Тематика практических занятий по курсу «Этнопсихология народов Республики Башкортостан»



Скачать 46.48 Kb.
Дата23.05.2016
Размер46.48 Kb.
ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

по курсу «Этнопсихология народов Республики Башкортостан»
При подготовке к занятиям, помимо, предлагаемых ниже вопросов для рассмотрения на практических занятиях, студенты собирают и систематизируют информацию о психологических особенностях представителей конкретных этнических общностей.

Под руководством преподавателя составляются национально-психологические характеристики представителей различных этнокультурных общностей и разрабатываются культурные ассимиляторы для подготовки к межэтническому взаимодействию с ними.

По ходу овладения категориальным аппаратом и тематикой этнической психологии, студент определяется с темой самостоятельного научного исследования (в форме реферата-спецвопроса или эссе) и уточняет ее формулировку с преподавателем.

Проведенный анализ этнопсихологической литературы, закрепляется выработкой навыков этнометодической компетентности, в ходе проводимых академических и внеакадемических занятий (в форме семинарских занятий, дидактических игр и тренингов).

Практическое занятие №1.

Тема: Введение в этнопсихологию. Этнический

парадокс современности.

Вопросы для рассмотрения:

  1. Понятия «этнос» и «этничность». Этнодифференцирующие признаки (маркеры) этнической группы.

  2. Этническое возрождение второй половины ХХ века. Этнический парадокс современности.

  3. Психологические причины роста этнической идентичности в современном мире.

  4. Этническая идентичность в ситуациях социальной нестабильности.

  5. Свойства и функции национальной психики в жизни индивида.
Рекомендуемая литература:

  1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2003, с. 16-22.

  2. Платонов Ю.П. Этническая психология. - СПб., 2001, Часть1.

  3. Крысько В.Г. Этническая психология. М., 2002, с. 70.

  4. Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд.- СПб., 2004, с.12-34.



Практическое занятие №2.

Тема: Предмет, методология и задачи этнопсихологии.

Вопросы для рассмотрения:

  1. Этнопсихология и ее взаимосвязь с другими науки.

  2. Предмет, основные понятия и категории этнической психологии.

  3. Содержание психологии нации (системообразующая и динамическая стороны).

  4. Методология этнической психологии как науки.

  5. Основные задачи этнопсихологии (в частности, вытекающие из современного состояния национальных отношений в нашей стране).
Рекомендуемая литература:

  1. Крысько В.Г. Этническая психология. М., 2002, с. 4-17.

  2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2003, с. 33

  3. Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд.- СПб., 2004, с.46-50.



Практическое занятие № 3-4.

Тема: Механизмы функционирования и проявления

этнопсихологических феноменов.

Вопросы для рассмотрения:

  1. Этнические символы и механизмы этнической символизации.

  2. Своеобразие проявления национальных установок.

  3. Психологические особенности этнической стереотипизации.

  4. Причины образования и последствия предрассудков.

  5. Этноцентризм как социально-психологическое явление.

  6. Этническое самосознание: структура, функции, основные закономерности проявления и развития.
Рекомендуемая литература:

  1. Крысько В.Г. Этническая психология. М., 2002, с. 125-144.

  2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2003, с. 272-291.

  3. Налчаджян А.А. Этнопсихология. СПб., 2004, с.138-178; 192-268; 276-373.



Практическое занятие №5.

Тема: Исследование социализации и этнопсихологических

проблем личности.

Вопросы для рассмотрения:

  1. Социализация, инкультурация, культурная транмиссия.

  2. Влияние культуры на развитие ребенка и национальная символическая социализация.

  3. Этапы становления этнической идентичности. Отрочество и «переход в мир взрослых».

  4. Личность и личностные черты: универсальность или специфичность?

  5. Проблема нормы и патологии личности.
Рекомендуемая литература:

  1. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2003, с. 94-151; 243-272.

  2. Налчаджян А.А. Этнопсихология. СПб.: Питер, 2004, с.186-190.

  3. Агеев В.С. Социальная идентичность личности / Социальная психология. Хрестоматия. М., 1999. С. 349–356.



Практическое занятие №6.

Тема: Психологическая специфика этнических конфликтов.

Вопросы для рассмотрения:

  1. Универсальные и культурно-специфические аспекты общения.

  2. Определение и классификации этнических конфликтов.

  3. Предпосылки (причины и факторы) возникновения этнических конфликтов.

  4. Специфика протекания и основные стадии этнических конфликтов.

  5. Регулирование и разрешение этнических конфликтов.
Рекомендуемая литература:

  1. Крысько В.Г. Этническая психология. М., 2002, с. 218.

  2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2003, с. 300-324.

  3. Налчаджян А.А. Этнопсихология. 2-е изд.- СПб., 2004, с.268.

  4. Психология национальной нетерпимости. Сост. Черняковская Ю.Л./ Хрестоматия. Минск: «Харвест», 2003.



Практическое занятие № 7.

Тема: Национально-психологические особенности народов

Волго-Уральского региона.

Вопросы для рассмотрения:

  1. Различные классификации деления народов Земли.

  2. Этнорегиональные группы народов России (по В.Г. Крысько).

  3. Республика Башкортостан в составе Волго-Уральской историко-этногеографической области (краткое этнологическое описание).

  4. Своеобразие психологии финно-угорских народов.

  5. Своеобразие психологии тюркских и алтайских народов.

  6. Своеобразие психологии восточнославянских народов.

  7. Малые этнические группы в Башкортостане: немцы, латыши, евреи, поляки, китайцы и др.

  8. Появление новых малых этнических групп, вследствие миграций.
Рекомендуемая литература:

  1. Крысько В.Г. Этническая психология. М., 2002, с. 144.

  2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2003, с. 226-233

  3. Налчаджян А.А. Этнопсихология. СПб., 2004, с.54-106.



Практическое занятие №8.

Тема: Учет национально-психологических особенностей

в воспитательной работе в многонациональном коллективе
Вопросы для рассмотрения:

  1. Межкультурные коммуникации в организации.

  2. Межкультурный менеджмент. Национально-культурные модели менеджмента.

  3. Модели измерения этнической идентичности. Составление национально-психологической характеристики личности.

  4. Система воспитательных мероприятий с учетом национально-психологических особенностей людей.

  5. Способы управления межкультурными различиями. Преодоление культурного шока.

  6. Тренинг как метод развития межкультурной компетентности.

  7. Техника повышения межкультурной сензитивности.
Рекомендуемая литература:

  1. Крысько В.Г. Этническая психология. М., 2002, с. 280-300; 246-259.

  2. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2003, с. 264-272.

  3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: практикум. – М., 2008, с. 88-157.



Каталог: download -> version
version -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
version -> Старший воспитатель
version -> Федерико Феллини Делать фильм
version -> 2011 год решением ООН был объявлен Всемирным годом молодёжи. Это год 65-летия Детского фонда ООН
version -> Обзор основных теорий
version -> Тема введение в клиническую психологию тема основные разделы клинической психологии
version -> Закономерности гуманизации образования Литература: Антология гуманной педагогики
version -> Издание осуществлено при поддержке Министерства иностранных дел Франции и Французского Культурного Центра в Москве Москва Центр психологии и психотерапии 1998 ббк 88. 2
version -> Рабочая программа по русскому языку, 5 класс


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница