Тема Психология характера



Скачать 453.94 Kb.
страница1/4
Дата22.02.2016
Размер453.94 Kb.
  1   2   3   4
Тема 5. Психология характера.

Место характера в структуре индивидуальности. Соотношение характера и темперамента. Психология характера в работах А.Ф. Лазурского. Понятия экзо- и эндопсихики. Типология характера Г. Хейманса—Р. ЛеСенна. Активность, эмоциональность и первичность—вторичность как основания для выделения типов. Характер как ответ личности на фрустрации. Понятие акцентуации характера, их развитие. Взгляды К. Леонгарда, А.Е. Личко. Формирование характера.



Тема 5. Психология характера.

Место характера в структуре индивидуальности. Соотношение характера и темперамента. Психология характера в работах А.Ф. Лазурского. Понятия экзо- и эндопсихики. Типология характера Г. Хейманса—Р. ЛеСенна. Активность, эмоциональность и первичность—вторичность как основания для выделения типов. Характер как ответ личности на фрустрации. Понятие акцентуации характера, их развитие. Взгляды К. Леонгарда, А.Е. Личко. Формирование характера.

Слово "характер" первоначально обозначало специальный штамп (маркировку), который ставился древними мастерами на изготовленный предмет с целью обозначения его отличия от других (Reber, 1995). Хотя само слово не исчезло из обихода за прошедшие две тысячи лет, большинство психологов предпочитают употреблять более узкий термин "характеристика", или "черта".

СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА


В широком смысле характером называют некую целостную совокупность, обозначающую скрытую за различными проявлениями человеческого Я природу личности. Теофраст,

предложивший использовать этот термин в психологии для обозначения комплекса признаков, отличающих поведение одного человека от другого, предложил и первую классификацию характеров, описав большое количество содержащихся в обыденном сознании типов личности - лживый или честный, хитрый или простодушный, жадный или щедрый. Долгое время характер определялся через простую комбинацию признаков, не дифференцированных между собой. Попытки вычленения структуры характера связаны с появлением и развитием в психологии понятия "воля", а также более отчетливой разработкой дихотомии "разум-чувства". Фактически вокруг этих основных измерений, образующих знаменитую джеймсовскую триаду "разум-воля-чувства", и развиваются представления о структуре характера. Рассматривая характер как относящуюся к личностному уровню подструктуру, его считают концептом, который в основном "относится к силе характера, как свойству, связанному с усилиями по преодолению обстоятельств" (Hilgard, 1987, р.491).


Российский психолог С.Л.Рубинштейн (1946) очень удачно определял характер как совокупность генерализованных (то есть обобщенных, устойчивых и преобладающих) мотивов в структуре личности.
Влияние характера на личность человека практически не изучено в академической психологии, в первую очередь, в силу традиции апеллировать к слитности этих двух

конструктов, на деле соотносящихся между собой как "часть-целое". Зато в наивной психологии проблема характера и его связи с личностью является одной из цент-

ральных. Хорошим примером является предложенная Б.С.Братусем (1977) юмористическая интерпретация четырех типов людей, которую мы представим в традиционной системе координат:

"Хороший человек"

"Плохой характер" "Хороший характер"

"Плохой человек"


Многообразие субъективных оценок, с помощью которых мы характеризуем наших знакомых, вполне описывается с помощью двух координат. Разумеется, себя подав-

ляющее большинство трезво мыслящих людей отнесет к Iтипу ("хороший человек с хорошим характером"). Дифференциальная - не житейская, а научная - психология не

может опираться на размытые оценочные категории или социально создаваемые конструкты типа "хороший-плохой" в оценке человека, хотя доля самоиронии нередко

способствует адекватности научных выводов.


В отличие от того, что конструкты "личность" и "характер" практически не дифференцированы в традиции научного анализа, многие авторы указывают на необходи-

мость различения "темперамента" и "характера". Как правило, горят о воздействии характера на темперамент, о которого в великолепной формулировке выразил

И.Кант: "темперамент указывает на то, что можно сделать из человека, а характер на то, что сам он хочет сделать из себя"
Говоря о характере, подчеркивают, что он не есть что то готовое, сразу данное от природы, но определяется совокупностью воздействующих на индивидуума в процессе

развития внешних факторов, и, в конечном счете, сознательными усилиями человека по формированию у себя нужных свойств. И.П.Павлов (1951а) уделял важное значение разграничению понятий "тип нервной системы", "темперамент" и "характер":

"тип есть прирожденный конституциональный вид нервной деятельности - генотип... характер же есть смесь прирожденных наклонностей, влечений с привитыми в течение

жизни под влиянием жизненных впечатлений" . Система условных связей, образующихся в процессе структурирования жизненного опыта, составляет природную основу характера, его формально-динамическую составляющую, тогда как система ориентации возникает уже как результат сплава предрасположенности субъекта с формирующими влияниями среды. Устойчивая система связей, получившая название "динамического стереоти-

па", лежит в основе стержневого свойства личности направленности, относящегося к одной из важнейших содержательных характеристик индивидуальности. Воля, как

важнейший системообразующий компонент характера, проявляется в дифференцированной системе произвольной регуляции, связанной как с эмоциональными паттернами, так и с уровнем развития ряда способностей. Многие исследователи отмечают, что настойчивость в достижении своих целей заметно выражена в структуре характера людей с высоким уровнем интеллекта и образования.


В этой главе с позиций излагаемой в книге формальной

(иерархической) теории индивидуальности будут рассмот-

рены основные измерения характера, образующие его струк-

туру - Я-концепция, Я как симптомокомплекс черт и Я

как система генерализованных ориентации (см. рисунок 14).


Я-концепция
ХАРАКТЕР
:Образ-Я -

Самооценка-


L
Я-симптомокомплекс

черт
- Диспозиции


-Представления
-о себе и других
-Самоотношение
-Самопрезентация
_ Саморегуляция

-J- Фон настроения


- Склонности
Я-система

ориентации


Вектора

поведения


-На себя: Мотивы самореализации
-На предмет: Мотивы достижения успеха

На других: Мотивы взаимодействия


Рис. 14. Структура характера

195
f,,\ ЗОНЫ1: КОМПОНЕНТЫ ХАРАКТЕРА


8.2. ХАРАКТЕР И ДРУГИЕ СВОЙСТВА

ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Существует большое количество данных, подтвержда-

ющих влияние характера на предпочтение субъектом тех

или иных способов взаимодействия, с одной стороны, и

на взаимосвязь характера с темпераментом - с другой. В

уже упоминавшемся исследовании, предпринятом нами

для изучения соотношения между собой структурных ком-

понентов индивидуальности (см. 7.7.3), характер, представ-

ленный различными параметрами самоотношения (Пан-

197
[уАЗОвЫЕ КОМПОНЕНТЫ ХАРАКТЕРА
филеев, 1994), сопоставлялся с темпераментальными и

стилевыми свойствами. Мера интенсивности связей между

исследуемыми показателями темперамента, стиля и харак-

тера оказалась различной. Интенсивность связей характера

со стилем, который является более "близко расположен-

ным образованием в пространстве индивидуальных

свойств, оказалась плотнее (с высоким уровнем значимо-

сти - р<0.001), чем интенсивность связей характера с тем-

пераментом, занимающем более "удаленное" место в

иерархической структуре индивидуальности. Задачей бли-

жайших исследований является изучение меры "близос-

ти-удаленности" темперамента, стиля, характера и спо-

собностей в очерченном формально-динамическими за-

кономерностями поле интраиндивидуальных взаимо-

действий.
8.3. Я-КОНЦЕПЦИЯ
Понятие "Я", впервые сформулированное в психоло-

гии Уильямом Джеймсом (James, 1996), является цент-

ральным образованием характера. Джеймс выделял две

базовые составляющие, одна из которых фиксировала со-

держание жизненного опыта (Я-как-объект), а другая обо-

значала процесс осознания человеком этого опыта (Я-со-

знающее). В структуре Я-концепции объединяются две тен-

денции: "я-каким-меня-видят-другие" и "я-каким-я-сам-

себя-вижу" (Burns, 1975). Карл Роджерс (Rogers, 1951),

создатель центрированной-на-клиенте психотерапии, дает

такое определение Я-концепции:
"представления о собственных характеристиках и способ-

ностях индивида, о возможностях его взаимодействия с дру-

гими людьми и окружающим миром; представления о целях

и идеях, имеющих позитивную или негативную направлен-

ность" (р.86).
Формирование Я-концепции является результатом фи-

зического развития, влияющего на формирование образа тела

(физическое Я), когнитивного и эмоционального развития

(психическое Я), а также формирования навыков социаль-

ного взаимодействия, возникающих в результате проигры-

вания субъектом ряда социальных ролей (социальное Я).


К.ООГДИ11Л ТЫ ИНДИИ ИДУ.4.!1Ь Н(КТИ ЧЕЛОВЕКА
19S
Физическим образ Я отражает влияние конституцио-

нального фактора на формирование системы представле-

ний о себе, специфику характера и даже личности. Осо-

бенности телосложения влияют на все психические про-

цессы, включая самосознание. Для анализа этой взаимо-

связи школьникам предъявлялись мужские силуэты, ха-

рактеризующие различные типы телосложения, выделен-

ные по системе Кречмера-Шелдона - мезоморфный (ат-

летический, мускулистый), эндоморфный (полный, не-

высокий) и эктоморфный (высокий, худой). Первый тип

неизменно получал устойчивые положительные оценки,

второй в большинстве случаев характеризовался негатив-

но, а третий занимал нейтральную позицию (Brodsky, 1954).

В реальной ситуации дети также реже выбирают ребенка

эндоморфного типа в качестве товарища. У эндоморфных

детей чаще наблюдается негативное отношение к своему

телу, неприятие своего физического Я. Скорее всего фак-

тором, влияющим на эти различия, могут служить эволю-

ционные стратегии предпочтения, основанные на важно-

сти таких характеристик как сила и активность для обес-

печения жизненной адаптации индивида. Я-концепция, как

центральная подструктура характера, складывается в пе-

риод 6-11 лет, приобретая более абстрактный (обобщен-

ный) оттенок, не связанный прямо с физическими чер-

тами. Глобальное чувство самоценности появляется как

черта характера в возрасте 6-7 лет (Bee, 1998).


Характер является своеобразной мембраной между внут-

ренним миром личности и окружающей действительнос-

тью. Характер связан как со способами самовыражения,

так и с механизмами защиты от неблагоприятных для лич-

ности воздействий. Одно из важнейших - ощущение неза-

висимости (прообраз личностной самостоятельности), свя-

занное с возможностью совершения свободного выбора.

Интересно, что влияние этого признака на общее ощуще-

ние благополучия проявляется наиболее остро в детстве и

старости. Так, пожилые люди чувствуют себя намного сча-

стливее и обладают большей продолжительностью жизни,

когда они имеют возможность, даже находясь под опе-

кой, осуществлять личностный выбор в ряде текущих жиз-

ненных событий, например, когда вставать угром и ло-

-s

.1
199


COKhIl-: k()MI10HbHThl ХАРАКТЕРА
с> вечером, чем питаться и как проводить свободное

рре.мя (Timko Moos. 1989).


8.4. СТРАТЕГИИ ПРЕДПОЧТЕНИЯ, ОБРАЗ-Я И

КОНСТРУКТИВНЫЕ РИСУНКИ


Образ Я выступает регулятором практически всех лич-

ностных, и, в первую очередь, характерологических про-

цессов, проявляясь в самых разнообразных формах пове-

дения. В этом отображается психологический компонент

Я-концепции. Зафиксированные в психологическом обра-

зе-Я осознанные и неосознанные представления человека

о самом себе можно выявить с помощью разных методов,

ц том числе - используя технику рисования. Рисунки в

наиболее наглядной форме дают психологу информацию

как об особенностях психических процессов, так и о спе-

цифике личностных характеристик. Соединение процесса

изображения с процессом конструирования, реализован-

ное нами в методе конструктивных рисунков, позволяет

производить формализованную оценку исследуемых инди-

видуально-типологических различий (Либин, 1989). Фор-

мализация снимает высокую неопределенность, присущую

проективным тестам, использующим рисунки в качестве

основного метода, и дает возможность стандартизованной

оценки полученных изображений. Для исследования обра-

за-Я, зафиксированного во внесознательной сфере пси-

хики, был разработан Тест Предпочтения Геометричес-

ких Форм (ТиГР) (Либин, Либин, 1988; 1994), основан-

ный на процедуре изображения и анализа конструктив-

ных рисунков фигуры человека, получаемых путем пост-

роения изображения с помощью треугольников, кругов и

квадратов. Изображения этих форм, являющихся основ-

ными элементами тактильно-кинестетических гештальтов

(Sheers-Johnstone, 1990), представляют собой семантичес-

ко-символический инвариант, отображающий специфику

Зафиксированных во внесознательной сфере субъекта пред-

почтений, в том числе отражающихся в построении про-

Tiiii.ioro изображения самого себя. На основе анализа

00 . 10 000 рисунков, полученных от разных испытуемых

is ; !;!i!i !9К4 1996 годов, был )Kcriep4\icnT;uii,no изу-


200
КООРДИНАТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

БАЗОВЫЕ КОМПОНЕНТЫ ХАРАКТЕРА


201

118
чен феномен семантического инварианта, суть которого

заключается в том, что индивидуумы с определенными

стратегиями предпочтения (выявляемыми по соотноше-

нию используемых в конструктивных рисунках геометри-

ческих форм: соответственно треугольных, квадратных и

округлых) выбирали типичные изображения фигуры че-

ловека. Ниже представлены типовые рисунки с соответст-

вующими индексами стратегий предпочтения:
Y

532

811

r%
451


442
235
Рис. 15. Предпочтение геометрических форм в
конструктивных рисунках фигуры человека в тесте

ТиГР (Либин, Либин, 1994)


Примечательно, что из имеющихся в распоряжени

субъекта 36 стратегий предпочтения (количество которьй

ограничено стандартной инструкцией) и огромного числД

вариантов возможного конструирования изображения фи-

гуры человека, наибольшей частотой использования хи-|

рактеризуются лишь одна треть стратегий, а характерис-

тики изображений в большинстве случаев легко типизи-

руются. Изучение психологических различий, в частности

отображенных в словесном самопортрете, показало связ!

индивидуальных особенностей графически переданной

образа-Я с вербальным самоописанием:
811: активный, ведущий, властный, деятельный, орга

низующий;

532: дипломатичный, исполнительный, пунктуальный,

сдержанный;


433: увлеченный, воодушевленный, порывистый, уп-

рямый;
181: впечатлительный, осторожный, располагающий,

душевный;
451: критичный, мнительный, прямодушный, естест-

венный;
442: настойчивый, независимый, резкий, возбудимый;


235: хитрый, напористый, переменчивый, бойцовский;
118: выдержанный, размышляющий, стабильный, урав-

новешенный.


Возможно, семантический инвариант образа-Я форми-

руется благодаря наличию единого механизма интеграции

и координации психологических свойств разных уровней

индивидуальности, подобно тому, как это происходит, к

примеру, на уровне первичных психических процессов -

ощущений и восприятий, - объединенных механизмом

синестезии (см. Osgood, Sod Tannenbaum, 1959).
8.5. САМООЦЕНКА
Самооценка преимущественно связана с третьей, со-

циальной ипостасью Я, отражая в системе субъективных

значений воплощение личности в людях. В то же время,

самооценку можно рассматривать как интегратор всех трех

основных компонентов Я-образа: физического, психоло-

гического и социального.


Происходящее в процессе дифференциации индивиду-

альности разведение и последующее соотнесение между

собой параметров различных уровней охватывает все ос-

новные составляющие характера. Экспериментально пока-

зано, что самооценка с возрастом становится все более

Дифференцированной (Mullener Laird, 1971). Школьни-

кам седьмого класса, старшеклассникам и студентам ве-

рних курсов в возрасте около тридцати лет предложили

оценить себя по сорока характеристикам, используя шес-

"ибалльную шкалу от "совершенно верно", что оценива-

-юсь в шесть баллов, до "совершенно неверно" (1 балл).

""ерждения охватывали пять областей - физические ка-


202
К001Д1П1АТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
честна, уровень достижений, интеллектуальное развитие,

межличностное общение и социальную ответственность.

Анализ индивидуальных вариаций выявил тенденцию к

их увеличению с возрастом. То есть младшие оценивали

свою компетентность во всех пяти областях более ровно.

Возможно, что дифференциация самооценки связана с

увеличением у старших (см. главу 19) когнитивной слож-

ности, то есть, в данном случае, способности оценивать

разные стороны своего Я, используя более разнообразные

стратегии.


8.6. САМОРЕГУЛЯЦИЯ-НАСТОЙЧИВОСТЬ-ВОЛЯ
Структура Я, как основной элемент характера, выпол-

няет главные регулятивно-интеграционные функции, среди

которых можно выделить два основных типа: интроцент-

рические (ориентированные на осуществление личных за-

дач и целей) и экстероцентрические (ориентированные

на осуществление задач и целей, не связанных напрямую

с собственными). Регулирующая роль структуры Я заклю-

чается в том, что она "составляет источник мотивации к

действиям, направленным на защиту, поддержание и раз-

витие собствен ной личности" (Якубик, 1981). В соответствии

с описанной ролью Я выделяются четыре типа регуляции

поведения (там же, с.217):


эгоцентрический
аллоцентрический (направленность на удовлетворе-

ние потребностей, защиту интересов и развитие других

людей);
социоцентрический (предпочтение целей социальных

групп, общественных учреждений);


альтруистический (отказ от собственных целей и за-

дач ради выполнения чужих).


Анализ концепции характера в контексте иерархического

полхода неизбежно связан с исследованиями саморегуляции

как психофизиологического компонента воли (см. главу 4),

настойчивости как черты, лежащей в основе волевых дейст-

вий и, наконец, собственно воли как "категории, исполь-

зуемой при исследовании тех жизненных процессов, ко-

торые движут нами г, определенном наиравлеш-ш или к

203
/,.1,1iHhlH КОМПОНЕНТЫ ХАРАКТЕРА


конкретной цели в данное время" (Farber, 1966). Остано-

вимся на кратком описании двух последних характерис-

тик: настойчивости и воли (см. также материалы темати-

ческою литературного обзора - Макарушкина, Эйдман,

1!ванн11кова, 1988).
Прежде всего разграничим понятия "свободы воли"

(имеющего, скорее, философско-мировоззренческий от-

тенок), "воли личности" (включающего также настойчи-

вость) как характеристики жизненной активности, и "во-

левого поведения" как обусловленного ситуативными фак-

торами действий человека. После этого сосредоточим свое

внимание на диспозициональном аспекте проблемы.
Изучение настойчивости показало сложный характер

этой переменной. Е.Вэбб (Webb, 1915), применив фактор-

ный анализ, выявил связанный паттерн признаков, куда

вошли надежность, тактичность и настойчивость, пони-

маемая как устойчивость мотивов. Г.Айзенк (Eysenck, 1970)

обнаружил отрицательную корреляцию с высоким уров-

нем значимости между вебовским фактором и уровнем

нейротицизма. В дальнейших исследованиях характеристи-

ки настойчивости, измеряемой обычно эксперименталь-

ным путем (общее время решения задачи, или временная

настойчивость, и количество попыток решения, или "ус-

тойчивость к угасанию"), сопоставлялись с тестами ин-

теллекта, школьными оценками, самооценками учеников

и экспертными оценками (MacArthur, 1955). Выделенный

симптомокомплекс значимых факторов совпадал в своей

содержательной интерпретации с независимо составлен-

ными описаниями настойчивости, включающими: физи-

ческую выносливость, соответствующую "стремлению и

способности переносить дискомфорт" (Rethlingschafer,

1942); "сопротивляемость дискомфорту ради достижения

ue;in" и стабильность характера (Thorton, 1939); а также

престижную ориентацию. Целостный фактор настойчиво-

сти. как следует из его содержания, распадается, таким

образом, на два подизмерения - физическую и интеллек-

туальную настойчивость (Eysenck, 1970). Изучение валид-

ности общего фактора настойчивости (г 0.90) показало

Їоснованность как теоретического конструкта, так и адек-

"пость измерительных процедур. Можно ожидать, что


204
КООРДИНАТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
настойчивость как дисгюзициональная переменная будет

содержательно связана с таким темпераментальным пока-

зателем как предметная эргичность, характеризующаяся

жаждой деятельности, постоянным стремлением к напря-

женному умственному и физическому труду, высокой ра-

ботоспособностью. Настойчивость выступает в этом случае

более обобщенным признаком по сравнению с высоким

уровнем саморегуляции, с одной стороны, и оказывается

предпосылкой воли как более интегральной характерис-

тики, - с другой.


К сожалению, в работах по изучению настойчивости

(persistence) отсутствуют попытки построения шкал спе-

цифических трудностей, в совладании с которыми чело-

век может проявить силу воли. Нам также неизвестны ра-

боты с использованием шкалы оценки стрессовых собы-

тий (Holmes Rahe, 1967) для этих целей, что было бы

продуктивно в качестве первого шага в этом направлении.
Работы в области изучения воли с позиций дифферен-

циально-психологического анализа практически отсутству-

ют. Тем не менее укажем на несколько положений, имею-

щих важное значение в этой связи. В классических иссле-

дованиях волевые проявления интерпретировались как

динамические (сейчас бы мы сказали - формально-дина-

мические) параметры, например:
детерминирующая тенденция, необходимая для раз-

рыва ассоциативной связи (Ach, 1910);


преодоление тенденций поля, как следствие наруше-

ния равновесия "индивид-среда" (Lev/in, 1935);


система образов потребностей и осознаваемая схема

мотивов, лежащие в основе представлений человека о соб-

ственных динамических силах (Nuttin, 1984);
тенденция организовывать свое Я (Self) таким обра-

зом, чтобы совершалось движение к заданной цели, в за-

данном направлении (May, 1974).
Отметим также, что понятие воли всегда связано с по-

нятием осознанного выбора, тогда как настойчивость боль-

ше определяется через параметры предпочтений, а само-

регуляция рассматривается в связи со стратегиями снятия

неопределенности. Различия в интенсивности волевых ус-

205
КАЗОЧЫК КОМПОНЕНТЫ ХАРАКТЕРА


делений отражают как различия в способности челове-

ка де-ч1"1"11 самостоятельный выбор, так и специфику "на-

правляющей и регуляторной функции", балансирующей,

координирующей и конструктивно использующей "осталь-

ные виды активности и энергии человека, не подавляя ни

одной из них" (Assagioli, 1974).


8.7. СИСТЕМА БАЗОВЫХ ОРИЕНТАЦИИ: НА СЕБЯ, НА

ПРЕДМЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НА ДРУГИХ ЛЮДЕЙ


Понятие ориентации (часто встречающееся с прилага-

тельным личностная) относится к системе стабильных

доминирующих тенденций субъекта - склонностей, уста-

новок, мотивов. Выделенные типы ориентации изучают-

ся, в основном, в рамках дифференциальной психологии

и психологии личности.


Ориентации, рассматриваемые как доминирующие мо-

тивы, связаны с более интегральным понятием направ-

ленности личности, понимаемой как обобщенное отно-

шение личности к различным аспектам внешнего мира

(Мясищев, 1995), или как устойчиво доминирующий мо-

тив (Божович, 1968; Неймарк, 1972). Можно предположить,

что формирующаяся уже в первые годы жизни субъекта

система базовых ориентации (СБО) является системооб-

разующим фактором не только формирования характера,

но и личности в целом. Рассмотрим основные параметры

этой системы.
Ориентация на себя - связана с выраженной центра-

цией субъекта на собственных мыслях и переживаниях, и

характеризуется (по показателям шестнадцатифакторного

личностного опросника Кеттелла) такими признаками как

тревожность, забота о физическом благополучии, высо-

кая мнительность, эгоцентризм, детерминированность

поведения своим самочувствием и настроением (см.Жам-

кочьян, Палей, 1977).


Преобладающим мотивом поведения является собствен-

ное благополучие, личные достижения, стремление к са-

моутверждению (Неймарк, 1972).
Ориентация на предметные аспекты активности (на

ЇЇьскт, надело) - характеризуется выраженными потреб-


206
КООРДИНАТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОвЕКл

/,/1}t)lihll: КОМПОНЕНТЫ ХАГАК II-: ГА


207
ностями в познании, а также в освоении предметной (не ".

коммуникативной) среды. Возможно, этот тип ориента-

ции проявляется с самого раннего возраста. Так, уже на

уровне формально-программных характеристик, детерми-

нированных Преимущественно темпераментальными струк-

турами, выделяются предметный и коммуникативный ас-

пекты (см. главу 5). ->> ;
Ориентация на других (на группу) - прежде всего про-

является в позитивном отношении к общению. Преобла-

дающие мотивы поведения определяются, в основном,

интересами и потребностями других людей.


В результате исследования советских школьников, Ма-

рия Неймарк (1972) обнаружила значимые различия ВА

психологических особенностях, которыми характеризова- >

лись дети с разными типами мотивационной структуры. [

Сразу нужно отметить, что описанные ниже закономер>

ности свойственны не только данной возрастной группе,

а носят более общий характер (см. Smith, 1977). Школьни-

ки, разбитые на три группы в соответствии с доминиро-Ц

ванием в структуре их мотивов одной из трех вышеопй-Цц

санных ориентацией, отличались как по степени выражен-1

ности у них определенных признаков, так и спецификой

комбинации этих признаков между собой. Ориентация-на

себя оказалась связана с нереалистично завышенной пе>я№

реоценкой детьми своих способностей и социального п<Я-%

ложения, сильном желании в достижении более высокой |

социального статуса, защитной реакцией на неудачу АЦ

предъявлением нереалистичных требований к другим. До-

минирующая ориентация-на-предмет оказалась слабо свя1!

зана с особенностями образа-Я, с одной стороны, и

более адаптивными реакциями на неудачу, с другой. М.Ней?-

марк также делает важный общепсихологический вывод fi

том, что "развиваясь, мотивы организуются в иерархи

ческую структуру; на различных этапах жизни определен?

ные мотивы начинают доминировать над другими-

(Neimark, 1976, р.З). Также изучалось соотношение направ-

ленности личности младших подростков с характеристи1

ками аффективной сферы, в частности, аффектом неадеК?

ватности - переживанием, возникающим у детей в те1

случаях, когда их притязания, обусловленные привычной
самооценкой, терпели неудачу. Наибольший показатель

частоты появления аффекта неадекватности был в группе

подростков с выраженной ориентацией-на-себя.
Данные этих и других исследований позволяют сделать

вывод о том, что система базовых ориентации оказывает-

ся связанным со многими психологическими параметра-

ми фактором, структурирующим личность в целом.


Ключевые термины главы: внесознательные процессы, во-

левая регуляция, генотип, жизненный опыт, конструк-

тивные рисунки фигуры человека, направленность, на-

стойчивость, непроизвольная регуляция, образ-Я, са-

мооценка, семантический инвариант, система базовых

ориентации, стратегии предпочтений, структура харак-

тера, тактильно-кинестетический гештальт, тест пред-

почтения геометрических форм (ТиГР), условные свя-

зи, фенотип, целеполагание, Я-концепция.


Каталог: Content -> UserImages -> %D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> %D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB%20-%20%D0%A3%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE-%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4.%20%D0%B4%D0%B5%D1%8F%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C -> %D0%AD%D0%A3%D0%9C%D0%9A-%D0%B4-%20%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B8%D0%B0%D1%82%20-%20%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 -> %D0%A3%D0%9C%D0%9A-%D0%B4%20%D0%94%D0%B8%D1%84%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> %D0%A3%D0%9C%D0%9A-%D0%B4%20%D0%94%D0%98%D0%A4,%D0%9F%D0%A1%D0%98%D0%A5%D0%9E%D0%9B%D0%9E%D0%93%D0%98%D0%AF -> %D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8 -> %D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B4%D0%B8%D1%84%D1%84.%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8
%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B4%D0%B8%D1%84%D1%84.%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8 -> Тема Психология способностей. Способности в структуре индивидуальности
%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B4%D0%B8%D1%84%D1%84.%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8 -> Тема Психология пола
%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B4%D0%B8%D1%84%D1%84.%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8 -> Тема Предметно-содержательные характеристики: психология черт личности. Черты личности
%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B4%D0%B8%D1%84%D1%84.%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8 -> Тема 3: Индивидные характеристики: асимметрия полушарий и темперамент
%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B4%D0%B8%D1%84%D1%84.%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8 -> Тема Предмет, история и основные направления дифференциальной психологии
%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B4%D0%B8%D1%84%D1%84.%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8 -> Тема Методы дифференциальной психологии
%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B4%D0%B8%D1%84%D1%84.%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8 -> Тема 10. Человек и профессия
%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B4%D0%B8%D1%84%D1%84.%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8 -> Тема Источники индивидуальных различий. Личность, индивид, индивидуальность
%D0%9B%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B4%D0%B8%D1%84%D1%84.%20%D0%BF%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B8 -> Тема Типологический подход к изучению личности и характера


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница