Теоретические основы эколого-валеологического образования дошкольников



Скачать 20,96 Kb.
Дата12.07.2018
Размер20,96 Kb.
ТипРешение

Теоретические основы эколого-валеологического образования дошкольников

Терехова Ольга Евгеньевна, преподаватель

Ким Ирина Николаевна, преподаватель

Ташкентский Государственный Педагогический Университет

Решение проблемы здоровья подрастающего поколения существенно повлияет на построение демократического, экономически независимого, благополучного государства. Здоровье человека напрямую связано с физической и интеллектуальной работоспособностью, возможностью представлять пользу в различных областях построения развитого общества. Но неизбежность взаимодействия с окружающей средой порой может привести к развитию и преобразованию негативных последствий. В связи с этим формирование здорового образа жизни и эколого-валеологической культуры человека в воспитательно-образовательном процессе выступает на передний план.

Становление валеологии как науки происходит из глубины античных миров. Во всех религиозных учениях, морально-нравственных концепциях, в трудах выдающихся исследователей так или иначе затронуты идеи культуры здоровья.

Для того, чтобы дать определение терминам «валеология» и «эколого-валеологическое образование», необходимо рассмотреть понятие «здоровье». В разных источниках толкование этого понятия имеет некоторые различия:

Еще в начале 40-х годов XX столетия понятию «здоровье» дали следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека» (Г. Сигерист).

Основоположник валеологии И.И. Брехман (1966) рассматривал здоровье человека «как способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации».

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.

По мнению А. Г. Щедрина: «Здоровье — это целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), которое развивается... в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяет человеку... осуществлять его биологические и социальные функции».

Учитывая биосоциальную сущность человека, Ю.П.Лисицын рассматривает здоровье человека как гармоничное единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными механизмами.

В.П. Казначеев определяет здоровье человека как процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни. При этом обращается внимание на необходимость создания таких условий и таких гигиенических систем, которые обеспечивали бы не только сохранение здоровья человека, но и его развитие.

Физиологический (медико-биологический) подход, основанный на базовых принципах жизнедеятельности организма, был положен в основу определения здоровья Р.И. Айзманом: «Здоровье — это способность организма сохранять свою психофизиологическую устойчивость (гомеостаз) в условиях адаптации к различным факторам окружающей среды и нагрузкам» [11].

Терминн «валеология» рассматривает целостное здоровье человека, способы и механизмы его формирования, а также психическое и физическое саморазвитие через понимание сущности здоровья и самопонимание.

По мнению Т.Ф. Ореховой целью эколого-валеологического образования является формирование у участников учебно-воспитательного процесса готовности к творению своего здоровья, проявляющаяся в потребности, способности и решимости человека стать и быть здоровым.

Таким образом, под эколого-валеологическим воспитанием дошкольников следует понимать процесс, направленный на формирование эколого-валеологической культуры, ориентированной на гармоничное отношение ребенка с окружающей средой, соблюдение определенных моральных норм, а также ответственное отношение к своему здоровью.

Ребенку дошкольного возраста свойственно творческое воображение, являющееся основой умственной и нравственной сторон жизни ребенка, именно оно позволяет ребенку-дошкольнику воспринимать природу как нечто одушевленное, а также освоить в форме образов универсальные принципы устройства и функционирования мира. Ребенок дошкольного возраста познает окружающий его мир непосредственно взаимодействуя с ним. Именно в предметной деятельности ребенок приобретает осторожность в обращении с миром. Поэтому ему вполне доступны восстановление и созидание, потребность оказать помощь. В связи с этим возникает необходимость в разработке технологии обучения детей здоровому образу жизни как форме и способу повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющих и совершенствующих генетически детерминированные возможности организма.

Подходя к вопросам эколого-валеологического воспитания дошкольников необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:


  • сформировать комплекс элементарных научных эколого-валеологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, осознанно-правильного отношения к природе);

  • развивать познавательного интереса к окружающему миру;

  • сформировать навыки наблюдения за природными объектами и явлениями;

  • сформировать первоначальные элементарные умения и навыки экологически грамотных норм поведения по отношению к природе, навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

  • воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к миру природы и окружающему миру в целом, а также первоначальную систему ценностных ориентаций;

  • воспитывать умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде[9].

В содержание эколого-валеологического воспитания входят: изучение особенностей эколого-валеологического образования дошкольников; создание сдоровьесберегающей культуротворческой образовательной среды; развитие познавательного интереса детей к миру природы; развитие активной деятельности дошкольников по осознанному сохранению природы; воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру; работа с родителями; работа по преемственности ДОУ и школы и т.д.

В рамках общего эколого-валеологического образования дошкольников следует выделить две группы принципов: общепедагогических и специфических. К общепедагогическим относятся:



  • научность - элементарные экологические, биологические, географические понятия, однако их содержание может быть объяснено через специфические дошкольные виды деятельности;

  • доступность - содержание понятий может быть объяснено детям в доступной, привлекательной и соответствующей возрасту форме: игры, наблюдения, чтение литературы и т.д;

  • гуманистичность - формирование у ребенка представлений о человеке как части природы и о самоценности природы, воспитание уважительного отношения ко всем формам жизни на планете, благоговения перед всеми ее проявлениями;

  • системность - каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения;

  • преемственность - предполагает, что дошкольное образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы непрерывного образования.

Специфические принципы обучения:

  • прогностичность - умение оценивать некоторые каждодневные действия по отношению к окружающей среде, сдерживать свои желания, если они наносят вред природе;

  • деятельностность - участие детей совместно со взрослыми (особенно родителями) или детьми более старшего возраста в различных природоохранных акциях, оценке состояния своего дома, двора, территории детского сада, группы и т.д.;

  • интеграция - проявляется в необходимости экологизации всей деятельности педагогического коллектива и экологизации различных видов деятельности ребенка;

  • целостность – отражает целостное восприятие ребенком всего мира и его единство с природой;

  • конструктивизм - приводя отрицательные факты влияния человека на природу, взрослый обязан показать ребенку положительный пример или возможность изменения ситуации;

  • регионализм - проявляется и в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего, своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей [9];

Таким образом, рассматривая эколого-валеологическое образование дошкольников можно утверждать: для формирования эколого-валеологических представлений дошкольников необходимо, чтоб учебно-воспитательный процесс гармонично затрагивал все сферы личности ребенка; эколого-валеологическое образование должно опираться на общедидактические и специфические для данной сферы принципы.

Список литературы:



  1. Жданова Ю. В. Эколого-валеологическое образование учащихся при изучении раздела «Человек и его здоровье» курса биологии: Дис. ... канд. пед. наук. М., 2001.

  2. Зайцев Г. К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей. СПб., 1998.

  3. Зверев И. Д. Экологическое образование школьников / Под ред. И. Д. Зверева, Т. И. Суравегиной. М., 1983.

  4. Лазарева О. Н., Моисеева Л. В. Проблема преемственности экологического образования дошкольников и младших школьников // Вестн. Ин-та развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при ЧГПУ. Сер. 3. Актуальные проблемы образования. 2004. № 22.

  5. Орехова Т. Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования. Магнитогорск, 2004.

  6. Татарникова Л. Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. СПб., 1997.

  7. Тюмасева З. И. Культура любви к природе, экология и здоровье человека. Челябинск, 2003.

  8. https://superinf.ru/view_article.php?id=385

  9. http://ladushki.ucoz.ru/load/metodicheskie_razrabotki/metodicheskie_razrabotki/ehkologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov/3-1-0-6

  10. http://dissers.ru/avtoreferati-dissertatsii-pedagogika/a349.php

  11. http://www.grandars.ru/college/medicina/zdorove.html


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница