Тематическое планирование утреннего курса для родителей «Знакомство с вальдорфской школой»



Скачать 84.51 Kb.
Дата27.02.2016
Размер84.51 Kb.
Ханукова Ирина Ивановна
Примерное тематическое планирование утреннего курса для родителей

«Знакомство с вальдорфской школой»



  1. История возникновения вальдорфской школы:

- Р.Штайнер – основоположник антропософии и вальдорфской педагогики;

- история создания первой вальдорфской школы в г.Штутгарте (Германия) в 1919 году;

- история российского вальдорфского движения ;

- история создания нашей школы – НОУ «Центр Искусства Воспитания»; история школы с 18 сентября 1994 года до настоящего времени; роль родителей учеников школы в жизни школы.




  1. Основные принципы вальдорфской педагогики:

-антропософские и антропологические основы вальд.педагогики;

-возрастные особенности ученика как основа для уч.плана;

-один классный учитель с1 по 8 класс;

- феноменологический принцип преподавания, связь всех шк.предметов с человеком;

-преподавание эпохами, особый ритм учебного дня в вальд.школе;

-отсутствие соревнования и безоценочная система обучения;

-особенность структуры вальд.школы, педагогическая коллегия школы как орган управления;

-место ученика, учителя, родителей ученика в образовательном и воспитательном процессе; взаимодействие и сотрудничество учителей и родителей.


  1. Возрастные особенности школьников и учебный план школы:

- семилетие как важный биографический этап; особенности I, II, III семилетия жизни как основа для педагогики (I семилетие: мир ДОБР (семья и детский сад), II семилетие – мир ПРЕКРАСЕН (время классного учителя), III семилетие – мир ИСТИНЕН (старшая школа)).

- основные особенности каждого школьного года и их отражение в учебном плане каждого класса с 1 по 8 (основные эпохи и материал для рассказывания).


  1. Возрастные особенности младших школьников и учебный план 1-3 классов:

-образ 1, 2 , 3 класса как метаморфоза круга (1 кл. – единство с миром; 2кл. – поиск собственных границ, дуализм; 3кл. – кризис 9 лет: образование внутреннего пространства, переживание одиночества);

-возраст подражания и формирование хороших привычек как основа здорового развития человека в социальном пространстве;

-взаимодействие и сотрудничество учителя и родителей как основа для здорового развития ребенка, укрепления его интереса к познанию мира.


  1. Основные ритмы и их переживание в течение школьного дня:

-развитие воли, чувств и мышления в процессе познания мира человеком;

-ритмы – вдоха-выдоха, сна-бодрствования, узнавания-забывания – и их значение в развитии воли, чувств, мышления в учебном процессе;

-«главный урок» и его строение: постоянное наблюдение изменений в природе и беседа в начале утреннего урока; ритмическая часть и ее особенности в связи с возрастом учащихся; основная часть: трехдневный ритм в преподавании шк.предметов эпохами (восприятие, переживание, представление/понятие); «дыхание» в течение главного урока, рассказывание в конце урока;

-недельные уроки упражнений, ритм в их построении;

-уроки «волевого» цикла, их значение для здорового завершения учебного дня.




  1. Подробный учебный план 1 класса:

-возрастные особенности ребенка на седьмом году жизни/семи лет как основа для учебного плана и школьного расписания;

-постепенная адаптация к школе (особое расписание в сентябре, постепенное расширение учебного расписания 1 кл.);

-встреча с классным учителем; естественный авторитет учителя как воплощение потребности возраста 7 лет;

-обучение на основе подражания («география тела» в ритмической части главного урока; телесное «переживание» предмета обучения);

-основные эпохи в 1 классе; обучение на основе образов для глубокого восприятия, развития творческой фантазии, активного переживания учебного материала;

-образы волшебной сказки в мире первоклассника;

-воспитание чувства благоговения как основа для развития интереса, уважения, почтения, религиозности; воспитание чувства красоты как основа для развития здорового эстетического вкуса;

-организация второй половины дня для первоклассника в школе и дома.


  1. Подробный учебный план 2 класса:

- возрастные особенности ребенка на восьмом году жизни/восьми лет как основа для учебного плана;

-темперамент ребенка, особенности темпераментов в помощь педагогам и родителям;

-углубление пройденного в 1 классе и новое во 2 классе; эпохи по основным предметам: жизнь ритмов в учебном материале;

-дуализм как поиск собственных границ: басни и легенды о святых как материал для рассказывания; моральные истории вместо наказания и порицания;

-учителя и родители ребенка – единомышленники: возможности для взаимодействия и сотрудничества.


  1. Подробный учебный план 3 класса:

-возрастные особенности ребенка на девятом году жизни/девяти лет как основа для планирования учебной деятельности учащихся 3 класса;

-«Рубикон» - кризис 9 лет; активная деятельность для преодоления трудностей развития – особые эпохи в 3 классе: Сотворение мира, Земледелие, Строительство дома, Ремесла, Измерения и пр.;

-родительское сопровождение жизни учеников 3 класса;

- «обычные» школьные предметы в учебном плане 3 класса;

- истории Ветхого завета как материал для рассказывания в 3 классе: религиозные, культурные и общечеловеческие аспекты.


  1. Учебный план 4-8 классов (обзор):

-главные возрастные аспекты каждого года в 4-8 классах, основное содержание учебного плана; новые шк.предметы каждого класса;

-6 класс и начало активного развития логического мышления школьников, причины «позднего» интеллектуального развития учащихся в вальдорфской школе;

-зачетная система в средней вальдорфской школе как альтернатива школьным отметкам;

-начало трудного подросткового возраста и особая важность взаимодействия учителей и родителей подростка;

-особая роль классного учителя для подростка.



  1. Особенные предметы в вальдорфской школе. Эвритмия:

- история возникновения эвритмии как искусства и как школьного предмета;

- эвритмия как искусство движения, связанное с переживанием речи и музыки; учебный план по эвритмии для классов с 1 по 11;

- лечебная эвритмия: индивидуальная помощь детям в преодолении трудностей развития;

- эвритмические выступления учащихся в начальной, средней и старшей школе;

- практическое занятие по эвритмии с родителями.


  1. Праздники в школе как переживание кругооборота года:

-особые праздники вальдорфской школы: День Святого Михаила, Рождество, Пасха, День Святого Иоанна; христианские и общечеловеческие аспекты праздников; другие праздники в школе: праздник Фонариков, День Святого Николая, Предрождественский садик, Рождественские игры, Масленица, Летний праздник; связь праздников с переживанием учебного процесса;

-праздники окончания четверти – отчет о достижениях учеников каждого класса, их роль в школьной жизни для детей разных возрастных ступеней;



-школьные ярмарки, их роль в жизни школы и ее учеников;

-участие родителей в подготовке школьных праздников и ярмарок – основа для «вхождения» во внутреннюю жизнь школы, возможность проявить творческую фантазию, увидеть учителей, учеников других классов и их родителей.


  1. Структура главного урока:

-преподавание эпохами как возможность учителя и учеников погрузиться в предмет; строение эпохи, трехдневный ритм преподавания;

-ритмическая часть главного урока, ее роль в главном уроке, содержание, связь с изучаемым школьным предметом; музыкальные, речевые, счетные и другие упражнения в ритмической части главного урока;

-предмет эпохи и основная часть главного урока; устная составляющая основной части и работа в тетради; характеристика результата работы ученика на уроке; разные способы проверки домашней и классной работы;

-тетрадь эпохи как учебная книга; особенности проверки тетрадей учителем в разных классах (в зависимости от возраста);

-рассказывание, завершающее главный урок, – «пища по возрасту», красная нить, соединяющая все эпохи и шк.предметы в учебном году.


  1. Классный учитель с 1 по 8 класс – как это возможно:

-классный учитель как преподаватель всех основных шк.предметов с 1 по 8 класс; предметы, которые преподает классный учитель в начальной и средней школе(феноменологический метод);

-роль классного учителя в жизни ученика: от естественного авторитета – к сознательному уважению; от безусловной любви – к долгожданному расставанию и новой встрече;

- учеба без оценок: подготовка к выступлению класса на празднике окончания четверти; характеристика в конце каждого учебного года;

-роль классного учителя в восьмилетнем сопровождении ученика в неустанном взаимодействии и сотрудничестве с его родителями и другими учителями, работающими в классе.


  1. Преподавание основных школьных предметов в вальдорфской школе. Русский язык:

-особенности преподавания русского языка с 1 по 11/12 класс;

-развитие устной и письменной речи учащихся; роль музыкальных занятий в становлении грамотности на письме, интонированности/выразительности устной речи ученика; развитие чувства языка как путь освоения практической грамотности письма;

-роль творческих работ в обучении; формирование способности к устному и письменному выражению мысли;

-особенности учительской проверки написанных текстов в зависимости от возраста ученика и задания;

-подготовка к экзаменам, результаты экзаменов, рейтинг учеников и школы в образовательном пространстве.


  1. Преподавание основных школьных предметов в вальдорфской школе. Математика:

- особенности преподавания математики с 1 по 11/12 класс;

- основные темы по математике в каждом учебном году в связи с возрастными особенностями учеников;

- алгебра: от конкретных примеров – через поиск закономерностей – к формулам, алгебраическим преобразованиям;

- геометрия: от геометрии свободной руки – через точное построение при помощи инструментов – к доказательствам теорем – к проективной геометрии в старшей школе;

- математика в старшей школе: подготовка к экзаменам, результаты экзаменов, рейтинг учеников и школы в образовательном пространстве.


  1. Преподавание иностранных языков в вальдорфской школе:

- погружение в поток иностранной речи, накопление устного словарного запаса в 1-2 классе;

- начало письма и чтения в 3-4 классе; ведение тетрадей по иностранному языку;

- начало изучения грамматики, страноведение, национальная культура на уроках иностранных языков в средней школе;

- особенности уроков иностранных языков в старшей школе; языковая практика и ходе международные проекты;

- сотрудничество с партнерскими школами, обмен учениками.


  1. Труд и рукоделие в вальдорфской школе:

- учебный план по технологиям с 1 по 11/12 класс;

- разнообразие умений и навыков, приобретаемых учеником вальдорфской школы;

- практическая направленность обучения технологиям;

- художественные работы, проекты и практики, связанные с технологиями;

- практическое занятие с родителями по лепке.


  1. Музыка в вальдорфской школе:

- учебный план по музыке с 1 по 11/12 класс;

- учебный план занятий оркестрового класса с 4 по 8 класс;

- роль музыки в развитии человека; индивидуальные особенности человека и выбор музыкального инструмента;

- музыка в школе: хор и оркестр в каждом классе и в школе; музыкальное сопровождение выступлений и театральных постановок; концертная деятельность учеников и учителей в школе;

- практические занятия с родителями: пение и занятие в оркестровом классе.


  1. Переход от классного учителя к учителям предметникам в старшей школе:

- особенности возраста учеников 15 лет; закономерности и проблемы перехода в 9 класс;

- классный руководитель – новые шансы, новые отношения, новый этап в жизни подростков;

- 9 класс – первые экзамены: трудности и радости;

- школьные практики вне школы как необходимое дополнение к учебному процессу в школе;

- взаимодействие и сотрудничество коллегии старшей школы с родителями учеников старших классов.


  1. Наша старшая школа сегодня:

- компромисс между идеалом вальдорфской старшей школы и требованиями российского государственного стандарта для выпускников средней школы;

- задача школы - гармонично развитая личность выпускника: равновесие между большой интеллектуальной нагрузкой и творческой самореализацией старшеклассников в последних классах вальдорфской школы;

- результаты обязательных экзаменов и экзаменов по выбору;

- жизненный выбор выпускников – статистика поступления в средние специальные заведения и вузы;



- дальнейшая судьба выпускников вальдорфской школы: встреча с выпускниками – круглый стол (ответы выпускников на вопросы родителей учеников школы).


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница