Теории происхождения государств. Утопии ХVII хviii века



Скачать 64.13 Kb.
Дата01.06.2016
Размер64.13 Kb.
Секция: Гуманитарная. Обществознание

Тема работы: Теории происхождения государств. Утопии ХVII – ХVIII века.

Участник: Игнатова Виктория ученица 11В класса

Научный руководитель: учитель обществознания Гребенщикова Ирина Николаевна


Обоснование темы: вопрос утопий привлекает внимание многих ученых, писателей, мыслителей и артистов с давних времён. Ему уделили своё внимание Платон («Республика Платона», 400 г до н.э.), Томас Мор («Утопия», 1516), Томазо Кампанелла («Город солнца», 1623), Августин («Божественный город» - архетип всех христианских утопий, 413-456 гг.), Иоганн Валентин Андрэ («Reipublicae Christianopolitanae descriptio» - oписание христианского города, 1619), Роберт Бартон («Анатомия меланхолии», 1621), Фрэнсис Бэкон («Новая Атлантида», 1627). Среди современных утопистов выделяются писатели и философы Элдоус Хаксли, Джеймс Хилтон, Остин Тэппан Райт, Б.Ф. Скиннер, Станислав Лем, Иван Ефремов, Эрик Фрэнк Рассел, Пол Андерсон, Урсула К. Ле Гуин, Дороти Брайант, Хроно Трижер, Гаррет Джон, Хосе Сарамаго, Дэвид и др. И даже Джон Леннон с песней 1971г. «Imagine» взывает к образованию братства человеческого, которое бы жило в утопической реальности, где не было бы ни рая, ни ада. Большой вклад в развитие утопической мысли внёс кинематограф, в особенности братья Вачовски, создавшие трилогию «Матрица» (1999 – 2004), фильм K-PAX (2001), («Нашатопия», 2004 – проект идеальной планеты, который человечество способно осуществить). Немало исследований проводилось и на тему изучения истории развития исторической мысли. Среди причин идеологического порядка, обусловивших ход идейной борьбы в предреволюционной Франции, решающую роль сыграло то, что в религиозных войнах, охвативших страну на рубеже XVI–XVII вв., победу одержал католицизм. Католическая реакция, перейдя в наступление, разжигала у верующих религиозную нетерпимость и фанатизм. В этих условиях борьба французской буржуазии с теологическим мировоззрением приобрела непримиримый характер и была доведена до полного отрицания христианства. Программу антифеодального движения во Франции разрабатывали представители различных политических направлений: просветители, революционные демократы и др. Просветительство как идейное движение представляет собой закономерную ступень в развитии политической идеологии. Движение просветителей возникает на ранних этапах идеологической подготовки перехода к буржуазному строю, когда в стране еще не сложилась революционная ситуация. Просветительские учения выражали интересы тех социальных слоев, которые надеялись осуществить назревшие преобразования с помощью распространения знаний и постепенных реформ. По мере нарастания кризиса феодального строя из просветительства выделилось революционно-демократическое направление политической мысли. Интересы социальных низов нашли отражение в идеологии социализма, представители которого продолжили разработку проектов организации государства и законов, основанных на общественной собственности.

Объект и предмет исследования: утопические политико-правовые идеи эпохи Просвещения.


Цель исследования: изучение утопических концепций ХVII - ХVIII века на примере выдающихся представителей политической мысли Томмазо Кампанелла, Жан-Жак Руссо и Вольтер. Поэтому в работе ставятся следующие задачи: рассмотреть основные теории происхождения государства; проанализировать утопические произведения ярчайших представителей XVII-XVIII века в Италии и Франции; выявить исторические и идеологические особенности данного времени; проследить связь между ранними и современными теориями происхождениями;

Ведущая идея: Познавательный опыт, идеи и достижения прошлого оказывают значительное влияние на современные политические воззрения и ориентации, на теорию и практику наших дней. В своих попытках понять настоящее и найти пути к лучшему будущему люди всегда обращались и будут обращаться к исторически проверенным положениям, принципам, ценностям. И это не простая дань прошлому, не слепая вера в традиции и авторитеты, а необходимый способ человеческой ориентации в историческом времени и пространстве, естественная потребность каждой современности найти себя, своё место и назначение между прошлым и будущим. В этом отношении значение проблемы происхождения государства огромно. Но не менее значимо существование утопических идей, которые получили наиболее широкое распространение в XVII-XVIII веках. Именно поэтому, данная работа посвящается изучению основных теорий происхождения государства и ярчайших исторических утопий. Век Просвещения, как часто называют XVIII в., был временем наивысшего развития гуманистических и рационалистических начал, существовавших в буржуазной политико-правовой идеологии. Острый кризис феодализма, неизбежность и близость революционных преобразований в наиболее развитых странах, союз буржуазии с народом в общей борьбе против феодализма обусловили широкое распространение идеалистического убеждения в том, что после уничтожения феодального неравенства и деспотизма грядет эпоха всеобщего счастья, мира и благоденствия. Основным методом обоснования политических и правовых доктрин был рационализм. Просвещение освобождало политико-правовую идеологию от теологии. Рационалистическое понимание государства и права, сопряженное с верой во всесилие разумного закона, в ряде доктрин уже соединялось с началами историзма, с поиском объективных факторов, влияющих на государство и право. Богатство содержания и сложность идеологии эпохи Просвещения обусловили ее могучее влияние на развитие всех направлений политико-правовой мысли того времени и последующих времен, непреходящее значение и актуальность многих идей просветителей. Идейная борьба во Франции XVIII в. служит классическим примером того, как в противоборстве с феодальным мировоззрением формировалось политическое сознание буржуазии. В ходе этой борьбы наиболее отчетливо проявились общие закономерности и тенденции, определявшие развитие политической мысли в эпоху ранних антифеодальных революций.


План работы:

Введение

I глава Утопические теории происхождения государства.

1.1 Основные теории происхождения государства.

1.2 «Государство-утопия»: основные идеи и интерпретации.

II Глава Характеристика исторических утопий середина XVII-XVIII века.

2.1 Томмазо Кампанелла.

2.2 Жан-Жак Руссо.

2.3 Вольтер.

Заключение

Список используемой литературы
Основные результаты и выводы: Изучив основные теории происхождения государства и утопии ярчайших мыслителей XVII-XVIII веков, я убедилась в том, что связь между ранними и современными теориями происхождения государства существует, и, кроме того, на последние оказали довольно большое влияние многочисленные политические утопии. Возникшая в русле христианской религии теологическая теория происхождения государства сегодня сохраняет большое значение не в христианских, а в мусульманских странах, где понятие государства неразрывно связано с идеей халифата - идеальной формы организации мусульманской общины.

Если же оценивать патриархальную теорию то, изучение архаичных структур, сохранившихся до наших дней, позволяет, по мнению части специалистов, утверждать, что Аристотель и его последователи были во многом правы. Однако не стоит забывать о том, когда была создана патриархальная теория. Более 20 веков назад люди не могли знать, что общество развивается многовариантно. Она нередко использовалась для оправдания монархической власти с целью подавления всякой инициативы народа в управлении делами общества. И всё же у неё есть и немалые заслуги в науке: она одна из первых начала изучать первобытное общество с целью выявления в нём предпосылок создания политической организации власти, и её авторы уловили определенный объективный процесс – концентрацию власти в руках вождей, аккумулирующих жизненный опыт общества. Естественно-правовая теория происхождения государства является творением разума целого коллектива выдающихся мыслителей. В общей сложности период её создания составляет 200 лет. Договорная теория являлась политическим орудием. В средние века ею пользовались сторонники папской власти, чтобы опровергнуть божественное происхождение светской власти. В XVII – XVIII вв. она активно использовалась в борьбе с крепостничеством и феодальной монархией, выдвигалась против абсолютизма, оторвавшего власть от общественного влияния. Теория же насилия принадлежит к числу относительно новых теорий государства и права. Идейные истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Теория насилия объясняет возникновение государства военно-политическим фактором. Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей – высших и низших. Наибольшего своего практического применения расовая теория достигла в первой половине ХХ века. В современном демократическом мире расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная идеология. Но как «научная», академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.


Классовая теория исходит из того, что государство возникло, прежде всего, в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса. На сегодняшний день известно множество различных теорий, по-разному трактующих причины появления государства. Это объясняется тем, что создавались они в разные исторические периоды времени, и их авторы придерживались различных философских и идеологических взглядов, обращая внимание лишь на те или иные исторические особенности развития общества, свойственные определенным регионам земного шара, определенным народам, которым впоследствии придавалось универсальное значение. Таким образом, и делался общий вывод об образовании государства. Все перечисленные выше теории происхождения государства имеют один общий недостаток - ограниченность. Каждая из рассмотренных концепций представляет собой субъективный взгляд ее представителей на объективный процесс развития социума, выделяя в качестве причины возникновения государства какой-то один фактор. Современные же подходы основываются на признании плюрализма факторов: весьма трудно, если вообще возможно, выделить ведущий фактор возникновения государства. В современной науке существует определенное согласие в характеристике предпосылок образования государства, среди которых выделяются экономические, экологические, демографические, психологические и внешние факторы. Экономические факторы связаны с неолитической революцией, переходом к производящему хозяйству; экологические - с определенными видами хозяйственной деятельности (например, ирригация); психологические - с образом жизни различных наций (например, кочевой - у цыган); внешние - с угрозами обществу, исходящими извне, а также с опытом развития других стран. Десятки созданных теорий и доктрин, сотни самых различных предложений продолжают дискутироваться в обществе и по сей день. Но интересуют современных исследователей и влияют на современность не только теории происхождения государства, но и многочисленные политические утопии.

Утопия-это понятие для обозначения описаний воображаемого идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований. Понятие утопия ведет свое происхождение от названия одноименной книги Мора. Томмазо Кампанелла, осмыслив окружавшую его действительность, пришел только к одному выводу: существующий государственный строй несправедлив. Чтобы люди жили лучше, его должен сменить другой, более совершенный строй. Где все люди равны между собой. Кампанелла пишет о наболевшем. Он рисует идеальное, с его точки зрения общество, где трудятся все и нет ”праздных негодяев и тунеядцев”. Похожими были мысли одного из крупнейших политических деятелей прошлого - великого французского просветителя Жан-Жака Руссо. Его значение для истории политической мысли и современности — в идеях свободы и равенства, народовластия, оригинальности и привлекательности теоретических конструкций в области государства и права. Руссо внес неоценимый вклад в развитие политической теории, оказал огромное влияние на последующее развитие политической мысли. Обширное творчество Руссо породило целое идейное движение, названное руссоизмом, которое повлияло на творчество современников и на дальнейшее развитие политической, этической, педагогической, эстетической мысли во Франции и в Европе. Историческое же место Вольтера как мыслителя определяется тем, что он наметил программу французского Просвещения, поставил ряд фундаментальных методологических проблем и заложил основы просветительской критики религии. Социальные Идеи Вольтера соответствовали интересам торгово-промышленной верхушки французской буржуазии. По своему объективному значению его идеи имели революционный характер: они нацеливали прогрессивные силы общества на упразднение феодальных порядков и ниспровержение абсолютизма. Вольтер принадлежал к числу идеологов, которые, не создав собственной политической теории, подготовили почву для последующего развития политико-правовых учений. Влияние вольтеровских идей в той или иной мере испытали все французские просветители. Таким образом, на политических мыслителей современности, на современные теории происхождения государства оказали влияния не только самые ранние теории, но и политические утопии известнейших деятелей XVII-XVIII веков, их изучение, по моему мнению, необходимо современной цивилизации для того, чтобы не повторить тогдашних ошибок и заблуждений и постоянно идти по пути экономического, социального и политического развития.


Информационные источники:

1. Гроций Гуго. О праве войны и мира, Ладомир, М., 1994.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М., 1974

3. Теория государства и права. Под ред. В.В.Лазарева.

4. Теория государства и права. Под ред. М.Н.Марченко.

5. Учение Аристотеля о государстве и праве. С.Ф.Кечекьян.

6. Аристотель. А.Н.Чанышев.

7. Происхождение государства и права: современные трактовки и новые подходы. Т.В.Кашанина.

8. История политических учений. Учебник для юридических институтов и факультетов.

9. Воля к власти: опыт переоценки всех ценностей. Ф.Ницше.

10. История государства и права зарубежных стран. Под ред. К.И.Батырова.

11. Философский словарь.

12. Руссо Ж.-Ж.. Трактаты.

13. Философы и философия: Жизнь. Судьба. Учение. Сост. Б.А. Тормасов.



14. Советский Энциклопедический словарь.

15. Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1980
Каталог: allkonkurs -> 2008 -> NPK -> Work
Work -> Моей работы «Психологический анализ персонажей романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова»
allkonkurs -> Тезисы реферата Секция: Экономика Тема реферата: «Закон Парето или принцип 80/20» Работу Макаров Илья
allkonkurs -> «Родители глазами подростка … или особенности детско-родительских взаимоотношений в подростковом возрасте»
allkonkurs -> «Семейное счастье Фоминых и Клестовых на фоне потрясений первой половины ХХ века»
Work -> Тезисы Секция психология Тема работы «Одаренные дети» Фамилия, имя участника Божкова Ксения мук, школа №277, 11-Б
allkonkurs -> Подростковый возраст как фактор риска развития наркозависимости
Work -> «Психологические особенности любви и дружбы в юношеском возрасте»
Work -> "Особенности поведения и не речевые психические функции у заикающихся детей дошкольного возраста"
Work -> Майя от расцвета до заката Шуринова Виктория


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница