Тема самообразования



Дата22.04.2016
Размер89.2 Kb.


Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

Тема самообразования:  «Принцип интеграции на уроках музыки и МХК»

Цель: формирование образного мышления на уроках музыки и МХК через интеграцию различных видов искусств.

Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:

  • познакомиться с основами методики преподавания предметов «изобразительное искусство», «литература», «история» с целью их интеграции с музыкой;

  • с учетом системного подхода разработать интегрированные занятия по музыке, дидактический и контрольно–измерительный материал, подобрать нотное приложение и коллекцию репродукций картин известных художников по основным темам;

  • пополнить фонд учебно–методических материалов кабинета литературными произведениями и историческими источниками;

  • апробировать методические разработки интегрированных занятий;

  • исследовать влияние интеграции музыки, изобразительного искусства, литературы и истории на формирование образного мышления обучающихся. 

1.Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

К уровню квалификации и компетенции учителя музыки современное общество предъявляет высокие требования. Качественная подготовка современного педагога-музыканта требует непрерывного повышения профессионального и педагогического мастерства. Однако знать свой предмет учителю музыки ещё недостаточно, он должен любить музыку, ведь нельзя вызвать любовь к тому, чего не любишь сам, увлечь тем, чем сам не увлечён. Учитель музыки должен уметь владеть инструментом и приучать воспитанников к живому звучанию, поэтому я на уроках стараюсь чаще исполнять произведения на фортепиано, показывая, как интересно самому уметь исполнять музыку.

За последние годы российской школой накоплен значительный опыт в области музыкально-эстетического воспитания учащихся. Однако положение дел в этой области многих не удовлетворяет. Поэтому многие педагоги разрабатывают новые программы – обязательные и факультативные, создают новые учебники и методические разработки, используя инновационные технологии.

Сегодня необходимо сделать всё возможное и невозможное, чтобы молодые люди осваивали среду обитания как культурную среду, умении её читать и понимать. А этого добиться без уроков МХК просто невозможно. Сегодня совершенно очевидно, что российская массовая культура является отражением современной эпохи. Российская культура ярко демонстрирует процесс разрушения традиционных ценностных ориентаций личности учащихся. Педагоги с глубокой болью пишут о состоянии духовного мира учащихся в столь сложной социокультурной ситуации.

Цель уроков мировой художественной культуры в школе не в том, чтобы воспитать будущих искусствоведов. Отношение к прекрасному не даётся само по себе, оно должно воспитываться всем образом жизни, в том числе и школой. Сегодня мы можем наблюдать, скорее всего, активное формирование безвкусицы у молодёжи. Вкус – понятие не только художественное, это категория, прежде всего, нравственная. Он присутствует (или не присутствует) в поведении, в отношении к ближнему, в устройстве дома. И когда школьник на уроках МХК постоянно сталкивается с произведениями разных искусств, он невольно проникается чем-то высоким, настоящим, светлым. Можно говорить о позитивном влиянии уроков МХК на личность, потому что в процессе знакомства с разными формами искусств у учащихся расширяется музыкально-исторический кругозор, накапливается музыкальный опыт. То есть происходит процесс осознания новых музыкальных ценностей, новых представлений о существовании мира и художника, нового социокультурного художественного пространства.

2.Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приёмов).

Новизна опыта заключается в дополнении в учебный процесс урока новых структурных элементов, разнообразии применяемых средств. Технология опыта предлагает систему конкретных методических приемов, методических рекомендаций по вовлечению и заинтересованности учащихся в занятиях музыкой. Главное, к чему я стремлюсь, - это вызвать у учащихся понимание и ощущение того, что музыка не простое развлечение, которым можно пользоваться или не пользоваться, а важная часть самой жизни.

3.Наличие теоритической базы опыта.

В своей работе я опираюсь, в первую очередь, на музыкально-педагогические воззрения Д.Б.Кабалевского, ведущим принципом которых является связь музыки (и искусства в целом) с жизнью.

Наряду с концепцией Д.Б.Кабалевского ведущее место в работе занимают:


  • психологическая концепция Л.С.Выготского о целостности и единстве художественной деятельности ребенка;

  • теоретико-педагогическая концепция В.А.Сластенина;

  • теория интегрированного преподавания искусства Б.П.Юсова;

  • психологическая концепция способностей, исследования в области восприятия и представления Б.М.Теплова.

  • учение об интегрирующих функциях ведущих идей учебных дисциплин Г.Ф.Федорца.

Кроме того, труды известных отечественных ученых в области педагогики, психологии, теории и практики музыкального и театрального образования и воспитания (Абдуллина Э.Б., Алиева Ю.Б., Станиславского К.С., Немова Р.С., Асафьева Б.В., Петрушина В.И., Эльконина Б.Д.).

Интегративный подход к эстетическому воспитанию школьников помогает успешно решить ряд задач обучения.


Навыки детей, приобретаемые на интегрированных уроках:
  • Интерес к работам русских и зарубежных авторов;


Предмет мировой художественной культуры интегрирован по своей сути. Интегральный принцип создает широкие возможности мобилизации разносторонних связей с предметами гуманитарного и эстетического циклов, реализует комплексную систему классных, внеклассных, и внешкольных занятий учащихся искусством. Все это создает колоссальные возможности проводить интеграцию с другими предметами. Интегрированный урок дает широкие возможности соединить не только предметы, но и использовать внутри урока элементы различных форм организации учебной деятельности. Чаще всего это игровые формы. Наукой доказаны близость игры и искусства, их общие корни, невозможность осуществления художественного восприятия без игры.


Систематическое развитие педагогически целесообразных взаимодействий между разделами учебных предметов изобразительного искусства и развития речи – одно из необходимых условий развития художественного творчества школьников. Обеспечение систематического функционирования внутрипредметных и межпредметных связей позволяет создавать целостную систему развития у школьников художественно-творческой активности. При этом важно отметить, что межпредметные связи в рамках традиционного учебного плана являются первой ступенькой к интегрированному обучению.
Особенно эффективно использование межпредметных связей уроков МХК с уроками литературы, которые должны обеспечить развитие комплекса речевых умений и художественных способностей у учащихся.
Реализации взаимосвязи литературы и художественного творчества школьников служит рациональная организация активной деятельности учащихся на уроке. Взаимосвязанное обучение возбуждает интерес к знанию. Глубокий интерес формируется под воздействием, как содержания материала, так и приемов, которые заставляют учащихся думать, совершать поиск. Свойства искусства слова и особое качество словесного образа яснее предстанут перед школьниками в сопоставлении со спецификой изобразительного искусства, а разнообразный художественный контекст создаст условия, когда четче выявляется специфическая природа искусства как такового. Изучение таких понятий, как образ и образность, тема, идея, композиция, стиль сегодня необходимо осуществлять только при широком привлечении знаний, приобретенных на уроках изобразительного искусства, в процессе индивидуального и коллективного, внеклассного и внешкольного общения с искусством.
4.Ведущая педагогическая идея.

За  годы своей педагогической деятельности я поняла, что наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех ученика. Ведь этот успех всегда связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У учащихся, удачно справившихся с каким-либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.

За время педагогической работы у меня  сложилась своя система  форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты. Владея традиционными приемами и методами преподавания предмета, использую современные инновационные формы обучения: проектирование,  проблемные лекции, уроки с использованием ИКТ, элементы передовых педагогических технологий.

         Цель музыкального воспитания в нашей школе – овладение школьниками основами личной культуры. Сущность  технологии, по которой работаю,  заключается в личностно- ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку. Это означает, что для каждого обучающегося создана индивидуальная образовательная траектория.


5. Оптимальность и эффективность средств.

Наиболее оптимальными и эффективными средствами для развития творческих способностей учащихся на уроках музыки и МХК являются проектная, поисково-исследовательская, индивидуальная, групповая и консультативная виды учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить творческие способности учащихся.

Изучение предмета МХК предусматривает следующие технологии, выработанные в системе школьного образования:


  • непрерывности и преемственности – предполагает изучение музыки и МХК на протяжении всех лет обучения в школе

  • интеграции – курс МХК рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла, прослеживается его связь с реальной жизнью

  • вариативности - предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем

  • дифференциации и индивидуализации – развивать творческие способности ученика в соответствии с общими художественным развитием учащегося, его личными интересами и вкусами.

6.Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых).

В результате использования вышеописанных подходов в изучении музыки удалось:

     - раскрыть всесторонние способности учащихся;

     - повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом не только на уроках, но и во внеурочной деятельности;

     - научить учащихся быть более уверенными в себе;

     - научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;

     - повысить качество знаний учащихся;

     - на протяжении многих лет учащиеся нашей школы становятся победителями и призёрами музыкальных конкурсов и фестивалей различного уровня.

     - учащиеся  используют знания, умения и навыки, полученные в процессе внеурочной деятельности в практической жизнедеятельности;

    - у многих детей формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в Ромодановской детской школе искусств

 

Результаты участия  в олимпиадах и конкурсах за межаттестационный период 2008-2013 гг

 


Название мероприятия

уровень

дата участия

результат

подтверждающий документ

Конкурсы вокальных исполнителей

Муниципальный

2008г

2 первых места

Грамоты победителей.

Олимпиада по МХК и литературе

Муниципальный

2009г

II место

Грамота призёра.

Конкурсы вокальных исполнителей

Муниципальный

2009г

2 вторых места

Грамоты призёров.

Конкурсы вокальных исполнителей

Муниципальный

2010г

I место и 3 третьих  места

Грамота победителя и призёров.

Конкурсы вокальных исполнителей

Муниципальный

2011г

I  место

Грамота победителя.

Олимпиада по МХК

Муниципальный

2011г

I место, два вторых места

Грамота победителя и призёров.

Конкурсы вокальных исполнителей

Муниципальный

2012г

I, II  места

Дипломы победителя и призёра.

Олимпиада по МХК

Муниципальный

2012

3 вторых места

Грамоты призёров.

Конкурсы вокальных исполнителей

Муниципальный

2013г

III место

Диплом призёра.

Олимпиада по МХК

Муниципальный

2013

I, II  места

Дипломы победителя и призёра.

 

            Раскрывать таланты детей, давать им возможность проявить себя, открывать для них мир творчества и красоты – основная задача учителя.


7.Возможность тиражировани.
Провожу открытые уроки и внеклассные мероприятия, неоднократно выступала на семинарах и секциях методического объединения учителей музыки Ромодановского района. Размещаю свой опыт работы  на страницах сайта  школы и на странице  портала творческих учителей http://www.proshkolu.ru/user/inga-malkova/

      Для родителей обучающихся проводятся беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации.

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница