Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»



страница1/3
Дата10.02.2016
Размер0.89 Mb.
  1   2   3

Канева Татьяна Петровна


Тема опыта: «Реализация системно-деятельностного подхода в обучении географии как средства развития личности»

Автор опыта: Канева Татьяна Петровна, учитель географии МБОУ «СОШ № 5 г. Нарьян-Мара»

«Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями мысли, а не памятью» Л.Н.Толстой
Раздел I. Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта

Средняя общеобразовательная школа является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением. Образовательный процесс в МБОУ СОШ № 5 осуществляется в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования (начального, основного и среднего). Школа расположена в отдалённом от центра микрорайоне Качгорт, но вблизи природных объектов: курьи Лесозаводская и Качгортинская, что определяет возможность проводить уроки на природе, используя данное преимущество, построена в 2000 году. В настоящее время оснащена новым оборудованием и компьютерной техникой. Имеются два компьютерных класса. Многие кабинеты оборудованы мультимедийными комплексами, состоящими из компьютера, проектора, большого экрана, звуковых колонок. В кабинетах функционируют интерактивные доски. Обеспечен доступ во всемирную сеть интернет, что немаловажно, т.к. многие обучающиеся школы из малообеспеченных семей.

Не секрет, что интерес школьников к учению в последнее время падает. Будем помнить, что ученик включается в любую деятельность, когда это нужно именно ему, когда у него имеется определенный мотив для ее выполнения. Возникновение опыта связано с возрастанием необходимости поиска эффективных технологий, которые были бы адекватны целям модернизации образования и решали задачу создания условий для личностного и профессионального самоопределения школьников.

Формирование опыта происходило в процессе работы с учащимися 5- 11 классов при проведении учебных исследований во время экскурсий и практических работ на уроках географии и во внеклассной деятельности. Индивидуальные, познавательные и творческие потребности школьников реализуются через проектно-исследовательскую деятельность, которая направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений и является одним из методов развивающего обучения.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики (анкетирования) по определению исходного уровня самореализации в учебно-познавательной деятельности. По результатам диагностики:

- высокий уровень самореализации выявлен у 13% обучающихся;

-средний уровень – у 70%;

- низкий уровень - у 17%.

Также определялось отношение к предмету, желание учащихся самостоятельно добывать знания, использование дополнительных источников.

Как показали результаты исследований, на вопрос «Интересует ли предмет «география»? » из 134 опрошенных дали положительный ответ 125, что составляет 91%. Это показатель того, что в основном учащиеся интересуются предметом, значит необходимо развивать этот интерес через какие-то новые формы работы. «Занимаются предметом лишь иногда» около 40% опрошенных. «Читают дополнительную литературу постоянно» только 10%. Поэтому возникают проблемы, как вызвать и усилить у школьника собственные полезные мотивы деятельности, с целью обеспечения эффективности учебно-образовательного процесса в целом и заинтересованности в географических знаниях в частности.

В результате диагностики мотивации к изучению географии (анкета «Методика изучения мотивации обучения старших подростков» М.Р. Гинзбург)[5] установлено, что в 2008 году высокий уровень мотивации обучающихся составлял 42%, средний уровень - 38%, низкий -20 %.

Появилась необходимость в создании условий для повышения уровня самореализации учащихся на уроках географии, а также во внеурочной деятельности. Другим фактором становления данного опыта является попытка решения проблемы обновления методов, средств и форм организации обучения, которая тесно связана с разработкой и внедрением в учебный процесс, внеклассную работу и внеурочную деятельность новых педагогических технологий.



Актуальность опыта

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса. Повышение качества знаний школьников и стимулирование их интереса к учению – важные задачи совершенствования процесса обучения, а в связи со стандартизацией образования они приобретают особую актуальность. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий, которые являются основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися УУД создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. В настоящий момент современный образовательный процесс всё более связан с системно-деятельностным подходом к освоению новых знаний, развитию у детей творческих способностей. Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия – к мысли. Это диктует необходимость работы с информацией, самостоятельно реализуемой ими в виде творческой образовательной продукции, что предполагает поиск новых форм и методов обучения. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий и исследовательской деятельности в обучении. Актуальность опыта заключается в разрешении противоречий, которые были обнаружены в ходе педагогической деятельности:

-между снижением мотивации к учебной деятельности и возросшими требованиями к уровню подготовки выпускников;

- между интересом к предмету география и непониманием возможности их практического применения в дальнейшей деятельности и в повседневной жизни;

-между стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно-познавательную деятельность;

-между снижением интереса к учебным предметам, науке и социальным заказом общества на всесторонне развитую личность.

Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету? Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в исследовательскую работу, способствующую развитию удовлетворенности собой и своим результатом, обеспечивающую переживание осмысленности, значимости происходящего, являющуюся основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. В настоящее время данная проблема приобретает приоритетное значение, как для системы образования, так и для развития общества в целом.

Ведущая педагогическая идея опыта - создание необходимых условий для развития исследовательских способностей учащихся в преподавании географии посредством использования технологии организации проектно-исследовательской деятельности, которая позволяет учащимся получить возможность самореализоваться в учебно-познавательной деятельности.

Ведущая педагогическая идея опыта: показать, что использование метода проектно-исследовательской деятельности на уроках географии и во внеурочной работе способствует формированию личностного самоопределения школьников.

Задачи:



  • Изучить и проанализировать исследования отечественных и зарубежных педагогов по проектной и исследовательской деятельности.

  • Показать возможности активизации обучения через проектно-исследовательскую деятельность учащихся.

  • Проанализировать результаты проектной деятельности учащихся и их влияние на повышение уровня самореализации учащихся.

Длительность работы над опытом:

Работа над опытом охватывает период с 2006 по 2015 годы.

1 этап: 2006-2008 годы – констатирующий этап: выявление проблемы, изучение теоретической базы, знакомство с данной технологией, проведение начальной диагностики.

2 этап: 2008-2014 годы – формирующий этап: реализация технологии проектного обучения программы на уроках географии, выбор заданий, требующих творческого подхода, апробация упражнений, наиболее способствующих достижению цели. Расширение диапазона опыта за счет занятий кружка и исследовательской деятельности.

3 этап: 2014-2015 гг.- аналитический этап: анализ результатов и обобщение полученного опыта.

Диапазон опыта

Опыт представлен системой уроков и внеурочной деятельности в рамках исследовательской работы.



Теоретическая база опыта

Проблема развития творческих способностей школьников в процессе обучения приобретает огромное экономическое и социальное значение. Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектно-исследовательская деятельность.

Развитие творческой активности является ведущим компонентом в развитии интеллектуальных умений учащихся и способностей на уроке и внеклассной работе.

В зависимости от характера учебной деятельности учащихся можно выделить несколько уровней обучения, начиная с репродуктивного – по образцу, до выполнения творческих заданий и осуществление комплексных работ по выполнению творческих проектов, т.е. проектной деятельности. Конечная цель - формирование ключевых компетентностей, под которыми понимается интегрированное свойство личности, включающее взаимосвязанные знания, умения, способы деятельности, ценностные отношения и готовность мобилизовать и реализовать их при необходимости.

Проектная и исследовательская деятельность решает ряд важных педагогических задач:


  • Учит применять базовые знания и умения, усвоенные на уроках, для поиска и решения разнообразных социальных, семейных, личных проблем

  • Стимулирует самостоятельную познавательную деятельность детей, когда они ищут способы решения поставленной задачи, осваивая новую информацию и новые способы деятельности

  • Позволяет рассмотреть сложные объекты с точки зрения разных наук, что стирает границы между школьными предметами, показывает взаимосвязь между различными явлениями, приближая учебный процесс к реальным жизненным ситуациям

  • Привлекает детей к социально значимой, созидательной и преобразовательной деятельности, которая обеспечивает формирование различных социальных компетентностей, многих личностных качеств. В педагогической практике использование проектной и исследовательской деятельности решает задачи индивидуально ориентированного образования. Такая деятельность соответствует способностям детей и направлена на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов.

Таким образом, обеспечивается высокий уровень субъективности позиции ученика, что содействует формированию гражданственности и социальной ответственности учащихся. Развитие субъективности ученика проявляется в том, что он имеет возможность сам ставить цели, планировать исследование, разрабатывать проект, оценивать и защищать его. Выполняя проекты, школьники осваивают алгоритм инновационной творческой деятельности, учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач. Учащиеся развивают навыки мышления, поиска информации, анализа, экспериментирования, принятия решений, самостоятельной деятельности и работы в группах.

При организации проектно-исследовательской работы существенно изменяется и роль педагога. Он – демократичный руководитель, консультант, помощник; соответственно, ученик – активный участник, созидатель, творец.

Для более чётких представлений о сущности данного вида деятельности уточним ряд взаимосвязанных понятий.

Следует различать понятия проектное обучение, метод проектов, проектная деятельность. Проектное обучение рассматривается как дидактическая система, а метод проектов - как компонент системы, как педагогическая технология. О проектном обучении можно говорить, если метод проектов является основным в процессе обучения, а все остальные методы играют вспомогательную роль. Проектная деятельность – компонент проектного обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей ученика посредством проектирования и создания продукта, обладающего новизной. Она представляет творческую работу по решению практической задачи, цели и содержание которой определяются при участии педагога. Отсюда следует, что другой стороной, компонентом проектного обучения является деятельность педагога. Следует различать понятия проектная и исследовательская деятельность. Конечно, проектная деятельность имеет исследовательский характер, исследование является одним из необходимых этапов работы над проектом. Проведение опытов, наблюдения за природными объектами и явлениями, написание рефератов относится к исследовательской деятельности. Различие заключается в том, что в результате проектной деятельности создаётся собственный продукт (проект), который отличается новизной (объективной и субъективной) и может быть использован на практике. Исследование – это поиск в определённой области, который может завершиться получением каких-либо сведений по проблеме, позволяющих ученику сделать самостоятельные выводы; это открытие новых знаний. Способность создавать собственный информационный продукт на основе самостоятельно найденной, критически оцененной и преобразованной информации является важнейшим свойством творческой личности, развитие которой является первостепенной задачей современной системы образования. Проект толкуется в словарях как «план, замысел, текст или чертёж чего-либо, предваряющий его создание». Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем. В России в результате недостаточно продуманного и последовательного использования этого метода он был осуждён и до недавнего времени не практиковался.

Сегодня метод проектов вновь используется, но уже в обновленном виде. Именно осмысление и применение этого метода в новой социально-культурной ситуации в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. Многообразие содержания и организации проектной деятельности обусловило появление различных классификаций, но деление весьма условно. Различают учебные и социальные проекты. Учебные предусматривают самостоятельную учебную деятельность под руководством учителя, социальные носят комплексный характер, т.е. связаны с различными сферами деятельности, выходящие за рамки учебных дисциплин (прил.1).

Когда проект выполняется при непосредственном руководстве учителя и учащиеся последовательно осуществляют его рекомендации – это исполнительный проект. Используется на начальном этапе деятельности, поскольку нет достаточного опыта для самостоятельного поиска. Конструктивный уровень проекта возможен тогда, когда учащиеся способны, обсудив с учителем тему, проблему, план действий, самостоятельно выполнить работу. Если же ученики сами выдвинули идею, разработали план, то это творческий проект.

Обладая широким диапазоном возможностей, проектное обучение может быть организовано как в одном классе, так и в разновозрастных группах.

Продолжительность определяется решаемой проблемой. А также зависит от возраста и опыта.

Многие учащиеся испытывают трудности в выборе темы проекта или работы, вида проекта, поэтому учителю надо иметь «банк» примерных проектов. Также следует учитывать требования:


  • Подготовленность учащихся к данному виду деятельности

  • Интерес к проблеме

  • Личностная и социальная значимость работы

  • Использование различных средств

  • Практическая направленность

Необходимо обеспечить условия деятельности:

  • Соответствие задачи индивидуальным возможностям детей

  • Использование, закрепление приобретённых УУД, социального опыта

  • Диалоговый характер взаимодействия педагога и ученика

  • Наличие материально-технических средств

  • Обеспечение безопасных условий деятельности

  • Использование образовательных ресурсов школы и окружающей среды

Характеристика успешной проектно-исследовательской деятельности:

  • Работа имеет чёткие цели и конкретные планируемые результаты

  • Учащиеся включаются в разнообразные виды деятельности (целеполагание, исследование, проектирование)

  • Проекты развивают социальные связи с окружающим миром

  • Оптимально используются информационные технологии

  • У школьников развиваются универсальные учебные действия.

Можно выделить этапы деятельности учащихся. Например, М.Б.Лебедева и О.Н.Шилова обозначают два подхода: конструкторский (поисковый, технологический, заключительный) и педагогический (выбор темы, варианты проблем, распределение задач по группам, групповая или индивидуальная разработка проекта, защита, экспертиза) [1]. Интегрируя эти два подхода, можно выделить следующие этапы:

  • Подготовка к проекту или написания работы

  • Организация участников проекта

  • Выполнение проекта, работы

  • Презентация работы

  • Подведение итогов

Проектно-исследовательская деятельность всегда предполагает решение учащимся какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных предметных областей.

Главные цели введения в школьную практику методов проектно - исследовательской деятельности[11]:



  • Повышение личной уверенности каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.

  • Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.

  • Развитие исследовательских умений.

Новизна опыта состоит в рационализации, усовершенствовании отдельных сторон педагогического труда при использовании проектно-исследовательской деятельности на уроках и повышении на этой основе эффективности обучения географии, интереса к предмету, формировании осознанной потребности к усвоению знаний и умений, тем самым, внося вклад в общее развитие ученика

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта Опыт может быть реализован учителями географии общеобразовательных учреждений при наличии развернутой системы научно-исследовательской работы с обучающимися II-III ступеней.

Раздел 2. Технология опыта

Теоретическая база опыта. В основе педагогического опыта лежат идеи системно-деятельностного подхода, разрабатываемого в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина и др., раскрывающие основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний и структуру учебной деятельности, формирования географической картины мира с учётом возрастного развития детей и подростков. Одно из положений деятельностного подхода заключается в том, что психологические способности человека являются результатом преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путём последовательных изменений. Соответственно личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности. В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определённый тип мышления – эмпирический или творческий – в зависимости от содержания обучения. Обучение осуществляет свою ведущую роль в умственном развитии через содержание усваиваемых знаний. [4] В основе усвоения системы научных понятий, определяющих развитие теоретического мышления и прогресс познавательного развития учащихся, лежит организация системы учебных действий. Основные результаты обучения и воспитания в отношении достижений социального, личностного, познавательного и коммуникативного развития обеспечивают широкие возможности учащихся для овладения знаниями, умениями, навыками, компетентностями, способностью и готовностью к познанию мира, обучению, сотрудничеству, самообразованию и саморазвитию. Системно-деятельностный подход обуславливает изменение парадигмы образования, которая находит отражение в переходе:

-от определения цели обучения как усвоения ЗУН к определению цели как умения учиться;

-изолированного от жизни изучения системы научных понятий к включению содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач, т.е. к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов;

-индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли учебного сотрудничества. Становление субъекта учебной деятельности в подростковом возрасте происходит в два этапа. На первом (11-12 лет, 6-7 кл.) происходит качественное преобразование учебных действий моделирования, контроля и оценки, что открывает возможность самостоятельной постановки новых учебных задач. На втором этапе (13-15 лет, 8-9 и 10 кл.) происходит развитие способности учащегося к проектированию собственной учебной деятельности. В ходе подготовки и реализации учебно-исследовательских и социальных проектов по собственному замыслу происходит освоение учащимися средств планирования и прогнозирования результатов проекта; овладение коммуникативными средствами и способами организации кооперирования и сотрудничества. Через развёртывание учебно-проектных ситуаций обеспечивается возможность стремления подростков к самореализации и утверждению статуса взрослости; овладение ими проектированием как способом познания мира. Это требует изменения формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества – от классно-урочной к лабораторно-семинарской и к лекционно-лабораторной исследовательской.



1.Цель данного педагогического опыта: способствовать развитию исследовательских способностей учащихся для формирования положительной динамики самореализации в учебно–познавательной деятельности при изучении географии через использование технологии организации проектно - исследовательской деятельности.

2.Задачи:

Для достижения цели необходимо решение следующих задач:

- ввести в педагогическую практику такую организацию образовательного процесса, которая способствует развитию у учащихся интеллектуальных способностей через познавательную активность;

- создать условия для приобретения учащимися учебно-исследовательских умений, необходимых для дальнейшего образования;

- выявлять на уроках в процессе исследовательской деятельности одаренных учеников, которые могут заниматься учебно-исследовательской деятельностью во внеурочное время.

Ожидаемый (отсроченный) результат при внедрении метода проекта видится следующим:



  • это личность, положительно мотивирующая и проживающая ситуации своего учения; вовлеченная в активный, сознательно спланированный ею познавательный процесс;

  • это личность, вовлеченная в поисковую и исследовательскую деятельность по добыванию знаний, умеющая работать с информацией, трансформировать её в необходимые знания и применять их;

  • это личность, умеющая осмысливать, оценивать и предъявлять себя, свою деятельность и её результаты, то есть личность со сформированными в той или иной степени информационной, учебной, исследовательской, коммуникативной, личностной компетентностями, с выявленными доминирующими интересами, со сформированными мировоззрением и личностной позицией, что в конечном итоге и будет способствовать её успешной самореализации.

3.Средства достижения цели

Основным средством обучения на уроке географии, конечно, был и остается учебник, который позволяет осуществлять метод работы с источниками и литературой. На помощь к нему приходят атласы, энциклопедии, дополнительная литература, справочники, наглядные пособия в виде таблиц, схем. В последние годы нельзя обходиться без интерактивных средств обучения (учебные электронные мультимедиоиздания на компакт-дисках) и краеведческой литературы: «Красная книга НАО», учебное пособие « География нашего края» для 8-9 классов (автор Казакова Р.В.), методическое пособие (автор Чупрова Т.И.).

Продуктивными методами для достижения цели в опыте работы являются: метод наблюдения и сравнения, поисковый и интервьюирования, которые применяются учащимися в ходе учебного исследования. Немаловажную роль играет раздаточный материал (коллекции минералов и горных пород, гербарии и т. д.), а также метеорологические приборы, которые способствуют организации исследовательской работы.

Формой организации учебно-воспитательной работы для достижения цели опыта являются: уроки-практикумы (в 8-11кл.), уроки-путешествия (6,7 кл.), уроки-проекты (7,8,9,11кл.), уроки-семинары (10,11кл.), при подготовке к которым ученики ведут самостоятельную учебно-исследовательскую работу на основе тех навыков, которыми они овладели ранее. Уроки-экскурсии помогают вести наблюдения, опрос, сравнения в ходе исследования. Наиболее эффективной формой исследования является экспедиция, в которой ведется подготовка в течение всего года поэтапно, а также участие в научно-практических конференциях, школьных.муниципальных, региональных и Всероссийских конкурсах.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница