Теория профессионального развития Сьюпера



Скачать 15,12 Kb.
страница1/2
Дата15.12.2022
Размер15,12 Kb.
#196968
  1   2
Связанные:
сьюпер 2 задание введение в профессию
1 курс педагогика, 1 курс педагогика

Теория профессионального развития Сьюпера
Суть теории профессионального развития личности.
Профессиональное развитие личности – это последовательность качественно специфических фаз, разделительным критерием в которых выступают содержание и форма перевода индивидуальных импульсов в профессиональные желания.
Данное положение американский психолог Дональд Сьюпер поместил в основу своей теории профессионального развития. Его интересовал вопрос, как принимаются профессионально важные решения. Важнейшим понятием его теории профессионального развития выступает «Я» – личностная инстанция, принимающая решения. Ученый, используя большой эмпирический материал, показал, что профессиональное развитие проходит целый ряд стадий и этапов.
Теория Сьюпера послужила основой для разработки разнообразных методик, определяющих профессиональные установки и интересы. Его теория содержит следующие основные положения: условия развития в течение жизни меняются, а это приводит к большому разнообразию профессий и возможности их выбора; в профессиональном развитии существуют стадии и фазы; стадии профессионального развития управляемы; возможность личности реализовать свои интересы и способности определяет удовлетворенность работой.
Выбор профессии Сьюпер рассматривает как событие, а процесс построения карьеры – как постоянно чередующиеся выборы. Выбор профессии он понимает как одну из фаз профессионального развития, в основе которой лежит «Я-концепция» личности как относительно целостное образование. Взросление человека приводит к изменению этого целостного образования.
Объективные и субъективные условия профессионального развития меняются в зависимости от времени и опыта, что обуславливает разнообразный профессиональный выбор, считает Д. Сьюпер. Очень большое внимание он уделяет такому понятию как профессиональная зрелость и считает, что её уровень определяется тем, насколько человек, выбирающий профессию, будет учитывать конкретные особенности своей ситуации выбора. В 1980-1990-е годы Сьюпер обращается к понятиям «жизненная роль» и «жизненное пространство».
Он считает, что на разных стадиях профессионального развития меняется важность той или иной социальной роли, при этом 2-3 роли занимают одновременно центральное место. Жизненное пространство – это как раз то место, в котором социальные роли представлены целым созвездием и человек исполняет их в различных контекстах – общество, рабочее место, дом, школа и др. Если человек не справляется с требованиями, которые предъявляют ему эти роли, то начинается их конфликт. Сьюпер утверждал, что теория профессионального развития по своей сути является теорией личностного процесса конструирования.
В своей теории профессионального развития Сьюпер выделяет следующие стадии и фазы – фаза: роста, исследования, консолидации, укрепления-управления, снижения.
Этап роста начинается от рождения и продолжается до 14 лет. Для детского возраста характерно проигрывание различных ролей. Пробуя себя в разных занятиях, дети выясняют, что у них получается хорошо и что им нравится, начинают появляться какие-то интересы, которые могут оказать влияние на будущую профессию. Именно в детском возрасте начинает развиваться «Я-концепция».
Этап исследования начинается с 15 лет и продолжается до 24 лет. Молодые люди определяются в своих потребностях и интересах, оценивают возможности и способности. Обычно, к завершению этого этапа, уже подобрана подходящая профессия и начинается её освоение.
На этом этапе выделяется 3 фазы:
1. временное занятие в какой-либо профессии с 14 до 17 лет;
2. фаза активного поиска с 18 до 21 года, это может быть выбор учебного заведения, временные подработки;
3. фаза апробирования выбранной профессии с 22 до 24 лет в процессе трудовой деятельности. Основной задачей этого периода является исследование мира профессий и уточнение плана карьеры.
Этап упрочения карьеры находится в границах от 25 до 44 лет. Данный этап, по-другому, называют этапом консолидации. На этом этапе главной задачей не только поиск, но и удержание своего места в обществе. Получив профессиональное образование с 25 до 30 лет, молодые люди «пробуют» себя в качестве полноценного специалиста, который в состоянии конкурировать с более опытными работниками и стремящегося к карьерному росту.
В 30-летнем возрасте начинается время стабилизации, утверждение себя в качестве преуспевающего специалиста. Часть людей получают дополнительное образование, чтобы обеспечить себе устойчивую личную позицию в обществе. Надо сказать, что профессиональное развитие может продолжаться и за пределами 30-летнего возраста. Это наиболее творческие годы в трудовой биографии человека.
Этап стабильности или сохранения достигнутого охватывает период с 45 до 64 лет. На этом этапе стоит задача создания устойчивого профессионального и социального положения, решение вопроса о возможности карьерного роста и достижение желаемого образа жизни. Человек стремится сохранить за собой достигнутое положение.
Этап спада или снижения начинается после 65 лет и характеризуется снижением активности как социальной, так и профессиональной. Однако может происходить развитие новых ролей, например, частичное участие в профессиональной жизни, наблюдение за профессиональной деятельностью других. Заканчивается этап выходом на пенсию, отходом от профессиональной деятельности и сменой видов занятий.
Таким образом, переход от одной стадии к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания ведущей деятельности и освоение новой социальной роли. Профессиональное и личностное самоопределение В профессиональном развитии человека значимым компонентом является профессиональное самоопределение.

Скачать 15,12 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница