Теоретический вопрос Практический вопрос 9



Скачать 38,41 Kb.
Дата14.12.2022
Размер38,41 Kb.
#196821
ТипЗакон
Связанные:
контрольная правовые основы защиты гос.тайны вариант 5


Вариант 5

Содержание





1. Теоретический вопрос 3
2. Практический вопрос 9
Библиографический список 16

1. Теоретический вопрос


Понятие и признаки государственной тайны, отграничение от иных видов охраняемой законом информации


Государственную тайну называют юристы важнейшим правовым элементом современности. Без неё сложно представить себе механизм власти. Для данного института характерно наличие определённого политического оттенка, являющегося обязательным атрибутом, без которого нельзя реализовать государственно-властные полномочия. Это направление называют многие профессионалы приоритетным для государственной политической деятельности. Оно позволяет обеспечить государственную безопасность, укрепить конституционно-правовые основы, защитить сведения, являющиеся государственной тайной.


Тайну часто рассматривают специалисты вместе с тем, как живёт человек. Важен данный аспект также в обществе и в истории государства. Зарождение тайн произошло в глубокой древности. Хотя с тех пор прошло немало лет, явление представляет большую значимость в истории человечества. Увидеть его можно в первобытном обществе; когда возникали государства и правовые системы; в эпоху реформационно-революционных преобразований. Большую роль отводили тайне в период, когда зарождался и расцветал капиталистический строй. Для социалистического этапа также имеет актуальность данная категория. Специалисты утверждают, что без тайны не обойдётся человечество и в последующие столетия [7].
В то же время следует иметь в виду, что относят секретные данные к материально-объектной сфере, среди которых наблюдается выделение физических полей. В полной мере ознакомиться с данными, имеющими тайну государственного уровня, можно в статье №5 государственного кодекса нашей страны. В них отражается государственная тайна символами, образными рисунками, сигналами, техническими решениями и процессами. В документе наблюдается разделение приведённых в нём сведений на несколько групп. Но в то же время в законе, посвящённом государственной тайне, даётся определение обобщённо. В то же время не учитывается величина, в какой степени был нанесён вред разглашением государственной тайны. По этой причине наблюдается трудность установления, насколько важны те или иные сведения, что позволяет определиться, насколько секретна информация.
Теоретически право по-разному трактует данный термин. К примеру, к государственной тайне относят определённую информацию, ряд сведений, при несанкционированном доступе к которым наносится вред государственным интересам [5]. Также под государственной тайной понимается неотъемлемая составляющая суверенитета, позволяющая управлять государственными ведомствами в целом.
На законодательном уровне в Российской Федерации можно узнать, что значит термин «государственная тайна». Определяет значение закон «О государственной тайне» [1]. Под этим термином понимается большое количество находящихся под защитой государства сведений, представляющих важность для военной сферы, внешней политике, экономики, разведки, в ряде других областей. Распространённая информация может повредить безопасности нашей страны. По этой причине имеется связь государственной тайны с безопасностью государства.
В законодательстве Российской Федерации, а именно в статье под номером 5 закона «О государственной тайне» перечислено, что является государственной тайной и не подлежит разглашению.
Также на законодательном уровне занимаются рассмотрением вопроса, как защитить информацию, являющуюся государственной тайной. Для нашей юриспруденции характерно создание государственной системы, решающей комплекс всевозможных задач, обеспечивающих сохранение информации, которая не имеет свободного доступа [11]. Все это позволяет сформировать такие структурные компоненты, которые дают возможность завершить решение разнообразных проблем:

  1. Оказывать сопротивление и не позволять разведывательным службам, работающим на иностранные государства, вмешиваться в дела других стран.

  2. Создавать и поддерживать единую техническую систему политического воздействия, которая дает возможность защитить государственную тайну.

  3. Сопровождать и контролировать работу всех специальных подразделений, работающих в данной сфере. Каждая страна заинтересована в том, чтобы все ее секреты и тайны хорошо оберегались от возможного взлома секретной информации другими конкурентными спецслужбами.

Для достижения государством своих задач, возникает необходимость появления специальных органов. На них возлагается миссия разработки правил взаимодействия. Они включают порядок обращения со сведениями, доступ к которым ограничен. В их функции входят различные проверки. Они выдают допуск к данным определенному кругу лиц [4].
В России межведомственная комиссия занимается координацией всех действий различных служб, задействованных в данной области. Межведомственные комиссии в Совете Безопасности в своей деятельности руководствуются Указом Президента РФ. Секретность различных документов обеспечивается специальными отделами. Отделы, занимающиеся выполнением государственных оборонных заказов, имеют в наличии специальные подразделения, которые занимаются этой деятельностью.
Совместно с правовым регулированием, есть и нормативно-правовое регулирование, в функции которого входит защита информации. С императивами, имеющимися в современных условиях, позволяющими защитить государственную тайну, идет разработка новых административно-правовых норм. В законе РФ под номером 5485–1, вступившем в силу в 1993 году в июле, государственная тайна начинает регулироваться с точки зрения права. Здесь можно найти информацию, что к ней относится, как засекретить и рассекретить сведения, чтобы обеспечить безопасность РФ. Но в то же время можно и в данной области столкнуться с различными проблемами, имеющими связь с нормативно-правовым регулированием.
Данный закон имеет несколько серьёзных минусов:

  1. В нём отражены разные сведения, являющиеся государственной тайной, которые относятся к громоздким данным.

  2. Разрабатываются и согласовываются, как соотносятся те или иные сведения, представляющие собой государственную тайну. Решается вопрос в разных инстанциях. В то же время на законодательном уровне не регулируется данная проблема. Она зависит от того, насколько правильно разграничены лица, наделённые правом определения, относятся или нет сведения к государственной тайне. Это приводит к тому, что постоянно растут инстанции, занимающиеся тем, что разрабатывают соответствующие вопросы.

  3. Наблюдается отсутствие единого подхода к проблеме, позволяющей установить, в каком размере будет назначен ущерб, который наступил в случае, если незаконно были распространены сведения, являющиеся государственной тайной. Также это предполагает степень вреда, полученного организацией или собственником, если разглашённая информация относится к секретной.

  4. Рассматривается вопрос, какие относятся сведения, относящиеся к государственной тайне, насколько секретна информация. В то же время отмечается, насколько в современном мире актуальна проблема по определению, в какой степени был нанесён материальный ущерб.

Для понимания и правового основания, как защищены государственные секреты, в зависимости от того, как регулируется термин тайна. Среди рассматриваемых проблемных ситуаций наблюдается наличие следующих характерных признаков, представляющих собой тайну [8]:

  1. содержится информация, которую нельзя разглашать;

  2. ограниченность доступа к секретной информации;

  3. ограниченность производства, позволяющего защитить определённые интересы;

  4. определение тайны, к которой относят непонятное, неразгаданное, недоступное для познания.

К государственной тайне относят профессионалы множество государственных секретов, которые нельзя разглашать или утрачивать. В противном случае это приводит к наступлению тяжких последствий, позволяющих повредить национальной безопасности страны. Также это способствует созданию угрозы по безопасности населения, в то же время наносится вред конституционному праву и свободе. К сфере государственных секретов относят множество разнообразных сведений, находящихся под защитой государства, что не даёт их несанкционированно распространять и создавать угрозы для национальной безопасности РФ, а также конституционных прав и свобод населению страны [12].
Проанализировав научные подходы к теоретическим основам, регламентирующим, как с точки зрения права защищены сведения, относящиеся к государственной тайне, можно сделать вывод, что официально не определяется в научной литературе термин. Основываясь на вышесказанном, подведём итоги:

  1. к секретной области, представляющей собой государственную тайну, относится различная информация, находящаяся под прикрытием государства, властных органов, которые регламентируют работу должностных лиц, работают в экономической, внешнеполитической, военной, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, при этом надо учитывать, что разглашение сведений напрямую отражается на безопасности РФ;

  2. правовой режим, который предоставляет защиту сведений, по вопросу государственной тайны, включает группу организационных мер, специальных правил, которые помогают в регуляции и обеспечении деятельности государственных структур, они закреплены на различных уровнях нормативно-правовых актов и позволяют сформировать благоприятные условия, дающие возможность обеспечить безопасность на государственном уровне, выражается разными способами и гарантирует его реализацию, ответственность; если нарушены его требования, то защита его основывается на правовых принципах, что способствует приведению всех его элементов в единую упорядоченную систему.

  3. осуществлять защиту сведений, имеющих прямое отношение к государственной тайне, можно, при условии решения следующих задач:

а) своевременное и полное предоставление секретных сведений на основе сформированной группы вопросов, которые следует рассмотреть, что обеспечивает безопасную работу государственных структур и должностных лиц;
б) не дают сведениям, относящимся к государственной тайне, несанкционированно разгласить, что способствует безопасности страны в целом и каждого из субъектов, имеющихся в Российской Федерации.
Решают первую группу задач с учётом лиц, которые имеют допуск к выполнению рабочего процесса с секретной информацией, что способствует использованию как открытых, так и засекреченных данных.

2. Практический вопрос


Проанализируйте по три судебных решения из сферы защиты государственной тайны и обеспечения информационной безопасности. Какие органы задействованы в данных делах, какие риски и как они выявляли. Как выявляются и расследуются данные нарушения.


Решение:



Основными видами наказаний, предусмотренных УК РФ за посягательство на государственную тайну:
1) лишение свободы;
2) арест.
За посягательство на охраняемую законом государственную тайну применяются и дополнительные наказания, в частности:
1) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
2) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Анализ судебной практики свидетельствует о том, что судами, как правило, назначается такой вид основного наказания, как лишение свободы, а также дополнительного – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Следовательно, данное законодательное решение по объединению основных и дополнительных наказаний является положительным явлением. Хотя в отдельных уголовных приговорах назначено только основной вид наказания с указанием о том, что дополнительное наказание не применяется.
Дополнительное наказание является приложением к основному для усиления его карательно-исправительного и меры потенциала корректировкой содержания правоограничений с учетом характера совершенного преступления. Поэтому, если санкцией статьи предусмотрено применение основного и дополнительного наказания их целесообразно сочетать. При назначении наказания за разглашение государственной тайны суды применяют норму, предусмотренную ст. 64 УК РФ – назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено законом. Из проанализированных уголовных дел следует, что суд, как правило, соблюдается в судебной практике правило применения ст. 64 УК РФ.
Так, в деле Военного местного суда Самарского гарнизона ЛИЦО_3 признано виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст. 283 УК РФ, на основании которой, с применением ст. 64 УК РФ, оно лишено свободы сроком на 1 (один) год21. В другом производстве ЛИЦО_3 признано виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 283 УК РФ, и назначено ему наказание с применением ст. 64 УК РФ в виде лишения свободы на срок 3 года 6 месяцев [13].
Следует отметить, что при назначении наказания суды не всегда придерживаются законодательства по определению верхней или нижней границы санкции. Так, по делу № 1-153/08 приговором от 24 марта 2016 года Новосибирского районного суда г. Новосибирск ЛИЦО _1 привлечено к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 283 УК РФ и судом назначено наказание пять лет лишения свободы [14], в то время как санкция ч. 1 ст. 283 УК РФ предусматривает наказание в виде лишения свободы до четырех лет. Особенностью назначения наказания является то, что в отдельных судебных приговорах, касающихся назначения наказания за разглашение тайны, суды применяют освобождение лица от отбывания наказания на основании ст. 73 УК РФ [15].
В последние два десятилетия правоохранительные и судебные органы Российской Федерации столкнулись с рядом аспектов, возникающих в процессе выявления и доказывания преступлений, квалифицируемых пост. 283 УК РФ.
Данная норма УК РФ предусматривает уголовную ответственность за разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или виных случаях, предусмотренных законодательством РФ, если эти сведения стали достоянием других лиц (при отсутствии признаков измены Родине или шпионажа).
Если обратиться к феноменологии разглашения государственной тайны в РФ в сфере оперативно-розыскной деятельности, то можно отметить следующее:
а) число таких преступлений растет, нов силу большой латентности количество выявленных деяний, квалифицируемых пост. 283 УК РФ, во. много раз меньше истинного их числа;
б) в России на нынешний день нет пособий, раскрывающих для следователей тактику и методику работы по делам названной категории. Указанные обстоятельства объективно вызывают необходимость изучения следователями уголовных дел, уже рассмотренных судами РФ по разглашению государственной тайны, для более. качественного расследования таких дел.
Нехарактерным примером здесь выглядит возбужденное дело по ст. 283 УК РФ в отношении судьи И. Петруниной (г. Новосибирск).
В различных российских СМИ весной 2020. т. появилась информация о том, что 31 марта. Высшая квалификационная коллегия судей РФ (ВККС) удовлетворила просьбу главы Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкина о даче. согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи, которую подозревают в разглашении государственной тайны.
Обобщение изученной нами судебной практики в РФ по делам о разглашении государственной тайны (Закон «Об оперативно-розыскной деятельности») показывает: типичным обвиняемым здесь является мужчина в возрасте 27—48 лет, работающий (или ранее работавший) в правоохранительных органах (МВД или ФСБ), имеющий (имевший) оформленный допуск к материалам, содержащим государственную тайну.
'Поводами для возбуждения уголовного дела. здесь могут выступать: явная халатность лица, которому по роду службы приходилось иметь дело с источниками, содержащими государственную тайну; прямой умысел такого липа, стремящегося разгласить ставшие ему известны" ми сведения в силу определенных мотивов (месть, похвальба, корыстные побуждения); обнаружение факта такого разглашения в процессе оперативной разработки лица, которому государственная тайна была доверена в свое время. Рассмотрим названные ситуации исходя из конкретных документальных примеров судебной практики.
Л.В. Маньков, работая в должности старшего оперуполномоченного БЭП Мирнинского, линейного ОВД на транспорте, длительное время хранил у себя дома папку с секретными документами, которые впоследствии обнаружила его, бывшая жена, прочла их и сообщила о своей находке начальнику управления внутренних дел на транспорте. За содеянное Маньков был осужден по ч.1 ст.283 УК РФ судебной коллегией по уголовным делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) [16].
С.В. Чеботарев был назначен на должность оперуполномоченного отдела аналитической разведки оперативно-поискового управления при ГУВД Воронежской области, с ним был заключен типовой договор об оформлении допуска к государственной тайне. По работе он обслуживал информационную базу «Альфа», содержащую сведения, относимые к государственной тайне (сведения о лицах, представляющих оперативный интерес, о проведенных оперативно-розыскных мероприятиях и их результатах).
С.В. Чеботарев изготовил архивную копию базы «Альфа» и принес се к себе домой, после чего предпринял попытки продать эту информацию представителям коммерческих структур, иным юридическим и физическим лицам. После получения определенных сумм за продажу копий этой базы Чеботарев был привлечен к уголовной ответственности и осужден по ч. 1 ст.283 УК РФ [17].
19 мая 2004 г. Московский окружной военный суд осудил по ч. 1 ст. 283 УК РФ к лишению свободы бывшего военнослужащего Федеральной службы безопасности РФ М.И. Трепашкина.
Суд установил, что Трепашкин хранил в своей квартире документы, содержащие государственную тайну о трех лицах, сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность. С целью демонстрации своей осведомленности Трепашкин ознакомил своего приятеля Шебалина с указанными документами. Через несколько месяцев. Трепашкин на своей квартире передал на хранение Шебалину документы о результатах работы по делу оперативного розыска, содержащие государственную тайну и раскрывающие планы, содержание и результаты оперативно-розыскной деятельности.
10 ноября 2004 г. Псковский областной суд осудил к лишению свободы по ч. 1 ст. 283 УК. РФ АВ. Белякова — бывшего младшего оперуполномоченного отдела специального автотранспорта и сопровождения оперативно-розыскных мероприятий, имевшего допуск по второй форме на работу с совершенно секретными документами.
Суд установил, что в период 2002 — 2003 гг. Беляков неоднократно показывал своему знакомому В.А. Луневу в различных местах г. Пскова автомашины, используемые в работе оперативно-поисковым управлением УВД. Псковской области. При этом Беляков рассказывал Луневу о тактике наблюдения, используемой ОПУ УВД Псковской области, что отнесено к перечню сведений, составляющих государственную тайну [18].
Новосибирский областной суд осудил к лишению свободы по ч. 1 ст. 283 УК РФ ИЛ. Абакумова, работавшего начальником отделения внутренней разведки оперативно-поискового, управления при ГУВД Новосибирской области [19].
Суд установил, что Абакумов при общении в неформальной обстановке со своим знакомым Завориным, действуя умышленно, желая повысить свой авторитет и значимость перед собеседником, сообщил ему место своей работы и заявил, что методом работы ОПУ является внедрение сотрудников в преступные группировки, а в последующем показал дислокацию автохозяйства ОПУ и пояснил, что в нем находятся оперативные машины подразделения, где он работает.
В приговоре отмечено: «Суд считает, что секретная информация, разглашенная Абакумовым, могла иметь крайне негативные последствия для сотрудников ОПУ при ГУВД Новосибирской области, поскольку заинтересованные преступные группировки, зная о методике работы ОПУ и месте дислокации оперативных автомобилей, могли не только установить транспортные средства, принадлежащие оперативно-поисковому управлению, и сотрудников этого органа, но и определить место и участников выполнения конкретных задач оперативного характера» (с. 44 приговора суда). 'Небезынтересен факт возбуждения уголовного дела Генеральной прокуратурой России 26 октября 2006 г. с необычной формулировкой: «по факту разглашения государственной тайны в ходе расследования».
Речь идет о громком убийстве первого заместителя председателя Центробанка РФ Андрея Козлова, утечки о расследовании которого просочились в газеты.
Генеральная прокуратура РФ в официальном сообщении для прессы заявила: «Проведенной служебной проверкой установлено, что, начиная с 10 октября 2006 г., в ряде средств массовой информации стали появляться публикации о ходе расследования данного преступления, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.
В частности, были разглашены сведения о тактике и способах проведения оперативно-розыскной работы...
В настоящее время проводятся мероприятия по выявлению виновных в разглашении государственной тайны».
Специфика работы по делам названной категории показывает, что при доказывании вины подсудимых суд использует заключения экспертов, подтверждающих отнесение разглашенной информации к категории государственной тайны», а само рассмотрение таких дел происходит в закрытом судебном процессе. Однако в СМИ освещение предварительного расследования и судебного рассмотрения уголовных дел по ст.283 УК РФ может быть изложено достаточно компетентно и подробно.
Библиографический список



  1. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне» (ред. от 26.07.2017) // // Справочно-правовая система «Гарант» (http://www.garant.ru).

  2. Указ Президента Российской Федерации от 24.01.1998г №61 «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» // Справочно-правовая система «Гарант» (http://www.garant.ru).

  3. Приказ министра обороны РФ от 01.01.01 г. N 055 "Об утверждении Перечня сведений, подлежащих засекречиванию исключительно в Вооруженных Силах Российской Федерации" Справочно-правовая система «Гарант» (http://www.garant.ru).

  4. Амирова Ш.Н. Обеспечение защиты государственной тайны органами государственной власти. В сборнике: Актуальные проблемы уголовного права и процесса, уголовно-исполнительного права и криминалистики

  5. Аржановская Д.М. Государственная тайна // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 16. С. 693-699.

  6. Бакаева О.Ю. Государственный контроль в сфере защиты государственной тайны: актуальные вопросы правового регулирования // Информационная без- опасность регионов. 2013. № 1 (12). С. 93-97.

  7. Верютин В.Н. Отдельные аспекты защиты государственной тайны в Российской Федерации (научная статья) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otdelnye-aspektyzaschity-gosudarstvennoy-tayny-v-rossiyskoy-federatsii

  8. Гатагонова Р.М. Сведения, отнесенные к государственной тайне: понятие и перечень (научная статья) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/svedeniya-otnesennye-kgosudarstvennoy-tayne-ponyatie-i-perechen

  9. Государственная тайна: сборник нормативных правовых актов. 2-е изд., перераб. и доп. Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел МВД России, 2016. 127 с.

  10. Исаев И.А. Государственный интерес и государственная тайна // История государства и права. 2017. № 15. С. 3-8.

  11. Дацковская Д.А., Саблин Д.А. Государственная тайна как категория конституционного права. В сборнике: Свобода и право Сборник статей XIX Международной научной конференции. 2017. С. 29-32.

  12. Смолькова И.В. Государственная тайна - правовой институт современного российского государства. В сборнике: Обеспечение национальной безопасности России в современном мире материалы международной научно-практической конференции. Министерство образования и науки РФ; Байкальский государственный университет. 2016. С. 130-135.

  13. Приговор по делу 1-1/2016 Военного местного суда Самарского гарнизона от 25 января 2017 // КонсультантПлюс.

  14. Приговор по делу № 129/19815/15 Казанского районного суда г. Казань от 18 августа 2016 года // КонсультантПлюс.

  15. Приговор по делу № 740/8595/15-к Новосибирского районного суда г. Новосибирск от 24 марта 2016 года // КонсультантПлюс.

  16. Архив Верховного суда Республики Саха (Якутия). Уголовное дело № 2-99.

  17. Архив Воронежского обл. суда. Уголовное дело № 2-52 за 2002г.

  18. Архив Псковского обл. суда. Уголовное дело № 2-1/04 за 2004г.

  19. Архив Новосибирского обл. суда. Уголовное дело №221/ 2001 г.






Скачать 38,41 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница