Тема 3. Психологическая диагностика социально-психологического развития малой группы как субъекта деятельности Вопросы: Двуплановый анализ процесса развития группы: по уровням и по этапам.
Многоплановое изучение группы: как субъекта деятельности, общения, взаимоотношений, управления и самоуправления.
Литература: Гайдар, К. М. Субъектная концепция малой группы: преемственные связи с классическими отечественными теориями малой группы, новизна и эвристический потенциал / К. М. Гайдар // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2014. – № 4 (32). – URL: http://subektnaya-kontseptsiya-maloy-gruppy-preemstvennye-svyazi-s-klassicheskimi-otechestvennymi-teoriyami-maloy-gruppy-novizna-i.pdf
***
Вопрос 1. Двуплановый анализ процесса развития группы: по уровням и по этапам. Впервые разработанная в российской социальной психологии субъектная концепция малой группы (Гайдар, 2013) представляет собой систему взаимосвязанных научных положений о психологической сущности группового субъекта как самоорганизующейся и саморазвивающейся системы, его онтологических характеристиках (особенностях жизнедеятельности, механизмах и условиях функционирования и развития) и феноменологических характеристиках (системе ведущих свойств, психосоциальной структуре, единстве структурных, функциональных и динамических аспектов группового самосознания, механизме его становления и развития), а также принципах и методах психологического изучения малой группы как субъекта. Субъектная концепция малой группы является основой нового научного направления – социальной психологии группового субъекта.
В данной концепции под групповым субъектом понимается системное и динамическое качество малой группы, проявляющееся, когда она осуществляет свою жизнедеятельность в социальной системе, взаимодействуя как единое целое с социальным окружением, в том числе преобразовывает ситуации жизнедеятельности и саму себя, осознавая при этом, что именно она является источником этих действий и преобразований.
Другим ключевым понятием концепции выступает «групповая субъектность» как возможность и способность группы проявлять себя в качестве субъекта, интенция, которая в зависимости от волеизъявления группового субъекта может быть реализована или нет (по крайней мере, в разных сферах и видах внутри- и межгрупповой активности может актуализироваться не одинаково, с разной степенью выраженности).
Выделяются два аспекта совместной жизнедеятельности группового субъекта:
содержательно-психологический;
процессуально-динамический.
Содержательно-психологический аспект представлен различными видами совместной активности.
Под ней понимается взаимодействие группы с социальным окружением в ее субъектной позиции, то есть когда она проявляет себя как единое целое по отношению к разным социальным объектам и самой себе.
Различают такие виды совместной активности группового субъекта, как деятельность, общение, взаимоотношения, взаимодействия, социальное познание и самопознание, рефлексия и саморефлексия, управление и самоуправление, поведение, творчество и др.
Совместная активность группового субъекта может воплощаться в двух формах – внутригрупповой и межгрупповой и в двух сферах – инструментальной и экспрессивной.
Второй – процессуально-динамический аспект жизнедеятельности группового субъекта включает в себя процессы функционирования и развития, которые, являясь относительно самостоятельными, в то же время тесно взаимодействуют друг с другом.
Субъектная концепция малой группы содержит модель «жизненного цикла» группового субъекта, раскрывающую три фазы его развития, каждая из которых представлена блоком параметров:
стартовая (параметры источников, детерминации и механизмов развития),
фаза актуализации (параметры характера, уровней, этапов, результатов развития),
финишная (параметр завершения «жизни» группового субъекта).