Темы семинарских занятий Тема Проблема определения философии



Скачать 130.14 Kb.
Дата05.06.2016
Размер130.14 Kb.
ТипСеминар
«Основы философии»
Темы семинарских занятий

Тема 1. Проблема определения философии.

  1. Философия как мышление о мышлении. Философия как любовь к мудрости, как учение о разумной и правильной жизни.

  2. Философия как учение о мире в целом, как мышление об основных идеях мироустройства.

  3. Соотношение философии, науки, религии.


литература:

Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. http://philosophy.ru/library/catalog.html

Мамардашвили М.К. О философии // Вопросы философии. 1991. № 5. http://philosophy.ru/library/catalog.html

Хайдеггер М. Что значит мыслить? http://philosophy.ru/library/catalog.html

Хайдеггер М. Основные понятия метафизики // Вопросы философии. 1989. N 9. С. 116-122 http://philosophy.allru.net/pervo.html

Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991. http://philosophy.ru/library/catalog.html



Библер В.С. Что есть философия // Вопросы философии 1995. № 1.

Тема 2. Онтология.

  1. Категория «бытие» и онтологическая проблематика в истории философии.

  2. Основные категории онтологии.

литература:

  1. Бессонов, Б. Н. История философии: учебник / Б. Н. Бессонов, 2010. - 278 с.

  2. Гриненко, Г. В. История философии: учебник / Г. В. Гриненко, 2010. - 689 с.

  3. Губин, В. Д.. Философия: учебник / В. Д. Губин, 2011. - 336 с.

  4. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник/ В. Г. Кузнецов [и др.].- М.: ИНФРА-М, 2008.- 519С.


Тема 3. Проблема свободы

  1. Определение понятия «свобода».

  2. Абсолютность и относительность свободы.

  3. Позитивная и негативная свобода.

  4. Условия возможности свободы.

  5. Свобода и ситуация.

  6. Феномен «бегства от свободы».


литература:

  1. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989.

  2. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990. http://philosophy.ru/library/catalog.html

  3. Губин, В. Д.. Философия: учебник / В. Д. Губин, 2011. - 336 с.

  4. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник/ В. Г. Кузнецов [и др.].- М.: ИНФРА-М, 2008.- 519С.



Тема 4. Проблема смысла жизни

  1. Актуальность проблемы смысла жизни.

  2. Определение понятия «смысл жизни».

  3. Человеческая жизнь как ценность.

  4. Проблема смерти и бессмертия.

литература:

  1. Смысл жизни: Антология. М., 1994.

  2. Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994.

  3. Франк С.Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 1990. № 6.

  4. http://philosophy.ru/library/catalog.html

  5. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.

  6. Сержантов В. Человек, его природа и смысл бытия. М., 1990. Глава 5.

  7. Смысл жизни в русской философии. Конец XIX - начало XX в. СПб., 1992.

  8. Балашов Л.Е. Жизнь, смерть, бессмертие. http://philosophy.ru/library/catalog.html

  9. Камю А. Миф о Сизифе. // Сумерки богов. М., 1989.



Тема 5. Учение о познании.

  1. Спор сенсуалистов, рационалистов и агностиков о природе познания.
    Методы и формы научного познания (индукция и дедукция, анализ и синтез, гипотеза, эксперимент, моделирование).

  2. Проблема истины.


литература:

  1. Бессонов, Б. Н. История философии: учебник / Б. Н. Бессонов, 2010. - 278 с.

  2. Гриненко, Г. В. История философии: учебник / Г. В. Гриненко, 2010. - 689 с.

  3. Губин, В. Д.. Философия: учебник / В. Д. Губин, 2011. - 336 с.

  4. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник/ В. Г. Кузнецов [и др.].- М.: ИНФРА-М, 2008.- 519С.



Тема 6. Проблема бытия в античной философии

1. Проблематичность употребления термина «бытие». Социокультурные условия формирования античной онтологии. Эволюция от Мифа к Логосу.



2 Проблема бытия в Милетской школе (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Проблема первоначала («Архэ»). Бытие как бесконечное («Апейрон»).
литература:

  1. Фрагменты ранних греческих философов. М, 1989 Ч.1. Главы «Фалес», «Анаксимандр», «Анаксимен».

  2. Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. М., 19991. С. 94-108, 129-


Тема 7. Рационализм Р. Декарта.

  1. Рационализм Р.Декарта.

  2. Сомнения в достоверности чувственных данных.

  3. Обоснование принципа «cogito ergo sum» («мыслю, следовательно, существую»).

  4. Четыре правила рационального метода.

  5. Доказательства существования Бога и бессмертия души. Концепция врожденных знаний.


литература:

  1. Декарт Р. Размышления о первой философии. http://philosophy.ru/library/catalog.html

  2. Декарт Р. Рассуждение о методе // Сочинения: В 2-х т. Т.1. М., 1989. С.250-273, 314-336.

  3. http://library.philos.msu.ru или http://philosophy.ru/library/catalog.html

  4. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв. М., 1984

  5. Асмус В.Ф. Декарт. М., 1956.

  6. Хрестоматия по философии: Учебное пособие (сост. Алексеев П.В., Панин А.В.) М., 1997.


Тема 8. Философия пессимизма А. Шопенгауэра.

  1. Идеи И. Канта в творчестве А. Шопенгауэра.

  2. Мира как представление.

  3. Мир как воля.

  4. Этика пессимизма. Проблема смысла жизни, судьбы, смерти, любви.


литература:

  1. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // Соч.: В 5-ти т. Т. 1. М., 1992. http://philosophy.ru/library/catalog.html

  2. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.



Тема 9. Проблема бессознательного в философии.

  1. Сознание и бессознательное (З.Фрейд,).

  2. Коллективное бессознательное. Учение об архетипах. (К.-Г.Юнг)

литература:

  1. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1989.

  2. Юнг К.-Г. Аналитическая психология. М., 1995.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.
Семинарские занятия по курсу «Основы философии» имеют существенное значение для усвоения и закрепления студентами изучаемого теоретического материала. Они предназначены (через самостоятельное изучение и последующее коллективное обсуждение) помочь понять и закрепить в сознании студентов основные философские смыслы иронии и ее социально-философские основы. Семинары по курсу «Основы философии» – это такой вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя, и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, возникающей между ними дискуссии и обобщений преподавателя, решаются задачи воспитательного и познавательного характера, формируется мировоззрение, прививаются методологические и практические навыки, необходимые для становления квалифицированных специалистов, что соответствует требованиям ГОС СПО.

Задачи семинарских занятий:

  1. становление и развитие познавательной мотивации студентов;

  2. умение использовать полученные знания в учебных условиях;

  3. овладение понятийным аппаратом в области философского содержания иронии;

  4. овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, отстаивания своей точки зрения.

Кроме того, в ходе семинарского занятия преподаватель решает и такие частные задачи, как:

  1. повторение и закрепление знаний;

  2. контроль;

  3. педагогическое общение.

Важнейшим фактором развития творческих способностей в области идей является изучение первоисточников. Вот почему при изучении этого курса такое важное значение имеет работа над философским наследием в области иронии, а также над современной научной литературой. Для студентов всех форм обучения обязательны краткие конспекты первоисточников, где отражается самостоятельная работа учащегося над текстом оригинала.

Приступая к подготовке темы семинарского занятия, студенты должны, прежде всего, внимательно ознакомиться с его вопросами (по темам и вопросам семинарских занятий), первоисточниками (рекомендованными для обязательного прочтения), а также учебной программой по данной теме. Учебная программа позволяет студентам наиболее качественно и правильно сформулировать краткий план ответа, помогает лучше сориентироваться при проработке вопроса, способствует структурированию знаний. При подготовке к семинарам, помимо изучения первоисточников, следует использовать учебники и учебные пособия, приведенные в списке основной и дополнительной литературы.

Студенты должны готовить все вопросы соответствующего занятия и, кроме того, обязаны уметь давать определения основным философским понятиям каждого семинара.

Отвечать на тот или иной вопрос студентам рекомендуется наиболее полно и точно, при этом нужно уметь логически грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения.



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
В процессе освоения курса «Основы философии» студент должен освоить основные философские проблемы и направления. Для наиболее эффективного усвоения материала в процессе изучения курса особое место уделяется развитию творческих способностей студента. Учебный процесс ориентируется на саморазвивающуюся личность, которая стремится к самопознанию и принятию самостоятельных решений. Именно благодаря самостоятельной работе формируются и развиваются профессиональные качества специалиста.

Самостоятельная работа студентов проводится с целью:



  1. закрепления знаний обучающегося в области философии;

  2. углубления и расширения общекультурного уровня студента;

  3. формирования умений подбирать и использовать научную, справочную и др. литературу;

  4. развития познавательных способностей студента, а также его творческого потенциала;

  5. формирования навыков исследовательской работы.

Для достижения указанных целей студент должен решать следующие задачи:

  1. изучить рекомендованную литературу, уделяя особое внимание первоисточникам;

  2. выполнять предлагаемые задания;

  3. выполнять требования, предъявляемые преподавателем при подготовке к семинарским занятиям.

Самостоятельная работа студента (СРС) делится на аудиторную – во время которой студент составляет конспект лекций, принимает активное участие в работе на семинарском занятии, и внеаудиторную – выполнение заданий, предложенных преподавателем на дом, а так же подготовка к семинарским занятиям.

Основным заданием для внеаудиторной СРС является конспектирование текста. Данное задание выполняется при изучении каждой темы учебного плана. Цель данного задания заключается в вычленении основных идей автора изучаемого исследования. В процессе выполнения данного задания студент конкретизирует изученную им информацию, которая в дальнейшем помогает ему при выступлении на семинарском занятии и при подготовке к зачету.


КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ СТУДЕНТОВ
Критериями оценки знаний студентов в процессе освоения учебной дисциплины «Основы философии» являются:

  • знание учебного материала в соответствии с учебной программой дисциплины (степень освоения учебной литературы по теме); способность дать оценку существующим точкам зрения по раскрываемой проблеме;

  • доказательность и убедительность выступлений на семинарских занятиях, умение выделять главные аспекты проблемы, способность отстаивать свою позицию, опираясь на знание материала;

  • наличие конспекта лекций и его активное использование во время самостоятельной работы;

  • знание и владение материалом рекомендованной литературы по учебному курсу.

Основанием для получения отличной оценки на экзамене являются глубокие знания при ответе на поставленный вопрос, последовательное изложение материала с использованием знания лекционного курса, сформулированные и обоснованные выводы.

Для получения хорошей оценки студент должен показать прочные знания программного курса и умение связывать теоретические положения с анализом реальной ситуации.

Удовлетворительная оценка выставляется за изложение минимума лекционного материала и учебника при недостаточном умении студента раскрывать тему самостоятельно и неумении связывать данную тему со смежными темами курса.



ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ И
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Примерные вопросы к экзамену





  1. Проблемы определения философии.

  2. Категории, проблемы и структура философского знания.

  3. Проблема отношений веры и знания в истории философии.

  4. Философия как рефлексия.

  5. Философия как метафизика

  6. Философия и наука

  7. Проблемы зарождения философского знания. Философия, миф, религия.

  8. Основные проблемы античной философии. Первые философские школы Древней Греции.

  9. Проблема первоначала в философии Милетской школы

  10. Проблема бытия и небытия в философии Элейской школы

  11. Теория познания Платона

  12. Онтология Платона

  13. Проблема единого и много в философии элеатов и в диалоге Платона

  14. Метафизика Аристотеля. Учение о первоначалах бытия.

  15. Особенности средневековой философии. Спор об универсалиях.

  16. Антропология в средневековой философии

  17. Антропология в философии Нового времени

  18. Учение об идолах разума и проблема истинной индукции в философии Ф.Бэкона.

  19. Проблема метода познания в философии Р.Декарта.

  20. Общая характеристика немецкой классической философии.

  21. Трансцендентальный идеализм И.Канта. Учение об априорных формах познания.

  22. Понятие “Абсолютной идеи” и система философии Г.Ф.В.Гегеля.

  23. Особенности неклассической философии середины XIX – начала XX.

  24. «Философия жизни»: Ф.Ницше

  25. «Философия жизни»: А.Шопенгауэр

  26. Проблема человека в философии экзистенциализма.

  27. Проблема человека в философии фрейдизма.

  28. Проблема бытия в философии экзистенциализма

  29. Основные проблемы и категории философии экзистенциализма.

  30. Проблема смысла жизни (Е.Трубецкой, С.Франк, В.Франкл, А.Камю)

  31. Проблема свободы (Ж.-П.Сартр, Э.Фромм, Н.Берядев)

  32. Проблемы познания в философии позитивизма

  33. Проблемы познания в философии неопозитивизма.

  34. Проблемы познания в философии постпозитивизма

  35. Проблема роста научного знания. Научные парадигмы и научные революции.

  36. Философия постструктурализма.

  37. Проблема определения сознания. Основные парадигмы сознания.

  38. Сознание и бессознательное.

  39. Познание как процесс, его структура и формы.

  40. Познание и понимание. Знание и вера.

  41. Понятие истины, теории истины.

  42. Виды познавательной деятельности. Рациональное и иррациональное в познании.

  43. Концепции исторического процесса. Проблема смысла и целей истории.

  44. Понятие личности. Роль личности в истории.

  45. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.

  46. Глобальные проблемы современности.



СПИСОК ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ДРУГИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

Основные источники:



  1. Бессонов, Б. Н. История философии: учебник / Б. Н. Бессонов, 2010. - 278 с.

  2. Гриненко, Г. В. История философии: учебник / Г. В. Гриненко, 2010. - 689 с.

  3. Губин, В. Д.. Философия: учебник / В. Д. Губин, 2011. - 336 с.

  4. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования: учебник/ В. Г. Кузнецов [и др.].- М.: ИНФРА-М, 2008.- 519С.

Дополнительные источники:



  1. Липский, Б. И. Философия: учеб. для вузов / Б. И. Липский, Б. В. Марков, 2011. - 495 с.

  2. Спиркин, А. Г. Философия: учебник / А. Г. Спиркин, 2011. - 828 с.

  3. Фокина, Н.И. Современная западная философия (вторая половина XIX-XX в.): учеб. пособие / Н. И. Фокина; под ред. В. И. Кириллова, 2009. - 336 с.


Базы данных, Интернет-ресурсы, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Сайт «Философия без границ». Режим доступа: http://platonanet.org.ua/

2. Журнал «Вопросы философии». Режим доступа: http://vphil.ru/

3. Библиотека по философии. Режим доступа: http://lib.ru/FILOSOF/

4. Сайт «Философы древности». Режим доступа: http://www.philosoma.ru/

5. Институт философии РАН: философия в России (www.philosophy.ru)

6. LIBRARY.RU Информационно-справочный портал при поддержке Министерства культуры РФ (http://www.library.ru/)

7. Электронная библиотека Максима Мошкова (www.lib.ru)



8. Поисковая система «Google»
Каталог: %CA%EE%EB%EB%E5%E4%E6%20%C0%EB%F2%C3%D3 -> 034702%20%C4%EE%EA%F3%EC%E5%ED%F2%E0%F6%E8%EE%ED%ED%EE%E5%20%EE%E1%E5%F1%EF%E5%F7%E5%ED%E8%E5%20%F3%EF%F0%E0%E2%EB%E5%ED%E8%FF%20%E8%20%E0%F0%F5%E8%E2%EE%E2%E5%E4%E5%ED%E8%E5 -> %F0%E0%E1%EE%F7%E8%E5%20%EF%F0%EE%E3%F0%E0%EC%EC%FB%20%EE%F0%E8%E3%E8%ED%E0%EB
%F0%E0%E1%EE%F7%E8%E5%20%EF%F0%EE%E3%F0%E0%EC%EC%FB%20%EE%F0%E8%E3%E8%ED%E0%EB -> Учебно-методический комплекс по дисциплине конфликтология для подготовки по спо «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
%CA%EE%EB%EB%E5%E4%E6%20%C0%EB%F2%C3%D3 -> Рабочая программа учебной дисциплины деловое общение Уровень основной образовательной программы базовый
%CA%EE%EB%EB%E5%E4%E6%20%C0%EB%F2%C3%D3 -> Рабочая программа композиция и макетирование уровень основной образовательной программы базовый
%CA%EE%EB%EB%E5%E4%E6%20%C0%EB%F2%C3%D3 -> Рабочая программа учебной дисциплины деловое общение уровень основной образовательной программы базовый
%CA%EE%EB%EB%E5%E4%E6%20%C0%EB%F2%C3%D3 -> Рабочая программа по дисциплине этика и психология делового общения уровень основной образовательной программы Базовый
%CA%EE%EB%EB%E5%E4%E6%20%C0%EB%F2%C3%D3 -> Рабочая программа по дисциплине психология делового общения уровень основной образовательной программы Базовый
%CA%EE%EB%EB%E5%E4%E6%20%C0%EB%F2%C3%D3 -> Рабочая программа учебной дисциплины социология управления уровень основной образовательной программы базовый
%CA%EE%EB%EB%E5%E4%E6%20%C0%EB%F2%C3%D3 -> Рабочая программа учебной дисциплины русский язык направление(я) подготовки


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница