Теоретичні передумови та методологічні основи дослідження природи соціального інтелекту анотація



Скачать 301,41 Kb.
Дата20.04.2016
Размер301,41 Kb.
УДК 159.924

Солодухо Валентина Валентинівна, Білоруський державний педагогічний університет імені Максима Танка

e-mail:VALENTSOL@mail.ru



ТЕОРЕТИЧНІ ПЕРЕДУМОВИ ТА МЕТОДОЛОГІЧНІ ОСНОВИ ДОСЛІДЖЕННЯ ПРИРОДИ СОЦІАЛЬНОГО ІНТЕЛЕКТУ

Анотація

Обговорюється поняття соціального інтелекту як чітко узгоджена група ментальних здібностей, що сприяють регуляції пізнання людиною соціуму і її поведінки в ньому, які розвиваються в процесі соціалізації. Розглядається уявлення про даний феномен у зарубіжній та вітчизняній психології. Соціальний інтелект трактується як комплекс або група здібностей, тому він нерозривно пов’язаний з діяльністю людини. Предметом реалізації даної групи здібностей є встановлення відносин між людьми, тому очевидно, що соціальний інтелект тісно пов’язаний з особистісними властивостями і має характерні ознаки особистісного утворення. В ході досліджень не було виявлено однозначної природи його зв’язків з академічним інтелектом.

Аналізуються шляхи і способи виміру соціального інтелекту.

Ключові слова: соціальний інтелект, академічний інтелект, ефективна міжособистісна взаємодія, комунікативні здібності, соціальне мислення, когнітивна компетентність, практичне мислення.

Солодухо Валентина Валентиновна, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИРОДЫ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Аннотация

Обсуждается понятие социального интеллекта как четко согласованная группа ментальных способностей, способствующих регуляции познания человеком социума и его поведения в нем, развивающихся в процессе социализации. Рассмотрены представления о данном феномене в зарубежной и отечественной психологии. Социальный интеллект трактуется как комплекс или группа способностей, поэтому он неразрывно связан с деятельностью человека. Предметом реализации данной группы способностей является установление отношений между людьми, поэтому очевидно, что социальный интеллект тесно взаимосвязан с личностными качествами и имеет характерные признаки личностного образования. В ходе исследования не было выявлено однозначной природы его связей с академическим интеллектом.

Анализируются пути и способы измерения социального интеллекта.

Ключевые слова: социальный интеллект, академический интеллект, эффективное межличностное взаимодействие, коммуникативные способности, социальное мышление, когнитивная компетентность, практическое мышление.
Solodukho Valentina Valentinovna, M.Tank Belarus State Pedagogical University
THEORETICAL GROUNDS AND METHODOLOGICAL FRAMEWORK FOR RESEARCH ON THE NATURE OF SOCIAL INTELLIGENCE

Summary

Discussed is the concept of social intelligence as strictly coordinated constellation of mental abilities, which promote regulation of the human social cognition and his/her behavior in socium, and are developed in the process of socialization. The author describes how it is being construed in the national and international psychological community. Social intelligence is construed as a pool or constellation of abilities, therefore, it is inseparably linked with human activities. The object of fulfillment for this constellation of abilities is establishment of relations between individuals, so, it is obvious that social intelligence is closely connected with personal properties and has features characteristic of a personality structure. Studies did not reveal any definite nature of its relations with academic intelligence.

Analyzed are ways and means for social intelligence measuring.

Key words: social intelligence; academic intelligence; efficient interpersonal interaction; communicative aptitude; social thinking; cognitive competence; practical thinking.
XXI век зарубежные ученые часто называют веком социального интеллекта (СИ). Именно от развития социального интеллекта — способности людей к лучшему пониманию друг друга и самих себя — зависит и мир во всем мире, и гармония в семье, и процветание бизнеса в современном обществе. Усиление внимания к этому виду интеллекта обусловлено расширением границ коммуникативного пространства, которое сопутствует процессам глобализации, развитию межкультурной коммуникации, росту интегративных тенденций в науке и в сфере передовых информационных технологий.

При различиях концептуальных решений, предлагаемых современными специалистами по данной проблеме, можно констатировать, что социальный интеллект рассматривается большинством из них как способность адекватно понимать и оценивать свое поведение и поведение других людей. Эта социальная способность является чрезвычайно важным практическим качеством, которое необходимо современному человеку для эффективного межличностного взаимодействия и успешной адаптации в обществе. Социальный интеллект включает познавательные процессы, связанные с отображением социальных объектов – человека как партнера по общению и деятельности, а также группы людей. Уровень развития социального интеллекта во многом определяет особенности взаимодействия в группе. Являясь когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности, социальный интеллект обеспечивает самопознание, саморазвитие, самообучение, умение прогнозировать и планировать развитие межличностных событий и представляет собой четкую, согласованную группу ментальных способностей, определяющих успешность социальной адаптации.

В настоящее время исследования проблем развития социальных знаний и умений являются востребованными, так как постоянно усложняется социальная реальность, увеличивается число контактов между людьми в самых разных сферах жизни: в деловом взаимодействии, карьерном продвижении, профессиональном и личностном развитии. Эффективность трудовой деятельности зависит не только от профессионализма и мастерства, но и от способности устанавливать надежные и конструктивные отношения с широким кругом людей. Социальный интеллект приобретает значение профессионально важного качества для любого человека, стремящегося к успешной трудовой и общественной деятельности.

Описанию и объяснению феномена «интеллект» отводится особое место в трудах философов различных эпох. Одним из первых данное понятие использует Цицерон и трактует его, как «способность понимать». Позднее Платон рассматривает интеллект как способность к мышлению и разумному познанию, тем самым отделяя его от чувств, интуиции, воображения [14, с. 494]. Аналогичная точка зрения была высказана Аристотелем, также разграничившим наблюдаемую деятельность, или поведение, и гипотетическую скрытую способность, от которой зависит данная деятельность. Способность к рациональному мышлению, определяющая деятельность, также рассматривалась в работах Гоббса, Локка, Канта, Гегеля и др. [14, с.495–498]. Умение понимать других людей, социальная перцепция и познание самого себя в глазах других людей объединяет понятие социальный интеллект, которое наиболее подробно анализировалось О. Контом в работе «Дух позитивной философии [14, с. 497].

Противоречивые результаты в области исследования способностей, полученные Э. Торндайком, позволили ему сделать вывод о том, что высокий уровень академического интеллекта зачастую не предполагает высокого уровня социальной успешности, и стали основой для дальнейших изысканий в этой области, обозначенной как исследования «социального интеллекта» [10, с. 405]. Первоначально Э. Торндайк рассматривал его как «дальновидность в межличностных отношениях», предполагающую способность понимать других людей и действовать мудро по отношению к ним. В своей концепции он выделяет социальный интеллект наряду с абстрактно–логическим и конкретным, наделяя каждый из этих видов интеллекта определенной спецификой (таб. 1).

Таблица 1



Виды интеллекта по Э. Торндайку

Виды интеллекта по Э. Торндайку


Абстрактно–логический – сnoсобность понимать абстрактные, вербальные и математические символы, и производить с ними действия

Социальный интеллект – способность понимать людей и взаимодействовать с ними

Конкретный способность понимать вещи и предметы материального мира

Основной функцией социального интеллекта ученый считает прогнозирование поведения других людей и собственного, что является одним из ключевых факторов успешности построения межличностных отношений.

Социальный интеллект как особый вид интеллекта, представляющий единство познавательных и поведенческих способностей, реализующихся в социальном взаимодействии, независимый от общего интеллекта, рассматривается в работах Э. Торндайка (1920), Г. Олпорта (1937), Д. Векслера (1958), Е.П. Вернона (1933), Дж. Гилфорда, О. Джона и С. Космитского (1993), Г.П. Геранюшкиной.

В работах Г. Олпорта социальный интеллект трактуется как «особый социальный дар», способность вызывать быстрые, почти автоматические суждения о людях, прогнозировать их поведение и обеспечивать адекватное приспособление в межличностных отношениях. В работах Д. Векслера социальный интеллект понимается как приспособлении индивида к человеческому бытию, то есть умение «хорошо справляться с жизненными ситуациями». Такой подход позволяет объединить взгляды Э. Торндайка и Г. Олпорта [4, с. 15].

Позиция П.Е. Вернона, который, рассматривая социальный интеллект; подобно Э. Торндайку, обращается и к познавательному, и поведенческому аспектам, находит свое отражение в следующем определении понятия: «Социальный интеллект – это способность обходиться с людьми в целом социальными техниками и свободами в обществе, знание социальных материй, восприимчивость к поведению других членов группы, a также усмотрение временных настроений или скрытых личностных черт незнакомцев» [27, с. 360]. Автор делает акцент на множественном характере способностей, составляющих социальный интеллект, – с другой [27, с. 131].

Существенный вклад в разработку методов исследования социального интеллекта был осуществлен Дж. Гилфордом, создавшим собственную концепцию интеллекта, одной из составляющей которого оказался социальный интеллект, для его измерения им была предложена батарея тестов. Ученый рассматривал социальный интеллект как систему способностей, относительно независимых от фактора общего интеллекта, тесно взаимосвязанных с познанием поведенческой; информации [24, с. 176; 23, с. 715–735]. В состав социального интеллекта были включены 6 познавательных способностей и 6 способностей к дивергентному мышлению, которые измерялись при помощи созданной батареи тестов. В дальнейшем, содержание понятия «социальный интеллект» было уточнено посредством выделения «креативного социального интеллекта», который мог дополнить содержание понятия «социальный интеллект» при помощи навыков решения задач в области межличностных отношений. Таким образом, теория Дж. Гилфорда не только рассматривает социальный интеллект как относительно независимый феномен, но и позволяет исследовать его познавательный и поведенческий аспекты при помощи предложенных методик.

Логическим продолжением стало исследование с целью определения основных противоречий природы социального интеллекта и анализа его структуры, предпринятое С. Космитским и О. Джоном [7, с. 27]. Проведя ряд изысканий, ими были выявлены семь главных составляющих концепции социального интеллекта, которые подразделяются на следующие две группы:



  1. Когнитивные элементы: оценка перспективы, понимание людей, знание социальных правил, открытость в отношении к окружающим;

  2. Поведенческие элементы: способность иметь дело с людьми, социальная приспособляемость, теплота в межличностных отношениях.

Концепция С. Космитского и О. Джона является синтезом исследований предшественников, а также позволяет выявить новые элементы, требующие дополнительных исследований: к ним относятся теплота в межличностных отношениях и открытость по отношению к другим людям, уточняя, таким образом, содержание исследуемого феномена [15, с. 20].

В работах Г.П. Геранюшкиной социальный интеллект трактуется как способность человека понимать не только других, но и самого себя в постоянном видоизменении психических состояний и межличностных отношений, осознавать и прогнозировать результаты, как собственного поведения, так и партнера по взаимодействию.

Социальный интеллект как вид интеллекта, формирующийся на базе академического интеллекта и находящийся с ним в неразрывной связи, рассматривается в работах Г. Айзенка (1995), Р. Селмана (1980), Л.И. Анцыферовой, О.Б. Чеснокова, М.И. Бобневой (1978), А.Л. Южаниновой (1984), Н.В. Бачманова, Н.А. Стафуриной. Отличительной особенностью данной позиции является взгляд на природу социального интеллекта как вторичного понятия по отношению к интеллекту общему. В рамках этого подхода рассматриваются основные закономерности его формирования, этапы развития, роль среды в формировании данного специфического вида способностей к познанию и поведению в социуме.

Г. Айзенк одним из первых отмечает роль социальной среды в формировании и развитии социального интеллекта и делает вывод о том, что уровень развития социального интеллекта зависит от уровня развития общего интеллекта, представляет собой результат развития общего интеллекта под воздействием внешних социокультурных условий. Таким образом, в концепции отражен комплексный подход, выраженный в иерархии способностей (интеллекта) с точки зрения их функционирования у человека [2, с. 9–19].

В концепции Р. Селмана социальный интеллект – это форма приобретаемого опыта, «инструмент» психики, обеспечивающий человеку ориентацию в социальной действительности. Особое внимание привлекает анализ автором онтогенеза социального интеллекта, в котором выделяется 5 стадий. Отличительными особенностями индивидуального развития социального интеллекта является его более позднее развитие по сравнению с эмоциональной составляющей коммуникативных способностей (эмпатией). Основным толчком для развития социального интеллекта считается начало обучения в школе. Р. Селман не отделяет развитие социального и академического интеллекта, поскольку считает, что для достижения высшей стадии развития социального интеллекта необходимо достижение высшей стадии развития интеллекта академического. Такая модель имеет огромное прикладное значение и может использоваться для проектирования процесса формирования и развития социального интеллекта при обучении (при подготовке к профессиональной деятельности) [15, с. 15].

Подобный взгляд на природу социального интеллекта рассматривается в работах не только зарубежных, но и российских исследователей. Одной из первых в отечественной психологии термин «социальный интеллект» был описан и использован М.И. Бобневой (1979) в рамках анализа системы социального развития личности [6, с. 281]. Автор считает, что формирующаяся личность имеет особые потребности – потребности в социальном опыте. По мнению исследователя, существуют две формы приобретения социального опыта, необходимые для полноценного развития личности: организованное социальное научение и стихийная практика социальных взаимодействий, обеспечивающая спонтанное и активное развитие личности. Социально–психологическое развитие личности предполагает формирование способностей и свойств, обеспечивающих ее социальную адекватность. Такими важнейшими способностями выступают социальное воображение и социальный интеллект. Под первым автор понимает способность помещать себя в реальный социальный контекст и намечать свою линию поведения в соответствии с таким «воображением». Второе рассматривается автором как способность усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере. Формирование социального интеллекта происходит в процессе его деятельности в социальной сфере, в сфере общения и социального взаимодействия. Важно также отметить, что общий и социальный интеллект не связаны однозначно в своем развитии: высокий уровень общего интеллекта является необходимым, но не достаточным для coциального развития личности. Таким образом, исследователем отмечена взаимосвязь академического и социального интеллекта, а также роль факторов среды в его формировании, что позволяет отнести данную концепцию к выделенной группе.

Л.И. Анцыферова понимает социальный интеллект как предметно–содержательный, зависящий в основном от социально–исторических условий, в которых живет определенная когорта людей. Его развитие обусловлено образованием, типом профессии. Это набор способностей, формирующихся на базе общего интеллекта в зависимости от влияния условий внешней (социокультурной) среды [10, с. 468].

В своих исследованиях специфики социального познания в детском возрасте О.Б. Чеснокова трактует социальный интеллект как общую; познавательную способность, обеспечивающую получение информации и ориентацию в реальных жизненных отношениях личности с социальной действительностью, формирующихся и проявляющихся в конкретных ситуациях. Отличительной особенностью его позиции является специфика анализа данного понятия, проводимого автором на стыке когнитивной и социальной ветвей психологии [19, с. 54–75].

В работах А.Л. Южаниновой социальный интеллект — одна из трех характеристик интеллектуальной структуры в сочетании с практическим и логическим интеллектом. Практический и логический интеллект отвечают за сферу субъект–объектных отношений, а социальный интеллект за сферу субъект–субъектных. Таким образом, социальный интеллект – это особая умственная способность, функционирующая в трех измерениях:

1) социально–перцептивная способность – это такое целостное образование, которое обеспечивает возможность адекватного отражения индивидуальных, личностных свойств реципиента, особенностей протекания его психических процессов и проявления эмоциональной сферы, а также точность в понимании характера отношений реципиента с окружающими;

2) социальное воображение – это способность адекватного моделировання индивидуальных и личностных особенностей людей на основе внешних признаков, а также способность прогнозирования характера поведения реципиента в конкретных ситуациях, точного предвиденья особенностей дальнейшего взаимодействия; проявлением социального интеллекта следует считать и наличие собственной жизненной теории, которая по своему содержанию близка к научно открытым законам развития социальной действительности;

3) техника социального общения проявляется в способности принять роль другого, владеть ситуацией и направлять взаимодействие в нужном для личности русле, в богатстве техники и средств общений.

Взгляды А.Л. Южаниновой разделяли Н.В. Бачманинова и Н.А. Стафурина, которые рассматривали социальный интеллект как способность практически решать задачи на общение, талант общения. Социальный интеллект рассматривался ими и как профессиональная способность психолога. Структура социального интеллекта в данной концепции представлена авторами рядом компонентов – умений, реализуемых в процессе межличностного общения и рефлексии, что является отличительной особенностью данного подхода [4, с. 35].

Особую позицию в рамках данного подхода представляет группа ученых, рассматривающих социальный интеллект как неоднозначно взаимосвязанный с академическим, но не тождественный ему (М. Форд и М. Тисак, Д.В. Ушаков) [18, с. 10].

М. Форд и М. Тисак в ходе анализа содержания понятия «социальный интеллект» резюмировали, что все существующие концепции содержат определения, которые могут быть охарактеризованы следующим образом:


  1. способность к декодированию социальной информации – от навыков распознания невербальных стимулов до вынесения верных социальных суждений;

  2. эффективность или адаптивность социального поведения;

  3. любой социальный навык, который может быть измерен. Собственные исследования этих авторов были направлены на изучение поведенческой составляющей социального интеллекта, критерием измерения которой выступало успешное решение проблемных ситуаций. Им удалось доказать, что социальный интеллект представляет собой четкую и согласованную группу ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации, группу способностей, которые отличаются от способностей, лежащих в основе более «формального» мышления, проверяемого тестами «академического» интеллекта.

Концепция социального интеллекта была разработана коллективом исследователей под руководством Д.В. Ушакова. Рассматривая социальный интеллект в рамках современной парадигмы в социальной психологии, в качестве которой B.A. Янчук предлагает анализировать явления в рамках социальной психологии как науки, которая из «объяснительной» становится «понимающей». Д.В. Ушаков отмечает, что социальный интеллект является взаимодействием аффективного и когнитивного, поэтому необходимо выработать такой подход к данной проблеме, который «позволит понимать человека не просто как вычислительный механизм, а как когнитивно–эмоциональное существо».

Социальный интеллект как понятие, синонимичное понятию «социальное мышление», рассматривается в работах Дж. Годфруа и Д. Майерса. Ж. Годфруа трактует социальный интеллект как понятие, тождественное социальной перцепции или социальному мышлению, в этом случае ключевой функцией социального интеллекта является познавательная функция. Аналогичная точка зрения высказывалась Д. Майерсом, который рассматривает социальное мышление как один из ключевых аспектов социальной психологии и понимает его как способность человека оценивать себя и других, обусловливающую социальные установки, объяснения и суждения.

В структуре социального интеллекта, предложенной И.Ф. Башировым, А.И. Савенковым и другими, социальное мышление присутствует как один из элементов социального интеллекта, но не исчерпывает его содержания [4, с. 40]. Решение проблемы соотношения данных понятий наилучшим образом иллюстрирует концепция К.А.Абульхановой-Славской, которая соотносит социальный интеллект и социальное мышление следующим образом. Социально мышление личности – это функционирование ее сознания, характеризующееся активностью, аналитичностью. В отличие от социального иителлекта как образования, сущность которого непременно связывается с отношением людей друг к другу, социальное мышление есть мышление о социальной действительности, социальных связях, социальных ситуациях и противоречиях, субъектом которого является личность [1, с. 39].

Сходную позицию разделяют В. Штерн и Н. Кэнтор, рассматривая социальный интеллект как способность производить действия во внутреннем плане, некую когнитивную компетентность, основанную на обращении к опыту межличностного взаимодействия, подчеркивая когнитивный аспект данного понятия [21, с. 37]. Так, В. Штерн рассматривал интеллект как некоторую общую способность к новым жизненным условиям и подчеркивал, что приспособительный акт – решение жизненной задачи с помощью интеллекта осуществляется посредством действия с мыслительными (ментальными) эквивалентами объектов, то есть «действий в уме» при доминирующей роли сознания над бессознательным. Все пробы и проверки решений осуществляются во внутреннем плане, во внешнем же плане реализуется единственный возможный вариант поведения. В данном случае интеллект – поведенческое умение, основанное на способности выполнять внутреннее действие.

Н. Кантор (Н. Кэнтор) трактует социальный интеллект как репертуар знаний, образованный представлениями и личными воспоминаниями относительно поведения личности в определенной сложившейся ситуации. Таким образом, социальный интеллект в его работах выступает синонимом понятия когнитивная компетентность, которую он рассматривает как способность, позволяющую человеку воспринимать события социальной жизни с минимумом неожиданностей и максимальной личной пользой. В рамках данной концепции социальный интеллект характеризуется умением решать практические задачи, наличием вербальных способностей и социальной компетентностью. При этом в качестве объектов исследования выступают содержание и структура опыта, необходимые для решения проблемы, ситуации и их контекст, прагматическая сторона интеллекта.

Традиционным для отечественной социальной психологии является также отождествление социального интеллекта и практического мышления.

Л.И Уманский [4, с. 160] рассматривает социальный интеллект как относительно независимое праксиологическое образование «практический ум».

Сходная позиция высказывалась в работах Б.М. Теплова, определявшего практический ум как направляющий свою активность от абстрактного мышления к практическим действиям, от общих принципов к конкретным обстоятельствам. В этом основное отличие практического ума от теоретического ума, который направлен от живого созерцания к абстрактному мышлению [17, с. 308].

Праксиологический характер данной группы способностей подчеркивается также в рамках позиции, разделяемой Ю.Н. Емельяновым, Е.С. Михайловой (Алешиной) и В.Н. Куницыной, которые рассматривают социальный интеллект как основу для успешного межличностного общения.

Ю.Н. Емельянов исследовал социальный интеллект в рамках практической психологической деятельности – повышения коммуникативной компетентности индивида с помощью активного социально–психологического обучения. Под социальным интеллектом он понимал устойчивую, основанную на специфике мыслительных процессов, аффективного реагирования и социального опыта способность понимать самого себя, других людей, их взаимоотношения и прогнозировать межличностные события [9, с. 113–118]. Сферой реализации социального интеллекта автор считает субъект–субъектное познание индивидов. Анализ феномена «социальный интеллект» во взаимосвязи с коммуникативной компетенцией позволил ему сделать вывод о том, что источником формирования коммуникативной компетенции выступает интериоризация социальных контекстов. Благодаря различным направлениям этого процесса результаты осознания межличностного взаимодействия закрепляются в когнитивных структурах психики в виде умений и навыков.

В качестве источников развития социального интеллекта Ю.Н. Емельянов выделяет:



  1. жизненный опыт, характеризующийся, с одной стороны, социальностью (интериоризацией норм и ценностей конкретной общественной среды), с другой стороны, — индивидуальностью, то есть, основывается на индивидуальных особенностях и психологических событиях личной жизни;

  2. искусство, трактуемое как эстетическая деятельность, двустороннее обогащение человека (он выступает в роли творца и в роли воспринимающего);

  3. общая эрудиция рассматриваемая как, запас достоверных и систематизированных гуманитарных знаний, относящихся к истории и культуре человеческого общения, которыми располагает данный индивид;

  4. научные методы как интеграция всех источников: коммуникативной компетенции, дающие возможность описания и концептуализации, объяснения: и прогноза межличностного взаимодействия; с последующей разработкой практических средств повышения коммуникативной компетенции, на уровне индивида, групп и коллективов, а также всего общества [9, с. 57].

Е.С. Михайлова (Алешина) рассматривает социальный интеллект как интегральную интеллектуальную способность, обеспечивающую успешность общения и социальной адаптации, способность прогнозировать поведение людей в различных житейских областях и ситуациях, способность распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека по вербальной и невербальной экспрессии [13, с. 68]. В качестве условий, способствующих формированию социального интеллекта, автором указываются социальное мышление, социальная память, coциальная перцепция, социальная сензитивность. Ключевой функцией социального интеллекта является обеспечение понимания поступков и действий людей, понимания речевой продукции человека, а также его невербальных реакций.

Оригинальная концепция предложена В.Н. Куницыной, которая считает возможным выделить отдельный аспект этого сложного явления – коммуникативноличностный потенциал, являющийся достаточно обобщенным и позволяющий приблизиться к пониманию специфической структуры социального интеллекта, особенностей его функционирования на разных возрастных этапах. Социальный интеллект, по ее мнению, – многогранное, сложное образование, имеющее следующие структурные элементы (рис. 1):







Коммуникативно-личностный потенциал



Энергетические характеристики

Характеристика самосознания



Социальная перцепция

Рисунок 1 – Структурные элементы социального интеллекта


С
огласно проведенным ею исследованиям, «социальный интеллект – это глобальная способность, возникающая на базе комплекса интеллектуальных, личностных, коммуникативных и поведенческих черт, включая уровень энергетической обеспеченности процессов саморегуляции; эти черты обусловливают прогнозирование развития межличностных ситуаций, интерпретацию информации и поведения, готовность к социальному взаимодействию и принятию решений» [10
, с. 468].

Современные исследования социального интеллекта продолжают способствовать расширению данного понятия: для большинства зарубежных и отечественных ученых характерно рассматривать эмоциональный интеллект как один из ведущих компонентов социального интеллекта.

X. Гарднер впервые озвучил теорию множественных интеллектов и высказал предположение, что, благодаря социальному интеллекту, некоторым руководителям удается добиваться значительных успехов в работе с подчиненными. Согласно его определению, социальный интеллект представляет собой совокупность навыков межличностного общения, включая эмпатию (умение войти в чужое положение) и способность с ее помощью оказывать влияние на других [22, с. 7–8]. Выделенные ученым межличностный и внутриличностный интеллект представляют собой компоненты социального интеллекта; особое внимание в данной теории уделяется также исследованию личностных особенностей, предполагается, что они непосредственно относятся к интеллектуальной сфере. На современном этапе развития психологии теория Х: Гарднера не получила эмпирического подтверждения, однако она способствовала развитию интегративного подхода в изучении социального интеллекта.

Приверженцем интегративного подхода в исследованиях интеллекта является Р. Стернберг. Он рассматривает его как интеллектуальное умение добиваться цели и предполагает, что целостная теория интеллекта должна описывать три его аспекта: внутренние компоненты, связанные с обработкой информации (компонентный интеллект), эффективность овладения новой ситуацией (эмпирический интеллект) и проявление интеллекта в социальной ситуации (ситуативный интеллект) [25, с. 37–55].

В компонентном интеллекте Р. Стернберг выделяет три вида процессов или компонентов: исполнительские компоненты, которые представляют собой процессы восприятия информации, сохранения ее в кратковременной памяти и извлечения информации из долговременной памяти; компоненты, связанные с приобретением; знаний, обусловливающие процессы получения новой информации и ee сохранения; метакомпоненты, которые контролируют исполнительские компоненты и приобретение знаний; они также определяют стратегии решения проблемных ситуаций.

Эмпирический интеллект, по; мнению Р. Стернберга, включает в себя две характеристики: способность справляться с новой ситуацией; способность автоматизировать некоторые процессы.

Ситуативный интеллект Р. Стернберг рассматривает как совокупность практического интеллекта (проявляющегося в обычной жизни при решении каждодневных проблем) и социального интеллекта (реализующегося при общении с окружающими). Для диагностики компонентного и эмпирического интеллекта Р. Стернберг использует стандартные интеллектуальные тесты, т. е. теория тройственного интеллекта не вводит совершенно новых указателей для определения двух типов интеллекта, а предоставляет новое объяснение для показателей, использующихся в психометрических теориях. Для исследования ситуативного интеллекта Р. Стернберг разработал свои тесты, основой которых являлось разрешение разных практических ситуаций, которые характеризуются высокой степенью надежности [24, с. 11–12]. Таким образом, Р. Стернберг рассматривает социальный интеллект в рамках практического интеллекта как форму развивающейся компетенции, которая помогает адаптироваться к повседневным условиям существования, развивать их и делать выбор условий, оптимальных для индивида.

В работах В.Н. Дружинина социальный интеллект – это способность, позволяющая успешнее познавать внутренний мир личности, дифференцировать ее межличностные отношения и прогнозировать поведение в различных ситуациях [8, с. 94–105].

В качестве основ социального интеллекта он выделяет: социально–психологическую наблюдательность; наглядно–образную память; рефлексивное осмысление действительности и поведения людей; способность к анализу и синтезу психологической информации; развитое воображение [8, с. 210].

В.А. Ла6унская рассматривает социальный интеллект в комплексе социальных способностей, в который также входит интеллект межличностных отношений, социальное воображение, социальная проницательность, социально-психологическая наблюдательность, социально-перцептивные умения и навыки. Социальный интеллект проявляется в способности улавливать сложные отношения и зависимости от социальной сферы, в умении человека адекватно воспринимать и интерпретировать личность и поступки другого или какую-либо жизненную ситуацию. Социальная проницательность проявляется в быстром и адекватном познании людей и отношений, складывающихся между ними, в умении прогнозировать поведение партнеров [11, с. 68].

Н.А. Кудрявцева рассматривает интегративный показатель интеллектуального потенциала человека (попытка соотнести общий и социальный интеллект). Он был обозначен как «единство интеллекта» и отражал существенные компоненты механизма интеллектуального роста, повышение совпадения по уровням личности. Ею выделяются общий интеллект (способность решать задачи на субъект–объектном уровне), социальный интеллект (способность решать задачи на субъект–субъектном уровне), рефлексия (показатель фиксирует баланс развития разных сторон интеллекта) [5, с. 21]. Важным компонентом в структуре интеллекта является самооценка человека. Социальный интеллект, таким образом, понимался как способность к рациональным, мыслительным операциям, объектом которых являются процессы межличностного взаимодействия. При этом предполагается психологическая автономность и независимость субъекта, позволяющая противостоять давлению людей и обстоятельств.

В результате теоретического обзора исследований социального интеллекта можно сказать, что социальный интеллект – это четко согласованная группа ментальных способностей, способствующих регуляции познания человеком социума и его поведения в нем, развивающихся в процессе социализации. Необходимо отметить, что на современном этапе не существует единого толкования данного понятия, поэтому с целью уточнения приведенного нами определения перечислим ряд отличительных особенностей феномена «социальный интеллект».



Во–первых, социальный интеллект трактуется как способность, имеющая множественный характер (то есть комплекс или группа способностей), поэтому он неразрывно связан с деятельностью человека.

Во–вторых, в ходе исследования социального интеллекта не было выявлено однозначной природы его связей с академическим интеллектом.

В–третьих, предметом реализации данной группы способностей является установление отношений между людьми, поэтому очевидно, что социальный интеллект тесно взаимосвязан с личностными качествами и имеет характерные признаки личностного образования.
Список использованных источников

  1. Абульханова-Славская К. . Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования / К. А. Абульханова-Славская // Психологический журнал. – 1994. – № 4. – С. 39–55.

  2. Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. – 1995. – № 1 – С. 111–131.

  3. Андреева Г. М. Атрибутивные процессы / Г. М. Андреева. – М., 1987.– С. 152–166.

  4. Баширов И. Ф. Социальный интеллект как фактор успешности профессиональной деятельности военного психолога : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Баширов Ильдар Фаритович. – М., 2006. – 210 с.

  5. Беляева Е. В. Социальный интеллект и психологические качества личности руководителя: на примере предприятий нефтегазовой области: дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Беляева Елена Викторовна. – Самара, 2005, – 167 с.

  6. Бобнева М. И. Социальное развитие личности / М. И. Бобнева // Социальная психология личности. – М., 1979. – 312 с.


Дружинин В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер Ком, 1999. – 368 с.

  1. Емельянов Ю. Н. Активное социально–психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. – Л., 1985. –165 с.

  2. Куницына В. Н. Межличностное общение : учеб. для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. – СПб. : Питер.

  3. Лабунская В. А. Невербальное поведение: социально-перцептивный подход / В. А. Лабунская. – Ростов н/Д, 1986. – 135 с.

  4. Мазилов В. А. Методология психологической науки: история и современность: монография / В. А. Мазилов. – Ярославль : МАПН, 2007. – 352 с.

  5. Михайлова Я. И. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта с интеллектуально-личностными характеристиками у детей 6–7 лет : автореф. дис. на соискание ученой степени канд. психол. наук / Я. И. Михайлова. – СПб., 2001. – 24 с.

  6. Психология : словарь / под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2–е изд., испр. и доп.– М. : Политиздат, 1990. – 670 с.

  7. Рахманкулова С. А. Гендерные характеристики социального интеллекта студентов : дис…канд. психол. наук : 19.00.05 / Рахманкулова Светлана Анатольевна. – Ярославль, 2005. – 194 с.

  8. Социальный интеллект: теория, измерение, исследование / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М. : Ин–т психологии PАН, 2004, – 270 с.

  9. Теплов Б. М. Избранные труды : в 2 т. / Б. М. Теплов ; ред. Н. С. Лейтес. –М. : Педагогика, 1985. – 328 с.

  10. Ушаков Д. В. Структура и динамика интеллектуальных способностей : дис.... д–ра психол, наук : 19.00.01 / Ушаков Дмитрий Викторович. – М., 2004. – 370 с.

  11. Чеснокова О. Б. Изучение социального познания в детском возрасте / О. Б. Чеснокова // Познание. Общество. Развитие / сост. и ред. Д. В. Ушаков. –М. : Ин–т психологии РАН, 1996. – С. 54–76.


Каталог: upload -> journals


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница