Tема: Социально-психологическая диагностика личности и взаимодействия индивидов в группе. Вопросы:
Актуальность исследований социально-психологических аспектов личности и малой группы.
Методологические аспекты и принципы исследований социально-психологических аспектов личности и малой группы.
Когнитивный аспект анализа групповых феноменов.
2.2 Модельный характер исследования группы.
2.3 Эмпирические методы исследования малой группы.
Вопрос 1. Социально-психологическое исследование — вид научного исследования с целью установления в поведении и деятельности людей психологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные (большие и малые) группы, а также психологических характеристик самих этих групп.
Чем же объясняется актуальность этой области социально-психологического знания, обусловившая столь бурный рост исследований?
Выделяют множество разнообразных причин. Однако главные из них состоят, на наш взгляд, в следующем.
Логика развития науки привела исследователей к осознанию того непреложного факта, что невозможно адекватно изучать личность, объяснять своеобразие сложнейших ее жизненных проявлений вне содержательного раскрытия того социального и психологического контекста, в котором она живет и развивается. А таким контекстом, или средой, прежде всего, являются именно малые группы.
Исследования малых групп открывают возможность постановки достаточно строго контролируемого эксперимента, осуществление которого в ряде других областей социальной психологии весьма затруднено.
Выявление закономерностей функционирования малых групп способствует лучшему пониманию процессов, протекающих в больших группах, гораздо менее доступных непосредственному эмпирическому изучению. Отсюда делается вывод о том, что изучение малых групп — это источник эффективных умозаключений о социальных системах вообще.
Запросы различных областей социальной практики, обусловленные многообразием вызовов со стороны динамично меняющегося мира.
Специфика социально-психологического исследования по сравнению с другими социальными науками характеризуется:
использованием в качестве полноправных как данных об открытом поведении и деятельности индивидов в группах, так и характеристик сознания (представлений, мнений, установок, ценностей и т. п.) этих индивидов;
социальным контекстом исследования, влияющим на отбор, интерпретацию и изложение фактов;
неустойчивостью и постоянным изменением социально-психологических явлений;
Основные результаты в исследовании малых групп были получены на трех основных направлениях: 1.социометрическое; 2.социологическое; 3.школа групповой динамики.
В социальной психологии различают три уровня исследования:
эмпирический,
Эмпирический уровень представляет собой сбор первичной информации, фиксирующей социально-психологические факты, и описание полученных данных, обычно в рамках определенных теоретических концепций.
Теоретический уровень исследования обеспечивает объяснение эмпирических данных путем соотнесения их с результатами других работ. Это уровень построения концептуальных, теоретических моделей социально-психологических процессов и явлений.
Методологический уровень с содержательной стороны рассматривает многоуровневую, системную организацию социально-психологических явлений и составляющих их элементов, соотношение принципов и категорий, определяет исходные принципы изучения этих явлений.
С формальной стороны методология определяет операции, при помощи которых происходит сбор и анализ эмпирических данных.
Иногда выделяют и четвертый уровень — процедурный (Г М. Андреева, 1972). Это система знаний о методах, приемах исследования, обеспечивающая надежность и устойчивость психологической информации. В совокупности эти уровни создают условия для разработки исследовательской программы.