Тематический план курса № Название тем курса



Скачать 95,46 Kb.
Дата28.04.2016
Размер95,46 Kb.
ТипЛекция
Учебно – тематический план курса




Название тем курса

Кол-во час.

Вид деятельности

Форма опроса\контроля

Дата провед.

1

Понятие литературного языка

1

Лекция с элементами беседы

Опрос по материалу лекции




2

Нормированность – отличительная особенность русского литературного языка

1

Лекция с элементами беседы

Опрос по материалу лекции




3

Исторические изменения норм. Вариативность норм.

1

Лекция с элементами беседы

Опрос по материалу лекции




4

Понятие о культуре речи

1

Лекция с элементами беседы

Опрос по материалу лекции




5

Выбор и организация языковых средств

1

Лекция с элементами беседы

Опрос по материалу лекции




6

Основные требования к речи

1

Лекция с элементами беседы

Опрос по материалу лекции




7

Точность речи.Точность словоупотребления.

1

Лекция с элементами беседы

Опрос по материалу лекции




8

Ясность речи. Основные условия достижения ясности.

1

Лекция с элементами беседы

Опрос по материалу лекции




9

Логическое ударение как средство достижения точности и ясности речи

1

лекция

Опрос по материалу лекции




10

Логичность речи. Композиция речи.

1

лекция

Опрос по материалу лекции




11

Чистота речи. Речевые штампы, шаблоны, клише.

1

Лекция с элементами беседы

Опрос по материалу лекции




12

Слова и выражения, отвергаемые нормами нравственности и не допускаемые нормами речевого общения.

1

Лекция

Опрос по материалу лекции




13

Богатство и разнообразие речи.

1

Лекция

Опрос по материалу лекции




14

Словообразование как источник речевого богатства

1

Лекция

Опрос по материалу лекции




15

Словарный запас человека и источники его пополнения

1

Лекция

Опрос по материалу лекции




16

Выразительность речи. Звуковой строй языка.

1

Лекция с элементами беседы

Опрос по материалу лекции




17

Звуковая сторона русской речи. Благозвучие речи как гармоничная фонетическая её организация.

1

Лекция

Опрос по материалу лекции




18

Звукопись как изобразительное средство

1

Лекция

Опрос по материалу лекции




19

Выразительные возможности русского словообразования

1

Лекция с элементами беседы

Опрос по материалу лекции




20

Словообразовательный повтор как изобразительное средство

1

Лекция

Опрос по материалу лекции




21

Логическое богатство русского языка

1

Лекция

Опрос по материалу лекции




22

Троп как оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении

1

Лекция

Опрос по материалу лекции




23

Основные виды поэтических тропов (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, гипербола и т. д.)

1

Лекция с элементами беседы

Опрос по материалу лекции




24

Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов. Фразеологизмы.

1

Лекция

Опрос по материалу лекции




25

Крылатые слова, пословицы и поговорки. Употребление их в речи.

1

Лекция с элементами беседы

Опрос по материалу лекции




26

Грамматические средства выразительности речи.

1

Лекция

Опрос по материалу лекции




27

Стилистические функции синтаксических средств

1

Лекция

Опрос по материалу лекции




28

Стилистические фигуры, построенные на изобразительно-выразительных свойствах русского синтаксиса

1

Лекция

Опрос по материалу лекции




29

Паралингвистические средства выразительности речи(жесты, мимика, пантомимика)

1

Лекция

Опрос по материалу лекции




30

Уместность речи.Стилевая, ситуативно-контекстуальная, личностно-психологическая уместность речи.

1

Лекция с

элементами беседы



Опрос по материалу лекции




31

Лексическая и грамматическая синонимия как источник точности и вы разительности речи

2

Лекция

Опрос по материалу лекции




32

Оценка точности, чистоты, богатства,выразительности высказывания.

2

Лекция

Опрос по материалу лекции




8 класс

(34ч)

Роль речевого этикета в письменном общении (6 ч)

Особенности письменного общения. Роль речевого этикета в письменном общении.

Зачины и концовки писем. Обращения к адресату. Письменные формы поздравления, приглашения, приветствия.

Особенности речевого этикета при письменном дистанционном общении (SМS-сообщения, электронная почта, телефакс и др.).

Из истории эпистолярного жанра в России.

Этикетная роль мимики, жестов и телодвижений в устном общении (14ч)

Вербальные и невербальные средства общения. Роль невербальных средств (мимики, жестов, телодвижений) в общении; их этикетная функция.

Национальные особенности жестов, мимики.

Наиболее типичные жесты, принятые русским речевым этикетом; их значение и сфера употребления. Жесты усилительные, изобразительные, указательные, регулирующие.

Наблюдение за описанием мимики, жестов и телодвижений героев в художественных произведениях.

Характеристика словарей языка жестов.

Мимика, поза человека как дополнительный источник информации о собеседнике в процессе общения (характер, настроение; одобрение / неодобрение; доверие / недоверие; желание / нежелание скрыть истинное отношение к предмету разговора; сомнение, уверенность, потребность в одобрении и поддержке и т. п.).

Интонация и культура речевого общения (14ч)

Интонация, её основные элементы: логическое ударение, пауза, мелодика, темп и тон речи. Смыслоразличительная роль каждого элемента интонации.

Интонация и правила речевого этикета.

Согласованность вежливой и доброжелательной интонации, словесного состава фраз и этикетных формул в процессе речевого общения.



Список литературы

Для учащихся



Быстрова ЕЛ. Диалог культур на уроках русского языка. — СПб., 2002.

Гольдин В.Е. Речь и этикет. — М., 1983.

Горелов И., Еталычев В. Безмолвный мысли знак: Рассказы о невербальной коммуникации. — М., 1991.

Горелов И.Н., Житников В.Ф., Зюзько М.В. и др. Умеете ли вы общаться? — М., 1991.

Крейдлин Г.Е., Кротауз М.А. Семиотика, или Азбука общения. — М., 1997.

Крысин Л.П. Язык в современном обществе. — М., 1977.

ЛеонтъевАА. Путешествие по карте языков мира. — М., 1981.

Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий. — Л., 1983.

Львова С.И. -«Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. - М., 2004.

Львова С.И. Речевой этикет. — М., 1995.

Львова СЛ. Язык в речевом общении. Книга для учащихся. — М., 1992.

Матвеев ВМ.,Панов АЛ. В мире вежливости. — М., 1976.

Мирзояп А. Мир этикета. Энциклопедия. — Челябинск, 2000.

Павлова Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. — М., 1991.

Скворцов Л.И. Культура языка — достояние социалистической культуры. — М., 1981.

Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении). — М., 1982.

Словари

Акишина А.А., Кано X., Акишина Т.Е. Жесты и мимика в русской речи: Лингвострановедческий словарь. — М., 1991.

Балакай А.Г. Словарь русского речевого этикета. — М., 2001.

Дмитриев Л.И., Клокова Л.Н., Павлова В.В. Словарь языка жестов. — М., 2003.

Для учителя

Акишина А.А. Речевой этикет русского телефонного разговора. - М., 2000.

Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. — М., 1978.

Акишина А.А., Формановская Н.И. Этикет русского письма. - М., 1981.

Введенская Л.А. Культура речи. — Ростов-на-Дону, 2001.

Вилсон Г., Макклафлин К. Язык жестов — путь к успеху. — СПб., 1999. л

Гойхман О.Я., Гончарова Л.М., Лапшина О.Н. и др. Русский язык и культура речи. — М., 2002.

Львов М.Р. Основы теории речи. — М., 2000.

Львова С.И. Язык в речевом общении: Книга для учителя. — М., 1991.

Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли других людей по их жестам. — Нижний Новгород, 1992.

Русский язык и культура речи: Практикум / под ред. В.И. Максимова. — М., 2000.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. — М., 1989.

Формановская Н.И. Русский речевой этикет: лингвистический и методический аспекты. — М., 2006.

Формановская Н.И. Русский речевой этикет нормативный социокультурный контекст. — М., 2002.

Формановская Н.И. Употребление русского речевого этикета. - М., 1983.

Формановская Н.И., Шевцова С.В. Речевой этикет: Русско-английские соответствия. — М., 1990.

Читать человека как книгу / сост. Е. Знак. — М., 1998.

Язык жестов / сост. А. Мельник. — М., 2003.

Культура речи

8 класс
Пояснительная записка

Данный курс направлен на совершенствование важнейших умений культурного человека — это способность свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, владение основными нормами русского литературного языка, соблюдение этических норм общения.

В центре внимания оказывается культура речи — лингвистическая дисциплина, вооружающая основными способами организации языковых средств и закономерностями их употребления для достижения максимальной эффективности общения. Конечная цель курса состоит в освоении приёмов оптимального построения высказываний, в овладении стратегиями и тактиками успешного понимания чужой речи — устной и письменной, а также в развитии речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, понимания важности сохранения чистоты русского языка как явления культуры.

Для решения практических задач курса, совершенствования навыков владения языком предусмотрено некоторое углубление знаний о языке и речи, совершенствование соответствующих умений в области фонетики, орфоэпии, графики, словообразования, лексики и фразеологии, грамматики. Анализируемые языковые средства рассматриваются с точки зрения их практического использования в речи. При этом основное внимание уделяется формированию навыков правильного и уместного использования языковых средств в разных условиях общения. На этой основе развиваются такие качества речи, как правильность, ясность, точность, стилистическая уместность и выразительность, что может быть достигнуто в результате умелого использования в речи богатейших возможностей родного языка, а также при строгом соблюдении языковых норм.

Большое значение придаётся развитию и совершенствованию навыков речевого самоконтроля, потребности учащихся обращаться к разным видам лингвистических словарей и к разнообразной справочной литературе для определения нормы, связанной с тем или иным языковым явлением. Формы организации работы учащихся должны носить преимущественно деятельностный характер, что обусловлено стремлением научить школьников эффективному речевому поведению, сформировать навыки речевого самосовершенствования.

Таким образом, на занятиях данного курса формируется готовность к речевому взаимодействию, моделированию речевого поведения в соответствии с задачами общения; расширяются сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения; совершенствуется умение не только опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, но и осуществлять речевой самоконтроль, оценивая языковые явления с точки зрения нормативности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты и исправлять их; применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания и соблюдая разные виды языковых норм.



Данная рабочая программа дополнительного курса составлена на основании письма Министерства Образования Республики Татарстан « О введении дополнительного часа на изучение родного языка» от 19.08.2014 года.
Каталог: upload -> images -> files
files -> Рассмотрено и принято на педагогическом совете мбоу «Мелекесская сош с углубленным изучением отдельных предметов»
files -> Программа дошкольного образования от рождения до школы москва мозаика-синтез 2010
files -> Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
files -> Описание модели ученического самоуправленияв Муниципальном бюджетном общеобразовательномучреждении
files -> Элективный курс «Лексика и фразеология русского языка»
files -> Хазеевой Наили Ринатовны 2012-2013 учебный год пояснительная записка. Настоящая программа


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница