Тема опыта



страница1/6
Дата15.02.2016
Размер0.97 Mb.
  1   2   3   4   5   6


Управление образовательными системами
Тема опыта: «Создание единого образовательного пространства в процессе организации разнообразных форм взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетентности родителей»

Авторы опыта: Михайлова Марина Владимировна, заведующий, Костякова Наталья Алексеевна, воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 2 «Сказка» посёлка Троицкий Губкинского района Белгородской области.

Рецензенты:

Серых Л.В., заведующий кафедрой дошкольного и начального образования ОГАОУ ДПО БелИРО, доцент, кандидат педагогических наук.

Расторгуева Т.Н., старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ОГАОУ ДПО БелИРО.



  1. Информация об опыте



Условия возникновения, становления опыта

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 2 «Сказка» расположено по адресу: Белгородская область, Губкинский район, п.Троицкий, ул.Парковая, д.12.

Фактически детский сад посещают 176 детей. В учреждении функционируют 8 групп, из них: 7 групп общеразвивающего вида (2 группы для детей раннего возраста, 5 групп - для детей дошкольного возраста), 1 группа – компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

В ДОУ создана хорошая материально-техническая база: имеется изостудия, кабинет учителя-логопеда, кабинет английского языка, экологическая комната, музыкальный зал, физкультурный зал, медицинский кабинет.

Заключены договора о совместной работе с учреждениями социума: детской библиотекой, школой искусств, Троицкой общеобразовательной школой, Домом Культуры.

Работа с детьми осуществляется по Примерной основной общеобразовательной программе «Детство» под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.


Одним из приоритетных направлений детского сада является работа с семьёй.

С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательного учреждения.


Сегодня в обществе происходит становление новой системы дошкольного образования  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.  № 1155 (зарегистрирован Минюстом РФ    14 ноября 2013 г. № 0384) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта»

ФГОС является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей ребёнка.

 Началом работы в данном направлении послужил анализ организуемой работы с родителями. В дошкольном учреждении в том или ином виде осуществляется деятельность по установлению и укреплению взаимодействия в системе «детский сад – семья»: используются традиционные и нетрадиционные формы работы, различные виды наглядной агитации, разнообразные культурно-досуговые мероприятия.

Однако, предварительный мониторинг уровня педагогической компетентности родителей (с использованием анкет, разработанных О.Зверевой), а также степени их включённости в жизнь детского сада, проведённый авторами опыта в группе, показал, что 90% родителей осознают важность взаимодействия ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей, однако, считают, что ведущая роль в развитии ребёнка принадлежит детскому саду. Всего лишь 13,5% родителей являются активными участниками сотрудничества с педагогами, 19%- исполнителями, остальные являются лишь сторонними наблюдателями. Это обусловлено тем, что 60% родителей - это родители в возрасте до 30 лет, которые считают, что у них не хватает знаний для воспитания и развития детей; 27 % родителей не имеют времени на посещение детского сада.

Выяснено, что 100% родителей хотели бы повысить уровень педагогических знаний по различным направлениям развития, воспитания и обучения детей. На основании данных предварительного мониторинга был сделан вывод: в обследуемой группе со средним уровнем педагогической культуры - 27% родителей, с низким уровнем - 73%.

Таким образом, данные предварительного мониторинга привели авторов опыта к мысли об организации разнообразных форм педагогического просвещения родителей с целью вовлечения родительской общественности в жизнь детского сада. Педагоги считают, что достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии детского сада и семьи.



Актуальность опыта

Актуальность опыта состоит в том, что детский сад - первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада.  

Современные общеобразовательные программы дошкольных учреждений строятся на основе федеральных государственных образовательных стандартов. Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства (ЕОП), подразумевающего взаимодействие, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Важнейшим признаком ЕОП и, одновременно условием его создания, служат определение и принятие участниками педагогического процесса общих целей и задач воспитания дошкольников, которые формируются в единой программе воспитания, обучения и развития детей.

Однако, в процессе создания такого образовательного пространства, при котором организуется тесное взаимодействие ДОУ с родителями, у педагогов наблюдается недостаточность знаний специфики семейного воспитания. Воспитатели испытывают трудности при анализе уровня педагогической компетентности родителей и особенностей воспитания детей, используют традиционные и не интересные формы совместной работы с детьми и родителями.

Таким образом, возникают противоречия:

- между желаниями и потребностями родителей в повышении педагогической компетентности и организацией работы в ДОУ педагогами;

- между едиными требованиями, предъявляемыми к ребенку дома и в детском саду.

Осознавая актуальность данной проблемы, авторы опыта уделили особое внимание работе по повышению уровня педагогической компетентности родителей в процессе организации разнообразных форм взаимодействия с семьей.

Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании оптимальных условий для благоприятного микроклимата взаимодействия с родителями с целью повышения уровня их педагогической компетентности, вовлечения их в жизнь ДОУ, а также реализации единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федерального государственного образовательного стандарта.



Длительность работы над опытом :

Длительность работы над опытом составляет 5 лет: с сентября 2009 года, с момента набора новой группы детей, и по май 2014 года, до выпуска детей из подготовительной группы. Работа велась поэтапно:

- первоначальный мониторинг уровня педагогической компетентности родителей и степени их включенности в воспитательно-образовательный процесс группы;

- организация целенаправленной работы по повышению уровня педагогической компетентности родителей дошкольников в процессе организации разнообразных форм взаимодействия с семьей;

- анализ проведённой работы, оценка уровня педагогической компетентности и степени включенности родителей в воспитательно-образовательный процесс ДОУ в целом, и группы в частности.

Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен комплексом традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия с родителями в условиях новой системы дошкольного образования, направленного на создание единого образовательного пространства.



Теоретическая база опыта

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание [11]. Одни великие педагоги (Я.А. Коменский, И.Г.Песталоцци, П. Ф. Лесгафт, К.Д.Ушинский, Е. Н. Водовозова) склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям (Роберт Оуэн, А.С.Макаренко, В. А. Сухомлинский).

Однако, уже в 70-е годы двадцатого века исследователи и практики в области дошкольной педагогики пришли к выводу, что ни одна из проблем развития и воспитания детей раннего и дошкольного возраста них не может быть успешно решена детским садом без взаимодействия с семьей. Об этом свидетельствуют исследования Е. И. Тихеевой, Е. А. Аркина, Л. И. Красногорской, Д. В. Менджерицкой, Е. И. Радиной, А. В. Суровцевой, Е. А. Флериной, Н. В. Шелгунова и др.[8].

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова " взаимодействие " объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка. [16]

В 90-х годах, в соответствии с "Концепцией дошкольного воспитания" (1989) начали разрабатываться новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем - детского сада и семьи, сообществе семьи и детского сада (Л. М. Кларина). Сущность данного подхода состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей [11].

В.А. Березина рассматривает единое образовательное пространство как систему предоставления личности различных условий для самовоспитания, саморазвития и обучения.

Исследуя проблему педагогического всеобуча, О. Л. Зверева выявила, что он проводился далеко не во всех детских садах из-за недостаточной подготовленности педагогов к работе с родителями. Практическими работниками использовались разнообразные ее формы: групповые и общие родительские собрания, оформление стендов для родителей, папок-передвижек и т.д. Воспитатели отмечали тот факт, что родителям хочется получить, прежде всего, конкретные знания именно о своем ребенке [10].

Педагоги Зверева О. Л. и Кротова Т. В. считают, что в работе педагога с родителями ДОУ очень важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады или лекции. Важно активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях, распространять положительный опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование семейным традициям и т. д. [9]

Л. М. Клариной разработан целый комплекс становления и развития содержательных и организационных направлений сообщества детского сада и семьи (дети, родители, профессионалы), например, создание в детском саду методического кабинета, оснащенного психолого-педагогической литературой для родителей, совместное обсуждение с ними прочитанного с целью возможного использования приобретенных таким образом знаний в условиях детского сада, открытие на этой основе дискуссионного клуба профессионалов и родителей, библиотеки детской литературы, которая может быть использована как в детском саду, так и в семье, организация спортивной секции для детей и родителей, разнообразных клубов по интересам и др.

В настоящее время происходит становление новой системы дошкольного образования, где основными принципами являются сотрудничество учреждения с семьёй; приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. [2]

Федеральный государственный образовательный стандарт направлен на решение следующих задач:



  • объединения обучения и воспитания в целостный образовательный

процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и

принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,

общества;


  • обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. [2; 1.6]

Одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагает взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи [2; 3.2.5]. Дошкольное учреждение должно создавать возможности для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы [2; 3.2.8]

Важным принципом технологии реализации программы «Детство» является совместное с родителями воспитание и развитие дошкольников, вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО. При этом сам воспитатель определяет, какие задачи он сможет более эффективно решить при взаимодействии с семьей, как поддерживать с родителями деловые и личные контакты, вовлекать их в процесс совместного воспитания дошкольников [5, 209]

Обучение родителей - это деятельность общественных структур и институтов с целью формирования у родителей знаний, умений по воспитанию своих детей в семье; шире сказать, по формированию педагогической культуры населения [3]. Цель педагогического просвещения родителей заключается в вооружении отцов и матерей определенным запасом знаний, оказании им помощи в организации самообразования, формировании воспитательных навыков и умений.

Т.А. Куликова даёт определение педагогической компетентности. «Это способность понять потребности детей и обеспечить возможность удовлетворять их, сделать ребенка счастливым, умение видеть какие-то вещи с точки зрения перспективы развития ребенка» [15, 26].

Л.Свирской доказано, что отсутствие у родителей знаний приводит к тому, что воспитание в семье осуществляется вслепую, что рано или поздно обязательно сказывается и на развитии ребёнка, и на уровне его воспитанности [19].

Опираясь на данные исследования, авторы опыта предположили, что повышение педагогической компетентности родителей возможно только при тесном сотрудничестве родителей и педагога, в процессе организации разнообразных форм взаимодействия с семьёй, как традиционных, так и нетрадиционных.



Новизна опыта

В создании системы применения разнообразных форм работы с родителями, направленной на формирование единого образовательного пространства в новых условиях. Разработана и апробирована модель по повышению педагогической компетентности родителей, вовлечение их в жизнь детского сада.



Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Используемые разнообразные формы работы с родителями можно применять не только в дошкольных, но и общеобразовательных учреждениях




  1. Технология опыта

Цель данного педагогического опыта: повышение уровня педагогической компетентности родителей, вовлечение их в жизнь детского сада посредством применения разнообразных форм взаимодействия.

Задачи работы:

- изучение семьи с целью выяснения ее возможностей по воспитанию своих детей;

- осуществление выбора эффективных форм взаимодействия педагога и родителей, способствующих повышению педагогических знаний, педагогической культуры взаимоотношений, повышению практических умений родителей в воспитании детей;

- разработка и апробация модели по повышению педагогической грамотности родителей, вовлечение их в жизнь детского сада;

- обеспечение пространства для личностного роста участников объединения, создание особой творческой атмосферы.

Взаимоотношения с родителями авторы опыта выстраивали поэтапно:



  • Первый этап - “Давайте познакомимся! ”

Родители знакомятся с детским садом, с образовательными программами, с педагогическим коллективом, раскрываются возможности совместной работы.

  • Второй этап – “Давайте подружимся! ”. На этом этапе родителям предлагаются активные формы взаимодействия: тренинги, “круглые столы”, игровые семинары, деловые игры и т.д.

  • На третьем этапе - “Давайте узнавать вместе”, говорим о функционировании родительско – педагогического сообщества, направляющего свою деятельность на развитие ребенка (исследовательская, проектная деятельность, совместные мероприятия)

С целью организации совместной работы с родителями был составлен план работы.

Для более эффективной деятельности по взаимодействию с родителями авторы опыта предлагают следующие направления:

Направление № 1.Информационно – аналитическое

Направление № 2. Наглядно-информационное  

Направление № 3. Познавательное

Направление № 4. Досуговая деятельность

Направление № 5. Проектно-исследовательская деятельность

На первом этапе - «Давайте познакомимся!» педагоги уделяют внимание следующим направлениям: информационно – аналитическому и наглядно-информационному.  

Направление № 1.Информационно – аналитическое.

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребёнка работа с родителями начинается с анкетирования. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно – ориентированного подхода к ребёнку в условиях дошкольного учреждения, повышения эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.

Так, был проведен анализ социального статуса семей воспитанников, ориентиров семейных ценностей, уровня педагогической грамотности родителей (Приложение № 2). В ходе предварительного мониторинга выяснилось, что: 15% семей являются не полными, в них дети живут без отцов. Большую группу родителей составляют рабочие - 40,5%. 13,5% родителей являются работниками коммерческих организаций, 8% - инженеры. Работники бюджетных организаций (врачи, учителя) составляют 16%. Большая группа родителей, в основном матерей, не работают - 22% . Образовательный уровень родителей: среднее -13,5%, среднее техническое - 43,5%, среднее педагогическое - 8%, неполное высшее -8%; высшее - 27% . 30% родителей- это родители в возрасте до 30 лет

В результате анализа семейных ценностей выяснилось, что самой первой ценностью 40 % обследуемых считают здоровье, 20% - материальный достаток, 15% выделили самым важным ум, 10% - послушание, 10% выбрали умение находить выход в любой ситуации, 5% - самостоятельность.

Примечательно, что ни кем из опрошенных не были выбраны такие качества как ответственность, умение подчиняться, верность, доброта, образованность.

15% опрошенных получают педагогические знания из средств массовой информации, 30% читают педагогическую литературу, 55% семей получают педагогические знания из жизненного опыта: как воспитывали их, как воспитывают других. 35% семей ответили, что знания не помогают в решении проблем воспитания.

Выяснено, что родители сталкиваются со следующими трудностями в воспитании: с непослушанием ребенка - 40% семей, не поддерживают другие члены семьи - 20%, испытывают недостаток педагогических знаний 25% семей, ребенок неусидчив, невнимателен - 15%. Следует отметить, что никто из родителей не ответил, что трудностей в воспитании нет.

Для воспитания ребенка 15% обследуемых используют метод порицания, 50% семей - наказания, поощрение используют 20%, а запрещение - 15% семей. В качестве поощрения родители чаще используют словесную похвалу 40% семей, подарки 35% семей, ласки 25% семей. Наиболее действенными видами наказания родители считают: физическое наказание 25% семей, словесную угрозу 35% семей, лишение развлечения 20% семьи, проявление родителями обиды 20% семьи.

Для улучшения воспитания ребенка в семье 25% опрошенных считают необходимость регулярных встреч со специалистами в ДОУ, 20% освобождение женщины от работы и 15% увеличение тиража педагогических журналов, 25% введение консультационных пунктов для родителей. 15% родителей не считают нужным улучшать воспитание в семье.

Полученные данные позволяют сделать вывод: в обследуемой группе 10 человек со средним уровнем педагогической культуры - 27%, 27 человек - с низким уровнем -73%, высокий уровень в обследуемой группе отсутствует.

Полученные данные важны для создания адекватной картины семейного воспитания, и для проведения дифференцированного общения с родителями. Кроме того, полученные данные позволили объединить семьи в группы по типу, и определить значимые вехи в работе.

Первая группа - это родители, очень занятые на работе, которым детский сад просто жизненно необходим. Но, несмотря на это, они ждут от детского сада не только хорошего присмотра и ухода за ребенком, но и полноценного развития, оздоровления, обучения и воспитания, организации интересного досуга. Эта родительская группа вряд ли сможет в силу занятости активно посещать консультации, семинары, тренинги. Но при правильной организации взаимодействия они с удовольствием дома изготовят вместе с ребенком семейную работу на конкурс, подберут фотографии на выставку, в удобное для них время примут участие в заранее объявленных мероприятиях, например в веселых стартах или субботнике.

Вторая группа - это родители с удобным рабочим графиком, неработающими бабушками и дедушками. Дети из таких семей могли бы не посещать детский сад, но родители не хотят лишать ребенка полноценного общения, игр со сверстниками, развития и обучения. Задача педагогов – не допустить, чтобы эта родительская группа осталась на позиции пассивного наблюдателя, активизировать их педагогические умения, вовлечь в работу детского сада.

Третья группа - это семьи с неработающими мамами. Эти родители тоже ждут от детского сада интересного общения со сверстниками, получения навыков поведения в коллективе, соблюдения правильного режима дня, обучения и развития. Задача воспитателя - выделить из этой родительской группы энергичных мам, которые станут членами родительских комитетов и активными помощниками воспитателей. На эту родительскую группу воспитателю необходимо опираться в подготовке родительских собраний, проведении праздников, конкурсов, выставок и т.п.



Направление № 2. Наглядно-информационное  включает в себя:

Использование электронных ресурсов

Большую помощь в работе с родителями оказывает создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы. Особенно важно такое общение с родителями детей находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе деятельности детского сада. Такой вид общения может стать для родителей источником информации образовательного характера.



Оформление родительских уголков.

Особое место в пропаганде педагогических знаний занимает организация уголков для родителей. Творческое использование этой формы работы позволяет широко знакомить родителей с вопросами воспитания детей. Для того, чтобы она была действенной, помогала активизировать родителей автор опыта использует рубрики: «Организация непосредственно образовательной деятельности с детьми», «Час за часом», «Наше творчество», «Всезнайки», «Живём поживаем», «Минутка за минуткой».

  В работе с родителями можно использовать такую динамичную форму педагогической пропаганды, как папки-передвижки. Они помогают и при индивидуальном подходе в работе с семьей. Темы папок могут быть разнообразными: от материала, касающегося трудового воспитания в семье, материала по эстетическому воспитанию до материала по воспитанию детей в неполной семье (Приложение № 13).

Фотомонтажы, фотовыставки, вернисажи:  «Из жизни группы», «Мы – друзья природы», «В кругу семьи», «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья» и т.д.

Как показывает практика, родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес использует автор опыта при организации выставок фотографий, поделок, рисунков.

Совместная творческая деятельность включает в себя организацию творческих выставок по результатам совместной работы родителей и детей (тематические выставки, выставки, приуроченные к праздникам).

Выпуск газеты- и родителям, и детям очень нравится газета, выпускаемая в группе (Приложение № 14). На страницах такой газеты родители знакомятся с жизнью группы, правилами воспитания и обучения детей, работой по реализации образовательных областей, организацией деятельности с детьми в группе и детском саду.
На втором этапе“Давайте подружимся! ” авторы опыта уделяют внимание следующему направлению:



Направление № 3. познавательное
Задачи воспитания детей от 1,5 до 2 лет
Сенсомоторное развитие ребенка

Каталог: wp-content -> uploads -> 2014
2014 -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика
2014 -> Образовательная программа повышения квалификации «технология развития информационно-интеллектуальной компетентности»
2014 -> Литература 2013 г. 1 Ю 2 с 44 Скороходов, С. Н
2014 -> Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике
2014 -> Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №504 на 2014 – 2015 учебный год
2014 -> Закон «Об образовании»
2014 -> Концепция развития открытой электронной образовательной среды


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница