Теория и методика физической культуры в различные периоды жизни человека



страница1/45
Дата22.04.2016
Размер7.67 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45
ВВЕДЕНИЕ

Теория и методика физической культуры является общепрофилирую­щим предметом профессионального образования специалистов по физи­ческой культуре. В учебные планы институтов физической культуры этот предмет был введен в 1979 г.

Объективная необходимость введения данной учебной дисциплины обусловлена стремлением к целостному осмыслению разнообразных науч­но-практических знаний о физической культуре как о многогранном обще­ственном явлении, которое все шире и глубже проникает во многие сферы жизни и деятельности человека — образование, воспитание, производ­ство, повседневный быт, отдых и восстановление, спорт и собственно культурную деятельность по умножению ценностей самой культуры.

Разумеется, разработка предмета, структуры и содержания столь ши­роко обобщающей учебной дисциплины, как теория и методика физичес­кой культуры, длительный и сложный процесс. Трудности формирования теории и методики физической культуры во многом связаны с наличием в литературе противоречивых точек зрения на понимание такого социально­го явления, как физическая культура, различных методологических прин­ципов и подходов к ее разработке. В свою очередь, некоторые из разде­лов этого учебного предмета не располагают пока достаточным научным материалом. Это, естественно, приводит к тому, что отдельные темы из­лагаются в учебниках на недостаточно высоком теоретико-методологиче­ском уровне.

Коллектив авторов настоящего учебника поставил перед собой задачу изложить знания по теории и методике физической культуры на основе современных концепций теории культуры, которые стали изучаться на ка­федре еще в начале 70-х гг. XX в. Это определило содержание и структуру учебника. Он состоит из трех самостоятельных разделов:

Общие основы теории и методики физической культуры.

Теория и методика физической культуры в различные периоды жизни человека.

Теория и методика спорта.

В первом разделе раскрываются содержание и объем основных катего­рий теории физической культуры, ее место в системе смежных наук и значение для студентов и выпускников физкультурных вузов. Достаточно подробно описана роль физической культуры как вида культуры, ее струк­тура, содержание и функции, взаимные связи с культурой в целом и кон­кретными областями человеческой деятельности.

Большое внимание уделяется характеристике новых подходов к уче­нию о целях, задачах, наиболее общих принципах, средствах и методах формирования физической культуры личности, основным аспектам со­держания и методики обучения двигательным действиям и формирования физических способностей, формам построения занятий физическими уп­ражнениями, планированию, контролю и учету.

Во втором разделе излагаются особенности направленного использо­вания физической культуры в различные периоды жизни человека. Здесь таипрны трппртичег.кие и методические положения занятий физичес-

новления частных закономерностей, присущих педагогическому процессу с данным контингентом.

В третьем разделе дается характеристика спорта как составной части физической культуры, раскрываются сущность спортивной тренировки, ее цель, задачи и специфические принципы, содержание, построение, а также технология планирования и контроля.

Учебник составлен на основе учебного плана (направление 521900 — «физическая культура»; специальность 022300 — «физическая культура и спорт»), требований государственного образовательного стандарта профес­сионального образования.

В материал учебника включены как обобщенный опыт в области тео­рии и методики физической культуры, так и собственные разработки по отдельным ее проблемам.

Вполне допустимо, что ни один учебник не может удовлетворить в должной мере запросы будущих специалистов. Авторам трудно объектив­но судить о том, насколько они справились с поставленной задачей. По­этому мы будем признательны за критические замечания и дополнения, которые будут использованы в дальнейшем при работе по усовершенство­ванию данного учебника.

Учебник подготовлен сотрудниками кафедры теории и методики фи­зической культуры СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта с участием специалис­тов родственных кафедр других институтов.

Авторский коллектив: редактор Ю.Ф. Курамшин.

Авторы: Ю.Ф. Курамшин — введение; гл. 3; 4; 5; 8; 9; 10; 12; 13; 22; 23; заключение. Ю.Ф. Курамшин, В.И. Григорьев — гл. 6. Ю.Ф. Курам­шин, Н.Е. Латышева — §§ 7.1; 7.2. Ю.Ф. Курамшин, О.А. Двейрина — гл. 11. Ю.Ф. Курамшин, О.А. Двейрина, В.П. Аксенов — гл. 24; 25; 26. В.М. Выдрин — гл. 1; 2; 2О.|Н.М. Моисеев! — §§ 7.3; 7.4.|Н.М. Моисеев!, О.Н. Титорова — §§ 18.6; 18.7. О.Н. Титорова — § 7.5. В.Л. Марищук, Н.В. Романенко — гл. 14. Г.Ф. Шитикова — гл. 15; 16; 17; 18. Г.Ф. Ши-тикова, В.И. Попов — § 16.1. В.И. Григорьев — гл. 19.


РАЗДЕЛ I


ОБЩИЕ ОСНОВЫ ТЕОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Глава 1 ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1. Основные понятия теории и методики физической культуры

Проблема дефиниции (определения понятий) в науке существовала всегда и, по сути, носит перманентный (постоянный) характер. Это обус­ловлено развитием науки, открытиями в ней новых направлений, форми­рования различных школ, порой имеющих различные научные концепции и методологические основы. Эта проблема обостряется особенно в период перестройки, перехода от привычных, традиционных концепций (системы взглядов) к новым, основанным на новых методологических подходах. Такая ситуация в области теории физического воспитания сложилась в 1950 — 1970-х гг. с возникновением теории культуры с ее новым понятий­ным аппаратом. Это повлекло за собой совершенствование понятий и в теории культуры и ее видов, в частности в теории физической культуры. Традиционные термины и понятия теории физического воспитания, пре­тендовавшей на роль главной обобщающей науки в области физической культуры, уже требовали пересмотра.

Произошла некоторая переоценка ценностей, смена мест и приорите­тов. В свете потребностно-деятельностного подхода к определению струк­туры физической культуры теория физического воспитания стала более частным видом общей теории физической культуры, которая, в свою оче­редь, формировалась как наука одного из видов культуры — физической.

В связи с новой методикой определения структуры физической куль­туры на основе потребностно-деятельностного подхода возникла необхо­димость разработки нового определения сущности самой физической куль­туры как органичного вида культуры и уточнения дефиниции термина и места физического воспитания как вида физической культуры, разработки определения терминов «физическая рекреация», «двигательная реабилита­ция», «адаптивная физическая культура» и некоторых других.

Термины, понятия имеют большое научное, учебное и практическое значение, так как наука закрепляет в них достижения теоретического по­знания на основе обобщения эмпирического опыта. Они отражают разви­тие науки, уровень обобщения практики и раскрывают специфику каждой профессии или области научных знаний.

Для успешной работы в любой сфере профессиональной деятельности специалистам необходимо свободное владение специфическими профес­сиональными терминами и понятиями. Иначе они не смогут вести науч­ные исследования, правильно понимать друг друга, изучать специальную литературу. Различное понимание (или незнание) профессиональных

терминов затрудняет общение, лишает возможности грамотно обучать, повышать свою компетентность, открывать новые направления в науке.

В теории физической культуры используются такие понятия, как «фи­зическая культура», «спорт», «неспециальное физкультурное образование», «физическая рекреация», «двигательная реабилитация», «физическое раз­витие», «физическое воспитание», «физическая подготовка», «физичес­кое упражнение» и многие другие. Эти понятия носят наиболее общий характер, а конкретные термины и понятия, так или иначе, вытекают из определений более общих категорий.

Главным и наиболее общим из них является понятие «физическая куль­тура». Как вид культуры она в общесоциальном плане представляет собой обширнейшую область творческой деятельности как научной, так и прак­тической, а также результаты этой деятельности по созданию физической готовности людей к жизни. В личностном плане она является мерой и способом всестороннего физического развития человека.

В том и другом случае физическая культура решающее значение имеет не сама по себе как область деятельности, а ее качественные результаты, степень эффективности, ценности, полезности для человека и общества. В более широком плане результативность этой деятельности может прояв­ляться в состоянии физкультурной работы в стране, в ее материально-технической, теоретико-методической и организационной обеспеченнос­ти в конкретных показателях физического развития членов общества.

В учебно-научной литературе дается множество различных, порой не совпадающих определений. Исходя из современных концепций теории куль­туры потребностно-деятельностного подхода представляется возможным дать следующее определение.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА — это вид культуры, который представ­ляет собой специфический процесс и результат человеческой деятельнос­ти, средство и способ физического совершенствования людей для выпол­нения ими своих социальных обязанностей.

Это сложное и многофункциональное явление, которое имеет свою струк­туру, отражающую ее формы и содержание, а также собственное специфи­ческое функционирование. Ее компоненты полностью удовлетворяют все потребности общества и личности в физической подготовке людей к их жиз­недеятельности (в труде, быту, военном деле, в активном отдыхе).

Под структурой понимаются состав и строение системы (объекта, пред­мета), другими словами.— количество элементов (компонентов, частей) и характер связей между ними. Эти связи могут быть иерархическими, субординационными (соподчиненными по вертикали), либо координаци­онными, расположенными в одной плоскости и на одном уровне.

Исходя из концепции потребностно-деятельностного подхода, можно выделить следующие структурные элементы (части) в системе физической культуры как вида культуры: неспециальное (непрофессиональное) физ­культурное образование (НФО), физическую рекреацию, спорт, двига­тельную реабилитацию, адаптивную физическую культуру.

Неспециальное (непрофессиональное) физкультурное образование пред­ставляет процесс чаще всего самодеятельного образования (формирова­ния) нового, более высокого, чем дано природой, уровня развития физи­ческих качеств, полученных человеком при рождении, от природы, а также образования (формирования) двигательных навыков, не данных человеку



от рождения (гребля, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, ии на коньках), движения в акробатике, гимнастике, спортиграх и т.п.

Кроме того, образование предполагает овладение знаниями, обуче­ние, результат этих процессов, видов деятельности.

Образование есть один из важнейших видов сверхприродных потребно­стей личности и общества.

В отличие от специального образования, которое дается в средних и высших физкультурных учебных заведениях, НФО осуществляется лично­стью порой самостоятельно, зачастую индивидуально, иногда недостаточ­но целенаправленно. В этом случае образование нового, сверхприродно­го уровня развития физических качеств, двигательных навыков идет стихийно, самостоятельно в процессе жизни, бытовой, профессиональ­ной, боевой, спортивной деятельности. То же самое относится и к овла­дению специфическими знаниями из области физической культуры.

Самодеятельность в сфере НФО возникает как естественный процесс деятельности, стимулируемой сверхприродными, социальными, культур­ными потребностями личности и общества. Ее содержание и результаты в значительной степени детерминированы (обусловлены) социальными ус­ловиями жизни, быта, деятельности личности в человеческом окружении.

НФО является органической частью образования в целом, конкрет­ным видом физической культуры личности, адекватным (соответствую­щим) уровню общей культуры данной личности.

Неспециальное образование, как вид образования, — категория об­щая, вечная не только в области физической культуры, но и в других областях человеческой деятельности (в медицине, механике, технике, вос­питании, сельском хозяйстве и т.д.). Зачастую оно является либо «газет­ным», либо одной из форм воспроизведения личностью опыта деятельно­сти предшествующих поколений и своих современников, либо, наконец, формируется в процессе среднего образования в школе, службы в армии, учебы в высших профессиональных учебных заведениях (институтах, ака­демиях, университетах). Фактический уровень НФО личности определя­ется, как правило, общим уровнем ее культуры.

До возникновения теории физической культуры в учебно-научную дис­циплину «Теория и методика физического воспитания» (1920 — 1970 гг.) входили практически все виды деятельности, связанные с процессом фи­зического развития во всех его аспектах.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ - вид физической культуры, процесс формирования потребности в занятиях физическими упражнениями в интере­сах всестороннего развития личности, положительного отношения к физи­ческой культуре, выработке ценностных ориентации, убеждений, вкусов, привычек, наклонностей.

СПОРТ— вид физической культуры, игровая, соревновательная деятель­ность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражне­ний и направленные на достижение наивысших результатов.

Спортивная деятельность направлена на раскрытие резервных возмож­ностей и выявление предельных для данного времени уровней функциони­рования организма человека в процессе двигательной деятельности. Со­стязательность, специализация, направленность на наивысшие достижения, зрелищность являются специфическими признаками спорта как вида фи­зической культуры.

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕКРЕАЦИЯ— вид физической культуры: использование физических упражнений, а также видов спорта в упрощенных формах для активного отдыха людей, получения удовольствия от этого процесса, раз­влечения, переключения с одного вида деятельности на другой, отвлечения от обычных видов трудовой, бытовой, спортивной, военной деятельности.

Она составляет основное содержание массовых форм физической куль­туры и представляет собой рекреативную деятельность.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ- вид физической культуры: целе­направленный процесс использования физических упражнений для восстанов­ления или компенсации частично или временно утраченных двигательных спо­собностей, лечения травм и их последствий.

Этот процесс осуществляется комплексно, под воздействием специ­ально подобранных физических упражнений, массажа, водных и физиоте­рапевтических процедур и некоторых других средств. Это восстановитель­ная деятельность.

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА— вид неспециального физкультурного об­разования: процесс формирования двигательных навыков и развития физичес­ких способностей (качеств), необходимых в конкретной профессиональной или спортивной деятельности (физическая подготовка летчика, монтажника, сталевара и т.п.).

Она может определяться и как вид общей подготовки спортсмена (фи­зическая подготовка спринтера, боксера, борца и т.п.).

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ— процесс изменения форм и функций орга­низма либо под воздействием естественных условий (питания, труда, быта), либо под воздействием целенаправленного использования специальных физичес­ких упражнений.

Это также и результат воздействия указанных средств и процессов, который можно измерить в данный конкретный момент (размеры тела и его частей, показатели различных двигательных качеств и способностей, функциональные возможности систем организма).

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ— движения или действия, используе­мые для развития физических способностей (качеств), органов и систем, для формирования и совершенствования двигательных навыков.

С одной стороны — это средство физического совершенствования, те­лесного преобразования человека, его биологической, психической, ин­теллектуальной, эмоциональной и социальной сущности. С другой — это метод (способ) физического развития человека. Физические упражнения являются основным, «сквозным» средством всех видов физической куль­туры (неспециального физкультурного образования, спорта, физической рекреации и двигательной реабилитации).

1.2. Теория и методика физической культуры как наука и как учебная дисциплина

Как научная дисциплина теория физической культуры представляет со­бой систему научных знаний о сущности физической культуры, общих за­кономерностях ее функционирования и направленного использования с целью всестороннего гармонического развития людей. Она создавалась на понимании закономерностей физического развития человека и на современных методологических основах истории и теории культуры общества,
широко используя информацию из области таких наук, как психология,
биомеханика, биохимия, физиология и т.д.

Развиваясь под влиянием труда, а также в процессе своей игровой, познавательной, коммуникативной деятельности, человек воздействовал на природу, на окружающую среду посредством своих физических сил и двигательных действий. Его физические способности вначале совершен­ствовались «попутно», в ходе естественного биологического развития и труда. Постепенно человек стал осознавать, что существует зависимость между подготовкой к труду и его результатами. Возникают первобытные, стихийные основы обучения и воспитания как необходимые условия под­готовки к жизни, к труду, к многогранной деятельности. Из этого слож­ного процесса первобытной «педагогики» постепенно, по мере историчес­кого развития общества, выделяются и зачатки физической культуры как области специальной деятельности, в которой решаются задачи собствен­но физической подготовки людей к различным требованиям жизни, «об­работки» человеческой телесности.

В ходе развития человека и общественного производства возникла со­циальная (общественная) потребность определить общие цели и конкрет­ные задачи, а также и специальные средства физической подготовки лю­дей к жизни, методы (способы) использования этих средств.

На первых порах развития человеческого общества все эти вопросы решались интуитивно, стихийно, либо только на основе прямой передачи и освоения опыта предшествующих поколений. Позднее эта деятельность выделилась в самостоятельную и социально необходимую профессию и ее теорию. И чтобы решать все вопросы на профессиональном уровне, в настоящее время специалист по физической культуре должен владеть боль­шим объемом достаточно глубоких теоретических знаний.

Физическая культура постепенно вырастает в область широкой и слож­ной социальной деятельности, в которой формируются и осуществляются научно-практические подходы с позиций различных наук — философии, истории, педагогики, психологии, биологических наук (физиологии, ана­томии и др.), социологии. Поэтому возникает ее теория, которая опира­ется на данные исторического опыта, современной практики, а также на данные социально-экономических, медико-биологических и психолого-педагогических наук и раскрывает общие законы и закономерности физи­ческой культуры.

Таким образом, по мере усложнения и развития общественных требо­ваний к физической подготовленности людей, к деятельности в различных областях жизни появляются предпосылки к возникновению теории. Вна­чале возникают и развиваются взгляды на физическое воспитание как на педагогический процесс и необходимую часть общего образования. Во вто­рой половине XIX в. П.Ф. Лесгафт разработал теорию физического обра­зования, которая была направлена на формирование знаний, умений, навыков в области двигательной деятельности. Он разработал принципы, формы и методы использования физических упражнений для физического и интеллектуального развития человека. В годы советской власти в стране была разработана теория и методика физического воспитания.

В связи с разработкой в 1950 — 1960 гг. зарубежными и отечественны­ми учеными теории культуры, на основе ее концепций в 1970 — 1980-х гг.в стране начинает разрабатываться и теория физической культуры (В.М. Выдрин, Б.В. Евстафьев, Л.П. Матвеев, Ю.М. Николаев, Н.А. По­номарев, Н.И. Пономарев, В.И. Столяров и др.).

Теория физической культуры относится к категории педагогических наук, так как она связана с процессами образования, обучения и воспита­ния человека в интересах общества. Она изучает физическую культуру как особый, специфический вид культуры общества, сложную область соци­ально необходимой деятельности, имеющую множество взаимосвязей с другими явлениями и сторонами социальной жизни общества. Ее задачи заключаются в том, чтобы обнаружить и раскрыть взаимосвязи и взаимо­влияния культуры общей и физической, закономерности гармонического развития человека, объяснить и обосновать средства, обеспечивающие его целенаправленное и всестороннее физическое развитие, найти рациональ­ные методы использования средств, целесообразные формы и принципы, обеспечивающие их эффективную реализацию. Однако это только одна сторона дела. Вторая заключается в том, что теория физической культуры вооружает специалистов знаниями методики использования средств для практической деятельности. Первая сторона относится преимущественно к теории физической культуры как науки, вторая — к учебному предмету «Теория и методика физической культуры».

Теория физической культуры как наука исследует содержание, струк­туру, функции физической культуры, ее принципы, цели, задачи и сред­ства, разрабатывает понятийный аппарат, а также изучает цели, задачи, методы и содержание видов физической культуры. Она раскрывает слож­ные взаимосвязи физической культуры с другими областями деятельности общества и всеми сторонами воспитания (нравственным, умственным, трудовым, эстетическим).

Как учебная дисциплина «Теория и методика физической культуры» является главной, профилирующей в учебных планах средних и высших физкультурных учебных заведений. В конечном счете она определяет фун­даментальность физкультурного образовании специалиста, педагогическую направленность его деятельности, профессиональную компетентность. Она лежит в основе знаний любой конкретной специальности (тренер, инст­руктор, учитель, методист и т.п.), создает необходимые предпосылки и условия для профессионального роста и совершенствования специалиста. Поэтому в разработке специфических проблем теории и методики спортив­ной тренировки все спортивно-педагогические дисциплины опираются на основные положения теории физической культуры.

1.3. Методы исследования в теории и методике физической культуры

Некоторые студенты и специалисты в области физической культуры считают, что научно-исследовательская работа им не по силам. Такие со­мнения безосновательны. Каждый человек, обучающийся в вузе, а тем более имеющий высшее образование, может и способен вести научную работу. Конечно, ее уровень и результаты у различных людей будут неоди­наковы. «Вполне вероятно, — писал Н. Винер, — что 95% оригинальных работ принадлежит менее 5% профессиональных ученых, но большая часть из них вообще не была бы написана, если бы остальные 95% ученых не содействовали созданию общего достаточно высокого уровня науки» (Н. Винер. Я — математик. — М.: Прогресс, 1964. — С. 344). Слов нет — научная работа требует ума, организованности, воли, целеустремленнос­ти. Однако при правильной организации и настойчивости научно-иссле­довательская работа (НИР) непременно принесет результаты.

Исследование, как правило, начинается с поиска и обнаружения про­блемной ситуации — объективно существующего противоречия между по­требностями (запросами, нуждой) общества или личности и существую­щими в данное конкретное время способами их удовлетворения. Проблемная ситуация может быть использована как затруднение, возникающее от не­обходимости объяснить или предсказать то или иное явление при остром дефиците информации, или возможность достичь цели при помощи изве­стных, традиционных средств и методов. Другими словами — проблемная ситуация это противоречие между потребностями и способами их удовлет­ворения (например, современное состояние физического воспитания i школе), противоречие между знанием о потребностях людей и незнанием путей, средств, методов, способов их удовлетворения.

Проблема (буквально — задача) — сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный теоретический или практи­ческий интерес, ситуация, требующая решения. Она представляет собо£ необходимость поиска новой информации, наиболее полно и объектив-но отражающей конкретное явление и способы его совершенствования Проблема характеризуется недостаточностью наличной информации дои решения конкретных задач. Например, определение таких категорий как «физическая культура», «физическая рекреация», «неспециальное физ культурное образование», «спорт», было невозможно до появления совре менных концепций теории культуры.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   45


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница