Тема Развитие человека в социуме. Социализация. Кризисы развития, пути их преодоления Развитие человека



Скачать 42.74 Kb.
Дата28.04.2016
Размер42.74 Kb.
Тема 2. Развитие человека в социуме. Социализация.

Кризисы развития, пути их преодоления
Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму.

К внешним факторам относятся, прежде всего, окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию определенных качеств личности; к внутренним - биологические, наследственные факторы.

Биологическая наследственность определяет как то общее, что делает человека человеком, так и то отличное, что делает людей столь разными и внешне и внутренне. Под наследственностью понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в их генетическую программу. По наследству от родителей к детям передаются внешние факторы, отличающие одного человека от другого и некоторые особенности нервной системы.
Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. Превращение человека в существо социальное происходит в процессе социализации человека.

Социализация – это процесс приобщения личности к обществу, в котором она существует, принятие ею норм и моделей поведения этого общества.

Это процесс, который начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости. В ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия. 

Человечеству известны случаи, когда человеческих детей воспитывали звери, то есть существа, находящиеся ниже уровня развития человека. Образ такого воспитания описан в произведении Р. Киплинга «Маугли». В реальности выяснилось, что дети, получившие такое «воспитание», не могут говорить, мыслить, улыбаться и участвовать в социальном взаимодействии. То есть оторванные от социума дети уже не могли приобрести навыки культурного общения. Они смогли лишь усвоить самые элементарные навыки и овладеть устной речью, состоящей из 30 слов. Не имея возможности войти в общество, они становятся «изолянтами» и в обществе не могут прожить больше 10 лет. Такие люди  – продукт социальной изоляции, они не смогли бы стать полноценными членами  общества, потому что их воспитание началось достаточно поздно. 

Такой пример является еще одним доказательством того, что вне социума развитие личности, вступление человека в общество на полных основаниях, усвоение социальных ролей невозможно без постоянного нахождения рядом с людьми.

На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы — экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, региональные условия, в которых живет и развивается человек; тип поселения; средства массовой коммуникации, семья, образовательные учреждения, группы сверстников и многое другое, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится человек.


Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности: роль члена семьи, член коллектива, роли потребителя, гражданин своего отечества и т. д.

Кризис личности

Человек как личность растет и развивается всю свою жизнь. Линия роста и развития не является прямой, чаще всего она напоминает лестницу, определенный ровный отрезок – пик – опять ровный отрезок.

 Любая личность периодически попадает в состояние, при котором  происходит переоценка ценностей, переосмысление действий и событий, вследствие этого происходит изменение поведения и образа мыслейэто и есть кризис развития личности.

Несмотря на пугающее название, кризис не является негативным моментом, скорее наоборот, это нужный для развития и личностного роста период, без которого обойтись нельзя.  У людей чаще всего возникают сложности с успешным преодолением кризиса, чем с самим критическим моментом.



Кризис личности  – это совокупность факторов, как внутрипсихических, так и внешних, социальных, которые способствуют выработке у человека новых форм поведения, новых типов реагирования, новых моделей мышления. 

Люди, которые гибки в восприятии, могут легко адаптироваться к изменениям и новшествам, более легко переносят критические моменты своей жизни и более плавно переходят на новую ступень своего развития.

Возникновение кризисов личности всегда связано с возрастом человека. Существует периодизация развития личности:

кризис одного года,

трех лет,

семи лет,

подростковый возраст,

кризис 21-года,

кризис среднего возраста (28-33 лет),

кризис зрелости 40-45 лет,

кризис старости в районе 55 – 60 лет связан, прежде всего, с выходом на пенсию и прекращением трудовой деятельности.

Как преодолеть кризис личности? Успешно преодолеть очередной виток развития поможет: осознание себя и своего места в жизни, принятие ответственности, свобода выбора.

Первое, и, пожалуй, самое сложное для многих – осознание себя и своего места в жизни. Зачастую человек живет не реальными мыслями и действиями, а виртуальными, теми, которые он создает у себя в мыслях.  Стремится достичь чего-то того, что он когда-то себе пожелал.



После того, как человек осознает что он и кто он, он принимает ответственность на себя. Что значит принять ответственность? Сказать себе – Я – ЛИЧНОСТЬ, я отвечаю за все поступки мною совершенные, я сам отвечаю за свою жизнь и свою судьбу, я не жду от других людей, что они будут создавать мне блага и делать то, что мне нравится, каждый имеет право на свои мысли, поступки, действия. Я делаю свой выбор самостоятельно. Я волен выбирать то, что мне нравится, и если я совершаю ошибку, я сам буду нести за нее ответственность.

Иногда для преодоления кризиса человеку требуется не один год, и это тоже надо понять и принять.
Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика
2014 -> Образовательная программа повышения квалификации «технология развития информационно-интеллектуальной компетентности»
2014 -> Литература 2013 г. 1 Ю 2 с 44 Скороходов, С. Н
2014 -> Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике
2014 -> Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №504 на 2014 – 2015 учебный год
2014 -> Закон «Об образовании»
2014 -> Концепция развития открытой электронной образовательной среды


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница