Тема: Развитие творческих способностей у детей детского дома



Скачать 62.68 Kb.
Дата25.04.2016
Размер62.68 Kb.


Мероприятие: Педагогический совет
Дата: 24.04.2014
Тема: Развитие творческих способностей у детей детского дома.
«Творчество – это выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ (А.М. Матюшкин).

В.М. Бехтерев определяет творчество как созидание чего-либо нового в ситуации, когда проблема раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта.

К. Роджерс пишет: «Я понимаю под творческим процессом создание с помощью действия нового продукта, вырастающего, с одной стороны, из уникальности индивида, а с другой - обусловленного материалом, событиями, людьми и обстоятельствами жизни».

Выделяются две группы подходов к сущности творчества:



  1. подходы, ориентированные на поиск источников

  2. подходы, ориентированные на процесс.

В первую группу могут быть включены три подхода:

1. Психоаналитический подход утверждает, что творчество является результатом внутриличностных конфликтов. Творческий процесс-это создание продуктов воображения посредством взаимодействия примитивных и более зрелых типов мышления.

2. Гуманистическая психология считает, что творчество возникает, когда отсутствуют внутриличностные конфликты. Творческий процесс является реализацией естественного творческого потенциала в случае устранения внутренних барьеров и внешних препятствий.

3. Психометристы, такие как Гилфорд, считают, что природный творческий потенциал индивида определён генетически и может быть измерен стандартными тестами. Творческий процесс представляет собой взаимодействие двух противоположных типов мышления: дивергентного (целостного, интуитивного, релятивного) и конвергентного (логического, последовательного, линейного).

В группу подходов, ориентированных на процесс, можно отнести позицию ассоцианистов, которые считают, что творчество человека есть результат его способности находить отдалённые ассоциации в процессе поиска решения проблемы.

Гештальтпсихология исходит из того, что творческое мышление – это и не логические, пошаговые действия и не разрозненные ассоциации, а более определённое реструктурирование целостной ситуации.

Если творчество понимается как процесс, имеющий определённую специфику и приводящий к созданию нового, то креативность рассматривается как потенциал, внутренний ресурс человека.

Под креативностью понимают способность человека отказаться от стереотипных способов мышления (Гилфорд) или способность обнаруживать новые способы решения проблем или новые способы выражения (Роджерс).

Смит и Карлсон рассматривают креативность с психоаналитической точки зрения, определяя её как способность принимать материал из подсознания в сознание.

Н.Ю. Хрящёва определяет креативность как способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, а также осознанию и развитию своего опыта.

Креативность проявляет себя многообразно. Это быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора, приверженность высоким эстетическим ценностям, степень детализации образа проблемы. Существенным условием актуализации этой способности является самообладание и уверенность в себе.

Креативность необходима человеку в деятельности и общении, в повседневной жизни.

М.М. Бахтин в своей книге «Эстетика словесного творчества» отчётливо формулирует идею незавершенности человека, его несовпадения с самим собой.

Конструктивное взаимодействие людей, созидание устойчивых отношений между ними также не может быть чем-то завершённым, конечным.

Созидание в профессиональной работе с людьми исключает стандартные действия и носит творческий характер.

Креативный человек обладает большей, по сравнению с людьми с не проявленным творческим потенциалом, привлекательностью в общении. Он притягивает к себе людей, которые проводят с ним длительное время, не замечая его течения, также как мы это делаем, сидя у огня или глядя на набегающие на берег моря волны. При этом привлекательность творческого человека связана не только с его постоянным развитием, изменением, но и с его открытостью к иному опыту, которая продолжает спираль развития. Человек может проявлять свою творческую сущность через проблематизацию привычных, хорошо знакомых ситуаций.


Работа психолога с детьми в детском доме невозможна без творчества. Оказывая психологическую помощь детям перенёсшим психотравму, подвергшимся насилию, имеющим трудности в познавательном развитии, общении и поведении я использую методы арт-терапии, сказкотерапии, игротерапии, которые помогают детям не только преодолеть их проблемы, но и развить их воображение, фантазию.

Методы арт-терапии, которые я использую в своей работе помогают активизировать творческий процесс, разнообразить сенсорный и эмоциональный опыт ребёнка.

Например, диагностическая, она же психотерапевтическая методика «Человек под дождём» позволяет выявить защитные психологические механизмы и ресурсы личности.

Использование упражнения «Коллаж», когда из журналов предлагается вырезать картинки и наклеить на листы бумаги на определённую тему, помогает детям осознать свои желания, чувства, планировать свою жизнь в будущем, определиться с выбором профессии.

На занятиях я предлагаю агрессивным детям вылепить какого-нибудь сказочного персонажа, который является контейнером для негативных эмоций.

Упражнение «Нарисуй портрет своего обидчика» помогает избавиться детям от отрицательных чувств (обида, злость).

На первый взгляд данное упражнение кажется простым, но вызывает трудности у детей, так как им сложно изменить образ, изобразить человечка плохим, некрасивым.

Методика «Групповая картина» позволяет детям эффективно взаимодействовать: научиться слышать друг друга, уступать, договариваться между собой, проявлять свою индивидуальность и в тоже время создавать единый целостный образ (изготовление плакатов к праздникам 8 марта, Новый год, «Дерево»).

Проводя эту методику с детьми 3 группы, ребята ждали, что я буду изготавливать картину вместо них, так как боялись её испортить. Я объяснила, что они должны сделать картину самостоятельно все вместе. После того, как определился лидер среди ребят, который будет распределять задания между ними, они начали работу. Им пришлось делиться фломастерами, договариваться между собой, где что будет нарисовано. В итоге получилось красивое дерево украшенное цветами и листьями. Ребята оказались довольны результатом своей творческой деятельности и каждый хотел показать картину воспитателю.

Новым и оригинальным методом в работе являются «Метафорические карты», которые способствуют осознанию проблемы и поиску её решения в безопасной психологической атмосфере. Данный метод может использоваться с детьми старше 7 лет. Проводя эту методику я обнаружила, что некоторые подростки затрудняются рассказать о том, что изображено на картинке и описать свои чувства. Причиной этого является низкий уровень развития связной речи и воображения.

В своей практике я широко использую метод сказкотерапии. Детям предлагаются авторские сказки по заявленным проблемам (агрессия, тревожность, непослушание, воровство). Помимо этого ребятам даются зачины сказок, а они придумывают сказочную историю самостоятельно. Вначале дети, не привыкшие к такому виду деятельности, начинают теряться, стесняться, отказываться, но после оказания психологической поддержки придумывают забавные истории о дружбе, о преодолении страха и принятии в семью.

Ведение дневника помогает ребёнку лучше понять себя, своё настроение, свои сильные стороны, почувствовать, что у него есть своя собственная вещь, которую он может создавать, творить, преображать по своему собственному усмотрению.

Ребятам нравится посещать комнату релаксации, в которой проводятся упражнения на визуализацию «Поплавок в океане», «Заброшенный сад», «Маяк», «Письмо себе любимому» с использованием музыки и аромолампы. Такие техники помогают успокоиться, развить воображение. Ребятам с высоким уровнем тревожности предлагаются релаксационные фильмы с изображением флоры и фауны.

На занятиях по программе «Ты и я» дети учатся делать различные постройки из модулей, путешествуют по тоннелю. Такие тренинги способствуют преодолению страхов, повышению уверенности в себе, развитию коммуникативных качеств, укреплению отношений между сиблингами.

Подготовка ребятами презентаций способствует осознанию своего места в мире, развитию кругозора, мышления и воображения (Мисс Весна, презентации профессий «Военный», «Автомеханик»).

Нередко бывает, что дети, приходя к психологу, сразу не рассказывают о своей проблеме, а просят заняться творческой деятельностью. Они выжигают, разукрашивают баночки, изготавливать открытки, поделки. Ребёнок поглощённый творческим процессом легче идёт на контакт, у него уходит мышечное напряжение, он расслабляется, снимаются психологические защиты, так как работает правое полушарие, отвечающее за эмоции. Ребёнок начинает озвучивать своё настроение, переживания и вместе с ним мы ищем оптимальный способ решения проблемы. После того как ребёнок закончил свою работу у него улучшается настроение, повышается самооценка, появляется гордость за своё достижение и вера в свои силы.


Литература:


  1. Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. –М.: Генезис, 2013. – 160 с.

  2. Психогимнастика в тренинге. Под редакцией Н.Ю. Хрящёвой. СПБ. «Речь», Институт тренинга, 2000. – 256 с.

  3. Сучкова Н.О. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 112с.

Директор КГКОУ Детский дом № 17 Федотова О.В.



Педагог-психолог Кригер М.А.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница