Тема Введение в педагогику



Скачать 186.78 Kb.
Дата18.02.2016
Размер186.78 Kb.
Тема 7. Введение в педагогику

Педагогика относится к сфере деятельности, которая касается каждого человека. В течение всей жизни он учится, воспитывается, строит свои отношения с другими людьми, друзьями, коллегами, родителями. Поэтому важно знать основы педагогики, разбираться в ее понятиях, категориях, быть компетентным в вопросах воспитания и обучения.

Почему сегодня во многих трудовых коллективах имеются конфликтные ситуации? Вероятно потому, что и руководители, и сотрудники не владеют методами и приемами предупреждения возникающих противоречий, не умеют их своевременно разрешить, погасить. Педагогические задачи приходится выполнять часто, и многие считают себя “специалистами” в данной области. Хотя никогда этому не учились. Но поскольку результаты воспитания видны не сразу, то это создает иллюзию, что они поступают правильно. Однако это не так.



7.1. Предмет, задачи и методы педагогики

7.1.1. Возникновение и развитие педагогики

7.1.2. Система педагогических наук

7.1.3. Методы педагогических исследований

7.2. Факторы и закономерности формирования и развития личности

Литература по теме

7.1. Предмет, задачи и методы педагогики

Исторически педагогика складывалась как наука о воспитании детей. Свое название она получила от греческих слов “пайдос” – дитя и “аго” – вести. “Пайдагогос” – т.е. “детоводитель”. В Древней Греции это был раб, который брал за руку ребенка господина и сопровождал его в школу. Постепенно термин “педагогика” стал употребляться в более общем значении: “вести ребенка по жизни”, воспитывать и обучать, направлять духовное и физическое развитие.

Накопление знаний привело к тому, что педагогика стала наукой о воспитании и обучении детей (такое понимание сохранилось до середины XX в.). Однако в ее услугах нуждаются и взрослые. В современном понимании педагогика – это наука о воспитании человека. Понятие “воспитание” здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие. ( Поэтому все чаще применяются новые термины, например, “андрогогика” (от греч. “андрос” – мужчина, “аго” – вести), “антропогогика” (от греч. “антропос” – человек, “аго” – вести)).

7.1.1. Возникновение и развитие педагогики

Известно, что первопричиной появления всех научных отраслей являются потребности жизни. Было замечено, что прогресс общества зависит от того, как в нем поставлено воспитание подрастающих поколений. Возникла необходимость в обобщении опыта данного феномена, создании специальных учебно-воспитательных учреждений для подготовки молодежи к практической деятельности.

В развитых странах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – предпринимались попытки анализа воспитания, выделения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе накапливались тогда в философии, в ней же сделали и первые педагогические обобщения.

Видные ученые Древней Греции в области философии, педагогики:



  • Демокрит (460–370 гг. до н.э.). Его знаменитые афоризмы: “Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы”; “Ученые вырабатывают прекрасные вещи только на основе труда”;

  • Сократ (469–399 гг. до н.э.), Платон (427–347 гг. до н.э.), Аристотель (384–322 гг. до н.э.). В их трудах заложены важнейшие положения, связанные с воспитанием человека, формированием личности;

  • Марк Квинтилиан (35–96 гг., древнеримский философ и педагог). Он написал книгу “Образование оратора”.

В Средневековье церковь направила науку в религиозное русло. Однако и в эти времена были незаурядные личности. Тертуллиан (160–222гг.), Августин (354–430гг.), Аквинат (1225–1274гг.), создавшие многие педагогические трактаты.

Эпоха Возрождения вновь дала миру талантливых ученых, исследователей. Франсуа Рабле (1494–1553гг.) и Мишель Монтень (1533–1592гг., Франция), Эразм Роттердамский (1466–1536гг., Голландия), Витторино де Фальтрэ (1378–1446гг., Италия).

В XVII в. педагогика выделилась в самостоятельную науку. Несомненно, она не отделима от философии, ибо обе дисциплины занимаются человеком. Ее оформление связано с именем Яна Амоса Коменского (1592–1670гг., Чехия), который издал в 1654г . свое главное произведение “Великая дидактика”. Идеи Я. А. Коменского не утратили своего значения и сегодня. Предложенные им принципы, методы, формы обучения, например классно-урочная система, стали базой педагогической теории. “В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах”; “Слух необходимо соединять со зрением и слово – с деятельностью руки”.

Большой вклад в теорию воспитания внесли многие зарубежные ученые, русские мыслители, писатели. Среди них:



  • Джон Локк (1632–1704 гг., Англия), написал книгу “Мысли о воспитании”;

  • Французские материалисты: Д. Дидро (1713–1784 гг.), К. Гельвеций (1715–1771 гг.), П. Гольбах (1723–1789 гг.), Ж. Ж. Руссо (1712–1778 гг.);

  • Иоганн Генрих Песталоцци (1746–1827 гг., Швейцария). Он создал теорию обучения и нравственного воспитания учащихся;

  • Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841 гг.), Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1886 гг.);

  • Американские педагоги: Джон Дьюи (1859–1952 гг.); Эдвард Торндайк (1874–1949 гг.) прославился исследованием процесса обучения.

Русские мыслители и писатели: В. Г. Белинский (1811–1848 гг.), А. И. Герцен (1812–1870 гг.), Н. Г. Чернышевский (1828–1889 гг.), Н. А. Добролюбов (1836–1861 гг.), Л. Н. Толстой (1828–1910 гг.), И. И. Пирогов (1810–1881 гг.). Они призывали к коренному преобразованию дела народного воспитания.

Отметим отечественных педагогов:



  • Константина Дмитриевича Ушинского (1824–1871 гг.), создавшего фундаментальное произведение “Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии” (1868–1869 гг.);

  • Станислава Теофиловича Шацкого (1878–1934 гг.), организатора детской трудовой колонии “Бодрая жизнь” (1911 г ., Калужская обл.), Первой опытной станции по народному образованию (1919–1932 гг.), издавшего книги по взаимосвязи мысли с жизнью;

  • Павла Петровича Блонского (1884–1941 гг.), основателя Академии социального воспитания (1919 г., Москва). Его труды: “Педагогика” (1922 г.), “Основы педагогики” (1925 г.); предложил генетическую теорию памяти;

  • Альберта Петровича Пинкевича (1884–1939 гг.), автора многих учебников по теории и истории педагогики;

  • Василия Александровича Сухомлинского (1918–1970 гг.), исследовавшего моральные проблемы воспитания детей, написавшего книги “Сердце отдать детям” (1969 г.), “Рождение гражданина” (1970 г.), “О воспитании” (1973г.);

  • Антона Семеновича Макаренко (1888–1939 гг.), осуществившего на практике опыт перевоспитания подростков-правонарушителей в трудовой колонии имени М. Горького (1920–1928 гг., под Полтавой), детской коммуне имени Ф. Э. Дзержинского (1927–1935 гг., в пригороде Харькова), разработавшего теорию и методику воспитания в коллективе, соединения обучения с производственным трудом учащихся. Его произведения: “Педагогическая поэма” ( 1935 г .), “Флаги над башнях” ( 1938 г .), “Книга для родителей” ( 1937 г .).

Предмет педагогики включает такие составные части как воспитание, обучение, развитие, психологическую подготовку, образование (самообразование и самовоспитание).



Рис. 1. Предмет педагогики

Воспитание – это процесс планомерного и целенаправленного воздействия на сознание, чувства, волю индивида с целью формирования профессиональных качеств, научного мировоззрения, нравственных идеалов, норм и отношений, развитие морально-политических, психологических и физических качеств, навыков и привычек поведения, соответствующих современным требованиям жизни.

Обучение – организованный, целеполагаемый и управляемый процесс взаимодействия обучающих и обучаемых, направленный на усвоение последними знаний, навыков, умений, развитие их умственных и потенциальных возможностей, закрепленных навыков самообразования.

Образование – результат обучения, формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах; объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел человек.

Главный критерий образованности – системность знаний и мышления, проявляющиеся в том, что человек способен самостоятельно восстанавливать недостающие звенья в сфере познания с помощью логических рассуждений. Древний афоризм: “Образование есть то, что остается, когда выученное забывается”. Н.Г. Чернышевский писал: “Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимо для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова”. По характеру и направленности образование подразделяется на общее (среднее), профессиональное и политехническое.



Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов – экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т.д. Оно подразумевает некую законченность личности, достижение уровня зрелости, устойчивости.

Развитие – это процесс и результат количественных и качественных изменений в организме индивида. Оно связано с постоянными переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, низшего к высшему. Наука пошла по пути дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физические, психические, духовные, социальные и другие стороны.

Психологическая подготовка – организованный процесс формирования у людей положительного, рационального отношения к жизни и деятельности, внутренней готовности к преодолению трудностей, встречающихся на пути. Она осуществляется в ходе обучения и воспитания и кроме того, требует специальных учебно-воспитательных мероприятий.

Самообразование – целеустремленная работа человека по расширению и углублению своих знаний, приобретению новых навыков и умений.

Самовоспитание – активная деятельность, способствующая формированию и развитию положительных и устранению негативных качеств личности.

Задачи педагогики:

  1. Научное обоснование развития системы образования, содержания обучения и воспитания;

  2. Исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса;

  3. Выявление закономерностей и формирование принципов процесса обучения и воспитания;

  4. Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления;

  5. Развитие содержания и методики самообразования и самовоспитания;

  6. Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей совершенствования его профессионализма;

  7. Разработка методических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

В настоящее время педагогике важно не уходить от человека, не оставлять его наедине со своими проблемами, а всячески оказывать ему психолого-педагогическую поддержку. В этом представляется и есть главная задача этой мудрой науки.

7.1.2. Система педагогических наук

Педагогика сегодня – это фактически система наук о воспитании.

Отрасли педагогической науки


  • История педагогики;

  • Педагогика высшей школы;

  • Коррекционная педагогика;

  • Общая педагогика;

  • Педагогика труда;

  • Школьная педагогика;

  • Профессиональная педагогика;

  • Педагогика образования взрослых.

Развитие воспитания, его различных теорий исследует история педагогики. Познание того, что уже было, помогает уточнить этапы современных явлений, предостерегает от повторения ошибок прошлого, делает более правильными и грамотными прогнозы на будущее.

Общая педагогика изучает закономерности воспитания индивида, разрабатывает основы учебно-воспитательного процесса. В ней можно видеть два уровня: теоретический и прикладной (нормативный). Традиционно она содержит четыре блока:



  1. Общие основы.

  2. Дидактику.

  3. Теорию воспитания.

  4. Школоведение.

В школьной педагогике большое внимание придается закономерностям воспитания молодого человека, отражающих специфику учебно-воспитательной деятельности внутри возрастных групп (учащиеся школ, колледжей, гимназий и др.).

Отмечается серьезный прогресс педагогики высшей школы. Ее предмет – учебно-воспитательный процесс в условиях вуза, проблемы получения престижного образования.

Педагогика труда занимается вопросами повышения квалификации (переквалификации), освоения новой профессии (специальности) в зрелом возрасте.

Особую группу педагогических наук составляют частные (предметные) методики. Они исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин.

Педагогика развивается в тесной связи с философией, физиологией, психологией, медициной, антропологией, историей, экономикой и др.

7.1.3. Методы педагогических исследований

Пути, способы познания объективного мира принято называть методами исследования.




Рис. 2. Методы педагогических исследований

Наблюдение – это наиболее доступный метод изучения педагогической практики. Оно подразделяется на научное (т.е. специально организованное восприятие объекта, явления, процесса в естественных условиях) и обыденное, житейское. Наблюдение должно быть длительным, систематическим, разносторонним, объективным и массовым.

Отличия научного наблюдения от житейского:



  1. ставятся задачи;

  2. выделяются объекты;

  3. определяется схема наблюдения;

  4. фиксируются результаты;

  5. полученные данные обрабатываются.

Беседа отличается целенаправленностью. Перед конкретными людьми ставятся грамотно сформулированные вопросы. Выявляются их отношения, чувства и намерения, оценки и позиции. Педагог стремится проникнуть во внутренний мир человека, познать психологические причины его действий, поступков. С помощью этого метода можно получить информацию о нравственных, мировоззренческих, политических и других взглядах испытуемых, их личностных качествах. Беседа, требует к себе внимания и серьезной подготовки, интеллекта и глубокого знания приемов индивидуально-воспитательной работы. Это искусство и ему необходимо терпеливо и прилежно учиться.

Изучение опыта, первоисточников, документов – исследование педагогических явлений и процессов по их описаниям, содержащихся в различных литературных памятниках (законодательные акты, проекты, отчеты, доклады, записки, постановления и т.д.).

Эксперимент – научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт, испытание). Этот метод носит созидательный характер. Только с помощью испытаний, проб пробивают дорогу в практику новые технологии учебно-воспитательной деятельности.

В зависимости от цели эксперименты бывают:



  1. Констатирующими – изучаются существующие педагогические явления;

  2. Проверочными, уточняющими – проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

  3. Созидательными, преобразующими, формирующими – конструируются новые технологии, методики в воспитании и развитии;

  4. Естественными;

  5. Лабораторными.

По месту проведения различают естественный и лабораторный эксперименты. Первый – представляет собой научный опыт без каких-либо изменений в учебно-воспитательном процессе. Второй – организуется в особо оборудованном помещении, в специальных условиях.

Тестирование (с англ. test – испытание, исследование) – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. Диагностирование качества успеваемости, умений, уровня обученности, интеллектуального развития. Степени сформированности личностных черт с помощью тестов стало сегодня повседневным событием в жизни школы, гимназии, института. Итоговые тесты (содержат значительное количество вопросов) используются после прохождения крупного раздела учебной программы. Задания тестового типа (5–10 вопросов) – для текущего контроля.

Анкетирование (анкета (фр. enguuete) – опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его заполняет.) – метод сбора материала с помощью специальных опросников – анкет. Оно основывается на предположении, что человек будет откровенно отвечать на поставленные вопросы. Однако этого не наблюдается. Проведенные исследования показывают, что эти ожидания оправдываются примерно на половину.

Применяются различные типы анкет:



  1. открытые – предполагают самостоятельное конструирование ответа, и закрытые, в которых нужно выбрать один из готовых;

  2. именные – требуют указать фамилию испытуемого, и анонимные, обходящиеся без нее;

  3. полные и урезанные;

  4. “Полярная” анкета с балльной оценкой;

  5. трудолюбивый 54321 ленивый;

  6. применяется положительная и отрицательная градация (– 5 – 4 – 3 – 2 – 1 0 + 1 + 2 + 3 + 4 +5).

7.2. Факторы и закономерности формирования и развития личности человека

  1. Наследственные:

    • Особенности физиологии высшей нервной деятельности (ВНД);

    • Анатомо-физиологические особенности;

    • Задатки.

  2. Социальные:

    • Макросреда;

    • Микросреда;

    • Общественно-полезная деятельность;

    • Общение;

    • Организованное воспитание;

    • Самовоспитание.

  3. Природно-географические.

Особенности физиологии ВНД человека заключаются в специфике функционирования нервной системы, соотношении процессов возбуждения и торможения, проявлении темперамента, эмоций, чувств.

Анатомо-физиологические особенности индивида зависят от анатомической и физиологической структуры тела, оказывающих серьезное влияние как на психику и поведение, так и подверженность последних воздействиям педагога (например, слабое зрение или слух человека должны учитываться в процессе обучения и воспитания).

Задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма, облегчающие развитие способностей (замечено, что индивид с подвижной нервной системой при смене ситуации может быстро перестраиваться на новые действия, менять темп и ритм работы и т.д.).

Природно-географическая среда оказывает большое воздействие на личность (известно, что выросшие на крайнем Севере люди более организованны и сдержанны).

Макросреда – общество в совокупности всех его проявлений серьезно влияет на формирование индивида.

Микросреда – группа, семья – важная компонента в становлении человека. Именно здесь закладываются нравственные и морально-психоло­гические качества. Их нужно учитывать и совершенствовать в ходе обучения и воспитания.

Общественно-полезная деятельность – это труд, в условиях которого происходит развитие личности и формируются ее важнейшие черты.

Общие закономерности развития личности

Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития.



Развитие – это процесс количественных и качественных изменений в организме индивида. Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в нем характеризуется физическими данными, включающими морфологические, биохимические, физиологические изменения. Социальное – находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте. Понятие личность – социальная характеристика, указывающая на такие качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Важное значение здесь имеет система целенаправленного и продуктивного воспитания. Чтобы стать личностью, индивид должен в деятельности, на практике раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием.

Развитие человека очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Его характерная особенность – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности. Представители различных философских течений по своему объясняют этот во многом еще не познанный феномен.

Идеалисты утверждают, что процесс развития человека:


  • стихийный, спонтанный, неуправляемый;

  • независим от условий жизни и детерминирован лишь врожденной потенцией;

  • фаталистически обусловлен судьбой.

Материалисты говорят, что развитие индивида:

  • свойство живой материи, присущее ей изначально благодаря движению и самодвижению;

  • уничтожение старого и созидание нового;

  • создание средств существования своим трудом.

Движущая сила развития – борьба противоречий, поставляющая “вечную” энергию для преобразований. Индивиду не приходится их искать, они возникают постоянно как следствие изменения потребностей.

Противоречия:

  1. Внутренние. Выражаются в побуждениях человека (здесь основное противоречие – расхождение между новыми потребностями и возможностями их удовлетворения).

  2. Внешние. Стимулируются отношениями с другими людьми, обществом, природой.

  3. Общие (универсальные). Обусловливают развитие человеческих масс.

  4. Индивидуальные. Характеризуют отдельно взятую личность.

Вся жизнь – борьба. Вечное противоречие “хочу” – “надо”. Каждый выходит из него по-своему. Не у всех хватает настойчивости, знаний, умений преодолевать препятствия. Мы завидуем гениям, забывая, что это всего лишь 1% таланта и 99% труда.

Ученые вывели общую закономерность: развитие человека обусловлено внутренними и внешними условиями. Внутренние – физиологические и психические свойства организма; внешние – окружение индивида, среда, в которой он живет, учится, работает. В процессе их взаимодействия изменяется сущность личности, формируются новые взаимоотношения, что приводит к очередной эволюции. И так без конца.



Наследственность и развитие

Процесс и результаты человеческого развития определяются совместным воздействием трех основных факторов – наследственности ( врожденные и унаследованные предрасположения ), среды и воспитания. Их взаимодействие может быть оптимальным или негармоничным.



Наследственность – это отражение биологического (природного), передача от предков определенных качеств и особенностей (ее носители – гены) (Ген (гр. genes) – рождающийся, рожденный.). Генетика расшифровала программу, которая состоит из детерминированной и переменной частей. Первая – обеспечивает продолжение рода, видовые задатки человека, например речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей к детям передаются и внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз, кожи. Предопределено сочетание в организме различных белков, группа крови. К наследственным свойствам относятся особенности нервной системы, обусловливающие характер, протекание психических процессов. Потомству могут передаваться такие болезни как шизофрения, гемофилия, сахарный диабет; отрицательное влияние оказывают алкоголизм и наркомания родителей.

Переменная часть наследственной программы обеспечивает развитие систем, помогающих организму индивида приспособиться к изменениям условий его существования. Природа предоставила ему возможность реализации своей потенции путем обучения, саморазвития, самосовершенствования. Таким образом, необходимость воспитания заложена в человеке природой.

В современном понимании педагогика – это наука о воспитании человека. Понятие «воспитание» здесь употребляется в самом широком смысле, включая образование, обучение, развитие. Педагогика изучает структуру, функции, содержание и диалектику педагогического процесса с тем, чтобы выявить его закономерности, принципы, методы и формы учебно-воспитательной работы, а также вытекающие отсюда практические рекомендации.

Педагогический процесс – это организованная, постоянная, грамотная деятельность людей (обучающих и обучаемых, воспитателей и воспитанников) с целью формирования необходимых знаний, навыков, умений, морально-политических, психологических и физических качеств личности. Раскрывая закономерности, обосновывая принципы обучения и воспитания, формы и методы педагогика указывает людям наиболее продуктивные пути, средства, способы и приемы решения возникающих в обществе задач.



 

Вопросы

  1. Что изучает педагогика?

  2. Что сделал для педагогики Ян Амос Коменский?

  3. Назовите отечественных педагогов?

  4. Какие задачи ставятся перед педагогикой?

  5. Зачем педагогике опираться на психологию?

  6. Каковы отрасли педагогики?

  7. Какие методы относятся к традиционно педагогическим?

  8. Какие методы вы будете использовать для изучения опыта своих коллег?

  9. Перечислите факторы формирования личности?

  10. Назовите закономерности развития личности?

Литература

  • Бабанский Ю.К. Педагогика. М.:1988

  • Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.:1982

  • Введение в научное исследование по педагогике. М.:1988

  • Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.1991

  • Журавлев И.К. Педагогика в системе наук о человеке. М.:1990

  • Лихачев Б.Г. Педагогика. Курс лекций. М.:1998

  • Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник. М.:1999

  • Реан А.А. и др. Психология и педагогика СПб.: 2006

  • Скалова Я. Методология и методы педагогических исследований. М.:1989

  • Харламов И.Ф. Педагогика. М.:2005


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница