Теоретические аспекты понятия «одиночество» 5 1Определение понятия «одиночество» 5



Скачать 170,97 Kb.
страница1/11
Дата22.04.2016
Размер170,97 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Оглавление


Введение 1

Глава 1. Теоретические аспекты понятия «одиночество» 5

1.1Определение понятия «одиночество» 5

1.2Психологические факторы, способствующие понятию одиночества 8

1.3 Психологические модели одиночества 10

Глава 2. Изучение степени включения молодёжи в интернет коммуникации 22

2.1 Интернет как новое условие реализации жизнедеятельности 22

2.2 Влияние интернет коммуникаций на молодёжь 25

Глава 3. Эмпирическое исследование личностных коррелятов переживания одиночества молодыми людьми с различной степенью включённости в интернет коммуникации 32

3.1 Общая стратегия и методы исследования 32

3.2 Диагностика увлечённости Интернетом 33

3.3. Личностные типы молодёжи, переживающей одиночество: анализ и обсуждение результатов 35

3.4 Личностные и ситуационные детерминанты одиночества молодёжи: анализ и обсуждение результатов 38

Заключение 43

Список использованной литературы 45

Приложение 1 47

 Приложение 2 49

Приложение 3 50

Приложение 4 54

Приложение1 56




Введение


Актуальность исследования: Последние два десятилетия все более возрастает значимость интернета как информационного, коммуникативного, смыслового, и игрового пространства, что приводит к широкому внедрению интернет-ресурсов практически во все сферы человеческой жизнедеятельности. Интернет стал мощным средовым фактором, под влиянием которого происходит формирование личности современных молодых людей. Согласно данным социологических опросов, проводимых фондом общественного мнения именно молодёжь является являются наиболее активным интернет-пользователем. Молодёжь с разной степенью вовлечённости в интернет технологии обладает различными личностными качествами. Многие молодые люди из этой категории страдают от социального одиночества.

Цель исследования – выявление особенностей субъективных переживаний одиночества молодыми людьми с разной степенью вовлечённости в интернет коммуникации.

Объектом исследования является переживание одиночества.

Предмет исследования – особенности субъективных переживаний одиночества молодыми людьми с разной степенью вовлечённости в интернет коммуникации.

Задачи исследования:

- рассмотреть определение понятия «одиночество»;

- выявить психологические факторы, способствующие понятию одиночества;

- рассмотреть психологические модели одиночества;

-рассмотреть интернет как новое условие реализации жизнедеятельности;

- изучить влияние интернет коммуникаций на молодёжь;

- провести эмпирическое исследование личностных коррелятов переживания одиночества молодыми людьми с различной степенью включённости в интернет коммуникации.

Структура работы состоит из введения, трёх глав и заключения.

В первой главе рассмотрены теоретические аспекты понятия «одиночество», изучены психологические модели одиночесвта.

Во второй главе проведено изучение степени включения молодёжи в интернет коммуникации.

В третьей главе рассмотрены результаты проведённого эмпирического исследования личностных коррелятов переживания одиночества молодыми людьми с различной степенью включённости в интернет коммуникации.

При написании работы были использован комплекс методов и методик, применяемых в исследовании, определен исходными методологическими предпосылками, а также целью и задачами каждого этапа и всего исследования в целом. Основными методами сбора данных являлись:



1) теоретический анализ литературы отечественных и зарубежных авторов по проблеме исследования;

2) психологическое тестирование.

Экспериментально-психологический метод представлен методиками:

- шкалой интернет-зависимого поведения  (Chen Internet addiction Scale, CIAS) апробированной и адаптированной для российской выборки В.Л. Малыгиным и К.А. Феклисовым;

- методика, предложенная Ч. Д. Спилбергером (адаптирована Ю. Л. Ханиным);

- «исследование тревожности» (опросник Спилбергера).

-16-факторный опросник Кеттелла.

Теоретической основой исследования являются:

- базовые положения психологической теории деятельности и личности (Ананьев Б.Г., Леонтьев А.Н., Ломов Б.Ф., Рубинштейн С.Л., Теплов Б.М.);

- методологические принципы дифференциальной психодиагностики (Гуревич К.М., Бодров В.А., Машков В.И., Платонов К.К., Марищук В.Л.);

- исследования закономерностей формирования личности и характера в подростковом возрасте (Божович Л.И., Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Личко А.Е., Толстых H.H.,Фельдштейн Д.И., Эриксон Э., Эльконин Д.Б. и др.);

- исследования, посвящённые исследованию психологических детерминант зависимого поведения (Segal B., Алехин А.Н., Битенский В.С, Бухановский А.О., Введенский Г.Е., Ежов И.В., Зайцев В.В., Иванов Д.А., Козлов А.А., Каменская В.Г., Кулаков С.А., Личко А.Е., Локтева В.А., Малыгин В.Л., Менделевич В.Д., Москаленко В.Д., Николаева Е.И., Петровский В.А., Пятницкая И.Н., Рохлина М.Л., Сирота Н.А., Ткаченко А.А., Туревский И.Я., Шабанов И.Д., Шайдулина А.Ф., Яровинская А.В., Ялтонский В.М.).

Несмотря на большой интерес к рассматриваемой теме, исследования интернет-зависимости в России пока немногочисленны и не носят систематизированного характера.

Степень разработанности данной темы. В первых отечественных работах по этой тематике также фиксируется связь между интернет-зависимостью и дефицитом социального контакта. Результаты исследования Н. В. Чудовой, изучавшей состояние эмоциональной сферы субъектов активного интернет-взаимодействия (использовались проективные методики - тест Люшера), а также уровень их самооценок (методика изучения самооценки Дембо-Рубинштейн) свидетельствуют о том, что у неумеренных интернет-пользователей имеют место "сложности в непосредственном общении", "переживание одиночества и недостаточного внимания к ним со стороны других", а также "склонность к интеллектуализации", то есть к уходу от эмоциональных контактов.

В недавней работе Н. В. Корытниковой была выделена социальная депривация как негативная сторона влияния Интернета, что проявляется в недостаточности выполнения социальных функций, приводящей к невозможности удовлетворения важных социальных потребностей, к сужению социальных контактов, что в итоге сопровождается десоциализацией и социальной дезадаптацией.




Каталог: wp-content -> uploads
uploads -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
uploads -> Методические рекомендации для преподавателей 12 Методические рекомендации для аспирантов
uploads -> Сборник методических материалов
uploads -> Темы контрольных работ по дисциплине «психология отклоняющегося доведения»
uploads -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
uploads -> Управление образования администрации Красногорского района
uploads -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
uploads -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница