Теоретико-методологические основы психологической деятельности менеджера 9



Скачать 70.46 Kb.
Дата07.06.2016
Размер70.46 Kb.
ТипГлава


Содержание
Введение 3

Глава 1. Теоретико-методологические основы психологической деятельности менеджера 9

1.1 Психологические особенности деятельности менеджера и основные требования к его личности 9

1.2 Социально-психологическое обеспечение деятельности менеджера 20

Глава 2.Практическое исследование психологических особенностей деятельности менеджеров ТРК «Истоки», влияющих на эффективность их деятельности 27

2.1 Этапов психологического обеспечения деятельности менеджера на примере ТРК «Истоки» 27

2.2 Исследование личности менеджеров ТРК «Истоки» с помощью 16 - факторного опросника Кеттела (форма С) 36

2.3 Анализ психологических особенностей деятельности менеджеров мужчин и женщин ТРК «Истоки» 41

Глава 3. Основные направления повышения эффективности деятельности менеджеров 52

3.1 Рекомендуемая методика по определению профессиональной перспективности развития эффективности деятельности менеджеров 52

3.2 Перспективы развития психологических ресурсов менеджера, направленных на повышение эффективности его деятельности 60

Заключение 64

Список использованной литературы 68

Введение
Актуальность темы дипломного исследования. Нестабильность экономической, социальной, политической и производственной среды, стремительное развитие научно-технического прогресса, высокая конкурентность и рискованность ставит менеджеров коллективов и организаций перед необходимостью адаптации к изменяющемуся контексту управленческой деятельности. Выход многих предприятий из государственного сектора экономически, образование новых негосударственных структур повышает степень личной ответственности менеджера за деятельность сотрудников и организации.

Возросшая интенсивность, интеллектуальность, эмоциональная напряженность труда современного менеджера с одной стороны, требования эффективного функционирования структуры организации, грамотного отбора и расстановки сотрудников, создания эффективных рабочих команд, с другой стороны, привели к тому, что современная управленческая деятельность все теснее смыкается с научно-психологическими знаниями и, следовательно, будет тем успешней, чем эффективней психологическая наука включается в управленческую практику, в деятельность организации в целом.

В связи с этим для теории и практики психологии управления становится актуальной проблема обеспечения эффективности деятельности менеджеров коммерческой организации в новых условиях, а для психологической науки - выявление и изучение психологических факторов детерминирующих результативность деятельности и особенности функционирования менеджеров коммерческой организации в условиях изменений внешней и внутренней среды, разработка методического инструментария, позволяющего повысить эффективность труда менеджера посредством психологического обеспечения его деятельности.

Изучение литературных источников по проблемам психологического обеспечения эффективности деятельности менеджеров коммерческой организации (Арзамаскин Ю.Н., Гандер Д.В., Деркач А.А., Дмитриева М.А., Калинчук Л.В., Караяни А.Г., Никифоров Г.С., Корнеева Л.Н., Селезнев В.Н., Уваров Л.Н., Черных И.И.) позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на большой интерес к этой проблеме в психологической теории и практике она не может быть отнесена к числу достаточно разработанных.

Среди исследователей психологических особенностей деятельности менеджеров коммерческой организации пока нет единой точки зрения па понимание его сущности, особенностей. Недостаточно уделено внимания взаимосвязи с такими феноменами как самоутверждение, самосознание, потребности личности, психологические защиты личности, социализация, развитие личности.

Таким образом, возникло противоречие между объективной потребностью в социально-психологическом обеспечении деятельности менеджера и его недостаточной разработанностью. С учетом этого противоречия был сделан выбор темы исследования.

Практическая актуальность и недостаточная теоретическая разработанность социально-психологического обеспечения эффективности деятельности менеджеров и послужили причиной избрания ее в качестве цели дипломного исследования.

Объект дипломного исследования - деятельность менеджера, руководящего состава организаций.

Предмет дипломного исследования - социально-психологическое обеспечение деятельности менеджера.

Цель дипломного исследования - выявить взаимосвязь психологических особенностей с эффективностью деятельности менеджеров организации.

Задачи дипломного исследования:



  • разработать совокупность положений, определяющих теоретико-методологические основы исследования социально-психологического обеспечения профессиональной деятельности менеджера;

  • раскрыть предметные области психологического обеспечения деятельности менеджера;

  • выявить психологические особенности деятельности менеджера в современных организациях;

  • проанализировать и экспериментально обосновать эффективность разработанных методических подходов в практике социально-психологического обеспечения эффективности деятельности менеджеров коммерческой организации;

  • опираясь на результаты исследования, сформулировать научно-практические рекомендации.

Гипотеза дипломного исследования основана на предположении о том, что эффективность профессиональной деятельности менеджера опосредуется организационной культурой предприятия, индивидуальным стилем деятельности и личностными особенностями данного менеджера.

При введении системы социально-психологического обеспечения деятельности менеджера - повышается эффективность деятельности как отдельно взятого менеджера, так и организации в целом.

Методологической основой исследования явились принципы единства сознания и деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский), психологические концепции личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, В.А. Бодров, К.М. Гуревич, В.А. Дятлов, Р.Л. Кричевский, И.Д. Ладанов, В.Н. Мясищев, В.А. Петровский, К.К. Платонов, В.В. Травин, Л.А. Ясюкова), деятельности и ее структуры (А.В. Брушлинский, В.В.Давыдов, В.П. Зинчеко, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).

Теоретическая концепция опирается на положения российской и зарубежной психологической науки о принципах подхода к пониманию управленческого процесса (М.М. Бирнштейн, М.И. Бурдянский, Н.А.Витке Л.А.Вызов, М.Б. Гроссман, А.А. Деркач, П. Дракер, А.Л. Журавлев, Т.С.Кабаченко, А.И.Китов, Е.А.Климов, Л.Д.Кудряшова, Б.Ф.Ломов, Н.Н.Обозов, Д.0студ, Т. Питерс, В.Ф. Рубахин, Г.Селье, Я.С.Улицкий, Л.И.Уманский., Б.Швальбе, Л.Якокка).

Методологию исследования составляют: профессиографический, деятельностный, системный подход в научном познании законов формирования человека в профессии, теория психического образа и развивающейся психики.

Методика исследования основана на изучении и конструктивном анализе научной литературы по данной проблеме, наблюдении и опросных методах.

В работе были применены: метод исследования уровня субъективного контроля; методика измерения мотивации достижения;
личностная шкала проявления тревоги (Тейлора); тест К.Томаса; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; тест Кеттелла, тест "Дом-Дерево-Человек"; изучение личности менеджера с помощью психогеометрического теста.

Теоретическая значимость и научная новизна исследования состоит в следующем:



  • раскрыта эволюция теоретико-методологической базы социально-психологического обеспечения деятельности менеджеров коммерческой организации;

  • определено содержание социально-психологического обеспечения деятельности менеджера и установлены основные его предметные области;

  • выявлены психологические особенности личности и деятельности менеджеров коммерческой организации в организациях открытого типа;

  • обоснованы и раскрыты алгоритм и технологии обеспечению взаимосвязи психологических особенностей с эффективностью деятельности менеджеров организации.

Практическая значимость исследования. Содержащиеся в нем теоретические положения и выводы создают реальные предпосылки для социально-психологического обеспечения деятельности менеджеров. Разработанные научно-практические рекомендации и тренинги могут найти свое применение в деятельности по подготовке и повышению эффективности функционирования менеджеров, а также могут быть полезны менеджерам, работающим в организациях по выработке навыков эффективного управления менеджеров.

База исследования. Исследование было проведено в ТРК «Истоки», г. Орла.

Всего в исследовании приняло участие 11 менеджеров

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечиваются методологической обоснованностью исходных параметров исследования, адекватностью его задач, методов и логики, репрезентативностью объема выборок, непротиворечивостью выводов и сочетанием количественного и качественного анализа, сравнимостью опытно-экспериментальных данных массовой практикой.

Положения, выносимые на защиту:

1. Психологическое обеспечение деятельности менеджера представляет собой систему психолого-педагогических мероприятий, направленных на формирование целостного феномена профессионального мастерства. Это система психологически ориентирована на изучение и развитие профессиональной компетентности менеджера, в целях повышения эффективности его деятельности.

2. Специфика содержания и технологии психологического обеспечения деятельности менеджера определяются особенностями его личности, своеобразием организационной культуры предприятия и конкретными задачами деятельности организации;

3.Психологическое обеспечение деятельности менеджера реализуется на следующих принципах: структурно-динамическом; включенности социально-психологического обеспечения в деятельность организаций; соответствия содержания психологического обеспечения задачам деятельности менеджера; комплексности в психологическом обеспечении задач организации; индивидуальном подходе в выборе методов и средств развивающего непрерывного образования и социально-психологического сопровождения деятельности менеджера.



Структура дипломного исследования. Дипломное исследование состоит из введения, трех глав с параграфами, заключения, библиографического списка использованной литературы.



Каталог: upload -> file
file -> Актуальность исследования
file -> Литература 39 Приложение 42 Введение
file -> Две парадигмы в исследовании детского развития
file -> Актуальность исследования
file -> 3 Специфика обмена информацией в коммуникативном процесс
file -> Детство представляет собой особый период, сущностью которого является процесс взросления ребёнка, вхождения его в социальный мир взрослых, что предусматривает приобретение свойств и качеств, зрелой личности
file -> 3. Эффекты межличностного восприятия 9
file -> Теоретические основы исследования ценностных ориентаций сотрудников правоохранительных органов 5
file -> Исследование особенности проявления ответственности в младшем школьном возрасте 52


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница