Тема опыта: «Формирование основ нравственной культуры детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»



Скачать 206.02 Kb.
страница1/7
Дата22.02.2016
Размер206.02 Kb.
ТипАнализ
  1   2   3   4   5   6   7
Дошкольное воспитание

Тема опыта: «Формирование основ нравственной культуры детей дошкольного возраста посредством художественной литературы»

Автор опыта: Ильюшина Марина Владимировна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад «Росток» г. Нарьян-Мара»

Раздел 1. Информация об опыте

1.1 Условия возникновения и становления опыта


Свою педагогическую деятельность воспитатель осуществляла в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад «Росток» г. Нарьян-Мара», расположенном в г. Нарьян-Маре по улице Рабочая, д. 11. Детский сад расположен в микрорайоне Качгорт. Все социально-культурные объекты удалены от детского сада.

Опыт формировался с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

Началом работы по теме опыта стало обследование детей и анкетирование родителей. Опрос дошкольников показал, что предпочтение дети отдают не художественной литературе, а средствам массовой информации, которые перестали быть эталоном русского литературного языка, нравственных ценностей. Из 100% опрошенных детей 80% предпочли книге мультфильмы, развлекательные ТВ-программы; 49 % детей ответили, что им читают мало, 23 % детей ответили, что родители (бабушки, дедушки) не читают вообще («Мама говорит: «Не бегай, не мешай, посиди, книжку посмотри»).

При анкетировании родителей выяснилось, что родители чаще покупают детям игрушки, сладости, а когда покупают книги, не обращают внимания на содержательный и образовательный аспект художественной литературы. Совместное чтение происходит довольно редко (сложный ритм жизни, нехватка времени), а на периодическую печать для малышей подписываются практически единицы.

Анализ анкет, собеседование с родителями подтвердили необходимость раскрыть духовный и нравственный потенциал художественных произведений.

В процессе становления опыта была проведена следующая работа: разработаны перспективные планы для среднего и старшего дошкольного возраста по данной теме, перспективный план кружковой работы в старшей группе, цикл занятий, развлечений, рекомендательный материал для педагогов и родителей. Создана дидактическая база: дидактические игры, картотеки («Загадки», «Пословицы и поговорки», «Времена года»).

Оформлены и пополняются книжный уголок, уголок патриотического воспитания «Родина моя», речевой уголок, мини-музей «Изделия народных умельцев».

1.2. Актуальность опыта


Опыт актуален и перспективен, так как выбранная тема определена сложившейся социокультурной ситуацией. Жизнь человечества в XXI веке, по мнению ученых, в решающей мере зависит от «сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающего поколения, от их интеллектуальных, нравственных качеств». Дошкольное детство играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в этом возрасте образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала. Глубокая, духовная, творческая нравственность связана с личной духовностью человека, ее глубиной. Нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является художественная литература.

Сейчас постепенно возвращается национальная память, и общество по- новому начинает относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, литературе, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Об этом много написано, много говорят по телевидению. Но с развитием массового телевидения читать детям стали меньше. Дети начали отдавать предпочтение различным занятиям, нежели слушанию. Плоды этого мы начали пожинать сегодня: произошли изменения в речи в худшую сторону. У детей слабо выражается эмоциональный отклик на прочитанное. Они утратили способность проявлять интерес к самостоятельному сочинительству, пересказу художественного произведения. Проявляется низкий уровень воображения, восприятия, коммуникативных навыков.

Чтение художественных произведений, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствует постижению окружающего мира, учит понимать прекрасное, закладывает основы нравственности.

Художественная литература — важнейшее средство формирования личности ребенка и развития речи, средство эстетического и нравственного воспитания детей. Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями.

Анализ этих проблем приводит к выводу о необходимости поиска и постепенного разрешения следующих противоречий:

- между необходимостью развития духовных, нравственных качеств личности и бытующим в практике ДОУ педагогическим процессом, ориентированным лишь на подготовку воспитанников к школе;

- между необходимостью усиления внимания со стороны государства и общества к проблемам нравственного развития личности и ослаблением воспитывающей функции дошкольных образовательных заведений.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых направлений в организации этой деятельности с подрастающим поколением. Формирование основ нравственной культуры у дошкольника – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Эта работа должна осуществляться систематически и планомерно во всех группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.


Каталог: images -> doshkolnoe-obrazovanie
doshkolnoe-obrazovanie -> Памятка для родителей «Развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры»
doshkolnoe-obrazovanie -> Тема опыта: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности
doshkolnoe-obrazovanie -> Тема опыта
doshkolnoe-obrazovanie -> «Развитие речи детей дошкольного возраста через реализацию деятельностного подхода в обучении»
doshkolnoe-obrazovanie -> Тема опыта: «Развитие речи дошкольников посредством использования дидактических игр»
doshkolnoe-obrazovanie -> Информация об опыте Условия возникновения опыта
doshkolnoe-obrazovanie -> Дошкольное воспитание Тема опыта
doshkolnoe-obrazovanie -> Опыта: «Формирование представлений о природе родного края у детей старшего дошкольного возраста через использование системы наблюдений на прогулках»
doshkolnoe-obrazovanie -> Шубина Татьяна Борисовна, педагог психолог мб доу детский сад комбинированного вида №3 г


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница