Тема: Организация работы с одаренными детьми в муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей инновационных технологий»: проблемы, опыт, технологии



страница1/2
Дата10.02.2016
Размер6,04 Mb.
#292
ТипПрограмма
  1   2

МОУ «Лицей инновационных технологий», Хабаровск


Проект «Наша надежда»

Тема: Организация работы с одаренными детьми в муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей инновационных технологий»: проблемы, опыт, технологии

Заместитель директора по УВР

Шестопалов Д.В.

Хабаровск


Содержание:



  1. Паспорт проекта.
  2. Пояснительная записка.

  3. Содержание проблемы развития одаренности и необходимости ее решения.


  4. Анализ современного состояния системы работы с одаренными детьми.

Цели и задачи проекта


  1. Принципы выявления одаренных детей в лицее.

  2. Научно-методические основы обновления содержания работы с одаренными детьми.

  3. Принципы обучения одаренных детей в проекте.

  4. Формы и методы обучения.

  5. Факторы, способствующие адаптации образовательной среды лицея образовательным потребностям одаренных детей.

  6. Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми.

  7. Педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания одаренных детей.

  8. Показатели эффективности реализации проекта работы с одаренными детьми.

  9. Программа мероприятий по реализации проекта «Наша надежда».

Список использованной литературы.




  1. Паспорт проекта



Название проекта:

«Наша надежда». Организация работы с одаренными детьми в муниципальном общеобразовательном учреждении «Лицей инновационных технологий»: проблемы, опыт, технологии.



Задачи проекта:
  1. Создать благоприятные условия для развития интеллекта, творческих способностей и личностного роста одарённых детей.

  2. Разработать и внедрить программу работы с одаренными детьми в систему образовательного процесса.

  3. Организовать поддержку и социальную защиту одаренных детей.

  4. Расширить пространство повышения квалификации педагогов лицея, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными учащимися.

  5. Организовать педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания одаренных детей.


Нормативно-правовая база проекта:

  • Основные положения «Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989г.

  • Закон Российской Федерации «Об образовании» от 16 ноября 1997г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010г., утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756-р от29 декабря 2001г.

  • Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках Президентской Программы «Дети России», утвержденной Правительством РФ от 03.10.2002г.

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка».

  • Федеральный закон от 25.01.1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации».

  • Постановление Правительства РФ от 28 января 2002г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия (2002-2010 годы)».

  • Гражданский кодекс.

  • Программа развития МОУ «Лицей инновационных технологий» на 2008-2013гг. «К успеху шаг за шагом».

Разработчики проекта:

Педагогический коллектив МОУ «Лицей инновационных технологий» (творческие группы): кафедра естественно-математических наук, кафедра гуманитарных наук, информационный центр, методическое объединение учителей начальных классов, инициативно-новаторская группа педагогического коллектива, представители органов государственно-общественного управления: Дума лицея, Попечительский совет, Управляющий совет.






Год разработки: 2009 г.

Сроки реализации проекта: 2009-2014гг.

Руководители:

Полозова В.В. – директор МОУ «Лицей инновационных технологий»

Шестопалов Д.В. – зам. директора по УВР

Шашлова Н.И. – зам. директора по УВР

Пестрикова Т.Д. – зам. директора по УВР

Николаева Е.В. – зам. директора по воспитательной работе

Гавриш Н.А. – психолог

Научно-методические основы разработки Проекта «Наша надежда»:

Важнейшими концептуальными идеями, положенными в основу разработки Проекта «Наша надежда», являются идеи о человеке как активном субъекте, преобразующем мир и самого себя, о признании ценности человека, о самоопределении и саморазвитии личности.



Приоритетные направления Проекта «Наша надежда»:

  • создание условий для развития «одаренных детей»;

  • внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс;

  • развитие ресурсного обеспечения (материально-технического, учебно-методического, кадрового РО);

  • сохранение здоровья учащихся.


Ожидаемые результаты Проекта «Наша надежда» и индикаторы для оценки их достижения:

  • создание условий для развития одаренных детей;

  • создание единого инновационного образовательного пространства, обеспечивающего повышение результатов образования школьников;

  • обеспечение конкурентоспособности МОУ «Лицей инновационных технологий» на рынке образовательных услуг.

Срок действия Проекта «Наша надежда»:

Проект «Наша надежда» рассчитан на 5 лет реализации, сроки с 1.09.2009 – 30.06.2014.



Этапы реализации Проекта «Наша надежда»:

1 этап: Аналитико-диагностический.

Цель:

  1. Определить уровень функционирования и развития основных направлений деятельности лицея.

  2. Проанализировать уровень профессиональной компетентности педагогических кадров лицея, определить перечень профессиональных проблем в области развития одаренных детей.

  3. Проанализировать результаты ЕГЭ, соотнести их с результатами итоговой аттестации, выявить проблемы повышения качества знаний одаренных учащихся.

2 этап: Стратегический.

Цель:

  1. Определить проблемы и результаты проведенных исследований в области развития одаренных детей.

  2. Определить стратегию инновационных изменений в лицее в области развития одаренных детей.

3 этап: Тактический.

Цель:

  1. Создать творческие группы по основным направлениям реализации проекта лицея.

  2. Разработать механизмы по реализации проекта « Наша надежда».

  3. Начать формирование мониторинга результативности внедрения проекта.

4 этап: Деятельностный.

Цель:

Поэтапное внедрение проекта «Наша надежда», корректировка замысла проекта.



5 этап: Обобщающий (коррекционный) этап

Цель:

  1. Мониторинг результатов проекта «Наша надежда», определение положительных тенденций реализации проекта, выявление проблем и анализ причин их возникновения.

  2. Разработка методических рекомендаций, обобщение педагогического опыта.

  3. Тиражирование позитивного опыта.




  1. Пояснительная записка

Развитие детской одаренности является превалирующим направлением образовательного проекта «Наша надежда» муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей инновационных технологий».

При разработке данного проекта использованы материалы Московского форума «Одаренные дети» в поддержку Федеральной Программы «Дети России».

Реализация проекта приведет к появлению новых технологий в работе с одаренными детьми. Проект «Наша надежда» охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы с одаренными детьми, содержит конкретные мероприятия достижения поставленных целей.

Проектом предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми развитие системы непрерывного образования, которое включает в себя повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров и работу с одаренными детьми. А так же выделяются проблемы не только диагностики «обучения и развития самого одаренного ребенка, но и проблемы педагога, призванного поддержать детскую одаренность. К этим проблемам относится профессионально-личностная готовность педагога к работе с одаренными детьми, что подразумевает:


  • овладение методиками выявления одаренности, технологиями развивающего и личностно-ориентированного обучения, методикой научного поиска;

  • психологическая компетентность, широта и гибкость мышления педагога;

  • зрелость педагогического самосознания.

Кроме того, необходимо сохранить и развивать те качества общеобразовательной школы, которые обеспечивают «индивидуальный» характер воспроизводства и развития интеллектуального потенциала страны:

  • единство школы на базе учета возрастных особенностей учащихся,

  • преемственности, межпредметных связей, достижения государственного и мирового стандарта образования на всех возрастных уровнях;

  • изменение массовых способов учебной работы в пользу интеллектуально-ориентированных учебных систем (Л. В. Занкова).

Проект направлен на совершенствование образовательного процесса, который создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. И теперь от вопросов «Чему учить?» и «Как учить?» мы перешли к поиску ответа «Какие условия необходимо создать для учения одаренного ребенка?». Одним из условий является реализация индивидуальности личности обучающихся.


  1. Содержание проблемы развития одаренности и необходимости ее решения

Социально-экономическое развитие Хабаровска и Хабаровского края связано с интеллектуально-творческим потенциалом населения, который в современных условиях рассматривается как стратегический ресурс.

В условиях демографического кризиса, социально-экономической нестабильности общества особое значение приобретает выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей. В то же время установка на массовое образование вступает в противоречие с данной тенденцией, поскольку поиск и развитие одаренных детей требует специальных методик. Другим недостатком традиционной системы обучения является стандартизация многих моментов обучения в школе со стороны протекания во времени. Единое время для всех учащихся на овладение программой, единая для всех длительность урока, единые методики ведения урока, обусловленные индивидуальностью учителя, но не учащихся. А так же слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности ученика, слабый учет и развитие его разнообразных способностей и интересов, влечет за собой ряд отрицательных явлений в учебной работе. Это и слабая учебная мотивация одаренных школьников, и учение ниже своих способностей, пассивность учащихся и результат всего этого – случайный выбор профессии и путей продолжения образования.

Вместе с тем работа разных ведомств, фондов, направленная на развитие способностей одаренных детей в городе Хабаровске носит бессистемный характер. На сегодняшний день дополнительные спецкурсы и факультативы по углублению в предмет и подготовку к олимпиадам оплачиваются за счет родителей. Проблемным полем остается психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей, ослабленность научно-методической поддержки педагогов в работе с данной категорией учащихся. В лицее инновационных технологий последнее время активно изучается проблема выявления одаренности в сфере новых информационных технологий в изучении роли компьютеров в обучении и развитии одаренных детей.

Педагоги понимают, как нуждаются в оказании методической и практической помощи родители способных и одаренных детей.

Данный проект предусматривает решение обозначенных проблем через создание системы работы с одаренными детьми в лицее, объединение усилий различных социальных институтов по выявлению, поддержке и развитию одаренных детей. Реализация проекта позволит обмениваться опытом с руководителями учреждений образования города и края.





  1. Анализ современного состояния системы работы с одаренными детьми

Анализ проблем традиционной системы обучения и современных концепций работы с одаренными детьми, а также реализация основных задач Программы развития лицея информационных технологий мотивировали методические службы к модернизации системы работы лицея с одаренными детьми.

Это привело к написанию проекта « Наша надежда», которая направлена на изучение и решение проблем детей с высоким интеллектуальным потенциалом, на создание условий для развития природных задатков и самореализации личности. Наш лицей инновационных технологий сегодня – это школа, решающая задачи поиска, воспитания, развития, обучения и поддержки одаренных детей. Для реализации познавательных возможностей учащихся предусматривается обновление содержания образования и использование инновационных технологий, представляющих возможности развития одаренности.


  1. Цели и задачи проекта

«Гений падает с неба…» – это цитата Дидро. Но у нее есть продолжение «… и на один раз, когда он встречает ворота дворца, приходится сто тысяч случаев, когда он попадает мимо». Так вот каковы условия этого дворца, как правильно создать их – это и есть задача данного проекта.



Стратегическая цель проекта – создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей в лицее инновационных технологий.

Воспитательная цель – воспитание личности, обладающей коммуникативными навыками и высокими адаптивными возможностями на фоне высоконравственных убеждений.

Образовательная цель – создание инновационного образовательного пространства лицея для реализации индивидуальной образовательной стратегии одаренных детей.

Развивающая цель – развитие способностей одаренных детей к включению в значимую деятельность в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности.

Задачи проекта:

  • Создать благоприятные условия для развития интеллекта, творческих способностей и личностного роста одарённых детей.

  • Разработать и внедрить программу работы с одаренными детьми в систему образовательного процесса.

  • Организовать поддержку и социальную защиту одаренных детей.

  • Расширить пространство повышения квалификации педагогов лицея, как условие методического поиска и творчества в работе с одаренными учащимися.

  • Организовать педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания одаренных детей.

Основные задачи методического обеспечения проекта:

  • развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;

  • внедрять в практику ранней диагностики одаренности и ее дальнейшего развития методы, учитывающие быстро меняющуюся социальную ситуацию и современные подходы к работе с одаренными детьми;

  • обеспечить научно-методическую, социально-правовую, психолого- педагогическую поддержку одаренных детей;

  • совершенствовать деятельность администрации по мотивации педагогов на управление развитием исследовательских и творческих способностей одаренных детей;

  • организовать социальную подготовку педагогических кадров для работы с одаренными детьми.




  1. Принципы выявления одаренных детей в лицее

Образование одаренных детей в лицее основывается на следующих принципах:



Общедоступность

Каждый ребенок может поступить в лицей на конкурсной основе. Лицей обеспечивает включение ученика в учебно-воспитательный процесс в соответствии с его потребностями, способностями и уровнем подготовки.



Свобода выбора

Каждому школьнику обеспечивается свобода выбора направления своего образования, развития индивидуальности с учетом его возможностей: организация дифференцированного обучения по альтернативным программам и широкое предложение предметов по выбору для талантливых детей.


Свобода и независимость развития ребенка

Лицей уважает право ребенка самостоятельно реагировать на обстоятельства, самому решать свои проблемы и поступать так, как считает нужным. Каждый учащийся свободен в выборе целей и средств жизнедеятельности.



Реальность человеческого бытия

Одаренный ребенок должен сам добиваться своих целей, опираясь прежде всего на свои силы и возможности. Он сам проектирует свою жизнь – лицей помогает ему в этом.



Мотивация

Лицей способствует гармоничному развитию мотивационной сферы, создает условия для формирования отношений школьника к культуре, общечеловеческим ценностям, к людям, к себе, к миру в целом.



Гуманизация

Лицей является гуманитарной школой, в которой педагогический процесс строится на базе основных гуманитарных дисциплин, с акцентом на формирование духовности, на основе общечеловеческих ценностей, мировой духовной культуры.



Непрерывность образования

Лицей обеспечивает непрерывность образования своей структурой и функциями, за счет связей с вузами.



Ответственность

Все субъекты образовательного процесса принимают на себя равную ответственность за его результаты – педагоги, родители и сами учащиеся.

В науке отсутствуют четкие критерии, согласно которым можно было однозначно сказать, что человек интеллектуально одарен, но есть ряд методик, которые способствуют определению уровня интеллектуальной одаренности. Принципиальное значение имеет разработка методов выявления «потенциальной» одаренности, это:


  • предварительное всестороннее психодиагностическое обследование в рамках психологического сопровождения развития школьника, осуществляемое психологической службой лицея;

  • переплетение диагностических, психокоррекционных и развивающих методов в условиях групповой, тренинговой работы психолога с учащимися.

Это позволяет осуществить переход от методов «диагностики отбора» к методам «диагностики развития».

Для выявления одаренных детей необходимо применять как вербальные так и не вербальные тесты. Основная проблема в выявлении одаренных детей заключается в выявлении того, в какой степени дети обладают умственными способностями. Темп развития каждого ребенка индивидуален, в каждом возрастном периоде существуют свои преимущества и своеобразие. Из этого следует, что существует возрастная одаренность. Яркие проявления возрастной одаренности – фундамент, на котором могут вырасти выдающиеся способности.


Показатели и индикаторы результативности

В ходе выполнения проекта «Наша надежда» будут проводиться исследования в три этапа (начало, середина, окончание) по следующим направлениям:



  • Изучение качества знаний школьников.

  • Изучение мотивации школьников.

  • Изучение самооценки учащихся.

  • Исследование уровня развития учебной деятельности учащихся.

  • Исследование развитости ученика (показатель умственного развития).

  • Изучение характера общения учащихся (социальный статус в коллективе).

  • Исследование уровня отношений в системе «учитель-ученик», «ученик-ученик».

  • Исследование индивидуальных особенностей, определение когнитивного стиля.

  • Изучение качеств личности воспитанников, определение уровня воспитанности.

  • Исследование состояния физического и психического здоровья.

  • Изучение условий организации учебно-воспитательного процесса (образовательно-развивающей и информационной среды).

  • Изучение способов организации учебно-воспитательного процесса.

  • Исследование профессиональной компетентности учителей лицея.

  • Изучение профессиональных затруднений педагогов лицея.

  • Итоговый мониторинг по основным направлениям (проектам) реализации программы развития.

Показатели результативности

  • Степень личной направленности учащихся.

  • Способность интересоваться другими людьми (делами, проблемами, достижениями) и принимать участие в их судьбе.

  • Развитие эмпатии (доброты, сочувствия, сопереживание и т.д.).

  • Ценностный опыт (нравственные интересы, идеалы, убеждения).

  • Операционный опыт (общеучебные навыки и умения, навыки саморегуляции, реалистичность жизненных планов).

  • Опыт привычной активизации (оперативная адаптивность к стабильным и нестабильным условиям, социальная устойчивость к негативным воздействиям, адекватный уровень достижений).

  • Опыт сотрудничества (коммуникативные знания и умения, личностные притязания, умение разрешать конфликты, работать в команде, находить личностный смысл в каждом деле).

  • Опыт рефлексии (способность осознать своё состояние, нарабатывать такие качества как эмпатия, толерантность, ассертивность, знать о себе, своих возможностях, уметь совершать выбор и быть ответственным за свои решения.

Индикаторы результативности

Изучение показателей будет проводиться следующими методиками, методами, тестами и т.д.:



  • тест Н.Е. Щурковой «Размышление о жизненном опыте»;

  • методика выявления коммуникативных склонностей;

  • метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (МЭОП и СУ);

  • методика изучения развития познавательных процессов личности;

  • метод ранжирования;

  • методика Торренса (развитость чувства прекрасного);

  • методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности жизнедеятельностью»;

  • методика «Наши отношения»;

  • социометрия;

  • методика М.И. Рожкова (состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе).

Режим психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса позволяет не только отслеживать актуальный психолого-педагогический статус каждого ребенка лицея в самые сложные критические возрастные периоды, но и прогнозировать зону ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных пока возможностей и способностей.


  1. Научно-методические основы обновления содержания работы с одаренными детьми

Современная педагогическая теория и практика имеют методологические и теоретические основания к разработке концептуальных подходов, форм и методов для работы с одаренными детьми.

Необходимо отметить статьи известного психолога, доктора психологических наук Н. Лейтеса. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают видное место в русской психологии. Многие психологические принципы развития творчества у детей выдвинули Н.Н. Под, Д.Н. Узнадзе, А.В. Зоморожец, А.М. Матюшкин.

Подход к одаренности как к проявлению творческого потенциала человека, согласно которому одаренность понимается как высокий уровень творческого потенциала, выражающийся, прежде всего, в его высокой познавательной и исследовательской активности, определил А.М. Матюшкин.

Ю.Д. Бабаев сформулировал динамическую теорию одаренности, в которой он сделал акцент на понимание одаренности как развивающегося свойства целостной личности.

В.И. Панов выдвинул экопсихологический подход к развитию одаренности, которую он рассматривает как особую форму проявления творческой природы психики человека.

Суть подхода к одаренности В.П. Лебедева, В.А. Орлова и В.П. Панова заключается в использовании проектирования и моделирования образовательной среды как основного метода развивающего образования, обеспечивающего возможность выявления, обучения и развития одаренных детей в условиях образовательной школы. Психологию образовательной среды (проектирование, моделирование, экспертиза) в этой логике проработала В.А. Ясвина, а диагностику ее влияния на познавательное, личностное и физическое развитие детей – С.Д. Дерябо.

Также надо отметить исследования доктора психологических наук Ю.З. Гильбуха. Вместе с группой ученых им была разработана дифференцированная система обучения, дающая больше возможности для проявления индивидуальности ребенка.

Стержневым моментом, объединяющим теоретические позиции, является подход к одаренности как к процессу целостного развития личности и сознания одаренных детей, реализующего их творческий потенциал.

Проблема саморазвития личности находит отражение в трудах классиков философии (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, И. Кант, К. Маркс, М. Хайдеггер…) психологии (А. Маслоу, К. Роджерс) и педагогики (С.И. Гессен, П.Ф. Каптерев, Л.Н. Толстой), чьи взгляды являются актуальными и для современной научной мысли.

Сущность саморазвития личности как феномена, его процесс и факторы рассматриваются в работах Л.Н. Куликовой, Б.М. Мастерова, Г.А. Цукерман, А.В. Мендель, Н.Г. Григорьевой, С.Н. Панариной, И.Е. Терещенко, Е.В. Шишмаковой и др.

Л.И. Куликова рассматривает процесс саморазвития личности в юношеском возрасте как самостоятельная, целостная, целенаправленная деятельность личности по непрерывному самоизменению как обогащению индивидуального опыта и духовно-нравственных сил соответственно внутреннему «образу я» и актуальными социальными ожиданиями. Это сознательное управление своим развитием, которое включает полноту реализации позиции субъекта собственного развития – выбор целей самосовершенствования сообразно жизненным целям, адекватное оценивание своих возможностей, выбор путей и средств достижения наибольшего соответствия собственному образу «я – будущего», оценку внешних условий своего развития, мобилизацию духовно-нравственной и эмоциональной активности, а так же целенаправленных действий самоизменения, самоконтроль и самокоррекцию, с целью обретения нового уровня духовно-практического единения с миром и самим собой, обретения чувства целостности и самотождественности, выстраивания продуктивной жизненной судьбы.

Подход к развитию личности одаренного ребенка основан на принятии гуманистической традиции образования.

Исследование гуманистической традиции в отечественной педагогике, проведенное Л.А. Степашко показывает, что ее развитие наблюдается со времен славянских государств VI века и продолжается по настоящее время.

В 2000 году правительство РФ приняло федеральную целевую программу «Одаренные дети» на 2001-2002 гг.

Исследования по психологии таланта и одаренности стали интенсивно развиваться в США с середины 50-х годов ХХ века. В 1975 году был создан Всемирный совет по таланту. В него входят представители 55 стран. Этому способствовали два фактора: накопленные в психологии данные о природе таланта, условиях, обеспечивающих его развитие, и стремительный рост научных технологий.

Группа ученых: Дж. Гильфорд, П. Торренс, Ф. Барон, К. Тейлор – проводили исследования по построению новых учебных программ в области дифференцированного обучения одаренных детей. В 70-х годах в США появились работы, посвященные трагедии заблокированных школьной системой талантов. Позитивным изменениям в образовании (США понадобилось 10 лет) мешали многие факторы: предубеждение, что одаренный ребенок не нуждается в помощи, низкий уровень подготовки учителя для работы с одаренными детьми и др. В 90-х годах очень популярны стали слова К. Роджера о том, что, «если в совершенном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы сможем погибнуть, и это будет та цена, которую мы заплатили за отсутствие творческости».

Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютером посвящено много исследований (М. Коул, С. Пейперт, А.В. Беляева, С.Л. Новоселова, Ш. Текл и др.). Однако в указанных работах не учитываются особенности обучения и развития одаренных учащихся. Многочисленные исследования показали, что процесс обучения детей работе на компьютере характеризуется ярко выраженной спецификой. Эти дети в меньшей степени, чем их одноклассники, нуждаются в помощи взрослых. Они проявляют высокую самостоятельность в процессе познания, широко используют «саморегуляционные стратегии» обучения и легко переносят их на новые задачи.

Анализ проблемы развития способностей и одаренности во многом будет зависеть от того содержания, которое будет вложено в эти понятия. Значительные трудности в определении понятий способности и одаренности связаны с общепринятым бытовым пониманием этих терминов. Обратившись к толковым словарям русского языка, видно, что термины «способный», «одаренный», «талантливый» употребляются как синонимы и отражают степень выраженности способностей. Так, в толковом словаре В.Даля «способный» определяется как годный к чему-либо или склонный, ловкий, пригодный, удобный. То есть понятие «способный» определяется через соотношение с успехами деятельности. При определении понятия «талант» подчеркивается его врожденный характер. Талант определяется как дарование к чему-либо, а дарование как способность, данная богом. Иными словами, талант – это врожденные способности, данные богом. А.М. Матюшкин, опираясь на работы Н.С. Лейтеса, В.М. Теплова, В.А. Крутецкого и др., выдвинул следующую синтетическую структуру творческой одаренности, включая в нее:


  • доминирующую роль познавательной мотивации;

  • исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы;

  • возможность достижения оригинальных решений;

  • возможность прогнозирования и предвосхищения;

  • способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Решая проблему обучения одаренных детей, необходимо, прежде всего определить, в какой форме проявления ожидается увидеть одаренность учащихся; она может быть:

  • как одаренность явная (проявленная), которая, что называется «у всех на виду». Это высокая одаренность (как утверждают специалисты, таких детей 1-3%);

  • как одаренность возрастная, то есть в определенном возрасте ребенок показывает ее, а потом она исчезает;

  • как одаренность скрытая (потенциальная, непроявленная), то есть одаренность, которая по каким либо причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности ребенка, но существует как потенциальная причина развития его способностей. Детей со скрытой одаренностью больше, чем с явной, примерно 20-25% от общего числа учащихся.

В рамках проекта «Наша надежда» организация научно-методического обеспечения реализуется через следующие направления:

1. Моделирование деятельности лицея:



  • анализ проблем в области работы с одаренными детьми;

  • определение наличия возможностей в области инновационных преобразований;

  • помощь в планировании и организации процесса разработки инновационных программ работы с одаренными детьми;

  • сбор и накопление информации о значимых для проекта инноваций;

  • координация взаимодействия представителей всех служб и подразделений, обеспечивающих развитие одаренных детей;

  • разработка методических документов.

2. Реализация целей:

  • помощь в создании и организации работы структур, обеспечивающих работу с талантливыми учащимися;

  • консультирование участников инновационных процессов по вопросам их взаимодействия;

  • осуществление связи с учебными, научными и научно-методическими учреждениями для успешной реализации нововведений, повышения профессиональной компетентности педагогов и использования возможностей непрерывного профессионального образования;

  • информационное обеспечение процессов реализации проекта «Наша надежда».

3. Измерения:

  • осуществление анализа (мониторинг) деятельности проекта «Наша надежда»;

  • помощь в проведении диагностических срезов соответствия инновационных процессов и их результатов программам, планам, критериям;

  • диагностика динамики хода процесса внедрения проекта.

Миссия участников проекта «Наша надежда» лицея инновационных технологий состоит в том, чтобы помочь талантливым учащимся в разностороннем личностном развитии и подготовить для общества личность, способную жить и работать в условиях социально-экономических преобразований.

Реализация проекта «Наша надежда» в лицее предполагает целенаправленную координацию действий:



  • учителей, родителей и детей – главных участников образовательного процесса;

  • работников системы образования (учителя, воспитатели, руководители школ), которые берут на себя профессиональную и гражданскую ответственность за уровень и качество образования;

  • представителей региональной власти, других сфер общественности, заинтересованных в развитии школы.

Наш проект строится на следующих ценностных основа­ниях:

  • человек – мерило всех вещей и процессов;

  • творчество – прирожденная человеческая потребность и способность, истинно человеческий способ существования;

  • качественное образование – гарант личностного и профессионального самоосуществления человека.

Организационная модель жизнедеятельности

Проекта «НАША НАДЕЖДА»





Педагоги при составлении проекта «Наша надежда» выделили проблему обучения одаренных детей, потому что от раннего выявления, обучения и воспитания талантливой молодежи в современном обществе зави­сит интеллектуальный, творческий и экономический потенциал государства. Подоб­ное понимание значимости одаренности обеспечивает переход от развития одаренной личности к формированию одаренного общества, от образования и воспитания элиты – к элитарному образованию и воспитанию. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.

Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка.

В реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. С этих педагогических позиций следует рассматривать проблему развития способностей одаренных детей как реализацию их индивидуальности.

Задача учителя – помочь каждому обучающемуся ставить перед собой посильные задачи и овладевать исследовательскими навыками, необходимыми для решения этих задач. Таким образом создается определенное образовательное пространство лицея, которое обеспечит одаренным учащимся:


  • условия для общего развития;

  • сформированность ключевых компетенций, достаточных для успешной адаптации к самостоятельной жизни в современных условиях;

  • полное среднее образование;

  • дополнительное образование;

  • высокий уровень духовной культуры;

  • реализацию индивидуальных способностей в рамках альтернативных образовательных программ;

  • атмосферу психологического комфорта, сохранение и по возможности улучшение психологического и физического здоровья;

  • широкие возможности для развития художественных и иных способностей не только во внеурочное время, но и в процессе обучения.



  1. Принципы обучения одаренных детей в проекте

Учителя лицея считают, что для поиска и выстраивания целесообразных технологий работы с одаренными детьми необходимо понимать особенности их познавательного развития, такие как: любознательность, сверхчувствительность к проблемам, познавательная самодеятельность, высокий уровень развития логического мышления, повышенный интерес к дивергентным задачам, оригинальность мышления, легкость генерирования идей, легкость ассоциирования, высокая концентрация внимания, отличная память.

Учителя лицея хорошо понимают, что одаренные дети имеют особенности психосоциального развития: стремление к самоактуализации, перфекционизм, самостоятельность, социальную автономность, эгоцентризм, лидерство, соревновательность, творческое восприятие случайностей, юмор.

Педагоги лицея понимают, что для создания условий развития и реализации детской одаренности в образовательной деятельности необходимо своевременно проводить диагностику.

В работах Д.Б. Богоявленской и В.Д. Шадрикова определены принципы диагностики, исходя из концепции одаренности:


  • «принцип комплексного оценивания», предполагающий многофакторный анализ уровней интеллектуально-творческого, психосоциального, физического развития воспитанника; включает требование привлекать к диагностике лидерской одаренности не только психологов, но также педагогов и родителей;

  • «принцип длительности идентификации», предусматривающий, чтобы процесс диагностики был развернут во времени, так как современный уровень разработанности концептуальных моделей одаренности и методического аппарата не позволяет проводить разовую диагностику без грубых ошибок;

  • «принцип использования экологически валидных методов диагностики», оценка и анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам;

  • подключение к оценке одаренного ребенка экспертов, специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области;

  • принцип оценки «признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны ближайшего развития...».

Анализ потенциальных возможностей образовательного пространства лицея и возрастающих потребностей учащихся привел к выбору принципов, соответствующих заявленным целям и задачам проекта:

  • углубленное изучение тех проблем, которые выбраны самими учащимися;

  • насыщенность учебного материала заданиями открытого типа;

  • поощрение результатов, которые бросают вызов существующим взглядам и содержат новые идеи;

  • поощрение использования разнообразных форм предъявления и внедрения в жизнь результатов работы;

  • поощрение движения к пониманию самих себя, признанию своих способностей;

  • установка на самоценность познавательной деятельности при изучении научных дисциплин.

Реализация программы «Наша надежда» предполагает несколько организационных форм ускорения:

  • ускорение в обычном классе;

  • профильные классы;

  • радикальное ускорение (возможность заниматься по университетской программе).

Оптимальный результат достигается при одновременно существующем изменении содержания учебных программ, методов обучения и сочетании основных стратегий ускорения: вертикального и горизонтального обогащения.

Вертикальное обогащение предполагает более быстрое продвижение к познавательным высшим уровням в области избранного предмета.

Горизонтальное обогащение направлено на расширение изучаемой области знаний.

Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.

Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.

Учебный материал, применяемый педагогами в работе с одаренными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание.




  1. Формы и методы обучения


Передовой педагогический опыт показывает, что обучение одаренных детей происходит наиболее эффективно, если работа школы основана на дифференциации обучения в связи со способностями учащихся . Одной из форм обучения является создание специализированных классов по математике, физике, информатике. Как правило, эти классы комплектуются по способностями желанию учащегося. Другая форма работы с одаренными детьми – создание групп по интересам. Они могут называться спескурсами с разной длительностью, элективами, факультативами, кружками. Руководителями могут выступать как школьные педагоги, так и преподаватели вузов и студенты, имеющие соответствующие знания в определенной области. Какой бы метод не использовался для того, чтобы стимулировать интересы одаренных детей, он должен отвечать двум критериям: деятельность таких групп должна способствовать росту теоретических знаний учащегося и быть дополнением к школьной программе.

А.В.Мендель в диссертации «Педагогические условия саморазвития личности одаренного учащегося в летней физико-математической школе» подробно описывает такие формы работы с одаренными учащимися как: профильное обучение в специализированных классахв рамках базисного учебного плана, предметные олимпиады, в том числе заочного типа и заочные предметные школы. А так же выпуск специализированных журналов для одаренных учащихся по математике , физике, информатике, работу специализированных школ – интернатов , лицеев – интернатов при вузах.

В зарубежной практике есть опыт, когда одаренные дети проходят курс школы в убыстренном темпе и раньше здают экзамены, затем имеют свободное расписание в посещении уроков. В школах России , и в лицее в том числе есть опыт ускоренного прохождения школьных программ. Например, опережение. Есть несколько видов опережения, наиболее традиционный- продвижение ребенка в класс с более старшими детьми. Другой вид опережения – выборочный «селективный». Например переход ученика из 8 класса в 10 для изучения математики и физики. В лицее используется адаптивное опережение. Учитель представляет материалы ученику повышенной сложности на 1-2 года.

Опыт показывает, что гораздо большее значение по сравнению с формами организации обучения имеют его методы. На первое место ученые выносят проблемный, проблемно-поисковый, исследовательский. Применение данных методов в сочетании с другими способствует творческому развитию, росту интеллектуального потенциала
Большие возможности для применения исследовательского метода представляет обучение в рамках интегрированного курса с помощью метода проектов. Учащиеся под руководством учителя находят облсть исследования, составляют план этапов его реализации, изучают источники, осуществляют исследование, затем оформляют все в научную работу.

Для оптимального развития одаренных учащихся должны разрабатываться специальные развивающие программы по отдельным предметам в рамках индивидуальной программы обучения одаренного учащегося.

Одаренный учащийся должен получать дополнительный материал к традиционным курсам, большие возможности развития мышления, реактивности, умений работать самостоятельно. Поэтому программы по отдельным предметам для одаренных учащихся в лицее ориентированы на более сложное содержание, направлены на увеличение знаний в конкретной области и на развитие умственных операций.

Использование информационных технологий в учебном процессе благоприятно влияет на дальнейшее развитие интеллектуального, творческого и научного потенциала одаренных детей. В связи с этим основными задачами центра новых информационных технологий являются информационная и методическая поддержка системы работы с одаренными детьми, апробирование известных и возможность появления новых педагогических методик.

В перечне мероприятий по реализации проекта предусматривается введение новых форм и методов работы с одаренными детьми: адресная поддержка одаренных детей, проведение на лицейском, городском уровнях мероприятий, реализация которых позволит детям демонстрировать свои достижения. Необходимо представлять возможность одаренным учащимся встречаться и систематически работать с ведущими учеными, представителями технической и художественной интеллигенции.


  1. Факторы, способствующие адаптации образовательной среды лицея к образовательным потребностям одаренных детей

Педагоги лицея считают, что школьное образование – это решающий фактор как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. Это и есть главная мысль Национальной образовательной стратегии – инициативы «Наша новая школа», Составляющими её станут пять ключевых направлений развития общего образования: обновление образовательных стандартов, система поддержки талантливых детей, развитие учительского потенциала, современная школьная инфраструктура, здоровье школьников.



Нескромно, но хочется особо отметить, что в нашем лицее мы уже давно серьёзно и успешно работаем по этим направлениям. В Программе развития лицея на 2008-2013 г. «К успеху шаг за шагом» определена основная стратегия развития лицея – повышение качества образования на основе использования современных информационных технологий и индивидуализации обучения с целью самореализации и разностороннего развития учащихся. Особый раздел посвящен работе с одаренными детьми. Конечно, достижение этой цели будет зависеть от того, насколько тесным будет содружество «учитель – ученик – родитель», какая будет создана инновационная среда.
Инновационная работа в лицее ведется по следующим направлениям:

Направления инновационного процесса
Содержание

Дифференциация образовательного процесса по трем направлениям (стандартный, повышенной обученности, профильный)

Диагностика и обучение учащихся 1-11-х классов по уровню образования

Предпрофильное (9-е классы) и профильное обучение (10-11-е классы)

Изучение введения многопрофильности, отработка индивидуальных образовательных планов

Учебные предметные программы (изменение, разработка, утверждение)

Творческая работа педагогов с учебными программами и программами элективных курсов

Дополнительная образовательная деятельность

Разработка программ дополнительных образовательных услуг, кружков, спортивных секций. Работа научного лицейского общества

Интеграция учебных непрофильных программ в профильных классах

Согласование учебного материала по непрофильным предметам по срокам, понятийному и знаковому аппарату

Совершенствование мониторинга качества обучения в связи с введением профильного образования

Сравнительный анализ результатов данного класса, данного ученика с самим собой. Психолого-педагогическая поддержка.

Научно-исследовательская деятельность учащихся

Курирование проектов учащихся педагогами-консультантами

Введение технологии самообразования учащихся

Работа с большими потоками информации, умение ее обрабатывать и использовать. Технология адаптации к окружающей среде. Непрерывность образовательного процесса. Обеспечение возможности построения учащимися индивидуальных образовательных программ.

Совершенствование методической работы

Введение учебных кафедр, проведение единых методических дней, обмен опытом, повышение профессионального развития учителей, разработки уроков с использованием новых технологий: информационных, проектных, интерактивных и пр.

Создание научно-практической исследовательской деятельности учителей и учащихся

Проведение мастер-классов, семинаров, научно-методических и научно-практических семинаров для учителей города и области, создание и поддержание сайта лицея в рабочем состоянии

Работа с одаренными детьми

Организация и проведение, научно-практических конференций, олимпиад, конкурсов. Работа выездной физико-математической школы с привлечением преподавателей высшей школы. Участие в олимпиадах различных уровней.

Использование инновационных технологий в управлении лицеем

Создание Управляющего совета по развитию лицея как органа государственно-общественного управления, создание Фонда попечительского совета поддержки лицею; открытый доклад директора лицея перед общественностью, функционирование сайта.

Использование информационных технологий в учебно-воспитательном процессе

Выпуск силами учащихся и учителей газет: «Лицеист», журналов: «Хабар», буклетов и брошюр и т.д.

Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-педагогического сопровождения

Организация мониторинга состояния здоровья учащихся, изучение потребностей учащихся и запросов их семей при организации профилей.

Разработка методики отбора в профильные классы различной направленности. Решение проблемы перегрузок учащихся.



Технология сбора и использования личного портфолио учащихся

Стимулирование учащихся на непрерывность образовательного процесса, на активное участие в жизнедеятельности лицея

Создание в рамках лицея открытого информационного образовательного пространства

Освоение педагогами-предметниками персональных компьютеров и информационных технологий. Внедрение информационных технологий в образовательную практику. Создание банка программно-методических материалов. Организация работы всех кабинетов и подразделений в общелицейской сети.

Целенаправленное формирование ключевых компетенций

Реализация технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества. Предоставление учащимся реальных возможностей для участия в общественных и творческих объединениях НЛО и ШП.

Выражение «одаренные дети» – весьма условно. В педагогике таким термином обозначают детей с необычно ранним умственным подъемом, с яркой выраженностью одной или нескольких способностей человека. Данная основа является благоприятной для достижения каждым одаренным ребенком высоких результатов в науке, технике, производстве, управлении и других социально значимых сферах человеческой деятельности.

Однако одаренность в целом представляет собой явление динамическое, изменяющееся во времени. Поскольку речь идет о детях, то все эти характеристики могут и не получить ожидаемого развития, остаться нереализованными.

Тема «Одаренные дети и компьютеры» не изучена и имеет много сторон, как позитивных, так и негативных. Существуют проблемы «интернет-зависимости», «игровой компьютерной наркомании», хакерства. Задача педагогов заключается в том, чтобы свои способности одаренные дети направили на развитие положительной мотивации.

Например, благодаря Интернету расширяются коммуникационные и информационные ресурсы, необходимые для творческой деятельности. Одаренный ребенок может не только ознакомить со своими идеями заинтересованных людей, найти единомышленников, но и получить нужную ему для работы информацию, в том числе об олимпиадах и конкурсах, которые проводятся в мире, а также принять в них участие – непосредственное или опосредствованное ИТ. Тематическая область конкурсов и олимпиад весьма разнообразна. Это традиционные школьные дисциплины, программирование, разработка web-сайтов, литературные конкурсы, сочинение и исполнение музыки, выполнение заданий экологического характера, соревнования по знанию иностранных языков, истории, географии и страноведения, состязания любителей шахмат и т.д. Отдельное место занимает изобразительное искусство, включая компьютерную графику, дизайн, анимацию.

Опыт показывает, что использование информационных технологий в учебном процессе благоприятно влияет на дальнейшее развитие интеллектуального, творческого и научного потенциала одаренных детей.

С целью упорядочивания и систематизации работы с одаренными детьми в области информационных технологий создан (в структуре лицея) центр научно-информационных технологий.

Основными задачами центра научно-информационных технологий являются информационная и методическая поддержка системы работы с одаренными детьми, апробирование известных и возможность появления новых педагогических методик.

Развиваются связи лицея с учреждениями образования г. Хабаровска и других городов Хабаровского края. Предполагается организация дистанционного обучения.

Проведение олимпиад, научных конференций, семинаров, конкурсов, соревнований, выставок творческих работ учащихся по информатике и информационным технологиям, участие в телеконференциях позволяет каждому одаренному ребенку проявить себя, передать свой опыт, а также использовать опыт своих сверстников.

Совместная творческая работа педагогического коллектива, методистов городского научно-методического информационного центра, преподавателей вузов, детей и их родителей будет являться основной базой для выявления, обучения и развития одаренных детей.



  1. Критерии готовности педагогов к работе с одаренными детьми

Новый учебный год объявлен годом УЧИТЕЛЯ. И конечно сразу, в связи с этим, вспоминаются замечательные слова К.Д.Ушинского: «В школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя».

Во всех преобразовательных инновационных процессах ключевой фигурой является обычный педагог, его инициатива. От его квалификации, профессионализма, от его человеческих качеств зависит, сможет ли сформироваться одаренность учащегося.

Учитель способный к творческой деятельности должен обладать следующими качествами:


  • социально-нравственной готовностью к реализации процесса становления творчества ученика;

  • мотивационной направленностью на оптимизирование процесса развития и саморазвития одаренности учащегося;

  • профессионально-личностной готовностью к непрерывному творческому самосовершенствованию.

Учитель должен знать:

  • теоретико-методологические и организационно-деятельностные основы личностно-образовательного процесса;

  • механизмы, условия и средства эффективного оптимизирования процесса становления одаренности средствами преподаваемого предмета;

  • пути творческого, профессионального и личностного самосовершенствования.

Учитель должен уметь:

  • творчески планировать и адекватно осуществлять свою работу;

  • в совершенстве владеть арсеналом педагогических средств организации творческой деятельности учащихся;

  • общаться с учениками на основе уважения к личности и веры в его творческие способности и одаренность;

  • объективно анализировать свою деятельность и адекватно оценивать результаты творческого развития учащегося и собственного профессионально-личностного саморазвития.

Грамотные, профессионально подготовленные учителя отличаются тем, что всегда четко знают свои цели и задачи. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих педагогов.

Критериями повышения профессиональной компетентности учителей является: понимание психолого-педагогических проблем творчества, овладение методами и приемами развития креативности учащихся. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Исходя из этого, одним из приоритетных направлений проекта является совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения. Развитие креативности младших школьников требует новых подходов к организации образовательного процесса.

Лицей полностью укомплектован педагогическими и техническими кадрами. Анализ качественного состава педагогического коллектива показал положительную динамику роста профессионального уровня учителей, выросла активность учителей, их стремление к творчеству.

Из 37 педагогов 32 имеют высшую квалификационную категорию (86%), 4 педагога – первую квалификационную категорию (10%), 1 педагог – вторую квалификационную категорию (2%). 12 учителей победили в приоритетном национальном проекте «Образование», получили правительственный грант в сумме по 100 тыс. руб., много учителей имеют правительственные награды, в том числе 2 заслуженных учителя РФ.



Характеризуя кадровый ресурс лицея необходимо отметить, что накопился богатый опыт постоянного творческого обновления, развития и совершенствования учителей на базе самого лицея. Особенно по направлению работы с одаренными детьми. Систематическая целенаправленная работа в этом направлении обеспечила появление учителя-личности, глубоко владеющего достижениями науки о человеке и знаниями закономерностей его развития, эффективными педагогическими технологиями, инновационным стилем научно-педагогического мышления, готового к принятию творческих решений, такого, какой и нужен современной школе, одаренным детям, современному обществу.

У учителей лицея все явственнее возникает стремление работать вместе с другими учителями, анализировать, критиковать, передавать умения, знания. В результате сформировалась культура общения, профессиональный язык, наблюдается развитие профессиональной компетентности и независимости, создаются различные модели сотрудничества на базе лицея.

В Хабаровском крае организованы сетевые сообщества педагогов – предметников. Учителя лицея принимают участие в выездных школах и обмениваются опытом с коллегами через интернет, возглавляя сетевые сообщества.

Реализация экспериментальных и инновационных проектов по вопросу работы с одаренными детьми является механизмом постоянного обновления и взаимодействия как педагогов, так руководителей лицея, способствующих повышению педагогической компетентности, формированию нового педагогического мышления.

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.





  1. Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница