«Умница Уилл Хантинг» (англ. Good Will Hunting) — американский фильм режиссёра Гаса Ван Сента, 1997 г.
Тема - Специальные разделы клинической психологии. (Психология девиантного поведения. Психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия).
Уилл Хантинг – юноша, который обладает выдающимся интеллектом, но при этом попадающий во всякие неприятные ситуации.
Но, у молодого человека, достаточно сложный характер, обуреваемый в подростковом возрасте внутренними конфликтами.
В фильме мы можем наблюдать классическую схему психологических проблем – в детстве Уилл считал, что он не нужен, его не любят и не принимают, испытывая жестокое обращение по отношению к себе – так же не без следа повлияли на молодого человека.
Насилие, драки, употребление алкоголя, нахождение в детских домах - все это отразилось на личности. Он является членом во многом асоциальной группы, и примеры девиантного поведения не заставляют себя долго ждать. У юноши проблемы с социализацией, адаптацией, проблемы во взаимоотношениях с другими людьми.
Так же молодой человек достаточно часто привлекался к исправительным работам вследствие влияния девиантного поведения.
Каждый раз Уилл стремится подсознательно разрушить новые отношения, в которых его могли принимать и любить. Это происходило по причине того, что он не испытывал безопасности, каждый раз он отвергал, находясь сам в этом состоянии. Уилл не знает, что такое безусловная любовь родителей. Каждый раз он следует своему глубинному убеждению - меня нельзя любить, я не достоин. Каждый раз Уилл стремится к разрушения себя. У Уилла формируется избегающее поведение, и все его отношения носят поверхностный характер.
В фильме мы видим, как Уилл сопротивляется работе с психологом, постоянно пытаясь выставить на посмешище психотерапевта. Это связано с тем, что молодой человек не мотивирован, он не понимает, зачем ему нужно проходить терапию.
В фильме можно проследить различные подходы и методы психотерапии – гипноз, терапевтическая беседа.
Очень сильно мое внимание привлекла встреча психотерапевта Шона и Уилла. Шон находился в позиции наблюдателя, отдав вести процесс в руки Уилла. Психотерапевт подстраивается под молодого человека, говорит на одном с ним языке. Но так же меня удивил факт того, что специалист переживает достаточно сильно утрату своей жены, и момент оскорбления Уиллом дает бурную реакцию, я не специалист с большим опытом, но, на мой взгляд, слишком это не реалистично.
На мой взгляд, в фильме достаточно выражена проблематика, как у самого специалиста, так и у Уилла.
Если вспомнить момент, где молодой человек описывает картину, нарисованную Шоном, то тут сработала проекция, как в работе с метафорическими картами. Уилл, рассказывая о психотерапевте, говорил так же и о себе, что дало почву для размышлений Шона.
В сцене у озера хорошо видно, когда ты знаешь по книгам как должно быть, но у тебя нет личного проживания такого опыта, и соответственно нет внутренней опоры. Это заставляет задуматься Уилла.
Доверие - самое важное условие прорыва к пациенту.
Если пациент не уверен, а можно ли доверять тебе - он не будет перед тобой честен. И нет смысла его лечить, - рассказывает на лекциях Шон.
В действительности же, все не так просто, одними разговорами невозможно выйти из замкнутого круга разрушающего сценария.
По сюжету фильма можно отметить нарастающую конфронтацию. Шон говорит о том, что Уилл только имитирует свое общение, а на самом деле никогда не говорит о себе. Для Уилла это защита - так он защищается от боли. Уилл приходит к осознанию этого момента у себя, и Шон дает ему время принять свой опыт.
Шон на своем примере показывает, что можно рисковать ради того, чтобы быть с человеком рядом.
На сессиях Уилл молчит, похоже на игру – кто первый заговорит.
Уилл начинает отвечать на вопросы, которые Шон задавал ему ранее.
Шон становится значимой фигурой для Уилла. Молодой человек в терапии проигрывает свой сценарий с психотерапевтом, но с благоприятным исходом. Шон становится ему родительской фигурой с полным принятием Уилла.
Так же важно отметить то, что Шон хочет достичь в работе с молодым человеком. Психотерапевт ставит перед собой – помочь Уиллу с его самоидентификацией – Кто ты? Что ты хочешь? Но Уиллу достаточно сложно ответить на такие простые вопросы. Ответить не может, т к проигрывал чужие роли, носил чужие маски.
Одной из важных сцен фильма считаю момент, когда к Шону пришел профессор по математике, чтобы тот уговорил и сманипулировал Уилла пойти в науку.
И здесь очень хорошо видно, что эта беседа сильно повлияла на парня.
«Почему он хочет себя так вести, жить такой жизнью? – потому что ребенком его бросили самые близкие люди» — поэтому он прячется от людей, от отношений и никому не верит!
«Почему он не хочет расставаться с «гориллами»- друзьями? – потому что они голову за него сломают, они дают главное в чем он нуждается – верность!» — друзья заполняют ту пустоту, которая дырой зияет с детства.
«Он отталкивает людей, боясь, что они его бросят. Это самозащита. Из-за этого он 20 лет был один, если ты на него надавишь, так будет и дальше».
Соответственно, девиантное поведение, агрессивность – это защитный барьер.
По ходу фильма становится понятным, что Уилл винит себя во всем, что происходило в его жизни. В сцене, где Шон говорит – Это не твоя вина!
Уилла «прорывает», к нему приходит осознание, что не он виноват в том, что происходило у него в жизни.
Фильм заканчивается на хорошей ноте – закончив психотерапию, Уилл сам устраивается на работу, прощается с друзьями и в конце концов открывается полностью своей девушке.
Фраза Шона - « Слушай свое сердце, сынок, оно не обманет!» Говорит о многом.
Поделитесь с Вашими друзьями: |