Тема Предмет, задачи и методы психологии



Скачать 187.5 Kb.
Дата14.02.2016
Размер187.5 Kb.
Раздел 1. Общие основы психологии

Тема 1.1. Предмет, задачи и методы психологии
Место психологии в системе наук о человеке

Методологической основой психологии является философия и анатомия и физиология.

Основа психологии - общая психология.

Современная психология тесно связана со многими наука­ми, занимая "промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными — с другой, соци­альными — с третьей.

Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого зани­маются и названные выше науки, но в других аспектах.

Согласно классификации наук академика А. Кедрова, пси­хология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их фор­мирования и развития.



Психология интегрирует все эти данные наук, и в свою оче­редь влияет на них, становясь общей моделью человекознания. Существует тесная связь психологии с литературой, поэзи­ей, музыкой и другими видами искусств, выражающих сущ­ность и особенности человеческой души и личности.



Основные категории психологии: психика, сознание, личность, деятельность, общение.
Предмет психологии, её задачи

Психология – это наука о фактах, закономерностях и механизмах психики, как складывающегося в мозгу образа объективной реальности, на основе которого происходит управление поведением и деятельностью человека, имеющим у него личный характер.

Предмет исследования психологии — факты, законо­мерности, механизмы психики.

Задачи психологии:

-научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

-научиться управлять ими;

-использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех

отраслей практики, на пересечении с которыми лежат оформившиеся

науки и отрасли;

-быть теоретической основой практики психологической службы.

Особенности психологии как науки

1.Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур

понимали душу человека как разновидность материи, как телесное

образование.

2.Платон понимал душу человека как что-то божествен­ное, отличающееся от

тела.


3. Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выде­лил психологию

как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости

души и живого тела.

4. Основные этапы развития психологии:

I этап — психология как наука о душе. Та­кое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

II этап — психология как наука о сознании. Возникает в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении. Возникает в XX в.

Задача психологии — ставить эксперименты и наблю­дать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

5. История психологии как экспериментальной науки начина­ется в 1879 г. в

основанной в Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в

мире экспериментальной пси­хологической лаборатории.

В 1885 г., Бехтерев В. М. организовал подобную лабораторию в России.

6. Слово «психология» образовано из двух греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), оно впервые появилось в XVII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.



Отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко раз­вернутую область знаний, включающую ряд отдельных дис­циплин и научных направлений.

1. Сравнительная психология

2. Возрастная психология:

-детская психология,

-психология юности,

-зрелого возраста,

-психология старости (геронтопсихология)

3. Социальная психология - закономерности общения и взаимодействия людей.

4. Психология труда

5. Инженерная психоло­гия

6. Авиа­ционная, космическая психология

7. Медицинская психология - влияние заболеваний на психику больного.
8. Клиническая психология (патопсихоло­гия) – отклонения в психическом

развитии.

9.Психофизиология

10.Дифференциальная психология – индивидуальные психологические различия

11.Юридическая психология

12.Военная психология

13. Педагогическая психология - развитие в процессе воспитания и обучения.

14.Специальная психология:

-сурдопсихология (слух),

-тифлопсихология (зрение),

-олигофренопсихология,

-логопсихология (речь)

15. Психология бизнеса

16. Психология мененджмента (управление) и др.

Сфера психологической науки сейчас представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин.

Запросы практической деятель­ности людей и общества побуждают формирование и развитие новых психологических дисциплин.


Основные психологические теории

Зарубежные теории

  1. Структурализм - В.Вундт, Э.Титченер (расчленение сознания на отдельные

элементы).

2. Функционализм - Ф. Гальтон, У.Джеймс, Д.Дьюи (функционирование психики)

3. Бихевиоризм - Э.Л.Торндайк, Дж.Уотсон (изучается поведение).

4. Психоанализ - З.Фрейд (роль бессознательного, сексуального).

5. Неофрейдизм - К.Хорни, Г.С.Салливен, К. Юнг (открыл экстравертов и

интровертов).

6. Гештальтпсихология - К.Коффка, К.Келер(психология свойства целого

определяют свойства его частей).

7. Генетическая психология - Ж.Пиаже (изучение психического развития

ребенка, его интеллекта).

8. Когнитивная психология -Дж. Брунер, Г. Саймон, Ф. Хайдер (знание, познание,

компьютерная техника, кибернетика).

9. Гуманистическая психология - К.Роджерс, А.Маслоу (творческие возможности

человека)

10. Ассоциативные теории (ассоциации – связи)

Отечественные теории

1. Культурно-историческая теория - Л.С.Выготский.

2. Теория деятельности - А.Н.Леонтьев.

3. Теория ведущей деятельности - П.Я. Гальперин, А.Р.Лурия, Д.Б. Эльконин,

А.В. Запорожец.

4. Единство сознания и деятельности - С.Л.Рубинштейн

5. Психология индивидуальных различий – Б.М. Теплов, В.С. Мерлин.

6. Психология отношений – В.Н. Мясищев.

7. Человекознание – Б.Г. Ананьев.


Отечественная психология

Направления:


1.Филосовско-религиозное – Н. Грот (1852 – 1899), Л. Лопатин (1855 – 1920), Г. Челпанов (1862 – 1936).

2. Естественно-научное – И.М. Сеченов (1829 – 1905), В.М. Бехтерев (1857 – 1927), И.П. Павлов (1849 – 1936).

Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960), Лев Семенович Выготский (1896-1934), Александр Романович Лурия (1902-1977) и ряд других. Именно их работам мы в первую очередь обязаны тем, что в настоящее время психологам в нашей стране не приходится начинать с нуля.

А.Ф. Лазурский (1874 – 1917) – основатель естественного эксперимента, вопросы личности и характера человека.

М.Я. Басов (1892 – 1931) – метод наблюдения.

Алексей Николаевич Леонтьев, Борис Герасимович Ананьев (1907-1972), Александр Владимирович Запорожец (1905-1981), Даниил Борисович Эльконин (1904-1984), Петр Яковлевич Гальперин (1902-1988) и др.


Б.Г.Ананьев - изучение вопросов восприятия, психологии педагогической оценки, общих интегральных вопросов человекознания.    

А.Н. Леонтьев – разработка проблем восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики. Им была разработана теория психологической теории деятельности.
     А.В.
Запорожец совместно с Д.Б. Элькониным заложил основы детской психологии.

Алекса́ндр Влади́мирович Запоро́жец  (19051981) — разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности.


Д.Б. Эльконин - автор теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития.
     П.Я. Гальперин - теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий.
      А.Р. Лурия - исследования нейрофизиологических основ памяти и мышления человека.     

Психофизиолог Е.Н. Соколов - создал теорию цветового зрения, теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов, нейрофизиологическую теорию памяти.


Методы психологического познания

Метод – это способ сбора данных.

Психологические методы:

- исследовательские;

-психодиагностические;

-развивающие;

-психокоррекционные;

-психопрофилактические.


Основные методы

1. Наблюдение:

-житейское и научное,

-срез (кратковре­менное наблюдение),

-лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет),

-выборочное и сплошное,

-включенное наблюдение (когда наблюдатель становится чле­ном исследуемой группы).



Самонаблюдение - одна из разновидностей наблюдения

(непосредственное либо отсроченное)



2. Эксперимент:

- лаборатор­ный,

- естественный,

- психолого-педагогический (констатирующий, формирующий,

контрольный)



Вспомогательные методы

1. Метод тестов. Тесты:

-прогнос­тические и диагностирующие.



Психологические тесты:

- интеллектуальные,

- тесты личности,

- проективные,

- рисуночные.

2. Беседа. Интервью и анкетирование - виды бе­седы.

3. Анализ продуктов деятельности и др.
Требования, предъявляемые к методам психологического исследования

Для достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы психодиагностические методы отвечали ряду требований.

1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие” - определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик.

2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.

Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:

--путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми

--путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в

различных условиях.

3.Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.

4. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента.




Тема 1.2. Психика и ее развитие

Понятие о психике, её структуре и функциях

Психикаэто системное каче­ство мозга



Психика — это сущность, где многообразие природы со­бирается к своему единству, это виртуальное сжатие приро­ды, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Психика — это «субъективный образ объективного мира».

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:



1) антропопсихизм (Декарт) - психика присуща только человеку;

2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы, т. е. всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);

3)биопсихизм - психика - это свойство живой природы (присуща и растениям);

4)нейропсихизм (Ч. Дарвин) - психика свойственна толь­ко организмам, которые имеют нервную систему;

5)мозгопсихизм (К. К. Платонов) — психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих го­ловной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выра­женного головного мозга).

Человеческая психика формируется у человека только прижизненно в про­цессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Таким образом, психика человека включает в себя 3 составляющих: внешний мир (природа, ее отражение); полноценная деятельность мозга; взаимодействие с людьми (активная передача новым поколениям человечес­кой культуры, человеческих способностей).
Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.

Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

1) психические процессы (познаватель­ные, эмоциональные, волевые);

2) психические состояния;

3) психические свойства.



Функции психики

1. Отражение окружающего мира

2. Регуляция поведения и деятельности живого существа в це­лях обеспечения его выживания.

Этапы развития психики (А.Н.Леонтьев)


  1. Чувствительность (критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности).

  2. Инстинктивное поведение (врождённая форма поведения)

  3. Навыки (приобретённая форма поведения)

  4. Интеллектуальное поведение животных (зачатки мышления)

Понятие отражения

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира, оно сопряжено с поиском, выбором.

Психическое отражение – это активное отражение.
Понятие сознания. Функции, структура

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обоб­щенного отражения объективных устойчивых свойств и зако­номерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего дости­гается познание и преобразование окружающей действитель­ности.

Свойства сознания: построение от­ношений, познание и переживание

Функции сознания:

1) от­ражательная,

2) порождающая (творчески-креативная),

3) регулятивно-оценочная,

4) рефлексивная — основная функция, характеризует сущность сознания.

Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), вклю­чающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Сознание развивается у человека только в социальных кон­тактах. В филогенезе сознание человека развивалось и стано­вится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возмож­но лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.
Структура самосознания, самооценка

Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Образ «Я» – выделение самого себя из среды.



Самосознание – осознание себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств; высшая форма сознания.

Самосознание включает в себя самопознание и самоотношение.



Структура самосознания:

  1. Осознание своих целей и мотивов.

  2. Осознание: Я – реальна, Я – идеальна.

  3. Познавательные представления

  4. Эмоционально-чувственное самопознание и самоотношение.

Самооценка – оценивание человеком самого себя.

Специфика бессознательного, его структура.


Тема 1.3. Деятельность как способ существования

Понятие деятельности

Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в результате которого он достигает сознательно постав­ленной цели, возникшей в результате появления у него опре­деленной потребности, мотива.

Теория деятельности в трудах А.Н. Леонтьева


А.Н. Леонтьевым была выдвинута концепция деятельности, являющаяся в настоящее время одним из признанных теоретических направлений современной психологии. Схема деятельности: (деятельность – действие – операция – психофизиологические функции), соотнесенная со структурой мотивационной сферы (мотив–цель–условие).

Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности, затем следует уровень действий, за ним – уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций. Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности.



Структура деятельности

Потребности - источник активности личности, они за­ставляют человека активно действовать. Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности.

Виды потребностей:

- естественные (природные) и социальные (духовные);

- осознанные и неосоз­нанные.

Цель - то, на что непосредственно направлена деятельность.

Мотив - это форма проявления потребности, побужде­ние к определенной деятельности, тот предмет, ради ко­торого осуществляется деятельность.

Движение - это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности.

Виды движений:

- непроизвольные и произвольные,

- врожденные и приобретенные.

Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет).

Действия всегда социальны, выполняются, как правило, осознанно.



Виды действий:

- предметные;

- умственные, волевые;

- действия, направленные на других людей, - поступок (или проступок).



Основные виды деятельности: общение, игра, труд, учение

Присутствуют в жизни каждого человека, в них происходит развитие психики и личности. Понятие о ведущей деятельности А.Н. Леонтьева.


Освоение деятельности: умения, навыки, привычки

Умение - это успешный способ выполнения деятельно­сти.

Навыки - это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений.

Виды навыков: ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и др.

Привычка - это потребность произвести соответствующее действие.

Виды привычек: профессиональные, моральные, гигиенические, эстети-ческие, учебные, куль­турного поведения и др. Полез­ные и вредные привычки.
Тема 1.4. Человек как индивид

Понятия «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».



Темперамент как характеристика индивидных свойств человека

Темперамент - свойство лич­ности, придающее своеобразную окраску всей деятельно­сти и поведению людей.

Темперамент - это индивидуальные особенности чело­века, которые определяют динамику его психической де­ятельности и поведения.

Тер­мин «темперамент» в переводе с латинского означает «над­лежащее соотношение частей».



Свойства темперамента: активность и эмоциональность.
Теории темперамента

1. Гуморальная теория.

Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил кон­цепцию темперамента. Темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, ка­кая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречес­ки «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»).

Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холе­рического, меланхолического и флегматического.

Дав, в общем, правильное описание основных темпера­ментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования.



2. Конституционная теория.

Возникла в XX веке (Кречмер, Шелдон). Главная идея - установление связи темперамента с телосложением человека.

Шелдон утверждал, что тип телосложения зависит от того, как протекало внутриутробное развитие человека.

Кречмер соотнёс с типами строения тела определённые типы личности.



3. Физиологическая теория.

И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий голов­ного мозга, установил, что все черты темперамента зави­сят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темперамен­тов изменяются типологические различия силы, уравно­вешенности и подвижности процессов возбуждения и тор­можения в коре головного мозга.

Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа выс­шей нервной деятельности.

В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможе­ния И.П. Павлов выделил четыре типа нервной систе­мы, которые соответствуют четырем темпераментам:

1. Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный.

2. Флегматик - сильный, уравновешенный, малопод­вижный

3. Холерик - сильный, неуравновешенный.

4. Меланхолик - слабые процессы возбуждения и тор­можения.


Психологическая характеристика людей разных типов темперамента

Сангвиник - быстрый, подвижный, отклика­ется эмоционально на все впечатления; чувства ярки, но неус­тойчивы и легко сменяются противоположными чув­ствами. Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда - инициатор в общении, немедленно от­кликается на желание общаться со стороны другого чело­века, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным. Он как рыба в воде чувствует себя в боль­шой компании незнакомых людей, а новая, необычная обстановка его только возбуждает

Флегматик - медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях. Но в опреде­ленных условиях может развиться безразличие к труду, к окружающей жизни, безволие. Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства прояв­ляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод всту­пить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в уз­ком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.

Холерик - быстрый, порывистый, с сильны­ми, загорающимися чувствами, которые ярко отражают­ся в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений, неуравновешен­ность. С увлечением начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления про­должает, а иногда и бросает ее. В общении люди холерического темперамента бывают трудны.

Меланхолик - эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных пере­живаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью. Он откликается не на все, но уж когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства. В привычной, спокойной обста­новке люди этого типа работают очень продуктивно, от­личаются глубиной, содержательностью своего эмоцио­нально-нравственного поведения и отношения к окружа­ющим людям. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Они расположены к замкнуто­сти, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, не­привычной обстановке, часто смущаются.

В большин­стве случаев - сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого. Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим».


Диагностика темперамента

Первая группа включает методики, основанные на естественной зависимости между свойствами нервной системы человека и его темпераментом. С их помощью на основе изучения отдельных свойств нервной системы человека судят о тех или иных врождённых особенностях его темперамента, тесно связанных именно с данными свойствами нервной системы.

Вторую группу представляют опросники, которые позволяют судить о свойствах темперамента по его практическим действиям и реакциям человека на различные жизненные ситуации.

К третьей группе методик относятся разного рода тесты - опросники, проективные и др., позволяющие детально исследовать те или иные черты характера человека, давая им развёрнутую содержательную (качественную) характеристику и количественную оценку степени их развитости.

Наконец, четвёртая группа включает в себя тесты, в основу которых положено то или иное теоретическое представление о структуре личности. Они обычно содержат в себе множество подшкал, позволяющих одновременно оценивать различные личностные качества, входящие в соответствующую структуру.

Для изучения темперамента применяется и эксперимент. Экспериментальная методика, разработанная Ю.А. Самариным "Перенос кубиков"



Методика "Наконечник" разработанная В.А. Горбачёвым.

Эксперимент "Перенос кубиков" проводится в форме игры. Смысл заключается в том, что испытуемые дошкольники получают небольшую лопатку, на которую один на другой ставятся кубики (3, 4, 5 и т.д. кубиков). Ребёнок должен пронести эти кубики, держа лопатку в правой руке, от одного стола до другого на расстоянии 3 метра, затем он должен повернуться на 180° (продолжая держать лопатку в руке), принести кубики обратно, поставить лопатку с кубиками на стол, не уронив ни одного кубика.

Экспериментальная игра "Наконечник" имеет несколько вариантов. В первом - педагог в присутствии детей прячет в правой или левой руке наконечник от авторучки. Дети должны разжать кулак, чтобы найти его. После 30-45 секунд "сопротивления" воспитатель-экспериментатор расслабляет руку и дети овладевают наконечником.

Второй вариант - проводится для изучения подвижности нервной системы. Наконечника в руке экспериментатора нет. Пока дети обследуют кулак, он опускает наконечник в карман кого-то из ребят. Когда дети обнаруживают, что наконечника в руке воспитателя нет, можно предложить им угадать, у кого он. Владелец наконечника должен постараться не выдать себя, а дети по выражению лица и по поведению должны определить, у кого наконечник.



Опросник Айзенка по определению темперамента

Опросник Русаловой , Стреляу.

Леонгард- Шмишек (у детей).

Наблюдение за детьми 1-3 лет Лаврентьевой и Титаренко.
Каталог: attachments -> article -> 447
article -> Тема: Организация работы с одаренными детьми в муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей инновационных технологий»: проблемы, опыт, технологии
article -> Методические рекомендации по информированию родителей
article -> Адреса распространения
article -> Перечень научных проектов по направлениям фундаментальных исследований рао и головных научных организаций
article -> Обоснование необходимости разработки дифференцированного фгос для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
article -> Справка по итогам межрегиональной научно-практической конференции
447 -> 1. Возникновение и развитие педагогической профессии Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. 11-е изд., стер./ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. – М.:


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница