Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и молодежной политики Ставропольского края
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Ставропольский государственный педагогический институт»
Факультет специальной педагогики
Кафедра специальной и клинической психологии
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА)
Формирование правового сознания старших школьников
с нарушением интеллекта
студентки 4 курса группы СП4П
специальности «Специальная
психология»
Исхаковой Соногуль Хасмуратовны
Научный руководитель:
кандидат психологических наук,
доцент кафедры специальной и
клинической психологии
Шаповаленко Зинаида Ивановна
Рецензент:
кандидат психологических наук,
доцент кафедры специальной и
клинической психологии
Гостунская Яна Игоревна
Работа допущена к защите Дата защиты
«_____» _____________ 2015г. «______»________________2015г.
Зав. кафедрой ____________ Оценка «___________________»
г. Ставрополь, 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы правового сознания старших школьников с нарушением интеллекта в научной литературе…………….7
Правовое сознание как предмет научного исследования……………………7
Проблема формирование правосознания старших школьников в социально-психологической литературе…………………………………………….……18
Особенности формирования правового сознания старших школьников с нарушением интеллекта……………………………………………….………32
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей правового сознания старших школьников с нарушением интеллекта……………………………42
2.1. Методы и методики организации исследования…………………….…42
2.2. Коррекционно-профилактическая программа по формированию правового сознания старших школьников с нарушением интеллекта………48
2.3. Эмпирический анализ результатов экспериментального исследования………………………………………………………….…………53
Заключение………………………………………………………………………68
Список литературы………………………………………………………………71
Приложение………………………………………………………….….……..75
Введение
Проблема формирования правосознания личности является актуальной, её решение тесным образом связано с построением гражданского общества, основанного на принципах гражданских свобод, толерантности, экономической и социальной инициативности граждан. Именно развитое правосознание позволяет личности соотносить свое поведение с нормами, правилами и ценностями общества, определять и оценивать свои поступки и поступки других людей в соответствии с установленными социальными нормами.
Умственно отсталые старшие школьники имеют весьма поверхностное представление о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения. Безразличное, а иногда и неуважительное отношение отдельных детей к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях.
Формирования правового сознания у старших школьников с нарушением интеллекта необходимо для обеспечения их успешной социальной адаптации, формирования мировоззрения и системы правовых ценностей и установок, соответствующих требованиям современного общества.
Правосознание есть осознание права, совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей как к действующему, так и к желаемому праву. Оно формируется под воздействием объективно обусловленных потребностей и интересов общества, является частью общественного сознания, оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, поддержанию и укреплению порядка в нем.
Теоретические основы формирования правового сознания у старшеклассников с нарушением интеллекта в специальном образовательном учреждении VIII вида определенны в трудах по общим проблемам олигофренопедагогики и олигофренопсихологии: О. К. Агаеляна, Л. С. Выготского, Т. А. Власовой, А. Г. Грабова, Г. М. Дульнева, Ш.Н. Нигаева, Л. С. Петровой, Б.П. Пузанова, В. И. Синева и др.
Круг вопросов, связанных с правовым образованием старших школьников с нарушением интеллекта в исследовательских и научно-методических работах рассматривался недостаточно. Отдельные исследования учёных отмечают тот факт, что знания о правах и обязанностях, ответственности и защите у учащихся старших классов специальных коррекционных школ VII вида носят поверхностный характер: они не связанны с практикой повседневного поведения. Данные учащиеся недостаточно социально адаптированы и защищены в обществе, что противоречит положению государственных и межгосударственных нормативных актов. Это обусловило актуальность и значимость данной проблемы.
Поделитесь с Вашими друзьями: |