Тема опыта



Скачать 14,21 Mb.
страница1/4
Дата14.02.2016
Размер14,21 Mb.
  1   2   3   4


Внеурочная деятельность
Тема опыта: «Развитие социальной активности обучающихся во внеурочной деятельности средствами школьного пресс-центра»

Автор опыта: Светлакова Анна Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Нарьян - Мара»

Михайлова Наталья Владимировна, учитель информатики и математики МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Нарьян - Мара»
Раздел I

Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта
Педагогический опыт «Развитие социальной активности обучающихся во внеурочной деятельности средствами школьного пресс-центра» формировался на базе МБОУ СОШ №4 г.Нарьян-Мара.

Исходным условием становления опыта послужил социальный заказ общества, который нашел отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте, ориентированном на становление личностных характеристик выпускника, в их числе активное и заинтересованное познание мира, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России, социальная активность, соизмерение своих поступков с нравственными ценностями и т.д.

Умение разбираться в проблемах современного общества, способность видеть и пытаться находить решение социальных проблем являются важными качествами современного человека. Социализация современных школьников проходит в условиях потери четких социальных ориентиров и норм. Несмотря на усилия семьи, образовательных учреждений, процесс социализации все чаще приобретает стихийный характер. На ребенка большое влияние оказывают группы сверстников с их различными субкультурами, средства массовой информации с беспорядочным потоком сообщений и Интернет со своей виртуальной реальностью. В таких условиях школьнику необходимо научиться фильтровать поступающую информацию, что позволит ему свободно ориентироваться в социальном мире. Таким фильтром может стать социальная активность.

Авторов опыта заинтересовала проблема развития социальной активности современных школьников через их внеурочную деятельность в школьном пресс-центре. Решение данной проблемы предполагает организованное включение обучающихся в разнообразные социальные связи и ситуации, позволяющие формирующейся личности накапливать опыт социального взаимодействия в обществе.

Первичная диагностика изучения общественной активности (анкета «Методика определения общественной активности учащихся» по методике Е.Н. Степанова) (Приложение 11), проведенная среди 20-и обучающихся 8-11-х классов в сентябре 2009 года, показала, что у 38% обучающихся высокий уровень активности, у 37% хороший уровень, у 20% - средний уровень, низкий уровень – у 5% старшеклассников.

Более 60% школьников заинтересованы в возможности получать информацию о школьной жизни, событиях, волнующих учащихся, в создании условий для реализации профессиональных интересов. В этой связи возникла необходимость в создании условий для развития социальной активности обучающихся, которые по собственному желанию решили во внеурочное время посещать занятия пресс-центра.




Актуальность опыта

Развитие социальной активности подростков становится важной проблемой современности, решающим фактором прогрессивного социального развития. Сегодня даже при самых благоприятных условиях жизни подрастающее поколение часто бывает инертным, не заинтересованным в самостоятельной деятельности, способным лишь усваивать сложившийся опыт, не прилагая усилий для преобразования окружающей действительности.

Это происходит потому, что, с одной стороны, в соответствии со своими возрастными особенностями, подростки стремятся быть значимыми, самовыразиться, выделиться, привлечь к себе внимание через общение, общественно-полезную деятельность. С другой стороны, они не могут достичь высокого уровня социальной активности взрослого человека, так как не обладают достаточным количеством жизненного опыта, и не владеют большинством видов и форм развития социальной активности, помогающих им адаптироваться к жизненным ситуациям. А некоторые, по разным причинам, боятся выделяться из общей массы. Возникшее противоречие показывает необходимость поиска способов и средств целенаправленной подготовки подростков к адаптации в сложную социальную среду.

Это обусловило выбор темы «Развитие социальной активности обучающихся во внеурочной деятельности средствами школьного пресс-центра». Следовательно, актуальность опыта заключается в том, что на современном этапе развития школы важно выполнять социальный заказ во внеурочной деятельности с учетом задач дополнительного образования, которые определяют тему опыта, связанную с социальным развитием активности личности ресурсами школьного пресс-центра в воспитательном компоненте. Работа над темой показала, что школьный пресс-центр как фактор социального воспитания способствует реализации основных функций развития личности в обществе.



Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для развития социальной активности обучающихся во внеурочной деятельности средствами школьного пресс-центра «Ветер перемен».

Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с 2009 по 2015 годы.



I этап - период становления опыта (аналитико-диагностический, констатирующий), сентябрь 2009 - июнь 2010 г.г.).

На первом этапе проведен теоретический анализ социально-педагогической литературы. Изучено современное состояние работы школьных пресс-центров образовательных учреждений. Выявлены тенденции и закономерности развития школьных пресс-центров и их использование в развитии социальной активности обучающихся во внеурочной деятельности. Подобраны диагностические материалы и осуществлена входящая диагностика обучающихся.



II этап – исследовательский, формирующий (сентябрь 2010 – июнь 2014 гг.). Конструирование и апробация системы развития социальной активности обучающихся средствами школьного пресс-центра. Период комплексного применения методов и приемов по развитию социальной активности обучающихся в процессе деятельности школьного пресс-центра «Ветер-перемен»; подготовки различных проектов.

III этап – аналитико-обобщающий, контрольный (сентябрь 2014-февраль 2015 гг.). Сформулированы основные выводы, обработаны и систематизированы результаты, определены пути популяризации опыта.

Диапазон опыта представлен системой работы педагогов, направленной на развитие социальной активности обучающихся во внеурочной деятельности средствами школьного пресс-центра «Ветер перемен».

Теоретическая база опыта

В основе педагогического опыта лежат идеи А. О. Вингурта (10), А.К. Симонова (11), В. В. Кихтана (15), А.В.Мудрика (17), Е.Н Степанова (27).

Основными понятиями в работе над опытом были определены «социальная активность», «внеурочная деятельность», «школьный пресс-центр».

Социальная активность – это такая деятельность обучающихся, в ходе которой они приобретают позитивный социальный и творческий опыт, получают навыки социальной компетентности и реального действия в обществе.

А.В.Петровский (21) определяет социальную активность как активную жизненную позицию человека, выражающуюся в его идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. В педагогической науке понятие социальной активности личности претерпело за последние годы изменения. Так, Н.В. Савин в свое время определял социальную активность как общественно-политическую активность, представляющую собой сложное морально-волевое качество, в котором органически сочетается интерес к общественной работе, ответственность при выполнении поручений, исполнительность и инициативность, требовательность к себе и товарищам, готовность помочь другим при выполнении общественных поручений, наличие организаторских умений. И.Ф.Харламов определяет развитие социальной активности учащегося как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках. Последнее определение социальной активности является более полным, соответствующим требованиям сегодняшнего времени.

Специалисты исследуют, как под воздействием внешних и внутренних факторов формируется активная позиция человека, как в процессе той или иной деятельности или изменения условий, возникает новый качественно иной уровень активности человека. А.В Мудрик(17) рассматривает активность личности как группу личностных качеств, обуславливающих внутреннюю потребность, тенденцию индивида к эффективному освоению внешней действительности, к самовыражению относительно внешнего мира, Е.Н.Степанов(27) изучал структуру и динамику познавательной активности личности, общепсихологические и возрастные аспекты интеллектуальной и творческой активности.

Один из ведущих исследователей в области социальной педагогики, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии МПГУ А.В.Мудрик (17), разработал методику социального воспитания в образовательных учреждениях. Его модель развития социальной активности обучающихся авторами опыта взята за основу в своей работе.

В рамках проведения опыта понятие «социальная активность» рассматривается в аспекте целеполагания и результата воспитания. Анализ сущности воспитания во внеурочной деятельности подвел авторов опыта к выводу о том, что целью современного воспитания является личность, обладающая социальной активностью. При этом социальная активность рассматривается как качество, интегрирующее различные характеристики личности, сформированные в процессе воспитания, как совокупность проявлений познавательной, коммуникативной, деятельностной, творческой активности.

Развитие социальной активности обучающихся реализуется в школе в тесном взаимодействии как в урочной (непосредственно образовательной), так и во внеурочной деятельности, которая является составной частью учебно-воспитательного процесса и формой организации свободного времени школьников.



Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся должен научиться принимать решения и действовать.

В условиях модернизации отечественного образования возросла значимость совершенствования воспитательного пространства школы, неотъемлемой частью которого является внеурочная деятельность как основа духовно-нравственного, гражданско-патриотического и художественно-эстетического воспитания.



Пресс-центр - это организация, которая создает оптимальные условия для информирования различных целевых групп о деятельности своего учреждения или организации, обеспечивая полноту и оперативность предоставляемой информации.

В нашем конкретном опыте школьный пресс-центр - организационная структура, созданная на базе образовательного учреждения не только для информирования участников образовательного процесса, но и для активизации гражданских инициатив, мобилизации ресурсов, решения социально-значимых проблем.

Школьный пресс-центр позволяет развивать информационно-нравственную компетентность учащихся, решать проблемы социализация молодёжи через социально-значимую деятельность. При этом учащиеся обучаются основам журналистики; проектируют и организуют работу пресс - центра; развиваются способности ответственно и критически анализировать действительность; повышается информированность о мероприятиях, проводимых в школе; формируются умения учащихся видеть, выражать свои мысли, ставить и решать социально-значимые проблемы. Пресс-центр сможет более эффективно выстраивать всю информационную политику образовательного учреждения, обеспечивать взаимодействие, взаимопомощь, организовывать обмен опытом, проводить мониторинги по различным вопросам деятельности образовательного учреждения среди учеников, родителей, педагогов.

По основной направленности данная модель является развивающей: построена на выявлении и развитии творческих способностей обучающихся, освоении ими методов и способов познания мира средствами издательской культуры и социально-адаптивной: создаются условия для самоопределения личности, происходит изменения в характере деятельности и стиле мышления, меняются взаимоотношения между учителем и учеником, взаимоотношения приобретает характер содружества, сотворчества, диалога. Обучение строится на основе наблюдения, поиска и освоения окружающей действительности. Это помогает школьникам построить целостную картину мира, позволяющую принимать решения в широком спектре жизненных ситуаций.

Новизна опыта заключается в создании системы работы; в выявлении и обосновании содержания, направления, видов социальной активности обучающихся; в разработке и экспериментальном обосновании модели процесса формирования профессионального самоопределения старшеклассников средствами школьного пресс-цетра во взаимодействии с социальными институтами; в обосновании факторов, влияющих на личность старшеклассника, стимулирующих процесс формирования социального самоопределения старшеклассников; в отборе и комбинировании различных форм и методов в целях развития социальной активности обучающихся во внеурочной деятельности средствами школьного пресс-центра.

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.

Подставленные материалы возможно использовать как в работе руководителями школьных пресс-центров, так и при организации деятельности кружков «Школьная газета», «Юный журналист» педагогами дополнительного образования.



Раздел II

Технология описания опыта

Одним из условий развития социальной активности обучающихся является общественная значимость деятельности школьного пресс-центра «Ветер перемен»



Цель: развитие социальной активности обучающихся средствами школьного пресс-центра.

Для реализации цели необходимо решение следующих задач:

1.Изучить и систематизировать теоретический материал по теме.

2.Разработать и внедрить в педагогическую практику занятий в пресс-центре систему заданий и различных форм организации внеурочной деятельности, способствующих развитию социальной активности обучающихся.

3.Повысить мотивацию для самореализации школьников.

4.Подобрать диагностические материалы, позволяющие определять уровень развития социальной активности обучающихся во внеурочной деятельности средствами школьного пресс-центра.



Содержание внеурочной деятельности и средства достижения цели

В качестве ориентира был выбран образ выпускника школы, которому присущи гуманистическое отношение к окружающему миру, приоритет социокультурных ценностей, образованность, высокий культурный уровень, креативность, владение навыками самообразования, физическое и нравственное здоровье.

Эти качества личности могут сформироваться только благодаря усилению практической направленности процесса обучения и воспитания, включению в него ситуаций применения приобретенных знаний и умений в конкретных жизненных условиях. Решению этой задачи служит развитие социальной активности обучающихся во внеурочной деятельности.

Работа школьного пресс-центра как составная часть внеурочной деятельности обучающихся в условиях образовательного учреждения способствует приобретению ими социальных навыков: возможность изучать современный социум, найти для себя различные способы выстраивания делового общения; научиться нести ответственность за выбранное дело и доводить задуманное до реализации; учиться работать с информацией; учиться проектировать свою деятельность.

Авторами опыта разработана нормативно-правовая обеспеченность: положение о школьном пресс-центре, программа работы школьного пресс-центра «Ветер перемен». (Приложение 1).

Деятельность пресс-центра строится по нескольким направлениям:



  • освоение и усвоение – изучение основ деятельности пресс-центра, механизма работы всех его членов, технического процесса подготовки материала, разработки макета издания и выпуск номера. Итог: осознание механизма работы пресс-центра, приобретение и накопление знаний по исполнению различных социальных ролей;

  • накопление – выявление противоречий в повседневной жизни, осмысление собственной позиции, соотнесение ее с общественным мнением. Итог: осознание своего «Я», накопление знаний о способах самовыражения;

  • моделирование – обсуждение выявленных проблемных ситуаций, анализ их с точки зрения актуальности, ранжирование по степени значимости, поиск информации, сюжета, героев статей. Итог: осознание своих способностей и возможностей для выявления противоречий и проблем, моделирование способов разрешения личностных и общественных проблем, актуализация собственного потенциала для их разрешения;

  • исполнение – выбор определенной роли (редактор, корреспондент, верстальщик, корректор и др.). Итог: осознание своих возможностей по освоению определенной социальной роли, актуализация своих возможностей.

Пресс – центр организует свою работу на основе самоуправления.

Главное дело пресс-центра выпуск школьной газеты «Формат А4». (Приложение 2)

Пресс-центр кроме газеты выпускает разнообразную печатную продукцию: листовки, бюллетени, календари, объявления, плакаты, флаеры, буклеты, брошюры, визитки, в соответствии со школьными задачами. Заказчиками являются социальные партнеры, администрация школы. (Приложение 3)

Основным методом работы является метод проектов.



Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать творческий процесс, дает возможность обучающемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности. В проектной работе школьники включаются в организуемую педагогом поисковую учебно-познавательную деятельность.

Проект - это пять «П»: проблема, проектирование, поиск информации, продукт, презентация. Этот творческий процесс обязательно предполагает работу школьников в команде, что способствует формированию чувства ответственности каждого за общий успешный результат. Работа осуществляется на основе системно-деятельностного подхода в воспитании подрастающего поколения.

За последние годы были реализованы проекты социальной направленности: журнал, посвящённый 65-летию Победы в Великой Отечественной войне (Приложение 4), журнал о воспитательной работе школы (приложение 5), журнал, посвящённый 70-летию МБОУ «СОШ №4 г. Нарьян-Мара». (Приложение 6)

Кроме того, пресс-центр ведёт школьный сайт, на котором можно найти интересную информацию об истории и традициях, новости для учащихся и родителей. (Приложение 7)

Сегодня пресс-центр имеет следующую структуру:

• Редакционный отдел: главный редактор, редакторы, корреспонденты

• Фотоцентр: фотограф, оператор, художники

• Издательский отдел: верстальщик, тиражист, распространитель

• Центр изучения общественного мнения: социолог, психолог, аналитик.

Эффективность использования школьного пресс-центра в развитии социальной активности обучающихся старшего возраста во многом определяется разнообразием форм и методов организации внеурочной деятельности школьников которые формируют следующие ключевые компетенции:



  • Социальные (способность брать на себя ответственность, способность к партнерским отношениям, умение вести диалог, находить компромиссы).

  • Информационные (владение ИКТ, поиск и анализ информации, практическое применение современных технологий, критичное восприятие информации).

  • Коммуникативные (умение работать в команде, коммуникабельность, знание способов взаимодействия с другими людьми, терпимость к чужому мнению, готовность к сотрудничеству, владение различными социальными ролями в коллективе).

  • Учебно-познавательные (способность к обучению самообучению, высокий уровень информационной культуры, умение добывать знания непосредственно из реальности приёмы действий в нестандартной ситуации).

  • Общекультурные (развиваются навыки письменной и устной речи, расширяется круг вопросов, по которым ученик хорошо осведомлен).

Пресс-центр в современной школе представляет собой такую интегрированную информационно-педагогическую среду, где становятся возможными новые формы в организации познавательной и коммуникативной деятельности обучающихся.

Авторами опыта ведется постоянный поиск методических приемов и форм, новейших подходов к внеурочной работе для приобщения подростков к нормам и правилам общественной жизни. (Приложение 8)

Изначально работа пресс-центра отталкивалась от потребности информационного освещения жизни школы. В пресс-центр пришли увлеченные этой идеей, инициативные ребята, с неутомимой жаждой действия. Учащиеся с разным уровнем подготовки, разного возраста (8-11 классы), но с потребностью в самореализации, с желанием попробовать свои силы, сделать что-то значимое, испытать себя.

Каждому педагогу-практику хорошо известно, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим. Мы стараемся найти каждому именно такое задание, интересное, захватывающее, которое будет под силу.

Перед ребенком ставятся задачи под его желания. Ученик сам выбирает, в какой роли он хочет себя попробовать: редактора, дизайнера, фотографа, журналиста, менеджера номера, психолога, социолога, верстальщика. По мере выявления возможностей ребенка в деятельности происходит обучение, постановка новых задач, новых профессиональных ролей.

Проходит некоторый этап адаптации, и постепенно, попробовав себя в разных видах деятельности, каждый ученик осваивает более глубоко наиболее интересное ему направление работы. Приходит признание в среде сверстников. Повышается самооценка, мотивируется дальнейшее развитие и обучение.

Обучение через деятельность приводит ребят к пониманию практической значимости приобретаемых знаний, повышает мотивацию учения. В процессе работы возникает осознанная необходимость и потребность учиться. Совсем с другим отношением выпускники идут на уроки русского языка, литературы, информатики. У них появляется свой социальный заказ. Они уже поняли, где и как можно применять знания, полученные на различных школьных уроках. И, наоборот, знания, приобретенные в рамках работы в пресс-центре, оказываются полезными. Например, на ЕГЭ сталкиваются с необходимостью писать рассуждение на публицистическую тему, с потребностью аргументировать свою позицию. Знания основ журналистики здесь пригодятся.

Смоделированные элементы журналистской и издательской деятельности позволяют актуализировать ранее полученные знания, умения и навыки, мотивировать дальнейшее обучение, через деятельность в реальной ситуации. Практико-ориентированная деятельность позволяет оценить собственные возможности, уровень интереса к профессии.

Начали работать - почувствовали дефицит знаний. Возникла необходимость их получать. Учитель информатики, ведет практико-обучающие семинары по компьютерной графике, «Компьютер в издательском деле» (Приложение 9), «Дизайн в полиграфии». Также в школе даются начальные профессиональные знания по специальностям «Основы психологии», «Основы журналистики». Социальный партнер компьютерная фирма «ТАРАСОФТ» помогает в техническом обслуживании оборудования.

Совместно с психологом проводятся тренинги по развитию навыков коммуникации, развитию лидерских качеств, умению предотвращать конфликты, развивать свою самооценку и др. направления развития человеческой личности.

В процессе деятельности возникает потребность в самообразовании. На каждом новом витке возникает необходимость в новых знаниях. Организуются семинары, мастер-классы.

В пресс-центре интересно и авторам опыта и ребятам. У них постоянно возникает необходимость учиться, и ребята вовлекаются в процесс «добывания» новых знаний. В пресс-центре работает несколько редакций сменного состава. Новички наблюдают за работой старших, затем включаются в активную деятельность, параллельно изучая основы журналистского дела, а уже в 8-11 классе способны взять интервью, написать статью, подобрать материал, провести опрос, оформить номер, работать с мини типографией. Далеко не все, прошедшие через работу в пресс-центре, выбирают в будущем профессию журналиста, но приобретенные умения становятся социально-значимыми для каждого учащегося.

Работа в пресс-центре «Ветер перемен» позволяет школьникам за короткий срок осознать свои возможности, что придает им уверенность и свободу выбора будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1.К 2015 году автором опыта создана система работы по развитию социальной активности обучающихся во внеурочной деятельности средствами школьного пресс-центра.

2.Осуществляется систематическое выявление одаренных детей, склонных к творческой и социальной активности.

3.Разработана программа работы школьного пресс-центра «Ветер перемен».

4.Наметился рост интереса обучающихся к работе в школьном пресс-центре.



Раздел III

Результативность опыта

Целенаправленная работа по развитию социальной активности обучающихся во внеурочной деятельности средствами школьного пресс-центра при помощи описанных выше приемов и методов привела к определенным успехам. В процессе формирующего эксперимента (ФЭ) социальная практика обогатила опыт обучающихся, способствовала приобретению и закреплению социальных и творческих навыков. Ученики попробовали себя в разной деятельности: за 5 лет подготовлено 45 газет «Формат А4», 5 периодических журналов, буклеты, сборники. В поисковой, творческой, проектной деятельности было занято более 40 человек.

Результативность включает в себя повышение интереса к издательскому делу, улучшение качества выполнения проектных, творческих работ, рост числа учеников, участвующих в социальной и творческой практике средствами школьного пресс-центра. В течение пяти лет проводился ряд диагностических исследований, в которых принимали участие активисты пресс-центра.

Показатели исследования и методики, используемые для измерения, представлены в таблице.



Наименование показателя

Используемая методика

Мотивация к работе в школьном пресс-центре

Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (позволяет оценить уровень сформированности у учащегося компетентности деятельности)

(Л. В. Байбородова, Приложение 10)


Повышение уровня социальной активности школьника

Методика определения общественной активности учащихся (Е.Н. Степанов, Приложение 11)

Методика для изучения социализированности личности учащегося (М. И. Рожков, Приложение 12)




Анализ участия учащихся в мероприятиях различного уровня


Сводная таблица

Анализ участия пресс-центра в мероприятиях различного уровня


Сводная таблица

Анализ результатов профессионального самоопределения учащихся

Сводная таблица

Результативность опыта отслеживается ежегодно на протяжении всех лет формирующего эксперимента. С целью контроля реализации опыта и его эффективности был организован мониторинг эффективности внедрения опыта, который проводился 2 раза в год (сентябрь, май).

Основные результаты опыта оценивались в рамках мониторинговых процедур. Для диагностики внеурочной деятельности использовались следующие формы работы: листы наблюдений, анкеты, контрольные вопросы, тесты, моделирование воспитательных ситуаций, анкетирование, интервью, сочинения, групповые и индивидуальные собеседования, анализ значимых ситуаций, метод оценок и самооценок.

Важным фактором является выявление мотивов участия школьников в деятельности школьного пресс-центра, проводимой по методике Л. В. Байбородова (Приложение 10).


Каталог: images -> doc -> aktualnyj-pedagogicheskij-opyt
aktualnyj-pedagogicheskij-opyt -> Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»
aktualnyj-pedagogicheskij-opyt -> Информация об опыте 2
aktualnyj-pedagogicheskij-opyt -> Здоровьеформирующий подход как средство формирования культуры здорового образа жизни учащихся 5-9 классов в процессе обучения
aktualnyj-pedagogicheskij-opyt -> Тема опыта
aktualnyj-pedagogicheskij-opyt -> Тема опыта: «Формирование у обучающихся навыков здорового образа жизни посредством активно направленной комплексной профилактической работы»
aktualnyj-pedagogicheskij-opyt -> Тема опыта: «Повышение уровня мотивации обучающихся на уроках истории и во внеклассной работе через организацию исследовательской деятельности на основе краеведческого материала»
aktualnyj-pedagogicheskij-opyt -> Информация об опыте
aktualnyj-pedagogicheskij-opyt -> Тема опыта: «Формирование связной речи старших дошкольников с онр посредством мнемотехники»
aktualnyj-pedagogicheskij-opyt -> «Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством проведения билингвальных уроков»
aktualnyj-pedagogicheskij-opyt -> Учреждения спо тема опыта


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница