Тема урока. Основные понятия о биологических ритмах и режиме дня и их влияние на здоровье человека. Цель



Скачать 116.13 Kb.
Дата27.05.2016
Размер116.13 Kb.
ТипУрок
Тема урока. Основные понятия о биологических ритмах и режиме дня и их влияние на здоровье человека.
Цель. Познакомить учащихся с понятиями и определениями биологических ритмов и режима дня, создать у них представление о том, что режим дня влияет на здоровье.
Задачи.

Образовательные: познакомить учащихся с основными понятиями и определениями биологических ритмов и режима дня, создать у них представление о том, что режим дня влияет на здоровье.

Воспитательные: продолжить формирование у учащихся здорового образа жизни.

Развивающие: формирование навыков логического мышления, развитие мыслительной деятельности, речи.
Методы и методические приемы.

  • Словесные (беседа, объяснение);

  • Практические;

  • Наглядные;

  • Логические (формулировка темы и постановка цели урока, постановка познавательных задач, сравнение, анализ, выводы и обобщения, вопросы для беседы;

  • Технические;

  • Организационные (фронтальный).

Литература.

Для учащихся:

  • Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник для общеобразовательных учреждений 9 кл./Фролов М.П. и др. – М.: Издательство АСТ, 1998. – 320 с.


Для учителя:

  • Зайцев Г.К. Школьная валеология. – С-Пб.: Детство-пресс, 2001.

  • Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье: укрепление организма. – С-Пб.: Детство-пресс, 2001.

  • Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека. – М.: Владос, 2000.

  • Стальков Е., Панин В. Валеология. – Янтарный сказ, 2001.

  • Чумаков Б.Н. Валеология.- М., 1997.


Тип урока: комбинированный.
План урока:


  1. Организационный момент (1 мин.).

  2. Повторение пройденного материала (__ мин.).

  1. __________________________________________________________________________

  2. __________________________________________________________________________

  3. __________________________________________________________________________

  1. Изучение нового материала (__ мин.).

  1. __________________________________________________________________________

  2. __________________________________________________________________________

  1. Закрепление материала (__ мин.).

  2. Задание на дом, общие выводы (2 мин.).


Ход урока



Основные понятия о биологических ритмах

и их влияние на здоровье человека.

Режим учебы и отдыха
Все материальные объекты во Вселенной совершают циклические движения. Так, луна обращается вокруг Земли приблизительно за 30 суток, а Земля вокруг Солнца – за 365 суток.

Ритмы присущи также всем объектам микромира. Они пронизывают и все живое на Земле: на клеточном, тканевом, органном, функциональном уровнях.

Биологические ритмы – это циклические процессы в биологических системах.

Известный хронобиолог Ф. Хальберг разделил все биологические ритмы на три группы:



  1. Ритмы высокой частоты с периодом, не превышающим получасового интервала. Это ритмы сокращения сердечной мышцы, дыхания, биотоков мозга, биохимических реакций, перистальтики кишечника.

  2. Ритмы средней частоты с периодом от получаса до семи суток. Сюда входят смена сна и бодрствования, активности и покоя, суточные изменения в обмене веществ, колебания температуры, артериального давления, частоты клеточных делений, колебаний состава крови.

  3. Низкочастотные ритмы с периодом от четверти месяца до одного года: недельные, лунные и сезонные ритмы. К биологическим процессам этой периодичности относятся эндокринные изменения, зимняя спячка, половые циклы.

Сообразуясь с природой, человек и сам обрел внутреннюю, биологическую ритмичность: с определенным периодом у него сокращается сердце, осуществляются вдохи и выдохи, распространяются импульсы по нервам и центрам мозга. Каждый орган человека имеет свое время наибольшей и наименьшей активности.

В настоящее время наиболее изучен околосуточный биологический ритм. Работоспособность человека в течении суток меняется в соответствии с суточными биологическими ритмами и имеет два подъема: с 10 до 12 часов и с 16 до 18 часов. Ночью работоспособность понижается, особенно с 1 часа ночи до 5 часов утра.

Суточные биоритмы человека интересны прежде всего тем, что максимумы и минимумы активности различных биологических процессов не совпадают по времени. Так, максимальные показания температуры тела и давления крови наблюдаются в 18 часов, веса тела– в 20 часов, минутного объема дыхания – в 13, лейкоцитов в крови – в 23 часа.

Особо важное значение имеет характер периодических изменений температуры тела, поскольку от этого, а также от ритма дыхания зависит уровень обмена веществ. Установлено, что снижение температуры тела способно вызвать перестройку физиологических ритмов и тем самым увеличить срок жизни. При повышении же температуры тела, например, при заболевании гриппом, биологические часы человека, наоборот, начинают спешить.

Работоспособность органов кровообращения в различное время суток также неодинакова. Дважды в день она резко снижается: около 13 часов и около 21 часа. В это время нежелательно подвергать человека большим физическим нагрузкам, действию высоких температур, кислородной недостаточности.

Кроветворные органы проявляют наибольшую активность в следующее время суток: костный мозг – в ранние утренние часы, селезенка и лимфатические узлы – около 17-20 часов. В утренние часы в кровоток поступает большое число молодых эритроцитов. Максимум гемоглобина в крови наблюдается с 11 до 13 часов, а минимум – с 16 до 18 часов. Максимум сахара в крови приходится на 9-10 часов утра, а минимум – на вечернее и ночное время.

После 12 часов дня проходит первый период дневной активности. В кровь из печени поступает меньше глюкозы. Начинает чувствоваться усталость. Нужен отдых. После 13 часов кривая энергии идет вниз, наши реакции все замедляются. Это вторая нижняя точка в суточном цикле.

После 14 часов наше самочувствие вновь начинает улучшаться. Органы чувств, и прежде всего обоняние и вкус, становятся особенно чувствительными. Это наилучшее время для принятия пищи.

После 16 часов берет начало третий суточный физиологический подъем. В это время могут интенсивно тренироваться спортсмены, поскольку организм чувствует потребность в движениях, но психическая активность постепенно угасает. Организм становится чувствительным к боли.

После 18 часов возрастает давление крови, мы становимся нервными, легко возникают споры по пустякам. Часто в это время начинает болеть голова.

После 19 часов наш вес достигает максимума (суточного), реакции становятся необычайно быстрыми. В это время регистрируется меньше всего дорожно-транспортных происшествий.

После 20 часов наше психическое состояние снова стабилизируется. Это время благоприятно для заучивания текстов, поскольку улучшается память.

После 21 часа почти в полтора раза возрастает количество белых кровяных телец, температура тела понижается. Организм нужно начинать подготавливать ко сну.

В ночное время падает общий тонус человека. Ухудшается память, координация движений, появляется замедленность в действиях, возрастает количество ошибок при выполнении умственной работы; уменьшаются на 2-4 кг мышечные усилия; на 15-20 ударов сокращается частота сердцебиения; на 4-6 вдохов-выдохов снижается частота дыхания; уменьшается легочная вентиляция; на 4-5% падает насыщение крови кислородом.
Исходя их вышесказанного, можно сделать вывод, что правильно организованный режим дня укрепляет здоровье. Соблюдение режима особенно важно для детей, т.к. их организм еще слабый.

Режим дня – это установленный распорядок жизни человека, который включает в себя труд, питание отдых и сон.

Правильный режим дня – это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха, что имеет большое оздоровительно значение. Правильно организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени. Регулярность отдельных режимных моментов и их чередование обеспечивают выработку определенного ритма в деятельности организма.

Нарушение режима дня приводит к серьезным отклонениям в здоровье ребенка, прежде всего к неврозам. Симптомы: беспокойство, плохой сон, раздражительность, нервные тики, кишечные колики и т.д.

Так режим дня школьника должен соответствовать необходимым требованиям к организации учебной работы в школе, домашнему режиму, отдыху и сну.

Основной трудовой деятельностью подростка является его образование. Нагрузка должна распределятся равномерно в течении дня, недели, месяца и года. Необходимо также уметь переключиться с активной напряженной деятельности в течении трудового дня на отдых, психическое и физическое расслабление. Активная физическая деятельность должна чередоваться с расслаблением и активным отдыхом, образуя некое динамическое равновесие.



Отдых – это состояние покоя или активной деятельности, ведущей к восстановлению сил и работоспособности. Наиболее эффективным для восстановления работоспособности является активный отдых, который позволяет рационально использовать свободное время.

Важное значение для полноценного отдыха имеет подготовка ко сну. Сон является составной частью нормального режима дня, способствует восстановлению душевных и физических сил.

Что можно сделать, чтобы сон с возрастом оставался хорошим? Во первых ужин должен быть легким, желательно за 3-4 часа до сна. Пить не задолго до сна тоже не рекомендуется.

Очень важно умение освободиться перед сном от забот и дневных проблем. Для этого существует несколько способов: недолгая вечерняя прогулка или несколько упражнений на расслабление мышц. Перед тем как лечь, желательно принять теплую ванну (на 10-15 мин) и постараться полностью расслабиться.

Существует множество способов сознательного целенаправленного создания хорошего или хотя бы нейтрального настроения. Например, одно из народных средств – стакан молока с медом непосредственно перед сном.

Для спокойного сна нужна и хорошая удобная кровать, правильно поставленная. Существуют исследования, доказывающие, что естественное магнитное поле Земли влияет на самые разнообразные биологические системы, в том числе и на человека. Качество сна зависит от положения спящего по отношению к геомагнитному полю. Сон становится более глубоким, если спящий человек лежит перпендикулярно геомагнитному меридиану. Другими словами можно сказать, что геомагнитный меридиан перпендикулярен оси «восток-запад». Согласно проведенным исследованиям, спится лучше, если человек лежит головой к востоку.



Важное условие хорошего сна – хорошо проветренное помещение. Необходимо его проветривать перед тем, как лечь, еще лучше спать при открытом окне. Свежий воздух улучшает качество сна и одновременно является средством закаливания.

Правильное питание – это важнейшее условие здоровья человека. Что значит правильно питаться? Это значит своевременно получать с пищей в достаточном количестве и в правильном сочетании необходимые организму вещества: белки жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины и воду.

Закрепление материала
Вопросы для повторения




    1. Что такое биологические ритмы организма и как их надо учитывать при составлении режима дня?

    2. Что такое режим дня и какие основные составляющие в него входят?



Практическая работа № 3




Тема: Режим учебы и отдыха


Цель: Составить индивидуальный режим дня в соответствии с гигиеническими требованиями к режиму школьников и биологическими ритмами человека.

Гигиенические требования к режиму школьников




Возраст, лет

Класс

Учебные занятия в школе

Учебные занятия дома

Спорт, игры, прогулки

Чтение, занятия в кружках, помощь семье

Прием пищи, туалет, зарядка

Ночной сон

7

1-й

3-4

1

3,5

2,5

2,5

11-10,5

8

2-й

4

1-1,5

3,5

2,5

2,5

11-10,5

9

3-й

4

1,5-2

3,5

2,5

2,5

11-10,5

10

5-й

4-5

2-2,5

3,5

2,5

2,5

10,5-10

11

6-й

5-6

2-2,5

3

2,5

2,5

10-9,5

12

7-й

5-6

2,5-3

3

2,5

2,5

9,5-9

13

8-й

5-6

3-4

2,5

2

2

9,5-9

14

9-й

5-6

3-4

2,5

2

2

9,5-9

15

10-й

5-6

3-4

2,5

2

2

9-8,5

16

11-й

5-6

3-4

2,5

2

2

8-8,5



Суточные биоритмы человека
Суточные биоритмы человека интересны прежде всего тем, что максимумы и минимумы активности различных биологических процессов не совпадают по времени. Так, максимальные показания температуры тела и давления крови наблюдаются в 18 часов, веса тела– в 20 часов, минутного объема дыхания – в 13, лейкоцитов в крови – в 23 часа.

Работоспособность органов кровообращения в различное время суток также неодинакова. Дважды в день она резко снижается: около 13 часов и около 21 часа. В это время нежелательно подвергать человека большим физическим нагрузкам, действию высоких температур, кислородной недостаточности.

Кроветворные органы проявляют наибольшую активность в следующее время суток: костный мозг – в ранние утренние часы, селезенка и лимфатические узлы – около 17-20 часов. В утренние часы в кровоток поступает большое число молодых эритроцитов. Максимум гемоглобина в крови наблюдается с 11 до 13 часов, а минимум – с 16 до 18 часов. Максимум сахара в крови приходится на 9-10 часов утра, а минимум – на вечернее и ночное время.

После 12 часов дня проходит первый период дневной активности. В кровь из печени поступает меньше глюкозы. Начинает чувствоваться усталость. Нужен отдых. После 13 часов кривая энергии идет вниз, наши реакции все замедляются. Это вторая нижняя точка в суточном цикле.

После 14 часов наше самочувствие вновь начинает улучшаться. Органы чувств, прежде всего обоняние и вкус, становятся особенно чувствительными. Это наилучшее время для принятия пищи.

После 16 часов берет начало третий суточный физиологический подъем. В это время могут интенсивно тренироваться спортсмены, поскольку организм чувствует потребность в движениях, но психическая активность постепенно угасает. Организм становится чувствительным к боли.

После 18 часов возрастает давление крови, мы становимся нервными, легко возникают споры по пустякам. Часто в это время начинает болеть голова.

После 19 часов наш вес достигает максимума (суточного), реакции становятся необычайно быстрыми. В это время регистрируется меньше всего дорожно-транспортных происшествий.

После 20 часов наше психическое состояние снова стабилизируется. Это время благоприятно для заучивания текстов, поскольку улучшается память.

После 21 часа почти в полтора раза возрастает количество белых кровяных телец, температура тела понижается. Организм нужно начинать подготавливать ко сну.


Режим питания
Для подростков прием пищи устанавливается в количестве 4-5 раз в сутки: первый завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин. Не допускается еда урывками, раньше времени, т.к. это приводит к снижению аппетита. От количества приемов пищи в день зависит и усвоение питательных веществ. При четырехразовом питании пища усваивается до 82-84%, а при трехразовом – 75-76%. Ужинать надо не менее, чем за 3-4 ч. до отхода ко сну.








Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница