузов. М.: ВШ., 2004. URL: http://www.goal-setting-guide.com/smart-goals.html. (Дата обращения – 28.03.2013).

  • Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ: Учеб. пособие для вузов. М., 1989. 367 с. URL: http://www.studmed.ru/ peregudov-fi-tarasenko-fp-vvedenie-v-sistemnyy-analiz_2ee59528418.html (Дата обращения – 28.03.2013).

  • Спицнадель В.Н. Основы системного анализа: Учебн. пособие. СПб.: Изд-во «Бизнес-пресса», 2000. URL: http://www.studmed.ru/ spicnadel-vn-osnovy-sistemnogo-analiza-2000_69e36ae4c9a.html (Дата обращения – 28.03.2009).

  • Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Волковой В.Н., Козлова В.Н. М.: Высш. шк., 2004. URL: http://www.studmed.ru/volkova-vn-sistemnyy-analiz-i-prinyatie-resheniy-slovar-spravochnik_2ee4b8cbbb7.html


7.5. Информационные материалы

В лекционном курсе дисциплины используются следующие авторские видеоматериалы:



  • Соотношение системных принципов с принципами системного и системно-целевого анализа;

  • Систематизация методов и моделей теории систем и системного анализа;

  • Результаты сравнительного анализа методов формализованного описания систем;

  • Результаты сравнительного анализа методов описания систем, активизирующих интуицию и опыт специалистов;

  • Схемы и этапы системного анализа;

  • Структура сложной экспертизы и методы ее организации;

  • Закономерности целеполагания и целедостижения, анализа и синтеза целей.

  • Структурная схема организационно-технического комплекса производственной сферы (ОТК);

  • Классификация методов описания, анализа целей и представления структур целей ОТК;

  • Модель формулировки целей, грамматика и частично формальный язык описания целей ОТК;

  • Графосемантические модели аналитической и синтетической структур целей ОТК;

  • Семиотическая модель рассуждений о целях ОТК;

  • Классификация ошибок системности целей производственного ОТК.



8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

В качестве технических средств для проведения лекционных занятий по дисциплине необходима локальная компьютерная сеть с проекционным экраном.



Лист согласования рабочей программы дисциплины

«ТЕОРИЯ СИСТЕМ И СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ»


Рабочая программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 230100 – Информатика и вычислительная техника (утвержден 09.11.2009 г. приказом Минобрнауки РФ № 553), учебным планом университета по этому же направлению, утвержденному ученым советом университета 27.10.2011.
Автор программыЛукьянова Л.М., доктор технических наук, профессор

кафедры систем управления и вычислительной техники


Рабочая программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании кафедры систем управления и вычислительной техники (рецензент – доктор технических наук, профессор Г.Г. Арунянц, протокол №5 от 12.02.2013).
Заведующий кафедрой к.т.н. В.А. Петрикин



п/п

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Наименование литературы

Наличие

в учебном абонементе НТБ (кол-во)

Наличие в элек-тронной биб-теке




Основная литература:







1

Антонов А.В. Системный анализ: Учебник для вузов. М.: ВШ., 2008.

7




2

Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Волковой В.Н., Козлова В.Н. М.: ВШ., 2004.

15







Дополнительная литература:







3

Лукьянова Л.М.  Теоретико-методологические основы структурно-целевого анализа и синтеза организационно-технических комплексов: Монография. СПб.: Наука, 2006.

80




4


Лукьянова Л.М. Системный анализ: структурно-целевой подход к анализу и синтезу систем: учеб. пособие [Допущен управлением кадров и учеб. заведений Госкомитета РФ по рыболовству в качестве учеб. пособия для студентов вузов]. Калининград, КГТУ, 2004.

5



Директор НТБ М.В. Вареницына


Рабочая программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании методической комиссии факультета автоматизации производства и управления (протокол №10 от 10.04.2013).
Председатель методической комиссии к.т.н. В.В. Николаев

Согласовано

зам. начальника учебно-

методического управления В.Е. Огнев



16.06.13 г.
Каталог: education -> oopvpo
education -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
education -> Доклады и материалы Выпуск 5 Москва
education -> А. Г. Свинаренко
education -> Программа профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории
education -> 1. общая характеристика направления 220600 — инноватика
education -> Программа производственной практики (психолого-педагогическая в дошкольных учреждениях)
oopvpo -> Рабочая программа производственной практики Раздел Учебная и производственная практики
oopvpo -> Рабочая программа дисциплины управление бизнес-процессами профессиональный цикл, вариативная часть
oopvpo -> Учебная (рабочая) программа дисциплины корпоративный менеджмент профессиональный цикл, базовая часть


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница