Тема Введение. Предмет социологии организаций



Скачать 19.78 Kb.
Дата25.04.2016
Размер19.78 Kb.
ТипРеферат
Содержание учебного материала
Тема 1. Введение. Предмет социологии организаций.
Объект, предмет, методы, цель и задачи социологии организации. Взаимосвязь социологии организаций с другими социологическими дисциплинами (социологией управления, экономической социологией, социологией труда и др.). Система наук об организации (теория организации, психология организаций, социальная психология, антропология, экономика организаций, информатика, социология организаций, юриспруденция).

Понятие организации. Организация как деятельность, как атрибут какого-либо объекта, как искусственно созданная социальная группа. Основные подходы к определению понятия «социальная организация» в современной научной литературе, основные черты социальной организации.


Тема 2. Основные этапы развития теории организаций
Предпосылки возникновения социологии организаций. Школа научного управления (Ф. Тейлор, Ф. и Г. Гилберт, Г. Гантт и др.) и ее основные положения. Теория организации (А. Файоль, Дж. Лизней и др.). Принципы содержания организации и функции управления по Файолю. Бюрократическая теория организации М. Вебера. Школа человеческих отношений (Э. Мэйо, Ф. Ротлисбергер, Р. Лайкерт и др.). Системный подход (Г. Спенсер, А. А. Богданов, . фон Берталанфи). Дж. Миллер об основных элементах системной модели организации. Структурно-функциональный подход: основные положения (Э. Дюркгейм, Б. Малиновский, Реклифф Браун). Условия выживания организации во внешнем окружении (Т. Парсонс). Интеграция в системе (Д. Истон). Ситуационный подход: основные идеи исследования организаций (Т. Бернс, Г. Сталкер, П. Лойренс, Дж. ______, Дж. Томпсон, П. Лоранж, М. Мортон и др.).
Тема 3. Цели организации
Понятие и значение целей в деятельности организации. Цель как единство мотивов, средств и результатов. Проблема соотношения цели и результатов деятельности организации. Факторы выбора цели организации. Функции целей организации. Типы и классификация целей организации. Построение дерева целей, и их взаимосвязь.
Тема 4. Социальная структура организации.
Нормативная и фактическая структуры организаций ценности, нормы и ролевые ожидания как основные компоненты нормативной структуры организации. Дж. Хоманс о фактической структуре организации. Параметры социальной структуры организации – сложность, степень формализации, централизация. Конфигурация организаций.

Формальная организационная структура и ее виды (линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, проектная, матричная). Неформальная структура организации. Понятие и основания классификации организационных технологий. Виды организационных технологий.


Тема 5. Социальные основы управления в организациях
Понятие управления в организациях. Основные принципы и задачи управления в организации. Принцип цели, принцип оптимизации управления. Принцип делегирования полномочий. Принцип соответствия. Принцип новых задач. Принцип повышения квалификации. Основные функции управления (организация, планирование, мотивация, контроль, маркетинг).

Понятие бюрократического управления в организации. Бюрократия как социальная группа и тип управления. Характеристики бюрократии по М. Веберу. Виды бюрократии (________, классическая), профессиональная, адхократия). Негативные стороны бюрократии. Бюрократия и бюрократизм.


Тема 6. Персонал организации
Понятие «персонал организации». Характеристика персонала организации. Требования к персоналу. Управление персоналом: теоретические и практические подходы.

Работа с персоналом, его подбор и расстановка. Адаптация работников. Комплексная профессионально-психологическая оценка членов организации. Коррекция трудового поведения работников. Выдвижение в резерв.


Тема 7. Коммуникация в организациях
Понятие коммуникации в организациях. Основные научные подходы к проблеме коммуникаций в социологии организаций. Роль коммуникации в организациях. Формирование коммуникационных сетей в организации как важнейшая задача управления.

Основные модели процесса коммуникации и их применение в организациях. Типология и функционирование коммуникаций в организациях. Проблемы коммуникации и меры по ее оптимизации.


Тема 8. Организационные конфликты
Понятие организационного конфликта и его специфика. Кумулятивная природа конфликтных взаимодействий.

Виды организационных конфликтов, их классификация. Причины возникновения конфликтов в организациях. Понятия объекта и предмета конфликта. Условия возникновения конфликтов в организациях (технические, социальные, психологические, политические). Основные стадии развития конфликта, признаки непосредственного конфликта, подрешение конфликта. Понятие и способы управления конфликта в организации.


Тема 9. Организационная культура
Понятие организационной культуры, теоретические подходы к исследованию (прагматический, фенологический,

Структурные элементы организационной культуры, ее базовые компоненты (национальная культура, культура бизнеса, бытовая культура).

Уровни и источники организационной культуры.

Практические аспекты организационной культуры (степень самостоятельности работника, принципы и методы общения в организации, внешний вид работника, степень пунктуальности и вежливости персонала, взаимоотношения в коллективе, процесс развития работников, их мотивация и др.).

Управление организационной культурой. Способы воздействия на организационную культуру (прямое и косвенное воздействие). Инерционность организационной культуры.

Типология и критерии классификации организационной культуры.


Тема 10. Развитие организаций
Понятие жизненного цикла организации и его основные этапы. Взаимосвязь жизненных циклов продукции и организации. Кризисы основных фаз этапа становления организации и причины ухудшения деятельности организации на этапе устойчивого развития. Деятельность организации на этапе застоя. Базовые законы функционирования организации: закон синергии, закон самосохранения, закон развития и др.

Организационное изменение и развитие. Модели развития (естественные и рациональные). Критерии развития организаций.

Инновация как форма управляемого развития. Инновации и нормы, инновационные риски, процесс реализации инноваций. Основные причины сопротивления инновации.

ЛИТЕРАТУРА

Основная


  1. Агвпов, В. П., Добренькова, Е. В., Федулова, А. В. Социология организаций. – М., 2006.

  2. Адизес, И. Жизненные циклы организации: как и почему организации рождаются и умирают и что можно сделать в связи с этим. – М., 1996.

  3. Бабосов, Е. М. Конфиктология; 2-е изд. – Минск, 2001.

  4. Бабосов, Е. М. Социология управления. – Минск, 2001.

  5. Бабосов, Е. М. Общая социология: учеб. пособие / 4-е изд., перераб. И доп. – Минск, 2010.

  6. Барков, С. А. Социология организаций: учеб. для бакалавров. – М., 2013.

  7. Гвищиани, Д. М. Организации и управление. М., 1999.

  8. Грошев, И. В., Емельянов, П. В., Урьев, В. М. Организационная культура. – М., 2004.

  9. Егоршин, А. П. Управление персоналом; 2-е изд. – Н. Новгород, 1999.

  10. Здравомыслов, А. Г. Социоогия конфликта. – М., 1996.

  11. Кравченко, А., Тюрина, И. Социология управления. – М., 2005.

  12. Пригожин, А. И. Методы развития организаций. – М., 2003.

Дополнительная

1.Алехин Э. В. Социология управления. – Пена, 2007.

2.Грачев, М. В. Суперкадры: управление персоналом и международные корпорации. – М., 1993.

3.Гейбор, Дан. Управление человеком в конфликтных ситуациях. – М., 2006.

4.Дизель, П. М., Раньян У. М. Поведение человека в организации. – М., 1993.

5.Занковский, А. Н. Организационная психология. – М., 2000.

6.Захарова, Л. И. Психология управления. – М., 2010.

7.Еменльянов, С. Г., Кабанов, В. А., Кушель, С. С, Короьков, И. А. Теоретические основы и инструменты управления инновациями. – М., 2012.

8.Игнатьева, А. В. Исследование систем управления. – М., 2008.

9.Иванова, Т. Ю., Приходько, В. И. Теория организации. – СПб., 2004.

10.Иванцевич Дж., Лобанов, А. А. Человеческие ресурсы управления: основы управления персоналом. – М., 2003.

11.Игнатьева А. В., Максимцов М. М. Исследование систем управления. – М., 2008.

12.Камерон, К. Куини Р. Диагностика и измерение организационной культуры. – СПб., 2001.

13.Карпов, А. В. Психология менеджмента: учебное пособие. – М., 2005.

14.Катц, Д. Социальная психология организаций. – Киев, 1993.

15.Кафидов, В. В. Скипетрова, Т. В. Теория организации. – М., 2005.

16.Кито, А. И. Психология хозяйственного управления. – М., 1984.

17.Кишкель, Е. Н. Социология и психология управления. – М., 2005.

18.Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления. – М., 2001.

19.Коырев, Г. И. Основы конфликтологии. – М., 1998.

20.Кочеткова, А. И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учеб. пособие. – М., 2004.

21.Кравченко, А. И. Трудовые организации. Структура. Функции. Организационное поведение. – М., 1991.

22.Кравченко, А. И., Тюрина, И. О. Социология управления. – М., 2008.

23.Красовский, Ю. Д. Организационное поведение. – М., 1999.

24.Кремень, М. А. Практическая психология управления. – М., 2011.

25.Лафта, Дж. К. Теория организации. – М., 2006.

26.Магда, В. Современные теории организации. Генезис, состояние, проблемы, перспективы. – М., 1991.

27.Нововведения в организациях / Под ред. Н.И. Лапина. – М., 1987.

28.Ньюстрем, Дж. Девис К. Организационное поведение. – СПб., 2000.

29.Одегов, Ю. Г. Руденко, Г. Г. Управление персоналом. – М., 2014.

30.Питерс, Т., Уотермен, Р. В поисках эффективного управления. Опыт лучших компаний. – М., 1986.

31.Попов, А. В. Теория и организация американского менеджмента. – М., 1991.

32.Попова, Е. П. Проблема критериев организационного развития // Социологические исследования. – 2004. № 3.

33.Пригожин А. И. Нововведения: перспективы и стимулы. – М., 1989.

34.Райченко А. В. Парадигмы организации. Новое мировоззрение. – 2002.

35.Рогожин, С.В., Рогожина Т. В. Теория организации. – М., 2006.

36.Социальная организация промышленного предприятия: соотношение планируемых испонтанных процессов. – М., 2005.

37.Социология управления / Под ре. В. И. Башмакова, В. Н. Князева, Р. В. Лелькова. – М., 2012.

38.Творогова, Н. Д. Психология управления: учебное пособие. – М., 2008.

39.Товокин, Е. П. Управление. Социальное управление. Социология управления. – М., 2010.

40.Управление социальным развитием организации / По ред. А. Егоршина. – М., 2013.

41.Управление персоналом организации / Под ред. А. Я. Кибанова. – М., 2010.

42.Фененко, Ю. В. Социология управления: Учебник. – М., 2011.

43.Фроов, С. С. Социология организаций. – М., 2001.

44.Шостром, Э. Анти-ковпеги или Человек. – манипулятор. – М., 1992.

45.Щербина, А. В. Социальные теории организации: Словарь. – М., 2000.

46. Щербина, В. В. Предмет, статус и проблематика социологии организаций / Социологические исследования. – 2000. – № 8.



46.Янг, С. Системное управление организаций. – М., 1972.
Каталог: Portals
Portals -> Психолого-педагогическая коррекция в условиях интегрированного (инклюзивного) образования на основе зарубежного опыта Методический сборник
Portals -> Менеджмент высшего учебного заведения инклюзивного типа кольченко к. О
Portals -> Проект Концепция инклюзивного образования
Portals -> Поведение потребителей методические указания к практическим занятиям для студентов по направлению подготовки 260800 – «Технология продукции и организации общественного питания»
Portals -> Доклад на Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: методология, практика и технология»
Portals -> Проблемы современного образования и воспитания: инновации, тенденции развития
Portals -> Современная гуманитарная академия
Portals -> Задача создания системы разработка и апробация различных моделей скринингового и углубленного дифференцированного обследования всех детей первого года жизни


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница