Теоретические подходы к психологическому консультированию при переживании горя Понятие горя, переживание утраты



Скачать 43.25 Kb.
Дата27.04.2016
Размер43.25 Kb.



Оглавление

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические подходы к психологическому консультированию при переживании горя


    1. Понятие горя, переживание утраты……………………………………….5

    2. Специфика консультирования людей перенесших утрату……………..10

    3. Методы и техники в работе с людьми при переживании горя……….15

Выводы по главе 1……………………………………………………………….29

Глава 2. Описание проведения консультативной встречи при переживании горя

2.1. Условия проведения консультации……………………………………...30

2.2. Протокол консультационной встречи…………………………………...32

2.3. Анализ проделанной работы……………………………………………..36

Выводы по главе 2………………………………………………………………38

Заключение……………………………………………………………………….39

Список литературы………………………………………………………………40



Введение
Горе – универсальное переживание всех людей, реакция на утрату значимого объекта, части идентичности или ожидаемого будущего. Горе, способствуя укреплению социальных связей и груп­повой сплоченности, выполняет тем самым биологическую и социальную функции. Как всякая эмоция или комплекс эмо­ций, горе заразительно; именно благодаря своей заразитель­ности оно пробуждает сочувствие (эмпатию), укрепляет связь между людьми, понесшими тяжелую утрату. Горе имеет чрез­вычайно важное значение, и для психологической адаптации индивида. Оно позволяет ему «сжиться» с утратой, адаптиро­ваться к ней. В каком-то смысле горе предоставляет возмож­ность отдать последний долг навсегда ушедшему любимому человеку. Переживание горя — это всегда стресс, и оно по­буждает человека к восстановлению личностной автономии [7].

Хотя преобладающей эмоцией в горе является печаль, горе взаимодействует и с эмоциями страха, гнева, вины и стыда. Горе (потеря), сопровождающее смерть близкого человека, — довольно сложный и длительный процесс.

Процессы переживания могут переходить в болезни, так как человек иногда как бы застревает в определенных стадиях синдрома утраты. Происходит усиление характерных для данного этапа симптомов, они сохраняются в течение длительного времени. Комплекс симптомов может соответствовать посттравматическим стрессовым расстройствам или другим тревожным расстройствам.

Работа по консультированию и терапии при синдроме утраты проходит в несколько этапов, от поддержки и утешения и до разрешения болезненных реакций на потерю, от сопровождения процесса «нормального» горя до коррекции осложненных, патологических ситуаций.

Профессиональной задачей психологов является помощь клиентам в переживании утраты, совершении работы горя, а вовсе не в притуплении остроты душевного переживания. Следует помнить, что скорбь и оплакивание - это адекватная реакция, от которой не стоит уберегать человека. Эта реакция приемлема и необходима. Процесс скорби нельзя останавливать, он должен происходить столько, сколько человеку необходимо. Психолог должен поддерживать и помогать переживать сложные трагические жизненные этапы.

В последние годы появилось большое количество лиц, нуждающихся в оказании квалифицированной психологической помощи, поэтому эта тема, к сожалению, сейчас актуальна. Связано это с резко возросшей интенсивностью факторов среды жизнедеятельности человека, приобретающих характер стрессовых  влияний и требующих от человека значительного адаптационного напряжения. 



Целью работы является изучение психологического консультирования при переживании горя.

Задачи:

  1. Рассмотреть теоретические подходы к психологическому консультированию при переживании горя.

  2. Изучить понятие горя, переживание утраты.

  3. Рассмотреть методы и техники в работе с людьми при переживании горя.

  4. Описать проведение консультативной встречи человека при переживании горя.

  5. Представить протокол и анализ консультационной встречи.


Список литературы


  1. Агеева Ж. Как помочь людям, пережившим тяжелую утрату // Социальная работа. №1. 2002.

  2. Алешина Ю.А. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М., 2000.

  3. Василюк Ф.Е. Уровни построения переживания и методы психологической помощи / Вопросы психологии. №5. 1988.

  4. Волкан В. Способы разрешения горя: Адаптация и психотерапия // Журнал практической  психологии и психоанализа. №3. 2006.

  5. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. – СПб., 2002. 

  6. Дейте Б. Жизнь после потери. – М., 1999.

  7. Изард К.Э. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2008.

  8. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов / Под ред. Е.П. Кораблиной.– СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001.

  9. Кондратенко С. Избранные аспекты работы с горем в гештальт-методе // Российский гештальт. Вып. 5 / Под ред. Н.Б.Долгополова, Р.П.Ефимкиной. – Новосибирск: Научно-учебный центр НГУ, 2003.

  10. Кочунас Р. Основы психологического консультирования. – М., 1999.

  11. Линдеманн Э. Клиника острого горя / Психология эмоций. Тексты / Под ред. В.К. Вилюнаса, Ю.Б. Гиппенрейтер. - М., 1984.

  12. Литвак М. Е. Как преодолеть острое горе. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

  13. Мей Р. Искусство психологического консультирования. – М., 1994.

  14. Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. – М., 2002.

  15. Пельцман Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу // Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. А. Е. Тарас, К. В. Сельченок. – Минск, 1999.

  16. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – СПб.: Речь, 2004.

  17. Сидорова Б.Ю. Четыре задачи горя / Журнал практической психологии и психоанализа. №1-2. 2001.

  18. Тарабрина Н.В. Практикум по психологии посттравматического стресса. – СПб., 2001.

  19. Тахка В. Обращение с потерей объекта / Журнал практической психологии и психоанализа. №1. 2000.

  20. Фрейд З. Печаль и меланхолия / Психология эмоций. – М., 1984.

  21. Харрис Н. Как помочь детям справиться с потерей близкого человека // Народное образование. № 6. 2002. 

  22. Черепанова Е. Психологический стресс. – М., 1997.

  23. Шефов С.А. Психология горя. – СПб.: Речь, 2006.

Каталог: old -> kurs s
old -> На правах рукописи
old -> Программа оптимизации процесса профессионального самоопределения студентов-психологов
old -> Формирование русскоязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов юридического профиля в условиях полиязычия 13. 00. 02 теория и методика обучения и воспитания
old -> Управление образовательными инновациями вуза на основе информационно-аналитической деятельности
old -> Информационно-аналитическое сопровождение образовательных инноваций вуза: основные принципы и подходы
old -> Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США
old -> Субкультура детства как источник экологического развития детей в дошкольном образовании 13. 00. 07 теория и методика дошкольного образования
kurs s -> Анализ литературных данных по проблеме скрытой мотивации у студентов Понятие и теории мотивации
kurs s -> Супружеские разводы, как одна из проблем современного общества Понятие и причины супружеских разводов
kurs s -> Литературный обзор по проблеме стратегий и тактик межгрупповых отношений Понятие и особенности межгрупповых отношений


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница