Тема проекта



Скачать 182.08 Kb.
Дата19.04.2016
Размер182.08 Kb.
Муниципальное образовательное учреждение

гимназия № 55




Тема проекта



Оценка и самооценка труда учителя, других педагогических работников


Область изменения: оценка качества педагогического труда

Предлагаемое нововведение: разработка и апробация показателей, критериев, механизма (формы, методы, инструментарий, средства) оценки и самооценки качества труда учителя, других педагогических работников в условиях перехода на НСОТ в рамках комплексного проекта модернизации образования.
Суть предполагаемой разработки: созданная система мониторинга по оценке качества труда педагогов, его стимулирования
Область изменения: формы и методы оценки качества педагогического труда
Исполнители проекта:

– Пекшева Н.А., заместитель директора по научно-методической работе гимназии №55 г. Томска

- Цой Т.А., заместитель директора по воспитательной работе гимназии №55

Место реализации проекта: МОУ гимназия №55 г. Томска, 634059, ул. Ф. Мюнниха, д.12/1;

Начало: сентябрь 2008 г.

Окончание: сентябрь 2010 г.

Аннотация

Проблема: отсутствие системы оценки качества педагогического труда и его стимулирования в условиях перехода на НСОТ.

Цель: разработка и апробация системы оценки качества педагогического труда и его стимулирования в условиях перехода на НСОТ.

Задачи: изучить имеющийся опыт, разработать и апробировать систему оценки качества педагогического труда.
Введение
Данный проект будут осуществлять педагоги высшей и первой категории, имеющие опыт работы над авторскими проектами, а также опыт проведения ШПУ, ШПО, проблемных семинаров. Все они прошли курсы «Интернет- образование» и умеют работать на компьютере, что позволит им пользоваться информационными технологиями и в разработке, и в апробации диагностических исследований.

Возглавит эту группу Цой Татьяна Алексеевна, заместитель директора по воспитательной работе.

Научно – методическое обеспечение осуществит Пекшева Надежда Александровна, заместитель директора по научно – методической работе гимназии №55, Заслуженный учитель РФ, победитель конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений для денежного поощрения за высокое педагогическое мастерство и значительный вклад в развитие образования в рамках ПНПО по Томской области -2009г., имеющая опыт работы по управлению инновационными процессами. Научное консультирование проекта осуществит Костюкова Т.А., доктор педагогических наук, профессор кафедры общей психологии ТГУ.

Для материально-технического обеспечения проекта в гимназии имеется компьютерный класс, выход в Интернет, множительная техника.


Описание проекта и его обоснование.


  1. Постановка проблемы.



Единая тарифная сетка в системе образования не раз критиковалась по крайней мере по нескольким пунктам: эта система не ориентирована на результат, она уравнительна, т.к. в ней нет значительных различий по распределению заработной платы между категориями, имеет место «гонка за часами», поэтому учителя работают на износ, и, главное, в ней нет оценки со стороны общественности. Новая система оплаты труда преследует благую цель: нормировать труд учителя и сделать оплаченной большую часть его усилий, в идеале – все с целью совершенствования механизмов мотивации сотрудников на достижение наилучших результатов. Но отсутствие системы оценки и самооценки качества труда педагогов не позволяет осуществлять НСОТ наиболее адекватно.

Данный проект направлен на активное участие самих педагогов в реализации новой система оплаты труда работников общего образования, суть которой:



  1. Оплата всех видов деятельности учителя.

  2. Стимулирование результативности этой деятельности.

  3. Увеличение доли оценки со стороны общественности.

Таким образом, объектом изменений становится процесс самооценки, оценки качества труда педагогов, предметом изменений - формы и методы оценки качества педагогического труда в новых условиях.



Гипотеза.
Разработанные и апробированные формы и методы оценки качества труда педагогов с активным включением в процесс оценивания самих педагогов позволят наиболее адекватно оценить труд педагогов, объективно распределить стимулирующий фонд оплаты труда и тем самым снять социальное напряжение в педагогическом коллективе.
Цель проекта

  • Разработка и апробация системы самооценки и внешней оценки качества педагогического труда и его стимулирования с использованием различных форм самооценки педагогов в условиях перехода на НСОТ;

  • Создание механизма использования новых форм оценивания.

Задачи проекта


  • создать условия для понимания каждым педагогом, что главные критерии оценки его деятельности – качество и результативность, именно они определяют уровень стимулирующих выплат;

  • сформировать систему мониторинга оценки качества труда педагогов гимназии;

  • осуществить мониторинг влияния условий, созданных в гимназии (сочетание самооценки с внешней оценкой и экспертизой), на рост эффективности и результативности деятельности педагогов, степень удовлетворенности ими распределением стимулирующих выплат.



Стратегия, методы, механизмы достижения цели реализации проекта.

Методы работы: теоретический анализ имеющийся литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; включенное наблюдение за ходом оценки труда педагогов в Томской области, в педагогическом коллективе МОУ гимназии №55 по новой системе оценки и оплаты труда педагогов, разработка и апробация диагностических карт оценки (самооценки) труда педагогов, показателей и критериев оценки, рефлексия педагогов.

При выполнении проекта планируется опора на следующие позиции:

1.Распределение стимулирующего фонда должно осуществляться органом, обеспечивающим государственно-общественный характер управления ОУ. Как при этом учитывать самооценку труда самого педагога? Какой она может быть? На каком этапе оценивания?

2. Каким образом должно учитываться мнение профсоюзной организации?

3. Основополагающими критериями для оценки труда педагогов, а, следовательно, и для осуществления стимулирующих выплат главным образом является качество обучения и воспитания обучающихся, которое в свою очередь определяется системами оценки качества образования (ОСОКО) на разных уровнях, в том числе и на уровне ОУ. Какие индикаторы при этом использовать? В какие сроки? На каком основании? И пр.

4. Осуществление самооценки и оценки качества труда педагогов так же, как и размеры, порядок и условия осуществления стимулирующих выплат должны определяться локальными актами и коллективными договорами ОУ. Необходимо их разработать.

5. Возникает вопрос о содержании и технологии проведения оценивания качества труда педагогов: что следует оценивать и как? Особенно сложно оценить работу классного руководителя (результаты воспитания). Понятно, что оценке должны подвергаться достижения воспитанников и те «вклады» педагога – классного руководителя, которые он совершает в процесс духовно – нравственного, личностного развития. Здесь возможны разные подходы. Один из них традиционный – исходит из количественных, в большей степени формальных показателей, таких как: участие в конкурсах, олимпиадах, социальных проектах и т.п. Другой подход – качественная оценка так называемого «приращения» в личностных качествах или видах личностного опыта. Например:

- работа ученика по выполнению индивидуальной образовательной программы (опыт самоопределения, смыслов учения, личностных, профессиональных перспектив);

- опыт рефлексии (оценочная компетентность), проявляющийся в работе с матрицей индивидуальной образовательной программы;

- опыт творческой деятельности, проявленный в проектной, исследовательской работе и т.д.

Таким образом, оценивая достижения воспитанников, следует исходить скорее всего не столько из фиксации количественного показателя («прирост отличников на столько – то, увеличение доли участников социальных проектов на столько – то), сколько на констатации тенденции в становлении того или иного качества или опыта. А для этого необходимы авторские диагностические методики. Их также необходимо разработать.

6. Безусловно, одной из форм самооценки и одновременно формой внешней оценки, экспертизы качества деятельности педагога выступает его методический портфолио. Если взять за основу мнение Джона Пейпа, доктора философии США, то основной смысл «портфолио» - показать все, на что ты способен, а педагогическая философия этой формы оценки состоит в смещении акцента с того, что педагог не знает и не умеет, к тому, что он знает и умеет … Тогда «портфолио» - это форма целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки профессиональной педагогической деятельности. К тому же, портфолио - это одновременно форма и процесс порождения образцов и продуктов педагогической деятельности каждого конкретного педагога, предназначенных для последующего их анализа, всесторонней количественной и качественной самооценки и внешней оценки и возможной коррекции как портфолио, так и педагогической деятельности в целом. Тогда заглавной становится системная работа с портфолио, которая включает в себя его презентацию - не сокращенное изложение разделов портфолио, а представление основных результатов проделанной работы за определенный период времени. При этом показателями качества презентации могут выступать:



  • Соответствие содержания презентации содержанию портфолио

  • Выделение основных результатов деятельности педагога

  • Качество изложения материала.

Если портфолио – одна из основных форм самооценки, тогда уже при его анализе каждому педагогу важно показать, что

учитель знает:

  • проблемы, которые решаются с помощью новой технологии;

  • сущность новой технологии, теоретическое обоснование;

  • методы и приемы, которые используются в новой технологии;

  • методы организации учебной деятельности учащихся;

  • методы обучения обучающихся при работе в новой технологии;

  • результаты, которые могут быть получены после применения новой образовательной технологии на практике

учитель умеет разрабатывать:

- модифицированный вариант программы (с умением учитывать развивающую направленность, социальную адаптированность, целевую направленность: для модульного, элективного курса, для метода проекта и т.д);

- календарно – тематическое планирование;

- поурочное планирование, в то числе планы уроков различных типов;

- раздаточный материал для самостоятельной работы обучающихся, в том числе дифференцированные задания;

- задания для групповой работы;

- содержание учебных проектов;

- тестовые материалы для текущего и итогового контроля;

- показатели для словесной оценки учебной деятельности обучающихся.

учитель умеет правильно действовать на практике:

- применять различные приемы и методы работы, характерные для данной технологии;

- проводить уроки различных типов, адекватных внедряемой технологии;

- анализировать проведенные уроки и выявлять их достоинства и недостатки;

- обучать школьников новым приемам учебной деятельности;

-оценивать результативность использования новой технологии по средствам различных методов диагностики.

При оценке портфолио учитывать:


  • степени владения педаггом современными педагогическими технологиями;

  • культуру организаторской деятельности;

  • умение управлять процессом «выращивания» в себе профессионально значимых качеств, процессом личностного роста;

  • умение осуществлять комплексный самоанализ своей деятельности, в том числе, показателей конечных результатов обученности обучающихся, результатов самообразования и повышения квалификации;

  • умение анализировать креативный уровень развития обучающихся по динамике результатов их участия в школьных окружных, городских, областных конкурсах, олимпиадах, конференциях и т.п.

7. Но портфолио не единственная форма самооценки и оценки качества труда педагогов. На сегодняшний день вырабатываются новые профессиональные стандарты для педагогов, работающих в условиях инновационного развития, с точки зрения миссии педагога.

Миссия педагога включает несколько компонентов, без которых его деятельность лишается потенциала развития:

- создание условий безопасности;

- создание ситуаций развития;

- позитивное стимулирование, поддержка инициатив;

- обучение различным способам деятельности;

- обучение жизненному проектированию;

- организация учебного сотрудничества;

- формирование потребности в рефлексии и самооценке.

Сегодня много внимания уделяется внимание важнейшей педагогической компетенции, как умение организовать, инновационную, поисково-творческую деятельность. Как проверить себя, правильно оценить данное направление собственной деятельности?

Необходимы более гибкие, краткосрочные, наглядные и убедительные формы самооценки и взаимооценки качества труда педагогов, такие как: саморефлексия и самооценка, экспертиза используемых технологий, разработка и апробация мониторинга инновационных изменений и их результатов в деятельности учителя-предметника (совет заведующих кафедрой), классного руководителя (совет руководителей ППК), предметный рейтинг

Нами предусматривается разработка и апробация модели таких диагностических карт, выстроенных на основе разработанных, принятых всеми в коллективе и утвержденных Управляющим Советом показателей и критериев оценки деятельности педагогов.

8. Содержание оценки связано с технологией оценочной деятельности. Предусматривается апробация таких методов, как наблюдение, рефлексия, рейтинговая оценка, анкетирование, моделирование образовательной ситуации и пр. Для оценки качества внедрения современных образовательных технологий планируется разработка и апробация мониторинга их внедрения, что явится инструментом административной или кафедральной оценки. Так, для проведения экспертизы педагогических умений можно использовать методику экспертной оценки и самооценки учителя, разработанную Н.Водопьяновой (см. ж.Завуч, №7-08, с.41). Для анализа эффективности учебных занятий необходимо разработать и апробировать модель урока, ориентированного на формирование компетентностей обучающихся.

План реализации проекта

2007-2008 учебный год

1 этап Проблемно-ориентированный анализ

1. Педагогический совет. Изучение документов по КПМО, НСОТ (особенности новой системы, отличие от прежней).

2. Оформление информационного стенда.

3. Изучение опыта других регионов по переходу на новую систему оплаты труда.

4. Анализ имеющихся предпосылок для перехода на НСОТ в гимназии.
2 этап. Постановка цели.

1.Заседание НМС. Определение цели



3 этап. Принятие решений. Выработка конкретных действий.

1. Работа по созданию нормативных документов, регламентирующих переход на НСОТ, СОКО, механизм оценивания труда педагогов. Формирование рабочей группы по приемке и доработке проекта положения об оценке результативности деятельности учителя (включая показатели и индикаторы) с участием органов государственно-общественного управления.

2. Разработка критериев и показателей оценки результативности деятельности учителя. Определение группы измерителей. Проведение творческого конкурса на разработку системы показателей и индикаторов для оценки деятельности учителя.

3.Изучение современных требований к методическому портфолио педагогов. Внесение изменений.



2008-2009 учебный год

4.Этап. Начало системных изменений

1. Составление графика – смотра трудовых достижений педагогов.

2. Разработка и апробация моделей диагностических карт самооценки.

3. Организация работы службы мониторинга. Выбор ответственных за мониторинг.

4. Создание дополнительных структур субъектов соуправления в распределении стимулирующей части (совета заведующих кафедрой, совета руководителей ППК параллели).

5 этап. Системные изменения

1. Коррекция разработанной и апробируемой нормативно – правовой базы, регламентирующей переход на новую систему оплаты, стимулирование результативности педагогической деятельности. Издание приказов директора гимназии о введении в действие указанных выше Положений, о количественном и качественном составе службы мониторинга.

2. Разработка и апробация системы оценивания труда педработников (разработка и обновление профессиональных и образовательных стандартов).

3. Разработка и апробация модели мониторинга оценки качества труда педагогов (учительский портфолио, диагностические карты самооценки, графики общественного смотра педагогической деятельности и пр.)

4. Разработка и апробация механизма распределения стимулирующего фонда оплаты труда педагогов.

5. Осуществление научно – методического обеспечения процесса оценки качества труда педагогов:


2009-2010 учебный год
6 этап. Анализ полученных результатов.

1. Анализ влияния апробированного механизма распределения стимулирующего фонда оплаты труда педагогов на качество результатов их деятельности, степень удовлетворенности ими.

2. Описанная инновационная практика для тиражирования приобретенного опыта само-, взаимооценки качества труда педагогов для осуществления НСОТ.

3. Подготовленный к печати сборник разработанных и апробированных форм само- и взаимооценки, методических рекомендаций по их использованию.



Дорожная карта

№п/п

Мероприятие

Сроки

Ожидаемый результат

1

Знакомство с нормативными документами по НСОТ

Январь

2008


Информированность коллектива

2

Знакомство с нормативными документами по созданию и развитию СОКО, разработка концепции на гимназическом уровне

Февраль

2008


Активизация управ-ленческой деятель-ности педагогов

3

Изучение нормативной базы, методических материалов и документов по вопросам государственно-общественного управления

Март

2008


Информированность коллектива

4

Широкое общественное обсуждение проектов собственно НСОТ и проектов регламентов проведения процедурных мероприятий при внедрении НСОТ.

Март

2008


изменениями Положения о службе мониторинга.

5

Работа по созданию рабочей группы с включением представителей органов родительской общественности с целью разработки нормативно – правовой базы, регламентирующей НСОТ, СОКО.

Апрель

2008


Положение о рас-пределении стиму-лирующего фонда оплаты труда на основе критериев качества деятельнос-ти сотрудников

6

Разработка и апробация нормативно – правовой базы, регламентирующей переход на новую систему оплаты, стимулирование результативности педагогической деятельности.

7

Разработка в Положении о ГОУ раздела по участию в распределении стимулирующей части

Май 2008

Положение о системе оценки качества в МОУ гимназии №55

8

Разработка и апробация системы оценивания труда педработников (разработка и обновление профессиональных и образовательных стандартов)

Август

2008


9

Разработка и апробация модели мониторинга оценки качества труда педагогов (учительский портфолио, диагностические карты самооценки, графики общественного смотра педагогической деятельности и пр.)

Сентябрь 2008

Модель мониторинга

10

Разработка и апробация механизма распределения стимулирующего фонда оплаты труда педагогов

Октябрь

2008


Совет заведующих кафедрой (по оценке труда педагогов – предметников);

Совет руководите-лей психолого – педагогических консилиумов парал-лели(по оценке труда классных руководителей).



11

Создание дополнительных структур субъектов соуправления в распределении стимулирующей части

12

Издание приказов директора гимназии о введении в действие указанных выше Положений, о количественном и качественном составе службы мониторинга

13

Осуществление научно – методического обеспечения процесса оценки качества труда педагогов:

-разработка и апробация моделей диагностических карт по различным категориям педработников для осуществления ими самооценки, с которой начинается оценивание качества труда;

- составление планов – графиков мониторинга проведения самооценки, взаимооценки (на кафедрах, МО) педагогов;

-разработка и апробация модели проведения заседаний кафедры по осуществлению взаимооценки, заседаний советов заведующих кафедрой (по оценке труда педагогов – предметников), руководителей психолого – педагогических консилиумов параллели (по оценке труда классных руководителей;

- разработка и апробация схемы взаимодействия всех субъектов оценивания, закрепленная в Положении о системе оценки качества образования в МОУ гимназии №55


Сентябрь-ноябрь

2008


Наличие системы обеспечения НСОТ, само- и взаимооценки качества труда педагогов

14

Разработка и апробация протокола утверждения (согласования) само и взаимооценки качества труда педагогов

Октябрь 2008

Наличие протокола

15

Осуществление процесса апробации оценки качества труда педагогических работников гимназии, его механизмов и инструментария

С 1 сентября 2008 года

Описанная практика

16

Описанная инновационная практика для тиражирования приобретенного опыта само-, взаимооценки качества труда педагогов для осуществления НСОТ.

Декабрь 2009

Размещение материалов на сайте гимназии

17

Анализ влияния апробированного механизма распределения стимулирующего фонда оплаты труда педагогов на качество результатов их деятельности, степень удовлетворенности ими.


Май 2010

Публичный отчет

18

Подготовленный к печати сборник разработанных и апробированных форм само- и взаимооценки, методических рекомендаций по их использованию

Июнь 2010

Наличие сборника

19

Педагогический совет по подведению итогов реализации проекта.

Август 2010

Награждение лучших участников

Ожидаемые результаты, критерии успешности реализации проекта, формы отчетности

1.Активизация деятельности субъектов соуправления по распределению стимулирующего фонда оплаты труда на основе разработанных и апробированных форм и механизмов проведения самооценки, внешней оценки качества труда педагогов гимназии.

2. Конструктивное взаимодействие с профсоюзной организацией, учитывающей интересы каждого педагога гимназии.

3. Разработанная нормативно – правовая база, регламентирующая процесс разработки, апробации, осуществления новых форм оценивания качества труда педагогов в условиях перехода на НСОТ, систему оценки качества образования (ОСОКО) на разных уровнях, в том числе и на уровне ОУ, разработанные и апробированные индикаторы.

4. Использование различных форм оценки труда педагогов, не вступающих в противоречие с нормативно – правовой базой.

5. Созданный механизм взаимодействия всех субъектов оценивания качества труда педагогов, особенно классных руководителей с использованием качественной оценки так называемого «приращения» в личностных качествах или видах личностного опыта на основе использования авторских диагностических методик.

6. Скорректированная работа с методическим «портфолио» педагогов как формы целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки профессиональной педагогической деятельности.

7. Разработанная и апробированная технология оценочной деятельности самих педагогов.

8. Основные формы промежуточной и итоговой отчетности по реализации проекта: педагогические советы, заседания совета заведующих кафедрой, заседания совета руководителей психолого – педагогических консилиумов параллели, отчет службы мониторинга, публичный доклад и пр.

Список используемой литературы
К.Ушаков. Проблемы НСОТ. ж.Директор школы.№7-08,с.3

Л.Булатова. Критерии оценки результативности. ж.Директор школы.№7-08,с.25

Е.Сафронова. Оценка процесса и результата воспитания. ж.Директор школы.№7-08,с.50

Е.Р.Полякова, Л.А.Болдырева. Мониторинг профессионального мастерства педагогов. Ж. Завуч, №7-08г.,с39



С.В. Кирдянкина. Мотивация и система стимулирования педагогов. Ж. Завуч, №7-08г.,с. 82

С.В. Кирдянкина, Кондратьева Т.А. Педагогический мониторинг. Ж. Завуч, №7-08г.,с. 89
Каталог: res ru
res ru -> Справка По вопросу реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы в части социализации и здоровьесбережения детей
res ru -> Мбоу оу лицей №9 Лидер Свердловского района
res ru -> «Сетевое взаимодействие общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования муниципального района на основе реализации нелинейного расписания с элементами тьютерства на всех ступенях общего образования»
res ru -> Предложения по актуальным вопросам социально-экономической стратегии России до 2020 года Экспертная группа №8 Материал для обсуждения «Развитие сферы образования и социализации в среднесрочной перспективе»
res ru -> «Деятельностный подход в повышении квалификации педагогических работников как условие развития аналитической компетентности педагога новой школы»
res ru -> Программа районного опорного общеобразовательного учреждения ресурсного центра повышения педагогического мастерства


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница