Теоретическая база опыта



Скачать 42.89 Kb.
Дата20.04.2016
Размер42.89 Kb.

Из опыта работы учителя истории и обществознания Ромашкинской средней школы Меркулова Михаила Сергеевича по проблеме «Формирование исследовательской деятельности учащихся на уроках во внеурочной работе».

                     1.Теоретическая база опыта:


- теория проблемного обучения (Руссо, Дьюи, Дистервег, А.М.Матюшкин и  др.);
- теория организации и проведения ученического исследования (А.И.Савенков, А.С.Обухов, А.В.Леонтович, В.И.Загвязинский);
- технологии (личностно-ориентированный подход в формировании общеучебных умений и навыков, уровневая дифференциация обучения основе обязательных результатов). 

                     2. Условия возникновения проблемы.


В условиях модернизации российского образования большая роль отводится гуманитарным дисциплинам. Одним из способов обновления содержания образования является развитие дидактического методического обеспечения учебной деятельности средствами реализации  исследовательских проектов.

                     3. Актуальность.


В условиях современного противоречивого мира ценность гуманитарного образования только возрастает. Необходимо научить учащихся виде роль России в мире и понимать мотивы действий тех или иных политических систем, государств, политиков. Гуманитарные науки являются фактором решения приоритетных государственных задач. На современном этапе развития общества востребована личность, обладающая не только обширными знаниями, но и обладающая совокупностью умений, позволяющих ей быстро социализироваться условиях быстро меняющегося мира. Современная личность должность обладать высоким интеллектом, аналитическим мышлением нестандартным подходом к решению возникающих проблем и т.д. Все эти качества оказываются востребованными в процессе осуществления самостоятельной исследовательской деятельности.
Использование исследовательской деятельности школьников способствует повышению качества и эффективности учебно-воспитательного процесса.

                    4. Основополагающие принципы:


- научность;
- доступность и посильность;
- гуманистическая направленность;
- учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
- прочность и действенность результатов. 

                     5. Новизна опыта:


Разработанная технология формирования исследовательских навыков учащихся на уроках и во внеурочной работе по истории являются реализацией идеи повышения эффективности управления процессом усвоения знаний по средствам личностно-ориентированного и дифференцированного обучения. Новизна заключается в разработке диагностической системы изучения навыков исследовательской деятельности учащихся, а также в выявлении педагогических условий эффективности формирования и развития этих навыков.                   

                     6.Основные компоненты опыта:


- информационно-аналитический материал;
- система нестандартных внеклассных мероприятий по формированию и развитию навыков исследовательской деятельности учащихся;
- диагностические исследования результативности достижений учащихся;
- диагностические исследования результативности достижений учащихся.

                    7.Технология опыта.


Для того, чтобы решить главную задачу школы – подготовить творчески развитую личность, способную к самоопределению и самореализации – необходимо:
- обучить умениям и навыкам исследовательской работы;
- повысить мотивацию учащихся к самостоятельному научному поиску;
- научить школьников оформлять научные идеи, размышления;
- способствовать формированию у учащихся исследовательских навыков;
- обеспечить активный и успешный опыт участия школьников в творческой исследовательской деятельности. 

                    8.Продуктивность.


Работа по формированию навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной работе по истории позволяет развивать исследовательский тип мышления, творческие способности, общую культуру учащихся, дает возможность использовать полученные навыки в практической деятельности.

                    9.Результативность.


В результате работы по формированию навыков исследовательской деятельности учащихся:
- развивается представление о себе и своих возможностях;
- возникает стремление познать новое, получить радость творческого озарения;
- возникает радость достижения успеха: учиться надо хорошо, чтобы уважать себя;
- формируются социальные мотивы: учиться, чтобы получить вознаграждение, устроить свою жизнь.

  Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной работе по истории.

                         Цель: создать условия для творческого развития личности, способной к самообразованию, саморазвитию и самореализации.
                         Задачи: развивать навыки исследовательской деятельности, логическое мышление.
         На уроке исследование может осуществляться в ходе коллективной, групповой и индивидуальной работы по проблеме:
- методами сравнительного анализа;
- работы с опорными конспектами;
- сообщение по учебникам и другим источникам;
- характеристики личности и события;
- знакомства с оценками историков и современников. 

       Для формирования навыков исследовательской деятельности учащихся используется технология проблемного обучения, аналитического мышления, личностно-ориентированного обучения, при которых на первый план выходят активные формы, методы и средства обучения, такие как: лекции, уроки «размышления».


        Эффективность таких занятий заключается в том, что пробуждается творческое мышление, познавательный интерес.
        Такие уроки служат началом для самовыражения личности ученика и являются благородной почвой для его дальнейшего развития во внеурочной работе  по предмету.
        Во внеурочной работе школьники получают возможность заниматься исследовательской и проектной деятельности по темам, которые им близки. Поисковая деятельность краеведческой направленности вызывают мотивацию к исследовательской деятельности и позволяют учащимся реализовать свои творческие способности.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница