«Теории познавательного развития в зарубежной психологии»



Дата20.04.2016
Размер34 Kb.
I. ОСЕННИЙ СЕМЕСТР

Коллоквиум по теме

«Теории познавательного развития в зарубежной психологии»
Основная теория познавательного развития для коллоквиума – это теория операционального развития интеллекта Ж. Пиаже. Теория Пиаже является одной из центральных для понимания когнитивного развития ребенка. Последователи и ученики Пиаже продолжают развивать его идеи (см. книгу А.М. Перре-Клермон). Однако теория Пиаже подвергалась и критике в зарубежной (см. статью О. Лоренцо и А. Мачадо) и отечественной психологии (см. книгу Л.Ф. Обуховой «Этапы развития детского мышления»). Ознакомление не только с основными положениями теории, но и с критикой позволяет более глубоко осмыслить саму теорию.

Также в коллоквиум вошло ознакомление с информационным подходом к когнитивному развитию ребенка как альтернативой теории Пиаже в западной психологии.


План семинара-коллоквиума


  1. Теория операционального развития интеллекта Ж. Пиаже:

  1. Описание своеобразия детского мышления в ранних работах Ж. Пиаже.

    1. эгоцентризм как интеллектуальная позиция, его проявления (эгоцентрическая речь, своеобразие логики ребенка и др.) и условия их преодоления.

    2. дискуссия Л.С. Выготского и Ж. Пиаже о функциях и пути развития эгоцентрической речи.

  1. Интеллектуальное развитие как эволюция действия в процессе конструкции интеллектуальных операций:

    1. основные понятия операциональной теории Ж. Пиаже

- схема, ассимиляция, аккомодация, уравновешивание

- операции и их основные свойства, примеры операциональных структур

- формирование понятий


    1. характеристика основных стадий интеллектуального развития

- сенсомоторная стадия

- дооперациональная стадия

- конкретно-операциональная стадия

- формально-операциональная стадия



  1. Факторы интеллектуального развития (роль созревания, социального и физического опыта ребенка, фактора уравновешивания).

  2. Позиция Ж. Пиаже по проблеме соотношения обучения и развития и ее экспериментально-критический анализ в работах отечественных психологов (на примере отдельных исследований – по выбору).

  3. Развитие и критика идей Ж. Пиаже в зарубежной психологии (на примере отдельных исследований – по выбору).




  1. Информационный подход к исследованию познавательного развития:

  1. Отличительные черты информационных моделей познавательного развития в онтогенезе.

  2. Компьютерная метафора и процесс обработки (переработки) информации.

  3. Роль кратковременной и долговременной памяти.

  4. Характер изменений познавательных процессов ребенка по мере развития с позиции информационных моделей.

  5. Оценка современного состояния информационного подхода.


Основная литература
I – из книги «Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии» / под. ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. М., 2001. Статьи:

1.1. – Пиаже Ж. Главные черты логики ребенка (С. 46-72).

1.2. – Пиаже Ж. Эгоцентрическая речь (С. 41-46).

Выготский Л.С. О природе эгоцентрической речи (С. 72-79).

Пиаже Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л.С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждение и рассуждение ребенка» (С. 89-93).

2.1. – Пиаже Ж. Теория Пиаже (С. 106-124, 141-147).

2.2. – Пиаже Ж. Теория Пиаже (С. 118-124, 232-237).

3 – Пиаже Ж. Теория Пиаже (С. 135-141).

Пиаже Ж. Проблемы генетической психологии (С. 182-185, 218-224).

4 – Пиаже Ж. Теория Пиаже (С. 124-130).

Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу... (С. 305-317).

Глава 5 – одна из работ по выбору.



5 – Лоренцо О., Мачадо А. В защиту теории Пиаже: ответ на десять основных пунктов критики (С. 487-530 – отдельные пункты критики по выбору).
II – из книги Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб: Питер, 2003. С. 290-299.
Дополнительная литература


  1. «Жан Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии» / под. ред. Л.Ф. Обуховой, Г.В. Бурменской. М., 2001 – С. 199-223, 333-352, 352-367.

  2. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2003. С. 162-213, 363-384.

  3. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., 2005. С. 82-104.


Контрольные вопросы



  1. Охарактеризуйте основные качественные особенности сенсомоторного, дооперационального, конкретно-операционального и формально-логического интеллекта.

  2. Почему Ж. Пиаже называет интеллектуальные операции структурированным целым?

  3. Опишите опыты Ж. Пиаже, показывающие уровень сформированности у детей понятия о сохранении количества. О каких особенностях мышления дошкольников они свидетельствуют?

  4. Что называют «феноменами Пиаже»?

  5. В чем состоит свойство обратимости интеллектуальных операций, когда оно формируется и какое значение имеет для развития мышления в целом?

  6. Какие закономерности образования понятий в стихийном (т.е. вне специально организованного обучения) опыте ребенка показывает Ж. Пиаже?

  7. Можно ли распространять описываемые Ж. Пиаже закономерности на условия управляемого формирования понятий у детей, например, при целенаправленном обучении? Ответ обоснуйте.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница